Наши большие греческие каникулы. Часть первая

Автор: Людмила ДРИК, фото автора

Наши большие греческие каникулы. Часть первая

Опыт семейного путешествия из Минска в Ситонию на автомобиле

– Кали мэра – кали эспера! Эфхаристо – паракало! – сидящая рядом с водителем Софья читает русско-греческий разговорник вслух, декламирует непривычно звучащие слова, как стихи. Мы, как и мечталось долгими зимними вечерами, едем в Грецию на собственном автомобиле.

Если вы купили или собираетесь купить тур в Грецию с вылетом из Минска в туристической компании, этот материал вас вряд ли заинтересует. Но, я надеюсь, он будет полезен тем, кто привык организовывать свои путешествия самостоятельно, взваливать все риски и груз ответственности за успех предприятия на собственные плечи.

Итак, средство передвижения выбрано – автомобиль. Накануне поездки стоит позаботиться о его «здоровье» (техническом состоянии), устранить неполадки, чтобы потом не было мучительно больно. И оформить в страховой компании «грин-карт»: этот документ непременно захотят увидеть на всех пограничных переходах, которые предстоит преодолеть на пути к цели. Не забудьте также о медицинских страховках для всех членов семьи!

По рекомендации друзей мы остановили свой выбор на одном из трех «пальцев» полуострова Халкидики – Ситонии. Номер в апартаментах забронировали заранее на Booking.com. Принципиальным моментом при выборе места проживания было наличие в апартаментах кухни: у меня должна быть возможность приготовить детям домашнюю привычную еду. Да, я знаю, что в этот момент часть читателей, вернее, читательниц возмущенно завопит: «Опять кастрюли?! Да меня готовка еще дома достала!» Но я умею и люблю готовить, и обязанность кормить своих близких меня ни капельки не тяготит. А если у вас маленький ребенок, то домашняя еда – это еще и превентивная мера против сюрпризов со стороны ЖКТ. Нашему младшенькому на момент выезда нет еще и двух лет, так что походами в рестораны и таверны мы точно увлекаться не станем.

Раз уж зашла речь о хворях, не забудьте собрать аптечку! И пусть она вам не пригодится.

Дорога в Грецию

От забронированных апартаментов нас отделяет расстояние в 2200–2300 км. Не успели мы стартовать, как Андрей оборачивается ко мне и говорит:

– Заказывай гостиницу в Мишкольце, ночевать сегодня будем там.

Он-то хорошо подготовился к поездке: распечатал карту маршрута, выписал названия крупных городов в странах, через которые мы будем проезжать: в Польше, Словакии, Венгрии, Сербии и Македонии. Нашел в сети и распечатал информацию о дорогах, ценах на топливо, курсах валют… Я, между прочим, впервые слышу это географическое название – Мишкольц. Это город в Венгрии, и сегодня вечером мы должны там очутиться. Будущее уже наступило! Технологии стремительно меняют нашу жизнь! Сидя в машине с телефоном, подключенным к интернету, быстренько нахожу на Букинге и бронирую апартаменты с двумя спальнями в Мишкольц-Тапольце.

Вообще-то мы стартуем дважды: первый раз в Минске, второй – в Пружанах, где живут бабушка и дедушка, это на целых 300 км ближе к цели. На два дня пути осталось 2000 км: мы планируем проехать 700–800 км за первый день и 1200–1300 за второй. Части не равны, поскольку по Польше и Словакии дорога идет по населенке, а значит, скорость движения будет куда ниже, чем на автобанах, по которым мы будем пролетать через Сербию и Македонию.

Апартаменты в Мишкольце – милый двухэтажный домик с маленьким садиком, там прекрасные розы и лавандовая клумба, и наши дети, наконец-то выпущенные на волю, начинают бегать по двору, оглашая воздух радостными криками. На калитке находим объявление: хозяева просят вновь прибывших постояльцев звонить по такому-то телефону. Ага, сами хозяева здесь не живут. Семейная пара на втором этаже – не хозяева, а туристы. Когда светловолосая дама приближается ко мне, я прошу прощения за шум, создаваемый нашими уставшими от долгого сидения в автомобиле детками. Но она беспечно машет рукой, улыбается и говорит:

– Ах, ну что вы, у меня тоже есть дети!

Дорис и Бент – путешественники из Швеции. Они путешествуют на поездах, в Венгрию приехали после посещения Польши и Словакии. Дорис гостеприимно приглашает нас на ужин:

– Я представляю, как вы устали после целого дня в дороге, – участливо говорит она, а Бент добавляет, что у них серьезная проблема: накупили слишком много еды, одним с этой напастью не справиться!

Вот так, совершенно неожиданно, мы попадаем «с корабля на бал» и проводим исключительно приятный вечер в теплой компании. Бент с улыбкой вручает нам буклет – на русском языке, которого он не знает: здесь, в Мишкольце, есть уникальные пещеры с термальной водой, судя по фотографиям, что-то фантастическое! Может быть, на обратной дороге стоит остановиться здесь же и посетить купальни?

Наутро покидаем Мишкольц-Тапольцу с надеждой вернуться сюда по пути домой.

Снимок постановочный! Сделан на одной из заправок в Македонии. К счастью, машинка нас ни разу не подвела.

Следующая страна по пути следования – Сербия. Едем по сербским дорогам, любуемся горами и маками на обочинах. Целые поля алых маков – незабываемое зрелище! А скалы, примыкающие к дороге, сербы заботливо укутывают проволочными ограждениями, чтобы случайно сорвавшийся с вершины камешек не приземлился на крышу вашей машины. Такие же ограждения мы позже увидим и в Македонии, и в Греции. После обеда Андрей предложил мне занять место водителя. Пообещал, что ближайшие 160 км дорога прямая, без поворотов… Сел на заднее сиденье и тут же уснул. Машин на дороге мало, в основном фуры. Но потом автобан вдруг сменяется узким серпантином: ремонт дороги, везде объезды и знаки, ограничивающие скорость движения. Мне, как не слишком опытному водиле, особенно неуютно, когда навстречу по узкой дороге несется огромная фура. В такой момент поневоле задумываешься, хватит ли ей своей полосы на крутом повороте дороги. И эти туннели, проложенные внутри гор: как-то жутко осознавать, что ты, пусть и недолго, находишься внутри многотонной каменной глыбы… И все же вождение по этим дорогам – бесценный опыт!

Сербия и Македония не входят в состав Евросоюза, снова погранпереходы, проверка паспортов и страховки «грин-карт». Македония порадовала ценами на топливо: здесь дизель дешевле, чем в Польше и Сербии, где мы до того заправлялись. А вот и последняя граница – между Македонией и Евросоюзом в лице Греции. Ура, мы в Элладе!

Бюджет: дорога

Главный расход, разумеется, топливо. В Беларуси мы залили топливо дважды: В Минске (445 тыс.) и перед границей, в Брестской области (245 тыс.). Итого около 50 евро. В Польше на заправке отдали 111 злотых (27 евро). В Сербии – 4767 сербских динаров (41 евро). В Македонии – 3445 македонских динаров (56 евро). Общий расход на топливо составил около 174 евро.

В Польше дороги бесплатные. А вот в Словакии на въезде в страну нужно купить виньетку за 14 евро (на месяц). На неделю дешевле, но нам же еще возвращаться назад через две недели, так что покупаем ту, что на месяц.

В Венгрии за виньетку отдаем 20 евро.

В Сербии плату за дороги взимают в специально оборудованных пунктах – будках со шлагбаумами. На нашем пути встретилось четыре будки, где мы отдали 240, 330, 730 и 190 сербских динаров. Всего около 13 евро.

В Македонии оплата за дороги осуществляется по той же схеме, что и в Сербии. Мы платили трижды: дважды по 50 македонских динаров и один раз – 60. Всего-то 2,6 евро.

Стоимость апартаментов в Мишкольце – 37 евро. С местным сбором (1,5 евро с носа) получается 43 евро.

Суммируем расходы: дорога в одну сторону обошлась нам в сумму около 270 евро. Сумма приблизительная, конечно, поскольку в нее не включены расходы на перекусы, но в тонкой гастрономической сфере у каждого свои запросы. Экономя время, мы не устраивали длительных посиделок в кафешках, покупали в основном мороженое на заправках, а в машине у нас был запас стратегический соков, печенюшек, воды, сухофруктов и просто фруктов, ну и, ясное дело, бабушкиных котлеток.

Греческая глубинка: между Ватопеди и Метаморфозис

Мы добираемся до наших апартаментов уже по темноте, все устали, очень хочется спать и совершенно ничего не видно – хоть глаз выколи! Ощущение такое, что заехали мы в настоящую глушь. Зато отлично слышен собачий лай. Это лает не какая-то там болонка, это явно какой-то огромный зверь вроде собаки Баскервилей! Но мне уже не страшно, желание заснуть убивает во мне все, даже страх. Поворот заветного ключика – мы дома! Это двухуровневые апартаменты с крутой винтовой лестницей: внизу спальня, сверху – столовая с кухней и диваном и балкон.

От одного вида лестницы сон почти улетучился. Оглянулась на Андрея и поняла, что он думает о том же, что и я: а не опасна ли такая крутая лестница для маленького Миха? Мих тоже проснулся и тут же доказал нам, что мы его недооцениваем. Лестницу он нежно полюбил с первого взгляда и всегда перемещался по ней очень аккуратно и с видимым удовольствием.

Площадь апартаментов – 55 кв. м, наша минская квартира не намного просторнее. Спать!

Та самая лестница

Утром как следует осматриваемся и идем знакомиться с хозяевами. Вернее, с хозяйками – матерью и дочерью. Хозяйку зовут Захареня, ее дочь – Христина. А большой пес, который ночью так напугал нас своим лаем, – добродушный огромный лабрадор Кесарас. Номеров в апартаментах всего шесть, но пока здесь только мы. Христина сказала, что другие постояльцы появятся только на следующей неделе.

Наш новый дом

Под нашим балконом – оливковая роща и море. Ужинаем обычно здесь, любуясь закатом

Между прочим, любое самостоятельное путешествие помогает по капле выдавливать из себя инфантила – незрелую личность, привыкшую прятаться от тягот и хлопот  жизни за чьей-нибудь широкой спиной. Ты становишься внимательнее, взгляд обретает поистине орлиную зоркость. Учишься задавать себе вопросы, в том числе неприятные. Почему мы не взяли с собой какао, ведь мы привыкли по утрам пить какао? А что, собственно, в данном контексте означает «мы»? Лично ты, хозяйка, мать семейства и хранительница очага, почему не позаботилась? Делаю зарубку в памяти и запись в блокноте.

На территории апартаментов – бесплатный Wi-Fi

Море плещется практически под балконом. Когда позавтракали и пошли на пляж, накрыло ощущение нереальности происходящего: никого нет, словно мы одни на все Эгейское море. По крайней мере, одни на весь залив Торонеос, омывающий полуостров Ситонию с запада.

У Софьи претензии к Эгею, который, по легенде, бросился в морские волны, увидев на горизонте корабль сына с черными парусами. Ей хочется переписать легенду, чтобы у древней истории непременно был хэппи-энд.

– Нельзя же быть таким импульсивным! – восклицает она. – Неужели он не мог подождать немножко, убедился бы сам, что все в порядке! Ну, забыли они про паруса, забыли… С этими взрослыми всегда только проблемы… (последнее она добавляет вполголоса).

Вот оно какое – Эге-гейское море!

Это просто фантастика: одни в отеле, одни на пляже! Хотя я подозреваю, что такое положение вещей не всем придется по вкусу: люди – существа социальные. Горожане, что бы там они ни говорили о своей любви к уединению и отдыхе на лоне природы, привыкли быть в человеческом муравейнике. Наедине с природой им бывает некомфортно. В одном из отзывов о наших апартаментах на Букинге читаем: «очень чисто и уютно, но в окрестностях абсолютно ничего нет!» Сейчас я понимаю, почему друзья, которые порекомендовали нам Ситонию, особенно подчеркивали, что автомобиль здесь (неважно, свой или арендованный) – не роскошь, а... В любой момент можно сорваться с места и поехать открывать новые земли. Или хотя в ближайшую деревеньку – сонную, мирную, обаятельную Ватопеди.

Храм Святого Пантелеймона в Ватопеди

Ватопеди – очень милая греческая деревушка

Кажется, самая популярная машина в районе. Здесь все на таких ездят! Наверное, удобно перевозить урожай

На шопинг мы ездили в Никити, там несколько супермаркетов, включая LIDL, и очень приятный магазинчик, где продается мед. Тут можно не просто купить мед, но и понаблюдать за процессом добычи меда из сот в мастерской по соседству. Очень интересно! В конце демонстрации нам вручают пластиковый контейнер с сотами, щедро политыми свежим медом. Перед покупкой мед можно и нужно дегустировать. Есть из чего выбрать: цветочный, лесной, еловый, сосновый, апельсиновый, тимьяновый…

Конечно, в супермаркетах есть все, но фрукты мы предпочли покупать не здесь, а на мини-рынках, палатках вдоль дорог. Очень быстро у нас появился «свой» продавец, к которому мы практически каждый день наведывались за черешней, персиками, помидорами, баклажанами, дынями, а также за оливками и вином… Когда мы были здесь впервые, нам подарили небольшую бутылочку с оливковым маслом – приятный бонус! В Греции очень душевно относятся к детям. Пока мы выбираем фрукты, продавщица угощает детей персиками и сливами.

В соседнем селении – Псакудии (Psakoudia) – есть информационный центр, в котором можно купить экскурсии. Взгляд сразу задерживается на рекламе «пиратского тура» – это путешествие на кораблике с 9 утра до 5 вечера вдоль берегов Ситонии и Афона. Решено – едем!

Бюджет: проживание

Стоимость проживания в апартаментах – 575 евро за 11 дней/12 ночей.