24.01.2014

- Статьи / Активный отдых

Автор: Надежда ЧЕРЕПАН

МЕСТА, ГДЕ МЫ БЫВАЛИ. Пещерные города Крыма, или Прогулка по облакам

Желтые листья, моросящий дождь, промозглый ветер… Типичная картина осени. Всякий раз, когда все вокруг тебя так преображается, становится немного грустно оттого, что вместе с ускользающим летом уходит частичка тепла твоей души

И только яркие летние впечатления и цветные фотографии согревают душу в такие пасмурные дни. Пролетевшее лето было, пожалуй, одним из интереснейших за мою жизнь. В нем было все: и ласковое солнышко, и убаюкивающее море, и суровые горы, но самое главное - тепло окружавших меня людей… Мне посчастливилось принять участие в походе по Крыму, организованному Вилейским турклубом и его руководителем Михаилом Николаевичем Петухом. Весь поход продолжался 21 день (согласитесь, достаточно долгий период для "проверки на прочность" ребят 13 - 16 лет), а маршрут составил более 160 км. Итак, поход начался 8 августа, когда после изнурительного двухдневного укачивания в поезде мы добрались до Севастополя. Уже по дороге меня поразили белокаменные пещеры Инкермана (кстати, иное название города - Белокаменск), где и сегодня живут люди. В сам Севастополь мы прибыли довольно-таки поздно, около восьми часов вечера, а еще нужно было найти место для ночлега. Наверное, каждый, кто бывал в походе, знает, как сложно отыскать в городе небольшой участок земли для палатки. После небольшой "пробежки" по вечернему Севастополю мы все-таки нашли на окраине подходящую поляну. Первая ночевка была неспокойной, практически никто не спал. Возможно, это была адаптация к новым условиям, а вероятнее всего, нам мешали спать прохожие, которые по-разному реагировали на наш мобильный дом (кое-кому хотелось бросить в палатку булыжник!). Первый подъем был ранним (около пяти утра), и мы сразу пошли на пляж. Да, именно на пляж, встречать рассвет на берегу моря, когда волны ласково накатываются на камни, а из-за горизонта плавно выплывает огненно-красный шар солнца, и становится тепло и телу, и душе... Но мы были не на обычном городском пляже, а на том месте, где в V веке н.э. был город Херсонес, который полностью "ушел" под воду, и лишь величественные колонны и фундаменты построек напоминают о его "золотых временах". Место интересно еще и тем, что отсюда пошло христианство на Руси, так как именно в здешнем храме крестили князя Владимира Святославовича. Помимо изысканной архитектуры, иконописи и внутреннего убранства, меня впечатлила аура собора. Во время службы на подоконнике сидел белоснежный голубь - душа князя - и наблюдал за происходящим. В Севастополе мы посетили Аквариум, Музей флота и Диораму - визитку города-героя. А потом началось путешествие по пещерным городам Крыма - Эски-Кермену, Мангуп-Кале, Качи-Кальон, посетили храм Донаторов и ныне действующий монастырь Святого Успения, где нас радушно встретили. Нельзя передать словами ощущения, когда на высоте 600 м, под колокольный звон, в одно мгновение небо (на уровне глаз) затягивается облаками и начинается ливень, а спустя несколько секунд появляется радуга! Ты на небесах! 13 августа свои ворота распахнул нам Бахчисарай (в переводе - "невестушка"). И первое, что мы увидели там, была свадебная процессия и невеста в белоснежном платье! Главная достопримечательность города - Бахчисарайский дворец, летняя резиденция крымских ханов династии Гиреев в XVI - XVIII вв. Здесь меня поразил Фонтан слез и связанная с ним легенда: фонтан был создан по приказу Крым-Гирея в память о его любимой жене Деляре-Бикеч. Вода фонтана - это слезы, льющиеся из глаз, а улитка символизирует сомнение: а нужны ли человеку в жизни власть и богатство, если никто не смог дать ему счастье?.. Полные впечатлений, мы остановились ночевать неподалеку, в Свято-Успенском мужском монастыре, а рано утром пошли "завоевывать" еще один пещерный город - Тепе-Кермен ("крепость на вершине"). В верхней части горы приютился оригинальный городок, насчитывающий до 300 пещер, расположенных ярусами (до 6-7 ярусов!). Сами пещеры хорошо оборудованы, здесь высечены окна, двери, лестницы, скамьи. В одной из них мы нашли следы иконостаса, кресты, рядом - пещера, заполненная человеческими костями. 15 августа погода нас не баловала: весь день шел дождь, но мы не обращали на это внимания, так как были очарованы красотой Большого каньона. После прогулки по оврагам и купания в Ванне Молодости, где температура воды летом +9 градусов, мы, "помолодевшие", пошли к водопаду "Серебряные струи". А вечером нас ждал небольшой сюрприз: мы впервые попали в заброшенную пещеру. Находиться там было сложно: во-первых, из-за низкой температуры воздуха, во-вторых, чисто психологически - каменные глыбы буквально давили на нас. На следующий день мы почувствовали себя богами, спустившимися с небес. Дорога была очень разнообразной: сперва мы тайком пробирались мимо домика лесника, потом долго шли, как "ежики в тумане" (дорога проходила через перевал, где всегда облачно), и вдруг перед нами появился силуэт грозной Ай-Петри, а где-то там, внизу, виднелась Ялта и Его Величество Море! Но мы "спустились небес" не для того, чтобы искупаться и позагорать на золотых ялтинских пляжах, а чтобы побывать на… кладбище! Именно здесь находится могила песняра белорусской земли Максима Богдановича. И там, стоя у памятника и слушая его стихотворения, я осознала смысл слов, хоть и не им написанных: "Каб любіць Беларусь нашу милую, трэба ў розных краях пабываць". В следующие дни мы побывали в Никитском ботаническом саду, заехали в Алушту, осмотрели пещеру Эмине-Баир-Хосар. Каких только замысловатых образов ни сотворила там природа! По плану наш поход должен был закончиться 20 августа, поэтому 19-го у нас был марш-бросок (мы немного отставали от графика). Мы поднялись на одну из самых привлекательных и сказочных гор Крыма - Демерджи ("Кузнец"). Днем, когда все залито солнечным светом, хорошо заметно скопление глыб - словно великан отрывал их от вершины и сбрасывал в кучу. На стороне, обращенной к долине, видны каменные колонны, сказочные фигуры - не то люди, не то животные. Перед нами Долина привидений. Но мы здесь долго не задержались, потому что впереди нас ждали водопады Джур-Джур и Джур-Ла. На этом закончилась наша активная пешая часть похода, но мы выкроили несколько деньков для экскурсий и "ленивого" отдыха на море: посетили Алушту, Судак, Феодосию и Генуэзскую крепость. Именно в крепости мы провели самую незабываемую ночевку - в "пятизвездочном отеле" (т.е. под открытым небом) и с "дополнительной услугой" - дождем... Наш поход был очень насыщенным, потому что мы постарались найти как можно больше крымских "сокровищ". С собой в рюкзаке я привезла заряд бодрости и энергии, накопленный во время похода. Здесь я узнала, что такое туристская солидарность, когда каждый готов поделиться с товарищем последним кусочком хлеба и любой информацией. Но самое большое сокровище, которое греет мне душу, - осознание того, что мир не без добрых людей! P.S. Огромное спасибо вам, Михаил Николаевич, за все, что вы для нас сделали, за все те бесценные сокровища, которые вы помогли нам открыть!

Выпуск №41

Страны: Украина

Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах