23.01.2014

 - Статьи / История турбизнеса

Автор: Лилия Кобзик


БЕЛАРУСЬ ТУРИСТИЧЕСКАЯ. Музей народной архитектуры и быта: территория "законсервированных" надежд

Самим сотрудникам Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта не нравится, когда музей именуют Строчицей (или Строчицами) - по названию соседней деревни. Во-первых, название ошибочно уже потому, что вносит определенную географическую путаницу.

В деревню Строчица можно попасть только с Брестского шоссе, там и указатель соответствующий имеется. А в вышеназванный музей с той стороны никак не попадешь. Во-вторых, считают сотрудники, уж если привязывать название музея к какому-либо населенному пункту, то логичнее использовать для этой цели село Озерцо, которое находится неподалеку. Но народная молва, похоже, пренебрегла логикой и географией, когда много лет назад приклеила к музею малообоснованное, но зато яркое и необычное название. С тех пор так и говорят: музей в Строчицах. Или еще короче и проще: Строчицы. Сверхидея Название этой части рассказа о музее не является пафосным преувеличением. Сверхидея, несомненно, присутствовала, когда в декабре 1976 года на свет появилось специальное постановление Совмина БССР об основании такого масштабного и необычного музея. Правда, статус музея "Строчицы" получили только через 10 лет после обнародования упомянутого постановления, но это не так важно. Важно, что более 25 лет назад в Беларуси, недалеко от столицы решено было создать уникальное музейное пространство, которое давало бы представление и о ландшафтах всех белорусских регионов, и о бытовой архитектуре определенного периода нашей истории, и, в сущности, о том национальном сельском колорите конца позапрошлого-начала прошлого столетия, который постепенно умирал - по мере наступления ХХ урбанистического века. По замыслу, музей должен состоять из шести историко-этнографических регионов плюс седьмой экспозиционный сектор под названием "Архитектура и культура торгово-ремесленного местечка". На данный момент наиболее полно в экспозиции музея представлен регион "Центральная Беларусь" (хотя работа над этим регионом продолжается). Фрагментарно представлены регионы "Поднепровье" и "Поозерье". В целом же, если ориентироваться на генплан, готова приблизительно одна шестая часть от запланированной экспозиции музея: из предусмотренных 200 памятников народной архитектуры и быта реконструировано 35. Согласно первому генеральному плану, площадь музея должна была составлять около 250 га. 170 га - на левом берегу Птичи и приблизительно 80 га - на правом. Также план предусматривал включение упомянутой деревни Строчица в зону музея. Но планы - планами, а жизнь распорядилась иначе. А именно - все получилось несколько скромнее и уж точно - гораздо медленнее, чем планировали. Только в 1990 году музею была отдана земля в постоянное пользование, и вместо 250 га на обоих берегах реки, музей получил 151 га - на правом берегу. Из самых последних попыток придать музею небывалую по размаху и масштабам грандиозность, пожалуй, стоит вспомнить горячие перестроечные 90-е, а именно - начало десятилетия, когда была предпринята отчаянная попытка расширить статус музея до музея-заповедника (250 га - заповедник и свыше 3000 га - охраняемая зона), но идея осталась лишь на бумаге. Поэтому в данное время музей народной архитектуры и быта реально имеет 151 га и постепенно "пересогласовывает" концепцию, чтобы осваивать только эти полторы сотни гектаров. Концепция музея - это ярко выраженный этнографический профиль, по этой причине в экспозициях в основном представлена вторая половина ХIХ-начало ХХ столетия (только церкви принадлежат к более архаичным периодам). Этнографические предметы долго, как известно, не сохраняются, типы бытовых построек постоянно меняются. Так, самый старый дом музея датируется 1882 годом - он, кстати, еще не готов к показу, в настоящее время находится на реконструкции, которая будет произведена практически полностью, так как от старой постройки сохранилась только одна аутентичная "бэлька" (на ней и написано - 1882). Но если бы какому-либо белорусскому музею необходимо было масштабно и подробно воссоздать средневековый период нашей истории - то здесь ученые столкнулись бы с непреодолимым препятствием: слабым музейным фондом данной эпохи. В этом случае речь, увы, могла бы идти только о стопроцентных реконструкциях. Впрочем, когда-то в Беларуси были богатейшие частные коллекции, которые содержали множество экспонатов, дающих представление о средневековье, но, к сожалению, мы практически все потеряли вследствие известных событий: восстание 1830-31 гг. - целый ряд конфискаций и последующий вывоз в Россию, восстание 1863-64 гг. - конфискации - вывоз в Россию. Наконец - Вторая мировая война, которая просто "добила" ситуацию, лишив нас тех последних исторических сокровищ, что мы еще имели. В результате, самое большее, на что мы можем рассчитывать, - это конец ХIХ века. Таким образом, основа белорусских музейных коллекций "досоветского" периода - это время Российской империи, под властью которой оказалась Беларусь. Таковы факты. Что посмотреть Несмотря на то, что экспозиция музея народной архитектуры и быта не готова еще и наполовину, 25 лет все-таки не прошли даром - посмотреть есть что, и понадобится не один час, чтобы обойти музей и побывать во всех "точках", хотя бы пунктирно ознакомившись с коллекциями. Все экспонаты собраны сотрудниками в этнографических экспедициях. Фонды музея составляют 22 тысячи (!) музейных предметов, экспонируется, однако, несколько тысяч, поскольку происходит постоянная ротация экспонатов. Музей, на самом деле, очень большой, поэтому посетителям предлагается прейскурант, в котором указана отдельная плата за каждый экспозиционный сектор и за каждую выставку. Турист волен выбирать - что ему смотреть и смотреть ли с помощью экскурсовода или - без. Рассказать обо всех экспонатах музея мы, конечно, не сможем, но хотя бы часть коллекции в своем обзоре упомянем. В самом начале экспозиции посетители могут ознакомиться с выставкой, которая была подготовлена к 3 июля нынешнего года и которая посвящена материальной культуре времен гитлеровской оккупации, а также послевоенному периоду. Здесь есть даже "немые свидетели" материальной культуры, которую принесли на нашу землю оккупанты - немецкая посуда, часы, целый ряд документов ("аусвайсы", продуктовые карточки, рейхсмарки, немецкие учебники). Уникальный экспонат - немецкий пивной кег 1942 года. Есть, конечно, предметы и коллекции абсолютно другого рода. Например, икона - пробитая пулями в 1942 г. во время карательной операции в одной из гомельских деревень. Есть специальный уголок, посвященный материальной культуре белорусских партизан. Следующая экспозиция отражает такое интересное явление, как проникновение в традиционную белорусскую культуру элементов "кича" (это произошло после войны). Посетители могут видеть, как в Беларуси происходил отход от традиционного орнамента, как эклектика постепенно проникала во все то, что называется украшением быта. Особый интерес у туристов, наверное, вызывает так называемый "свадебный уголок" данной экспозиции. Кроме всех прочих причин, он появился и благодаря такому сугубо рыночному нюансу, как конъюнктура. Была учтена востребованность такого вида услуг, как проведение традиционного свадебного обряда. Музей для этого предлагает идеально колоритный антураж и театрализованное действие. Празднично украшенный интерьер старинной хаты, хлеб-соль, символическая "чарачка", подарки: такая свадьба - яркое впечатление и для молодоженов, и для гостей, а ощутить себя участниками какого-то яркого, торжественного и необычного ритуала в этот день всем хочется. Поэтому можно сказать, что, сохраняя традиции, музей по мере сил идет в ногу со временем, и это, конечно, не лишняя ипостась для успешной музейной деятельности в условиях бюджетного финансирования. Особенности быта крестьянской Беларуси вековой давности хорошо передают имеющиеся в экспозиции хозяйственные постройки и жилые дома. Даже запахи в музее - совершенно особенные, способны вызвать неожиданную ностальгию и у коренных горожан. Может быть, потому, что это запахи какой-то другой Беларуси, еще не убитой бесконечным отречением от собственных корней. Подобные запахи хранят старинные дома наших бабушек, и, попав в музей, нет-нет да и вздрогнешь от того, каким осязаемым и волнующим может быть прошлое. Есть в экспозиции Центральной Беларуси реконструированное "гумно". Оно было построено в начале ХХ столетия, реконструкцию, кстати, выполнили по материалам одного из московских этнографов. Двигаясь далее по этому региону, посетители могут осмотреть общественный "свiран", подобных построек в Беларуси практически не сохранилось, поэтому данный памятник ХIХ века можно считать уникальным. Его, кстати, обнаружили в деревне Косаричи Глусского района, откуда родом предки Максима Богдановича (по отцовской и материнской линиям). Вниманию туристов предлагается еще один очень интересный объект - школа. Она представляет собой памятник 30-х годов прошлого века, но особенно интересна тем, что по планировке полностью соответствует традиционному школьному зданию конца ХIХ-начала ХХ столетия. Регион "Поднепровье" представлен хоть и еще более фрагментарно, чем Центральная Беларусь, но зато здесь можно видеть более архаичные типы строений. Если для Центральной Беларуси характерна более простая - линейная застройка, то в Поднепровье "сядзiбы" застраивались по периметру, имели замкнутую конфигурацию (по типу венка). На Поозерье же общей планировки деревень не существовало, но здесь музей предлагает посмотреть самые архаичные типы "сядзiбаў" - дворы-комплексы. В таких дворах может быть несколько "звеньев": например, жилая часть, клети, хлев. И обязательно - деление на "чистый" двор и хозяйственный. В прошлом году музей открыл выставку старинных транспортных средств. Здесь довольно много интересных экспонатов: возки, брички, сани и подсанки (остроумно прозванные народом "сучками" - за то, что бегут за санками, поддерживая груз, действительно кое-кого напоминая), так называемые "мажары" (для перевозки сена и снопов), городской экипаж позапрошлого века и даже долбленые вручную "чаўны". Все это вызывает особенный интерес, переходящий в восторг, у юных посетителей музея, которые, по статистике, составляют значительную часть экскурсантов. Если точнее, то 55-60% тех 30 тысяч туристов, которые ежегодно посещают "Строчицы", - это школьники, 10% - зарубежные туристы, остальные - отдельные экскурсанты и корпоративные клиенты. Последних в музей активно привозят и белорусские турфирмы, сотрудничеству с которыми в музее очень рады. По словам заместителя директора музея Антона Астаповича, многие белорусские туристические компании успешно сотрудничают с музеем, особенно активно в последнее время работает "Мастер путешествий" - компания, которая регулярно "поставляет" много групп, а прошедшей зимой, например, благодаря этой компании, музей народной архитектуры и быта выполнил финансовый план. Территория "законсервированных" надежд Понимаю, что этот подзаголовок может показаться достаточно спорным, но именно такое общее ощущение остается после внимательного знакомства с экспозицией и размышлений на тему - как и с какими темпами продвигается музей к полноценному воплощению планов в жизнь. Конечно, кое-что, благодаря усилиям сотрудников музея, уже сделано и есть много замечательных планов. "Зараз модна скардзіцца на недахоп грошай у бюджэтнай сферы, - говорит Антон Астапович. - Цяжка! Мы не мэнеджэры, а навукоўцы. Але жыццё прымушае нас шукаць новыя формы працы". Новые формы услуг, которые на платной основе может предоставить музей, это уже упомянутый свадебный обряд. Кроме того, музей "облюбовали" различные съемочные киногруппы (например, сейчас в "Строчицах" снимается российский сериал "Дети Ванюхина"). Отдельной экспозиционной зоной является "Луговой стан" (там можно не только ознакомиться с бытом селян во время сенокоса, но и просто посидеть компанией, сделать шашлычок). Строится на территории музея и такой объект туристической инфраструктуры, необходимость в котором давно назрела (и даже перезрела) на нашем рынке туристических и ресторанных услуг - корчма. Настоящий старинный ресторан перевезен в музей из Несвижского района и первоначально его хотели использовать исключительно как музейную собственность. Потом все-таки решили сделать "кропку грамадскага харчавання". Кстати, интерьер корчмы - это мебель ХIХ века, дубовые столы и буфет, кленовые лавки. В прошлом году была закончена разработка проектной документации, и сегодня в корчме идут строительные работы. Когда они будут закончены и корчма будет готова к приему посетителей, "заведение" возьмет в аренду Национальное агентство по туризму. Сам музей побаивается различной "тягомотины" с бумагами, разрешениями и лицензиями. Давно уже идут разговоры, чтобы с помощью изменений в законодательстве как-то упростить эти процедуры для подобных учреждений, но, похоже, это совершенно непробиваемая бюрократическая стена. А у Национального агентства есть все необходимые лицензии. НАТ, кстати, уже является хозяином одной из "кропак грамадскага харчавання", построенных в "Строчицах". Это - мини-кафе, которое можно видеть на въезде в музей. Кафе носит несколько тяжеловесное, на наш взгляд, название "Ля музейнага гасцiнца". Более фривольные, но запоминающиеся названия, как-то: "Апошні грош", "Галеча" і "У Чэсіка" (по имени директора Национального агентства) были, по нашим сведениям, отвергнуты. Таким образом, в части аттракционной инфраструктуры музей действительно помаленьку движется вперед или хотя бы планирует движение. А как же экспозиция? В этом плане музей народной архитектуры и быта в ближайшее время вряд ли может рассчитывать на серьезное, интенсивное развитие. Одних усилий сотрудников недостаточно, а необходимых денег у музея нет. Подсчитано: для того, чтобы музей предстал перед посетителями в законченном виде, необходимо около 14 млн. долларов. Конечно, это не так много для страны, которая уважает свою историю и свои корни... Пока же сотрудники музея говорят о том, что, если все будет идти так, как оно идет сейчас, - о расширении и развитии не может быть и речи. Единственной задачей музея станет сохранение того, что он имеет в настоящее время. Надежды на скорое превращение музея народной архитектуры и быта в нечто цельное и завершенное можно будет законсервировать. До лучших времен.

Выпуск №38, 2004 год

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах