Как сделать свою жизнь интереснее?
Пожалуй, у каждого из нас есть свой ответ на этот вопрос. Но многие мужчины, я думаю, среди прочих радостей назовут и экстремальные приключения, когда есть возможность проверить и себя, и своих соратников. Поездки по бездорожью на экспериментальных машинах тоже можно причислить к экстремальным приключениям.
Итак, Витебская область, Миорский район, охотхозяйство «Обстерно». Мы – учредители хозяйства Геннадий Конойко и Александр Картынник, его сотрудники Олег Селях и Роман Антушевич, а также ваш покорный слуга и друг Александра Леонид – собираемся пересечь самое большое болото в Европе на автомобиле БМЕ. Роман с гордостью называет это детище владельцев охотхозяйства «боевой машиной егеря»: он как водитель его уже достаточно изучил, но настоящие испытания машина еще не проходила. Вот нам и предстоит проверить ее возможности передвижения по бездорожью. А лучшего места для этого, чем болото «Ельня» – по логике, здесь надо было бы написать «худшего»! – в Беларуси просто не найти.
Выезжаем. Над озером Обстерно великолепные кучевые облака.
Как обычно, в первые же минуты путешествия кто-то вспоминает, что забыли соль, заворачиваем в деревню Перебродье и на всякий случай покупаем ящик. Заодно я делаю снимок на фоне церкви.
До болота Ельня по автомобильным дорогам километров тридцать. Разумеется, мы едем напрямик, преодолевая несколько канав, – оказывается, для БМЕ они не являются преградой!
Затем вдоль болота подъезжаем к деревне Буды – отсюда самый короткий путь к Еленскому острову. На нем мы думаем заночевать. В Будах во все емкости набираем чистой воды.
Начинает темнеть. Перед самым болотом встречаем мужиков с огромными мешками клюквы. Те с любопытством рассматривают необычную машину и огорошивают нас известием, что на острове все места заняты – там ночуют сборщики клюквы. «В том числе и три женщины!» -- добавляют мужики.
Но нам до острова еще добраться надо. Кромешная темнота; пока едем по лесу – все нормально, а вырываемся на болото – и тропинка, ведущая к острову, просто растворяется. Роман поворачивает фарой то вправо, то влево -- ее не видно. Приходится включать GPS-навигатор – ХХI век все-таки!
На острове мы попадаем точно на старую дорогу. Удивительно здесь ее видеть, но факт остается фактом. Как и то, что уже метров через двести эта дорога становится непроезжей – сплошь и рядом лежат огромные поваленные деревья. Любой внедорожник должен перед ними остановиться, но не БМЕ! С упорностью таракана наша машина преодолевает толстенные бревна. Большинство участников экспедиции уже готовы остановиться, но Александр Картынник командует: «Дальше, дальше, в глубь острова!»
Мотор машины ревет, иногда приходится заводить и бензопилу. Представляю, что переживают сейчас ягодники, которые ночуют здесь и слышат все эти звуки! И очень жалею, что не взял фотовспышку. Поэтому снимки получаются несколько сюрреалистическими.
Так при длинной выдержке выглядит наша машина, переезжающая через поваленные деревья.
А здесь вообще получились какие-то крылья птицы!
Время приближается к полуночи. В конце концов дорогой насыщается и Александр. Мы останавливаемся у дерева, сплошь заросшего опятами, разжигаем костер, организовываем походный ужин…
Посмотрите на лицо Александра – разве не читается на нем счастье мужчины, выполнившего на сегодняшний день свой долг?
Утром выясняется, что мы практически пересекли весь остров -- до края леса осталось метров сто пятьдесят. Сквозь деревья пробивается рассвет…
Вокруг нас настоящие дебри, множество грибов.
Завтрак – и снова вперед!
И снова преодоление препятствий: дорога идет по краю острова, местами на ней навалено столько деревьев, что без бензопилы никак не обойтись.
Наконец мы вырываемся на оперативный простор. Временами машина мчится по болоту почти как по дороге, местами слегка проваливается, и ход замедляется.
Вскоре мы упираемся в озеро Ельня. И снова Александр командует: «Вперед!» Вот неугомонный!
Мы все выбираемся из машины, а Роман с Александром бухаются в ней на воду. БМЕ поплыла!
М-да, зрелище, конечно, впечатляющее, но ведь из воды еще выбраться надо! А берег здесь отвесный, причем высота не меньше метра.
Не сразу, но машина выкарабкивается из воды. Мы идем по зимнику в сторону деревни Суховержье, чтобы через какое-то время громогласно заявить: мы преодолели самое большое болото Европы!