<p>Талсинский район обладает несметными богатствами: в лесах обитают добрые феи, неутомимых искателей ждут богатые клады, а любителей легенд – невыдуманные истории, древние городища и замки так и норовят поделиться ими. А еще здесь десятки километров морского берега, мыс Колка с уникальными рыбацкими деревушками ливов и старые маяки. И люди живут замечательные, сколько бы ни говорили про замкнутость и закрытость наследников древних куршей!</p>

Латвия: путешествие по Курземите, или Игра в бисер. Часть пятая

Талсинский район обладает несметными богатствами: в лесах обитают добрые феи, неутомимых искателей ждут богатые клады, а любителей легенд – невыдуманные истории, древние городища и замки так и норовят поделиться ими. А еще здесь десятки километров морского берега, мыс Колка с уникальными рыбацкими деревушками ливов и старые маяки. И люди живут замечательные, сколько бы ни говорили про замкнутость и закрытость наследников древних куршей!

Окончание. Части первая, вторая, третья и четвертая

«Задумчивый» Талси

В Талси едем через Сабиле. Сабильская гора занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самый северный виноградник под открытым небом. Здесь также производят вино, но на сегодня нам дегустаций уже достаточно...

...Tалси позиционируется как «город на 9 холмах». Самый большой и красивый из этих холмов – древнее городище. На еще одной – Церковной – горе находится лютеранская церковь, в которой в начале XIX века служил друг композитора Людвига ван Бетховена Карл Фердинанд Аменда.

«Бог и природа хотели, чтобы он был особенным». Жизнь в этих местах размеренная, как ровное дыхание человека, привыкшего к постоянным подъемам и спускам. И если Талси – это провинция, то уж наверняка интеллигентная, романтичная и мечтательная. Здесь говорят: «Живем спокойно, гармонично и красиво», – и в доказательство цитируют Брюсова:

В Варшаве, и в Вильне, и в задумчивом Тальсене

За вами я долго и грустно следил.

И все мне казалось: стремитесь вы в вальсе

Неизбежном, над тайной бессмертных могил,

– писал поэт в стихотворении, посвященном уроженке Талси (а до революции Тальсена) Марии Вульферт, молодой скрипачке, позднее приехавшей в Варшавскую консерваторию.

Минуло немало лет, но город сохранил этот флер медлительности и задумчивости, свой совершенно особый дух.

Мы гуляем с гидом Дагнией  по вечерним немноголюдным улочкам, идем вдоль берега зеркального озера. Озеро при разных хозяевах носило их имена. Теперь это просто озеро Талси. Своего рода еще одна визитная карточка города. Вокруг – променад. Есть местное предание: если во время летнего или зимнего солнцестояния ты успеешь в полночь, пока бьют часы, трижды оббежать вокруг озера, то все сокровища замка (а они здесь непременно есть, не сомневайтесь) будут твоими!

Это придумано для туристов. Надо найти почтовые ящики с такими же пуговицами, а на них – задания, которые нужно выполнить. Своего рода игра. Особенно ее любят школьники: играя, они познают Талси.

В начале XX века во многих городах были построены своего рода Дома культуры, в которых играли в театрах, пели в хорах – это здесь очень любят. Талсинский народный дом выполняет роль и культурного центра, и клуба, и театра. Не так давно к нему было пристроено ультрасовременное здание, которое местные жители сразу же полюбили. Для нас здесь провели инсценированную коронацию, и вот мы уже – коронованные королевы Талси.

Здесь любят все свое: не только песни, но и узоры. Мы обратили внимание, что графический набор красок и узоров исключительный, очень жизнерадостный. Красный, синий, зеленый!

Рассказывает Инессе из туристического центра, который работает уже 16 лет и при себе имеет маленький сувенирный магазин: «Так называемый красочный код Талси – это не просто яркий набор цветов, это элемент народного костюма, так выглядела в нем женская юбка. Еще на народном костюме всегда присутствует талсинское «солнышко». Кстати, этот элемент использовался еще викингами и несет большую энергетическую нагрузку».

Отсюда можно даже отправить шоколадную открытку

В первую очередь вы должны полюбить себя, говорит нам во время тоста Дагния. К этим словам нельзя не прислушаться!

Кто такие лаумы, или В гостях у фей

А еще в программе было посещение природного парка «Лауму».

Природный парк посвящен добрым лесным феям, которые зовутся лаумы.

Здесь есть тропа пчел и тропа птиц, спортивная и лесная тропы и уютный гостевой дом уровня три звезды. Здесь множество развлечений, но, к сожалению, нам помешал дождь. Поэтому мы выбрали самое спокойное, которым можно заниматься в помещении: под чутким руководством собственноручно отливаем в подарок близким свечи из воска.

Требуется немного: силиконовая форма, фитиль, 2 резинки, игла и растопленный воск.

Представляю, как это занятие нравится детям!  

Путешествуя по залам замка Дундаги, откуда родом прототип героя фильма «Данди по прозвищу «Крокодил», мы видели тех самых злобных крокодилов,

которых здесь настрого запрещается кормить,

...сыграли на старинном клавесине и познакомились с легендой о Зеленой деве Дундагского замка.

Владельцы Дундагского замка могли оставить наследство лишь сыновьям, в случае их отсутствия все богатство переходило к родичу мужского пола. И вот одному из баронов, у которого не было сына, гном пообещал рождение наследника в обмен на разрешение сыграть ночью свадьбу в большом зале замка. При одном лишь условии: за церемонией никто не станет подглядывать.

Да только дочь садовника, которая прогуливалась рядом с замком с сыном конюха, ничего не знала о запрете. Заглянула в светящиеся окна, увидела что-то смешное и не сдержалась, расхохоталась в голос. Прокляли ее гномы, вскоре девушка умерла и теперь по ночам бродит по замку. На ней зеленое платье, которое она носила при жизни, за это ее и прозвали Зеленой девой. Но привидение из дочери садовника получилось достаточно дружелюбное, говорят, оно даже обладает волшебной целительской силой.

Сегодня в замке музей, центр творчества и бюджетная гостиница.

Это гербы владельцев замка.

Слева – Фон дер Остена (три реки с ключами), справа – Сакена (три звезды). Оба закреплены на стене вместе, под общим шлемом.

Наследие ливов

Уникальным памятником истории и культуры являются самобытные рыбацкие поселки ливов. Один из них – Мазирбе.   

Летом здесь проводится традиционный праздник ливов. Этот маленький народ сегодня насчитывает несколько сотен человек. Людей, говоривших на языке ливов, в какой-то момент на родине оставалось всего лишь несколько десятков. Сейчас – уже больше. Уклад жизни, связанный с морем, всегда был здесь определяющим и сегодня не обделен вниманием, заботливо поддерживается. Если вы фанат рыбалки, то можете выйти в море с местными рыбаками.

Сам же мыс Колка, Колкасрагс, – место встречи залива и моря – уникален!

Залив ливы называли маленьким морем, а само море именовали огромным и великим. В осеннюю непогодь, когда штормит, это побережье куда живописней, чем летом.

Янис Дамбитис, руководитель информационного центра Колки: «Надеемся, что со временем в оставшихся от советских времен железобетонных постройках, которые сегодня сложно снести, построят какой-нибудь туристический объект!»

Даже не зная латышского, понимаешь, о чем говорится на этом стенде

Памятник жертвам моря

А эти миниатюрные гостиницы пользуются здесь необычайной популярностью!

На смотровой вышке мыса Колка мы были первыми белорусами, спевшими здесь «Купалинку». Янис сказал, что с недавних пор они завели традицию петь на вышке на национальных языках.

В национальном парке «Слитере» находится единственый маяк, расположенный не на берегу непосредственно, а в пяти километрах от моря.

Осенние виды покоряют!

Природа сохранила здесь свой первозданный вид благодаря погранзоне: в советское время посторонним вход в нее был попросту закрыт.

 

Собор известен с 1774 года, но история этих мест гораздо старше...

В Мазирбе нас радушно приняла жена пастора Винета.

  А в гостевом доме ливов нас угостили вкусным обедом.

Встреча у в гостевого дома ливов

Это местное блюдо скландрауш, основной ингредиент которого – морковь. Говорят, оно послужило прообразом современной пиццы!

Повар Игорь поделился необычным рецептом своей соли, которая настолько нравится гостям, что ее даже увозят с собой в качестве гостинца!

Это анимация для школьников: рыцарь оживает, когда Игорь нажимает на нужную кнопочку

Побывали мы и в местном музее быта. Дед хозяйки в 1901 году приобрел у барона дом, и какое-то время в нем никто не жил, практически все советские годы здесь была пограничная зона.

Курорт Роя – летняя столица Латвии, как он себя позиционирует, – после рассказа о рыболовецких традициях края предложил дегустацию свежей рыбы. Зане Вайводе рассказала нам о туристических предложениях и возможностях курорта. Было любопытно, даже захотелось вернуться сюда летом.

Тукумс впечатлил своими древними замками: Дурбес и Шлокенбека. К слову, впервые Тукумс упомянут в летописях в 1253 году – в договоре о разделении Курсы между епископом и Ливонским орденом.

Площадь Катринас названа в честь Екатерины Великой якобы в благодарность за присвоение Тукумсу права уездного города. Екатерина в бронзе вовсе не похожа на грозную императрицу и бежит, выгуливая собачку, рядом с ледовым холлом, вполне достойным  внимания туристов.

В замках с 1848 по 1920-й жило семейство Рекке. Дурбес был летней резиденцией: фазаны, кони, скачки. Варили пиво, гнали спирт, выращивали бычков и породистых лошадей. В начале ХХ века здесь уже было электричество, лифт для подъема дров и продуктов.

Потом, как это произошло повсеместно, все было национализировано. Дурбес остался у латвийского правительства, а Шлокенбекское поместье перешло к дорожникам.

В 1923 году Дурбес подарили поэту Янису Райнису, но тот здесь не жил.

Приехал всего лишь несколько раз и – передал в дар учительской организации.

В замке был организован санаторий, летом – детские лагеря. И начиная с военных времен здесь прописалась медицина: госпиталь, туберкулезный санаторий, реабилитационная клиника – вплоть до 1991 года, когда сюда поселили музей.

Вся мебель подобрана по стилю из различных мест, со времен Рекке ничего не сохранилось, все уничтожено в пожарах.

Бильярдная, кабинет, библиотека, спальня, детская.

Полы во всех комнатах отличаются рисунком паркета

Силуэты, вырезанные из бумаги, в те времена заменяли фотографии

Замок часто используется для съемок фильмов. Он присутствует в историческом фильме «Наследие Рудольфа», знаковом для латышей, во многом из-за своих крылатых фраз. Например, когда по весне барон выходит на террасу и слышит запах навоза: «О, запах милой Родины»!

Эти платья используются при костюмированных мероприятиях:

Замок Шлокенбека построен в 1484 году бароном фон Бутларом. Это было время состязания двух сил в Ливонском ордене, рижского и тукумского баронов. Замок оборонительного типа, без архитектурных излишеств. Имел единственные ворота, с двух сторон его огибала река Слоцене, с двух других были глубокие рвы. Стена с бойницами сохранилась по сей день. Утратив оборонительное назначение, поместье было перестроено в соответствии с нуждами хозяйственной жизни. Здесь господствовало девять баронских родов.

Сегодня в замке находится дорожный музей.

В стенах Шлокенбекского поместья расположена гостиница:

А еще здесь действует культурный центр, с прекрасным залом.

Экскурсии проводятся интерактивные: туристы ищут сокровища, соревнуются в силе, удали и ловкости, дегустируют вино…

«Гостей мы обычно встречаем в исторических костюмах».

Яблочное вино, выпитое под мерцание свеч в погребе замка, оставляет на губах горьковато-сладкий привкус.

Его мы и увозим домой. Ведь это тоже частичка Курземе!

P.S. За прекрасную организацию тура автор благодарит Государственное агентство по развитию туризма Латвии (TAVA), Ассоциацию туризма Курземе, туристическую компанию «Авероя» и авиакомпанию airBaltic.

Подписывайтесь на TIO.BY в Telegram и Yandex Zen