Будучи в
Рассказывает Аушра Чяснулявичене, искусствовед:
«Я родилась в Вильнюсе, Таурас – в Каунасе. Переехали жить в Друскиникай, где сегодня и проводим «Соляной урок у Таураса», suri pamoka pas Taur?. Почему соляной, спросите? В переводе на литовский «cоль» – druska, отсюда и название нашего города – «соленый, соляной». Город соли, как Зальцбург или Солигорск.
Мы каждый день здесь радуемся природе. Нам говорят: ваш воздух – как бальзам! Его можно пить. Около нашего дома могучие сосны. Эти сосны обнимают и Друскининкай. Давайте совершим такой ритуал: чуть-чуть расслабимся – в Друскининкае надо отдыхать! – и вдохнем наш воздух. Полюбуемся панорамой. Это река Ратничанка. Она впадает в Неман. На слиянии этих двух рек возник наш курорт. На мосту у слияния рек принято загадывать желание. Поверьте – оно сбудется!
Королева соли на своем троне
По нашему мостику мы обычно направляемся в город, а дочка ходит в школу. Мы здесь предпочитаем ходить пешком. Оглянитесь вокруг – разнотравье, это растет наш чай, которым мы угощаем гостей: мята, чабрец, аир. Красота! Прямо «Лесное эхо» – так называется наш городской музей леса!
От Гродно до нас 36 км, а от границы – всего лишь 7! Через город протекает Неман, наш любимый Нямунас, который берет истоки в Беларуси. Мы не просто соседи – мы связаны давними прочными связями! У нас общие традиции, культура, история…
...suri pamoka – «соленый урок»
Случается так, что, приезжая, люди начинают говорить: «Я боюсь, я ничего не знаю!» У нас табу на эти слова, мы их сразу выбрасываем в камин! Если всю жизнь думать: «Я плохая, я глупая, я «блондинка», – то и будешь этому соответствовать. Я, к примеру, постоянно говорю себе: я молодая, я самая красивая, я все знаю! Посмотрите на результат! И в ребенка надо закладывать подобную программу.
Чтобы добиться работы обоих полушарий мозга, надо давать нагрузку на обе руки, непременно должны работать пальцы. Поэтому очень полезно лепить малюсенькие детальки, чем мы и занимаемся с детьми, а Таурас учит их, как придавать форму мини-скульптуре, вырезать из цельного куска.
Как мы все это делаем? Детям ведь прежде всего хочется всегда все пощупать. Я даю ребятам соленую массу (соль – обыкновенная, пищевая – и мука высшего сорта) и предлагаю ее размять. Разломите и вы.
Что там внутри? Поздравляю, вы выиграли поездку на электромобиле! Так же наши клиенты могут выиграть сувенир «Богатство Друскининкая» или приглашения в парк приключений One, аквапарк.
Богатство Друскининкая: соль, минеральная вода и целебная грязь – упаковано в подарочный мешочек
Постоянно стараемся поддерживать интригу, чтобы ожидание чуда не покидало наших маленьких гостей!
...и не только маленьких!
Вылепили, поставили в печку на 15 минут.
Но дети ждать не любят, потому на это время ведем их в мастерские, где они получают цельный кусок соли, и с помощью напильника под руководством Таураса делают скульптуру.
Мастерская Таураса
Как учил Огюст Роден, это ведь очень просто: надо лишь отсечь лишнее! В результате ребенок за полтора часа получает две работы, два сувенира: лепка и резьба. Мы постоянно подстегиваем их интерес призами, привлекаем внимание приятными мелочами, а в конце проводим конкурс на лучшую работу.
И журналистам, поверьте, интересно у Таураса!
«Выпиливаю первую линию и задаюсь вопросом: куда мне направиться дальше? Старайтесь, чтобы линии всегда были ясны, четки и чисты. Интуитивно это надо почувствовать»
Движемся в эту сторону. Пилите, Таурас! Это захватывает...
Теперь все вместе, только соленая крошка летит в разные стороны!
Можно даже помедитировать...
...или дружно посмеяться
Фотососсия на память о творчестве
В творческом плане наш город стойко ассоциируется с именем Чюрлениса… И мы стараемся поддерживать реноме города муз!
Кто здесь? Чюрлёнис! А что за контур? Литва!
6 лет назад центр культуры Друскининкая начал делать такие пленэры: народ ехал из Вильнюса, Каунаса, Риги, Минска, Гродно, и каждая группа создавала что-нибудь для себя. У нас ведь не все из соли, как может показаться на первый взгляд и как временами думают наши туристы. Мы очень любим дерево. Таурас – мебельщик, делает кухни, кресты, алтари, буфеты.
Да, мы с Таурасом каждый день «на работу» не ходим, просто встречаем гостей. Но, как говорит Таурас, мы и с работы никогда не уходим».
Таурас Чеснулявичюс, скульптор:
«Цель наших занятий – развивать наблюдательность, дать возможность экспериментировать, импровизировать с разными материалами и технологиями, научить видеть особые вещи в повседневных и попробовать понять, что же выделяет их из окружающей среды. Дети должны почувствовать вкус к созиданию.
Акценты занятия ставятся не только на окончательном результате, но и на самом процессе творчества. Нам хочется, чтобы человек почувствовал, что все, что он делает, имеет свои последствия. Что он может владеть ситуацией. Наша задача – чтобы из пассивного наблюдателя он стал активным участником процесса. Суть в том, чтобы человек начал искать, начал изобретать. И если хотя бы один из группы задумается, я считаю, что это прекрасно!
Меня называют изобретателем?! Конечно, это приятно.
Это мой деревянный электромобиль в виде колеса, приводимый в действие двумя ручными электродрелями. Управлять им проще простого: нажал (только равномерно!) на кнопки обоих строительных инструментов – поехал вперед, выключил один – начинаешь поворот.
Подобная идея была у меня давно. Два года тому назад к кому я только ни обращался, да только все мне давали понять, что я «немножко перетрудился», и советовали отдохнуть. Помог случай и Festool (так называется марка инструмента). Привезли новые дрели, и надо было как-то продемонстрировать их преимущество. Стенд с нашим электромобилем в свое время на выставке был самым многолюдным.
А это наш будущий робот.
Пока действует только одна нога, но все еще впереди. Посмотрите, как увлеченно мальчишки пытаются им управлять!
У всех, смотрите, получились очень разные работы, в этом наша индивидуальность, каждый может выразить себя через творчество.
В идеале хочется, чтобы это творческое начало у детей могло переходить в любые профессии. Сотрудники одной страховой компании как-то заявили, что у нас с ними много общего. Это созидательный подход, который можно выразить простыми словами: «Хочу творить!»
Обычный крепкий напиток в стакане из соли приобретает необычный вкус...
Урок творчества никогда не заканчивается, заканчиваются только занятия у нас. Это лишь старт, начало.
Когда-то этот буфет нашли вместе с дровами, разобранным на куски. Моей маме так захотелось украсить им свое жилье, что отцу пришлось серьезно заняться восстановлением. Возможно, это и подстегнуло меня к выбору профессии.
В то время не было ни лаков, ни других доступных сегодня средств, конструкцию собрали и просто смыли вековую пыль ацетоном из пульверизатора. И наружу вышел оригинальный древний лак. Самое странное, что буфет остался цел необъяснимым образом: ни жучки, ни плесень, ни прочая напасть его не тронули…
Из Голландии, кстати, сейчас к нам привозят много старой мебели. Знакомый приобрел шедевр модерна буквально за гроши. Тот, кто продал, видимо, совершенно не разбирался в его ценности. Ведь вещь способен оценить только специалист: что для обычного, несведущего человека – ерунда, на самом деле может оказаться настоящим шедевром!
Эта кукла на буфете «спит за Аушру». Жене приходится слышать: ты все время на бегу, ну отдохни. А она отвечает: пусть за меня спит кукла!
И будка для собаки тоже сделана с выдумкой!
Вокруг нас еще есть удивительные вещи, надо их просто увидеть, посмотреть неравнодушным взглядом. И этому мы хотим научить на своих уроках. «Пробуди в себе творца!» – призываем мы своих учеников.
«Хочу творить!» – произносят здесь и дети, и взрослые
Выдам еще один маленький секрет творчества: нужно просто свято верить в то, что ты делаешь»…