24.01.2014

 - Статьи / История турбизнеса

Автор: Лилия Кобзик


ИТОГИ СЕЗОНА. Часть II. Массовые направления

Продолжение. Начало в №40 Допускаю, что название этой части "Итогов сезона" может вызвать определенный скептицизм у читателей. В самом деле: допустимо ли помещать обзоры, например, по Румынии и Черногории под грифом "массовые направления"?

Ведь по первому направлению в прошлом сезоне из Минска не осуществлялось ни чартерных, ни регулярных авиарейсов, а во вторую страну из Беларуси были "протянуты" всего две автобусные цепочки, и оба эти факта номинально противоречат понятию "массовое туристическое направление". Если брать фактор только количественный, то действительно массовыми направлениями для отдыха на белорусском рынке, пожалуй, могут считаться лишь Крым да родная Беларусь. (Итогам летнего сезона на внутреннем рынке мы посвятим отдельную статью, приурочив ее к началу осенней турбиржи). Все остальные направления по-настоящему массовыми назвать сложно, поскольку они задевают лишь очень незначительный процент населения. Идущий следом за Крымом и Беларусью третий количественный "лидер сезона" - Турция - в этом году привлек из Минска (пока еще по очень приблизительным оценкам) около 12 тыс. туристов. Даже если предположить, что из Москвы на турецкие курорты улетело в 2-2,5 раза больше белорусских путешественников, то, суммировав обе цифры, мы все равно не получаем более половины процента от десятимиллионного населения Беларуси. Какими же критериями мы пользовались, помещая те или иные направления в раздел "массовых"? В первую очередь мы опирались на показатель "стабильность потока". Во-вторых, в этот же раздел мы специально поместили направления, работая по которым, операторы добились значительных успехов по сравнению с прошлым годом. Ну, и третий момент, с оглядкой на который мы поделили итоги сезона на две части (условно говоря - "лидеры сезона" и опять-таки условно - "аутсайдеры"), - отсутствие проблем на направлении (визовых и прочих). Таким образом, сформировалась следующая картина: ТУРЦИЯ По-прежнему и несмотря ни на что - "хит". Накануне сезона - в апреле-мае - речь шла о верных восьми цепочках. Заказчиком пяти из них выступала самая опытная фирма-консолидатор - компания "АэроБелСервис" (2 цепочки - на Анталью, 1 - на Кушадасы, 1 - на Даламан, 1 - на Бодрум), одну цепочку заказал "Топ-Тур" (на Кушадасы), одну цепочку, опираясь на "Топ-Тур", - "Пегас Туристик" (на Анталью) и восьмой заявленной цепочкой была цепочка на Кушадасы, консолидировали которую фирмы "АлатанТур" и "Дриант". До последнего момента под вопросом находилась цепочка на Анталью, которую планировала заказать компания "Дор". По итогам видно, что планы удалось перевыполнить. "Дор" не сразу, но запустился-таки со своей цепочкой на Анталью, правда, свернул программу несколько раньше запланированного графика. Кроме того, к концу июля "Пегас Туристик" организовал еще одну чартерную цепочку на Анталью, став, таким образом, в этом сезоне "держателем" сразу двух самолетов из Минска. Всего же операторам удалось обеспечить загрузку 10 чартерных программ, охвативших все популярные курортные турецкие регионы и предоставив туристам более гибкую, чем в прошлом году, систему выбора сроков и продолжительности отдыха. Хотя пока практика показывает, что белорусские туристы не так уж прихотливы в плане выбора продолжительности отдыха. По-прежнему самым популярным является 11-12-дневный тур. Также спросом пользуется тур на два стандартных срока - 22 дня, но, кстати говоря, этот вариант в сезоне (особенно - на пике) являлся достаточно дефицитным, поскольку в этом случае клиенту турфирмы требуется фактически два билета по цене одного (турфирме это, по понятным причинам, не очень-то нравится). Как говорят заказчики рейсов, загрузилось все, с пустыми креслами чартеры на Турцию не летали. В общем-то, и загрузка в этом сезоне происходила по стандартной схеме. Старт сезона - бросовые цены, пакеты уходили нарасхват. Июнь-первая декада июля - довольно напряженные продажи. Конец июля-август - пик высокого сезона, самые высокие цены, но традиционно хороший спрос. Наконец, бархатный сезон - температура воздуха и воды становится приблизительно одинаковой, а цены ощутимо падают, и все это привлекает значительный поток клиентов. И все же традиционные колебания спроса шли в этом сезоне параллельно с другим процессом, о котором невозможно ничего не сказать, анализируя в целом "турецкий сезон". Объективно говоря (и об этом свидетельствует мониторинг мнений, проводимый нами регулярно на протяжении сезона), - предложение в этом году несколько превысило спрос. На заполняемости самолетов это не сказалось (не зря же в туризме применяется такое "изобретение", как "горящий тур"). Зато сказалось на общей обстановке на рынке и на финансовой удовлетворенности ряда операторов и агентов итогами работы по Турции. Наблюдался психологический дискомфорт, рынок слегка лихорадило, большое количество туров продавалось буквально в последний момент, и самый главный негатив для операторов - в августе им не удалось заработать так, как они рассчитывали. Все это, конечно, вызвало определенный резонанс в отрасли. Мы сейчас не будем утверждать категорически, чьи же цепочки были лишними, это знают заказчики рейсов, подсчитав прибыли и убытки. Ясно только, что с нынешнего года турецкое направление на белорусском рынке выходит на новый виток - спокойной жизни уже не будет. Вряд ли кто-то из консолидаторов откажется от своих притязаний. Наоборот, не исключено, что появятся новые - из Турции или России. Поэтому к будущему сезону белорусским операторам предстоит выработать некую общую стратегию, чтобы не повторить печальный опыт испанского направления. В целом можно отметить, что "хорошая Турция" (отели с качественным сервисом) подорожала - на 15-30%. И, судя по всему, турецкие туристические фирмы и хотельеры чувствуют себя более чем уверенно. Так, после землетрясений и терактов, которыми, к несчастью, изобиловал минувший сезон, ожидалось, что цены на Турцию упадут. Но этого не происходило. И практика доказала, что турецкий турбизнес был абсолютно прав, не играя на понижение. Несмотря ни на что, Турция пользовалась бешеным спросом - причем как на восточных, так и на западных рынках. Лидером по приему, естественно, стала Анталья, обслужив за сезон 2,5 млн. человек. КРЫМ Как помним, прошлогодняя статистика показывала значительное падение интереса белорусских туристов к крымским курортам. Любопытно будет посмотреть, какими же окажутся цифры в этом году, поскольку климатически оба сезона были довольно сходными: долго - не менее месяца - не прогревалось до желаемой температуры море, в начале сезона шли дожди. Но если сезон-2003 как начался, так и закончился - довольно вяло, то нынешним летом, со второй половины июля Крым пережил настоящий ренессанс. Бум на Крым бушевал до самых последних - позднесентябрьских - заездов, и, будем надеяться, стал полноценной компенсацией за пустые первые рейсы. По некоторым сведениям, от 50 до 200 автобусов с белорусскими туристами ежедневно пересекали украинскую границу, кроме того, железная дорога увеличила в этом году объемы перевозок на Крым (и все равно наблюдался дефицит с билетами - особенно с обратными), самая обеспеченная категория поклонников отдыха в Крыму, как всегда, выбирала авиадоставку. Было бы преувеличением заявить, что вопросы с сервисом в Крыму решены. Его общий уровень по-прежнему остается невысоким. Но это если сравнивать Крым с другими популярными на белорусском рынке черноморскими курортами - болгарскими и румынскими. В самом деле, начинали ведь приблизительно с одного и того же, но как далеко шагнула та же Болгария по сравнению с Крымом! С другой стороны, пусть не в темпах развитой евроэкономики, но подвижки в сторону улучшения качества обслуживания и в Крыму каждый год происходят. Вся гостиничная инфраструктура пытается перестроиться на новый лад и, как говорят, даже в частном секторе хозяева массово меняют панцирные кровати на обычные - а этот маленький бытовой факт говорит о многом. Наряду со всеми недостатками, сегодня Крым располагает одним убедительным преимуществом, привлекательным как для туристов, так и для операторов: подобный крымскому ценовой диапазон не может предложить ни одно другое морское направление. Цены на размещение колеблются от совсем низких до обычных европейских. Правда, в минувшем сезоне в этом вопросе наблюдалась одна особенность: вместе с началом бума на Крым понятие дешевого жилья здесь на время перестало существовать. На этом обожглись те, кто приезжал на черноморские курорты Крыма дикарем. Ни о каком жилье за 3-5 у.е. в сутки не было и речи. Но фирмы, как всегда проплачивающие заранее, конечно, могли побаловать клиентов прежними крымскими ценами, и в спектре предложений можно было найти даже такое: 65 у.е. с проездом и проживанием в пансионате. Прошедший сезон показал, что белорусский турист готов относиться к Крыму не только как к супердешевому направлению, но и адекватно реагировать на происходящие положительные изменения в качестве предлагаемого отдыха. "Мы делали ставку и на достаточно дорогой, и на дешевый отдых в Крыму, - говорит директор по туризму фирмы "Подевюс" Инесса Масловская. - Подготовили экономтуры, стоимость которых в пик сезона не превышала 170 у.е. (с проездом, размещением и трехразовым питанием). Но итоги показали, что лучше всего продавались туры подороже - от 250 до 340 у.е. Можно сказать, что в этом году крымские клиенты отдавали предпочтение дорогому отдыху. В пик сезона люди были готовы платить по 25-30 у.е. за номер в сутки, чтобы отдохнуть на Черноморском побережье. Те, кто не могли платить такие деньги, традиционно выбирали дешевый отдых в Одесской области. По итогам сезона мы смогли в два раза нарастить объемы отправки в Одесскую область". Общее мнение о том, что в этом году "клиент повернулся лицом к Крыму", поддерживает и еще один оператор по Крыму, директор турфирмы "Алые паруса" Олег Авгуль. Фирма "Алые паруса" предлагала огромное количество всевозможных вариантов отдыха в Крыму и "держала" большое количество цепочек. "Крымский сезон был очень удачным, - подводит итоги Олег Авгуль. - Мы в нашей фирме всегда учитываем два показателя: количество и качество. С позиции количества - людей в Крым поехало однозначно больше. С позиции качества - в фирму обратился большой процент постоянных клиентов, количество жалоб по итогам составило менее 1%. Сезон вполне можно назвать прекрасным". РУМЫНИЯ Это направление частенько именуют самым успешным и самым беспроблемным направлением сезона в категории автобусных туров. Два года назад оно вдруг стало набирать обороты, и, судя по всему, тенденция сохранится и на будущий год, причем без сезонной "передышки". Достаточно посмотреть, как активно проявляет себя в этом году Румыния в секторе горнолыжного отдыха, сразу мощно входя на белорусский рынок. Летом на румынские курорты курсировало 10-12 цепочек и, надо заметить, что к фирмам, которые на протяжении последних нескольких лет занимались направлением, в этом году добавилось много новых компаний, в том числе и очень крупных. Вообще для румынского направления характерно, что в сезоне им сразу стали заниматься много крепких, авторитетных фирм, которые сделали крупные ставки на эту страну, запустив свои цепочки. Такая поддержка туроператоров, конечно, не могла не обернуться успехом. Среди операторов, работавших в этом году по Румынии, - "ТЭБ-тур", "АлатанТур", "Бел-Ориентир", "Топ-Тур", "Колорлэнд", "Галар-Экспо", "Дилижанстур", "Трэвел", "ЭкологияТур", "Ювента МиС", "Интурвест", "Тивали", "Дортурсервис", "Геваль" (Витебск) и другие. Не случайно уже сегодня активно делаются заявления об организации в будущем году чартерной авиацепочки. По приблизительным расчетам операторов, авиатур в Румынию будущим летом в пик сезона может стоить в пределах 450 евро (с перелетом, проживанием в трехзвездочном отеле и завтраками). В таком случае цена, конечно, будет выглядеть весьма конкурентоспособной по сравнению с другими направлениями. В нынешнем летнем сезоне большинство фирм определило тактику сотрудничества с румынскими фирмами и отелями. Минувшие два сезона прошли в этом смысле не без нюансов. Работа отдельных румынских партнеров иногда напоминала некачественное сотрудничество с некоторыми египетскими фирмами: перепродажи, недостоверная информация. В этом году белорусские фирмы в основном сгруппировались вокруг двух принимающих компаний: туристический дом "Амалтея" и фирма "Пегасус Интернешнл" (причем некоторые успели "засветиться" и там, и там). В то же время несколько фирм остались верны своим прежним партнерам. Так что нельзя заявлять, будто белорусских туристов в Румынии обслуживали только "Пегасус" и "Амалтея". Но, по утверждениям большинства компаний, сотрудничество с этими двумя крупными принимающими фирмами оказалось очень благоприятным как для фирм, так и для туристов. Одно из значительных преимуществ - решение такого вопроса, как языковой барьер. Для туристов это проблема немаловажная. Русскоговорящие представители обеих фирм приходили в отели утром и вечером и при необходимости помогали туристам. Румынский сервис за последние годы, безусловно, совершил качественный скачок и благодаря привлеченным в страну инвестициям продолжает прогрессировать. Безусловно, остались кое-какие "социалистические" особенности, но Румыния, делающая ставку на туризм, готова решать их на самом высоком уровне. Даже такой мелкий, но достаточно негативный для туризма вопрос, как присутствие на побережье бродячих собак, вызвал в Румынии волну обсуждения в прессе и, возможно, будет решаться на правительственном уровне. Одно из немаловажных особенностей этого направления заключается в том, что Румыния заинтересована в наших туристах - в отличие от многих стран, все активнее делающих ставку на сугубо европейского туриста. С визой для белорусов нет никаких проблем, она открывается быстро и выглядит самой минимальной на фоне всех других направлений - 10 долларов (даже в безвизовых странах - таких как Турция или Черногория - визовая марка или аэропортовский сбор стоят дороже). Румынский сервис обогнал крымский, а цены, по меткому выражению одного из операторов, на протяжении сезона выглядели просто "сладкими": 120 евро на первые заезды в середине июня с проездом и проживанием. Питаться в Румынии операторы рекомендуют в ресторанчиках - это дешево и качественно. Ценовая же шкала на стандартный тур с проживанием в 3-звездочном отеле с завтраком находилась в диапазоне от 180 до 220 евро (или долларов - Румыния пока еще точно не определилась со своей валютной "ориентацией", как, например, это сделала Болгария). Так что сезон оценивается всеми операторами как великолепный, в то же время это еще не предел в завоевании белорусского рынка. Любопытно, что рекламная кампания румынского направления не была такой уж массированной. Но и без того успешные продажи были сильно "подогреты" вышедшими на пике сезона "Непутевыми заметками" Дмитрия Крылова, посвященными Румынии. Говорили, что за один день распродался весь "остаток" сезона. Единственную ложку дегтя в замечательную медовую картину обстановки по Румынии внес транспорт, который, как говорят операторы, "вывезли из страны перед началом сезона". Рекламации касались только этого участка работы на направлении. Но тут операторы бессильны - не закрывать же автобусный туризм в Беларуси! БОЛГАРИЯ На сезон было заявлено 4 чартерные авиацепочки: 2 - на Варну и Бургас "АэроБелСервисом" и также на Варну и Бургас - "Юнионлайном". По словам заказчиков, все прошло по плану, самолеты грузились хорошо, с этой позиции сезон выглядит вполне успешным. Основные операторы по авиа-Болгарии называют прошедшее лето очень хорошим. Так, фирма "Ростинг", по словам заместителя директора Марии Капцевич, увеличила объемы продаж по сравнению с прошлым годом (напомним, что в минувшем году компания "Ростинг" была отмечена болгарским посольством как фирма, отправившая наибольшее количество белорусских туристов в Болгарию). По мнению Марии Капцевич, отчетливо заметна тенденция продажи дорогих отелей. В Болгарии в целом осталось мало двухзвездочных гостиниц. К тому же "двушки" переходят на более высокий уровень обслуживания. А недавно построенные отели предлагают высококлассный сервис. В этом году многие из них работали по системе "все включено", и такие отели также пользовались спросом у белорусских туристов. Можно констатировать, что навсегда остался в прошлом имидж Болгарии как "совдеповской" страны. Болгария за прошедшие 3-4 сезона высоко подняла сервисную планку и полноправно претендует теперь на такую требовательную категорию туристов, как немцы и англичане. Как говорят операторы, дешевые отели в этом сезоне еще были, но неизвестно, останутся ли они в будущем году. Надо сказать, что представления белорусских туристов о Болгарии все-таки чуть-чуть отстают от реальных ценовых предложений, которые были продиктованы в этом сезоне болгарской стороной. Так, простое сравнение цен иногда показывало, что болгарские "трехзвездники" выглядят дороже турецких. Не все клиенты были готовы к такому повороту событий. Но на пике сезона болгарские цены выглядели вполне конкурентоспособными. Востребованными были оба болгарских региона. Северное побережье по-прежнему считается чуть более элитным - в первую очередь из-за высокого сервиса на двух основных курортах - Золотые Пески и Албена. На юге - регион Бургаса - внутренние цены выглядят более низкими, а вот цены на отели сравнялись. Более напряженная обстановка сложилась по автобусной Болгарии. В этом году цепочек было меньше, чем в прошлом. Остались верны направлению "Подевюс", "Балканинтур", "Экология", "Голубой парус", "Виста Трэвел". Главная причина того, что некоторые фирмы побоялись ставить свои цепочки на Болгарию, очевидна: огромная конкуренция со стороны румынского направления. Болгарские цены, конечно, гораздо выше румынских. Кроме того, существует еще такой больной вопрос, как румынская транзитная виза. Все это, конечно, делает стоимость болгарского пакета неконкурентоспособной - по сравнению с румынским. Поэтому правы оказались те турфирмы, которые организовали 12-дневные туры. Цена двухнедельного тура тут уже вступала в конкуренцию не только с румынским направлением, но и с 12-дневным болгарским, и, конечно, - проигрывала. Несколько операторов прокомментировали сезон так: "хотелось бы большего". Другие, наоборот, отметили успешность организованной программы и наращивание объемов, причем в этом случае также парадоксально ссылались на Румынию. Козырем стало то, что многие фирмы отказались от Болгарии, уйдя на румынские продажи, и появилась возможность перераспределения потока. ЧЕРНОГОРИЯ Вместе с Румынией составляет два наиболее громко и неожиданно заявивших о себе направлений сезона. Весьма успешной можно назвать заявленную авиапрограмму - чартер на Тиват. Заказчиком рейса являлась компания "Юнионлайн". Лайнер делал промежуточную посадку в греческих Салониках, но туристов, отправляющихся в Грецию в этом Ту-154, всегда было гораздо меньше, чем в Черногорию. Откатав столь успешно черногорскую авиапрограмму в этом сезоне, и заказчик, и все операторы выражают твердую уверенность в том, что чартер из Минска в Тиват теперь будет постоянным в летнем расписании сезона. Что касается автобусных туров, то этим летом соответствующие предложения были богаче прошлогодних. В минувшем году автобусная цепочка в Черногорию с транзитом через Венгрию была лишь начата одной из столичных фирм и очень быстро с треском провалилась. В нынешнем сезоне благополучно курсировали 2 автобусные цепочки. Одна - с транзитом по Румынии, ее грузили "Внешинтурист" и "старожил" направления - фирма "Смолянка". Другая - с венгерским транзитом: здесь пул создали "ТрейдВояж" и "Золотая Миля". И по авиапрограммам, и по автобусным цепочкам работало очень много агентов, для многих Черногория стала настоящим "открытием сезона". В этом году в целом в Европе и в частности на Адриатике первая половина июня выдалась дождливой. Возможно, это отпугнуло клиентов от первых заездов. Речь, насколько нам известно, шла даже об объединении цепочек (как вариант - снижении цены). Но уже к 20-м числам июня погода выправилась, и продажи наладились. К тому же фирмам удалось организовать неплохую рекламную кампанию в прессе, в том числе и благодаря поддержке партнера большинства наших фирм - сербской компании "R-tours". По словам участника черногорской цепочки с венгерским транзитом директора фирмы "ТрейдВояж" Руслана Сегенюка, "сезон был отличным, в сентябре мы даже поставили второй автобус, и два автобуса шли почти параллельно". Не менее положительной характеристикой оценивает минувшее лето глава компании "Смолянка" Галина Михайлова, в планах фирмы, кстати, организовать в будущем году более продолжительный тур в Черногорию - с 14-дневным отдыхом на Адриатике. Черногория считается достаточно сложным и противоречивым направлением. С одной стороны направление претендует на некоторую элитарность (Адриатику нельзя сравнивать с Черным морем, к тому же это один из красивейших регионов Европы). С другой - по уровню сервиса страна пока еще явно уступает даже соседям, не говоря уж о развитых европейских странах. Однако все говорит о том, что с будущего года Черногория сможет предложить туристам гораздо больший выбор туров в разделе "эксклюзивный качественный отдых по высоким ценам": в стране идет строительство четырех- и пятизвездочных гостиниц. Нишу относительно недорогих предложений с успехом заполняют и будут заполнять частные виллы и апартаменты. Но надо понимать, что инфраструктура в Черногории никогда не будет отличаться таким же разнообразием предложений, как в странах - туристических "китах", где береговая линия весьма протяженная и гораздо более приспособленная к строительству отелей. Поэтому сравнивать Черногорию с Турцией или Болгарией бессмысленно. В Черногории, похоже, все идет к "хорватскому варианту" (то есть - дорогой, эксклюзивный отдых). Пока сервис в Черногории во многих местах действительно хромает, но все будет зависеть от того, как скоро в стране будут запущены эффективные экономические механизмы - с привлечением действительно мощных инвестиций, которые очень быстро преобразуют туристическую инфраструктуру. Во всяком случае, заявку на вступление в Евросоюз Сербия и Черногория уже подали. ИСПАНИЯ Заказчиком авиачартера выступила компания "АэроБелСервис". Держатель основного блока мест на минском чартере в Барселону (более 50%) - один из лидеров российского турбизнеса, компания "Натали Турс". Блок в 40 мест, как всегда, "держала" фирма "Сакуб". Кроме того, консолидатор - "АэроБелСервис" - продавал отдельно билеты до Барселоны и, по словам сотрудников "АэроБелСервиса", шли они нарасхват. Также блестящими назвала продажи турпакетов специалист по испанскому направлению фирмы "Сакуб" Ирина Круглякова, отметив, что, несмотря на 40-местный запланированный блок, в среднем от фирмы "Сакуб" вылетало по 60 человек на чартере, а на последнем, который улетел в Барселону 18 сентября, находилось 100 человек с турпакетами от фирмы "Сакуб". Общее течение сезона можно назвать традиционным: первый майский заезд - недозагрузка (прохладно, еще не начались каникулы), затем - полная загрузка, а временами даже - легкий дефицит билетов (как и обещал директор "Натали Турс" Владимир Воробьев). Двухнедельный тур операторы называют оптимальным вариантом, и вылеты по субботам - тоже. Обстановка на испанском автобусном рынке также была вполне стабильной. Можно сказать, что теперь этот рынок контролируют 2 оператора: "Турлюкс" и "Внешинтурист" (с середины июня "АлатанТур" объединил свою программу с "Внешинтуристом"). У "Турлюкса" - 7 маршрутов комбинированных туров по Европе с отдыхом в Испании. "Внешинтурист" предлагал 2 маршрута с пребыванием на испанском курорте. Все цепочки заполнялись, а колебания спроса ничем не отличались от прошлогодних. Программы начинаются к концу мая, и опыт показал, что это верный выбор сроков для старта. Два года назад "Турлюкс" начинал запускать цепочки в начале мая, но эта практика не прижилась ввиду отсутствия спроса на достаточно высокую температуру воздуха, но недостаточно прогретое Средиземное море. Цены на испанские "комбинашки" в этом году колебались от 375 до 720 евро (720 евро - в пик сезона с проживанием в 4-звездочном отеле). Цена, конечно, впечатляет - особенно, если вспомнить, что стоимость двухнедельного авиатура в Испанию на последнем заезде была в пределах 450 евро с проживанием в трехзвездочном отеле и трехразовым питанием. Но нельзя забывать, что автобусные туристы - это особая категория путешественников. Наряду с эконом-туристами и теми, кто панически боится летать на самолетах, существует еще особый класс туристов, готовых платить большие деньги за большой познавательный объем, который в огромной концентрации предлагают только автобусные комбинированные туры. Поэтому спрос на подобные путешествия в Беларуси и не падает. А вот в фирмах, которые занимаются работой с российскими клиентами, утверждают, что в минувшем сезоне россиян в белорусских автобусах стало меньше. Объясняется это явление нестабильностью экономической обстановки в России: люди боятся надолго оставлять свой бизнес, не доверяя общей финансовой атмосфере. Одно дело - улететь в Турцию на неделю, другое - оставить дела на 21 день, отправившись в длительное путешествие по Европе. У нас ситуация другая - и в бизнесе, и в политике. Все стабильно и очень предсказуемо. Неожиданностей не будет. Продолжение "Итогов сезона" - в одном из следующих номеров.

Выпуск №41, 2004 год

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах