<p>Давно планируя путешествие по Италии, я наконец-то составила довольно продолжительный маршрут, рассчитанный на две недели. Мое путешествие было спланировано так, что мы с друзьями, вооружившись легкими сумками и одной машиной с навигатором, поехали по маршруту Флоренция – Капри, посетив в общей сложности более пятнадцати городов и успев посмотреть и принять участие в одном фестивале. В Италии, как известно, все прекрасно: и архитектура, и еда, и шопинг, и сами люди. Но более всего мне пришлось по душе и запомнилось путешествие по итальянской Ривьере: путешествие по небольшим городкам итальянского побережья Тирренского моря. О нем мне бы и хотелось рассказать.</p>

Людмила Бендетович

Cпециалист по туризму

г. Минск ул. Ульяновская 29

Наше путешествие было рассчитано буквально по часам, отели были забронированы заранее, а экскурсии расписаны тоже за месяц до поездки. Отправляясь в путешествие, мы, пытаясь объять необъятное (в смысле итальянские музеи и памятники архитектуры), останавливались в наиболее значимых для нас местах. Следует оговориться, что, путешествуя по Италии (особенно по ее южной части), предпочтение нужно отдавать машине, т.к. на Амальфийском побережье не представляется особо иной возможности для маневров и посещения различных городков у побережья. Автобусы здесь ходят крайне редко и только в определенные города. Велосипедный отдых здесь также пройдет на ура, единственный минус – придется ехать по узким автомобильным дорогам (правда, с прекрасными живописными видами). Также можно доехать на катере и небольших паромах из Сорренто и Салерно (а возможно, и из Неаполя). Единственный минус поездки на авто заключается в том, что довольно сложно найти парковочное место, тем более бесплатное. Но если вы будете улыбчивыми и любознательными, то местные жители с удовольствием помогут вам найти бесплатные (что крайне важно, потому что парковка может стоить 5–10 евро в час) парковки. Итальянского мы не знали, но кто-то из местных говорил с нами по-английски, кто-то по-немецки, а кто-то по-французски, а иной раз и вовсе объяснялись на пальцах. Южные итальянцы очень милые и отзывчивые люди, всегда готовые помочь. Главное – спросите, и вам обязательно помогут!

Итак, после посещения Помпеи мы взяли курс на городок под названием Минори. Там мы должны были остановиться на ночлег в небольшом отеле у подножия скалы и берега моря. Наш путь лежал через такие города, как Вьетри суль Маре, Сетара и Майори. Т.к. мы выехали рано утром из Неаполя, то через два (или меньше) часа мы были в первом городке итальянской Ривьеры. В каждом городке мы останавливались по 2–3 часа (с перерывами на обед и кофе), а к вечеру мы уже были в отеле в Минори. Расстояние между городками небольшое, поездка на машине занимает в среднем 30 минут. Мне запомнился городок Майори, который выглядел как настоящий сахарный городок: мозаики и фрески украшают католические церкви, построенные еще во времена расцвета Византийской империи, а потому сильно отличающиеся от своих собратьев и том же Неаполе и Риме. В храмах есть византийские иконы, очень похожие на православные иконы. Фрески также очень схожи с фресками в православных храмах. Мозаика на куполах храмов  яркая, необычная и очень красивая. Был солнечный ясный день, и вся эта мозаика переливалась на солнце, город же издали выглядел как букет цветов на полотне Ван Гога.

Городок Минори приятно порадовал нас тихим итальянским вечером после утомительного дня, чудеснейшей итальянской кухней по прекрасным (по сравнению с Северной Италией и Римом) ценам. Здесь каждый официант и местный житель предложат вам чашечку ароматного кофе и рюмочку ликера Лимончелло. Этот ликер является своеобразным местным достоянием, его делают во всей Южной Италии. Затем мы прогулялись по вечернему городу и легли спать, т.к. нам предстоял сложный день.

На следующий день, позавтракав, мы отправились в путь. Нам предстояло за день посетить множество городков и к вечеру добраться до Сорренто. День начался с городка под названием Равелло. Это чудесный городок, находящийся чуть в горах у берега Тирренского моря. Когда мы поднимались на машине, на побережье светило яркое солнце, а в горах нас окутали чудесные бархатные облака. Ощущение было, что ты поднимаешься в небо. По дороге, посетив кафедральный собор Святого Пантелеймона (где находится капсула с его кровью, которую можно увидеть внутри собора), мы поехали на виллу Руфоло, с которой открывается один из лучших видов на все Амальфийское побережье. Здесь каждый год проводятся музыкальные фестивали классической музыки. Но мы приехали просто полюбоваться на один из красивейших видов, а также, как выяснилось впоследствии, пофотографироваться около цветников и клумб на вилле. Осмотрев виллу, мы пошли в город, где причудливые кривые улочки упирались в местные сувенирные лавочки с прекрасной керамической посудой местного производства. Вся посуда была декорирована в двух стилях, которые я бы назвала византийским и амальфийским: первый представлял собой расписанную под мозаику керамику или же декорированную мозаикой керамику (что намного дороже росписной керамики), а вторая – разрисованные лимонами керамические вазы, блюда, салатницы и даже плитка. Нагулявшись вдоволь и накупив сувениров нашим родителям, мы сели в машину и поехали в Амальфи. Именно по имени данного города и названо все побережье итальянской Ривьеры. Этот город знаменит прежде всего своим храмом Андрея Первозванного, где, по преданию, находятся его мощи. Соборный храм очень схож с православными церквями: фрески (особенно в нижнем храме) и иконы есть повсюду. При входе в храм есть т.н. Райский дворик – Кьостро дель Парадизо, который, будучи построенным как кладбище богатых горожан, поражает своим архитектурным стилем: причудливые арки и красивые пальмы с цветами украшают этот дворик. На главной площади городка стоит памятник уроженцу этих мест Флавио Джоа, изобретшему компас. Но самое поразительное в городе для меня было устройство домов и садов, где местные жители выращивают вкуснейшие лимоны, из которых делают Лимончелло, цедру и многое другое. Дома расположены ступенчато, т.е. фактически на крыше каждого дома есть сад последующего дома, а сами дома поднимаются в гору ступеньками. Когда же вы спуститесь к побережью, то увидите прекрасный галечный пляж, хоть и небольшой. Тут основательная проблема с парковкой, и найти бесплатную вблизи побережья мы не смогли. На пляже уже ближе к полудню было много людей, вода была двадцать градусов, и мы даже искупались пару раз.

Заскочив в машину, поехали дальше в сторону Сорренто. Остановку сделали в городке Прайано. Это небольшой курортный город, расположенный между знаменитыми Амальфи и Позитано. В окрестностях этого городка находится тропа богов – прекрасная тропа для пеших прогулок, где открывается удивительно захватывающий вид на побережье. Эта тропа соединяет Прайано с Позитано, можно выдвигаться как с той, так и с другой стороны. Но на тропу нужно минимум полдня, поэтому это путешествие мы отложили на следующую нашу поездку. Сам же городок Прайано очень маленький, пляж находится фактически на скалах, несмотря на это, спуск нам показался удобным. Нам повезло, т.к. народу было мало в это время. Искупавшись и устроив тут легкий пикник, мы оправились в знаменитый Позитано. Город является одной из жемчужин на Амальфийском побережье, наряду с Амальфи и Майори. Здесь можно найти и бесплатную парковку (если опять же поинтересоваться у местных), и вкуснейшую пиццу «Маргарита», и чашечку ароматного кофе. Пляж очень удобный для остановки и отдыха на несколько дней. Городок знаменит своей церковью Санта-Мария Ассуанта с не менее знаменитой иконой Черной Мадонны. Сама церковь украшена яркой мазаикой-майоликой и выглядит как еще один красивый цветок на этой Амальфийской клумбе. Любителям пройтись по магазинчикам тут также понравится: есть большой выбор и керамики, и итальянской одежды и обуви. Цены на порядок выше, чем в Неаполе и Риме, зато безопаснее. В окрестностях Позитано есть небольшое местечко Монтепертузо (которое переводится как «дырка в горе»), где, по словам местных жителей, находится целебный источник. К сожалению, мы были ограничены во времени и не смогли туда съездить, несмотря на то что пожилая итальянская пара нас очень туда зазывала. Закончили мы этот день в Сорренто, прибыв туда вечером.

В самом Сорренто мы провели полдня, а ближе к вечеру отправились на катере на остров Капри. Город Сорренто не похож на своих маленьких курортных собратьев на Амальфийском побережье. Тут в полной мере ощущается дыхание цивилизации как со своими плюсами (в виде множества кафе-баров-ресторанов и отелей), так и со своими минусами (огромное количество автомобилей и фактически полное отсутствие городского транспорта, а также велосипедов; не очень чистые пляжи и большое количество народа). Найти бесплатную и даже платную парковку очень сложно, они, как правило, будут находиться в отдаленных местах. Но город вас порадует своими кафешками на берегу моря, вкусной едой и очень доброжелательными жителями. Так, местные жители нам помогали с поиском парковки и выбором кафе, а хозяин отеля разрешил нам на две ночи оставить бесплатно нашу машину на стоянке в отеле, когда мы поехали на остров Капри. Еще мне запомнилось вкуснейшее итальянское мороженое, которое продается только здесь: мороженое из трех цитрусовых фруктов – лимона, апельсина и гибрида то ли лимона с апельсином, то ли лимона с мандарином.

Последняя наша остановка в том путешествии у Амальфийских берегов – остров Капри. Это довольно популярный туристический остров, на котором расположены два города – Капри и Анакапри. Мы заселились в отель в Анакапри, т.к. там цены были в несколько раз ниже, чем в Капри. Все основные достопримечательности сфокусированы в Капри: кафе, рестораны и дорогие бутики. Здесь можно запросто встретить какую-нибудь знаменитость, просто прогуливаясь по улочкам города. Пока мои друзья радовались морю и солнцу на пляже, я посетила сады Августа, которые расположены чуть вдалеке от шумного центра. Оттуда открывается чудесный вид, но стоит отметить, что вход в сад платный, а сами сады очень небольшие по своему размеру. По ходу расположены парфюмерные магазины, а на выходе из садов – витиеватая лестница, ведущая к морю и пляжу Марина Пиккола. Чтобы подняться в центр, лучше дождаться автобуса, иначе идти придется в гору, и немало. Также мы посетили виллу Юпитера – полуразрушенную виллу, где, как считают, жил император Тиберий. Вход на виллу стоит недорого, пару евро. Путь от города до виллы лежит сквозь узкие каприанские улочки, вымощенные белым камнем. Вообще, стоит отметить, что все дома имеют белый и синий цвет, что придает особый морской стиль городу, торжественный и легкий одновременно. На Капри есть также прекрасные гроты (самый знаменитый – Голубой грот) и лагуны, куда вас с удовольствием отвезут местные туристические компании. Это удовольствие стоит более 25 евро с человека, но говорят, что это стоит увидеть! Т.к. мы были ограничены во времени, во избежание опоздания на самолет из Неаполя гроты, лагуны и другие красоты Капри были отложены нами на вторую итальянскую поездку. А еще лучший кофе, который я пила в Италии, оказался именно здесь – на острове Капри в одной из кафешек, и стоил он всего 1,5 евро. Сам же город интересен своим монастырем Сан Джакомо и церковью Санто Стефано. Пляжи здесь небольшого размера, один находится около порта Мария Гранде (и так и называется), другой, на который я ходила, называется Мария Пиккола – здесь был красивый вид и на тот момент не так много народа. А вообще, в офисе по туризму можно попросить бесплатную карту острова Капри, где подробно расписаны как пляжи Капри и Анакапри, так и местные достопримечательности (офис находится в порту, около причала).

Резюмируя, отмечу, что, на мой взгляд, посещать Амальфийское побережье лучше всего весной или осенью, поскольку летом побережье переполнено туристами – из самой Италии и других стран.