Александр Астрихинский: «Яхта не обязывает владельца быть миллионером»

02.03.2015

 - Статьи

Автор: Шура Лепель, фото из архива Александра Астрихинского


Александр Астрихинский: «Яхта не обязывает владельца быть миллионером»

Не секрет, что у Беларуси нет выхода к морю и каких-либо перспектив заиметь таковой в ближайшем будущем. Но это ничего: если белорус не идет к морю, то море идет к белорусу. 4 марта в минском клубе LOFT состоится яхт-вечер «Корабли и острова» – уникальное мероприятие, которое соберет вместе литераторов, путешественников и литераторов-путешественников. Накануне встречи мы поговорили с ее инициатором – художником и писателем из Москвы Александром Астрихинским, одним из активистов российского яхт-движения, придумавшим и продвигающим особый формат морского круиза – творческий пленер на борту яхты.

Александр Астрихинский – художник-живописец и шкипер и художник с десятилетним стажем хождения на яхтах. C 2012 года - основатель и президент компании Mediteran, которая на деревянных парусных яхтах «Аврора» и «Валери» организует художественные круизы: вело-яхтенные, психологические, литературные, круизы с обучением съемке кино.

- Александр, я слышала, что в 2012 году вы бросили все и буквально начали новую жизнь на борту яхты? Это правда? Как ваши друзья и близкие отнеслись к вашему выбору?

- Не могу сказать, чтобы я «все бросил». Яхты и связанные с ними художественные путешествия как раз придали большую осмысленность и постоянство моей жизни. Только корабль может дать возможность передвигаться по всему миру, узнавать его, при этом оставаясь дома – на корабле. Ты можешь взять с собой все, что тебе нужно: кисти и бумагу, холст и краски, друзей и книги, вино и сыр. И самое главное – желание заглянуть за горизонт.

Большинство знакомых относятся к моей корабельной жизни как к прихоти или развлечению. Как и к любой такой жизни, связанной с яхтами. Это и понятно – Россия, по сути, сухопутная страна, как и Беларусь. Поэтому представления о морской жизни почерпнуты из каких-нибудь фильмов или фантазий. А морская жизнь – это, прежде всего высокая ответственность и большой труд. Даже не могу вспомнить, когда мне было еще так непросто как со времени появления собственных яхт в моей жизни. Ведь я не был профессиональным моряком, поэтому постоянно приходится многому учиться. Каждый день. И ремонтировать корабли, и прокладывать маршруты, и отвечать за благополучие всех, кто на борту.

- Когда человек слышит слово «яхта», первая ассоциация, которая у него возникает – «развлечение для миллионеров». Насколько сейчас доступен яхт-туризм?

- Яхта – это легкое парусное судно с каютами. А сейчас так могут назвать и судно без кают. Порой, это совсем маленькая лодка со съемной мачтой и парусом. Нет в этом ничего, что обязывает владельца быть миллионером.

Такую лодку можно построить и самому. И многие строят. Тем более, что современные технологии и материалы (в первую очередь – стекловолокно и эпоксидные смолы) делают яхтостроение все более доступным.

Яхта, как и машина, в наши дни не роскошь, а средство передвижения. «Миллионер на яхте» – стереотип еще советских времен, когда само владение частным парусным судном было сопряжено с определенными сложностями. Ведь на нем можно было запросто удрать «на Запад». Кстати, до сих пор в российских территориальных водах, особенно в Черном море, пересечь границу гораздо сложнее, чем в «западных» морях.

- Во сколько, если не секрет, обходится содержание одной яхты?

- Содержание «лодки» зависит от ее размера и технологии изготовления. Например, «зимовка» 50-ти футовой яхты будет стоить в портах Хорватии порядка 7000 евро. В Турции уже почти так же. У меня 80-ти футовые яхты, но я не держу их постоянно в портах. Летом часто стоим в бухтах, а на зиму пока что каждый год поднимал на верфь для производства работ с корпусом… По-разному стоить может содержание яхты. Для того, чтобы удовлетворить ваше любопытство, скажу, что только содержание яхты от 50-ти футов в Средиземном море колеблется около цифры 10000 евро в год. Это стоянка в каком-либо порту и профилактика, без затрат на паруса, которые надо менять раз в несколько лет, без модернизации или значительного ремонта.

- Как обычному сухопутному человеку стать капитаном яхты?

Надо учиться и набираться опыта. Сейчас доступно множество различных курсов. Я бы рекомендовал только курсы с практикой. И потом, если сразу после курсов кто-то выходит в море, то лучше делать это кем-то более опытным. Средиземноморье очень комфортно для путешествий на яхтах, однако надо быть гораздо внимательнее, чем на озерах. В море фактор погоды более значим.

- Как к вам пришла идея организовывать мастер-классы на борту?

- Эта идея возникла у меня еще до покупки «лодок». Дело в том, что в среде художников пленэры – очень распространенная форма совместных выездов. Когда я оказался впервые на яхте в 2004 году, у меня были с собой бумага и карандаши. И еще тогда я думал, что было бы хорошо организовывать такие совместные путешествия с художниками и обучение для новичков.

- Каковы отличия, скажем, Греции, увиденной с материка, от Греции, увиденной с моря?

- Грецию, по сути, нельзя понять только с суши. Ведь с древности греческая цивилизация была, преимущественно морской. Греция – это полуостров и острова, которые связаны друг с другом морем – их по-другому не охватить. «Таласса!» – кричали греческие наемники, отступавшие после разгрома их армии Киром, в «Анабасисе» Ксенофонта, увидев море. Потому, что увидев море, уже твердо знали, что они доберутся до дома. Да и само слово «архипелаг» означает даже не острова, а море. «Археос пелагос», т.е. главное море – Эгейское. И острова архипелага – это острова Эгейского моря. Теперь так уже называют любую группу островов – словом, в звучании которого закодировано это греческое море.

Только с моря можно понять настоящую Грецию и греков, постоянно пересекавших моря, разделяющие острова и полуострова, греческую цивилизацию, проникшую еще в античности чуть не во все закоулки средиземноморского мира.

- Какие «уголки» Средиземноморья дороги лично вам?

- А я очень люблю чуть не все места, где удалось побывать. Может быть, сейчас могу выделить такие острова как Тилос, Нисирос, Аморгос, Фолегандрос, Итака, Корфу... нет, пожалуй, их уже слишком много. Каждый остров - это большая история. Больше, чем миф. Но и миф тоже.

Вот, например, Тилос. Признаться, я не очень-то ценил этот остров. Но однажды, осенью 2013 года довольно сильный шторм заставил остаться на нем еще на один день. За этот день удалось уже хорошенько обследовать остров. Там, кроме монастыря св. Пантелеймона, куда отправляются все туристы и даже паломники, есть музей карликовых мамонтов, есть удивительно прекрасный заброшенный город, пляж с гуляющими по нему павлинами, козы лазающие по деревьям... И это еще не все, что есть на Тилосе.

Позднее, как-то заказав тушеную козлятину на Родосе, я сказал официанту: «А вкус у вашей козлятины как будто она с Тилоса». И он ответил мне: «Да, это тилосская козлятина, мы покупаем там, потому что она лучшая из всех окрестных островов». Связи между островами существуют тысячи лет, они существуют теперь. Каждый остров может принести внимательному путешественнику множество открытий. Мне дороги эти открытия. А во время наших путешествий без них не обходится ни дня.

- Как вы лично называете свое теперешнее занятие? Турбизнес? Хобби? Стиль жизни?

- Наверное, это жизнь, в которой есть место всему. Без бизнеса, иными словами, «дела» возможности, склонны уменьшаться, сжиматься, схлопываться... Меня полностью поглощает это мореплавание с творчеством: с живописью и литературой, с велосипедами, фотографией, кино, архитектурой, историей и геологией. Еще необходимо заниматься кораблестроением – и этому я тоже рад.

- Какое самое запоминающееся приключение на яхте у вас было?

- Хорошо, когда принимаешь правильное решение. Так, в прошлом году, уходя от сильного волнения, мы во время круиза, посвященного литературе Серебряного века, попали на островок Анафи. Он стал неожиданной новой точкой на пути и подарил нам и спокойную гавань на ночь, и замечательный вечер проведенный в нескольких деревенских тавернах.

А вот годом ранее, в порту нас застал довольно сильный шторм, мы были пришвартованы лагом вдоль дебаркадера, что было неправильно для той неспокойной ночи. Беда в том, что яхта была слишком большой для того и так забитого до отказа яхтами порта и мы пришвартовались с внешней стороны дебаркадера, от которого ночью пришлось всеми мужскими силами отталкивать ночью лодку, чтобы ее не побили волны.

Как только волнение стихло, мы снялись и ушли на другой остров. Но та ночь мне запомнилась.

Приглашаем всех, кто хочет узнать больше об островах Средиземного моря, а также прояснить для сябе, что такое «пришвартоваться лагом вдоль дебаркадера» - в 19:00 в кафе Loft (петруся Бровки, 22). Начало в 19:00 вход свободный. В программе – выступление Александра Астрихинского, подведение итогов мастер-класса по путевой литературе, а также стихи о путешествиях белорусского поэта Андрея Хадановича. Вход свободный.

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах