Литвины – это мы!

07.10.2010

 - Статьи / Отзывы о путешествиях

Автор: Екатерина ГУСЕВА


Литвины – это мы!

– Уж скорей бы! – выдохнул князь Федор и пошевелился в седле. Солнечные блики скользнули по металлическому наплечнику и ослепительно загорелись на кованой перчатке, державшей повод коня.

Солнце щедрой горстью сыпало золотые лучи, посылая земле последнее тепло, но воздух был уже по-осеннему прозрачен и звонок.

– Уж скорей бы! – выдохнул князь Федор и пошевелился в седле. Солнечные блики скользнули по металлическому наплечнику и ослепительно загорелись на кованой перчатке, державшей повод коня.

z_045_resize

– Гляди-ка, едут! – отозвался спутник Федора, приподнявшись в стременах.

Из-за поворота показалась кавалькада всадников в легких доспехах, на низеньких жемайтийских скакунах. Дозорные натянули поводья – и преградили путь пришельцам:

– Стой! Кто идет? – загремел Федор.

– Мы литвины, едем в Новогрудок, – ответствовали путешественники.

– Литвины – это мы! – последовал ответ. – А ваши речи неубедительны. Давайте бумаги!

Бумаг не оказалось, и дозорный разъезжий отряд препроводил пилигримов прямиком в Новогрудок, где их уже ждали… посол Литвы Эдминас Багдонас, представители местной власти и журналисты.

z_084_resize

2000 километров истории

Проект «2000 километров истории» родился не случайно. По сути, это желание литовцев по-новому переосмыслить историю и показать величие своего народа. А еще – привлечь внимание к древней породе жемайтийских лошадей и возродить ее.

z_142_resize

Сейчас «жемайтийцев» осталось совсем мало, в советские годы их практически перестали разводить. А между тем эти изящные и очень сообразительные лошадки ведут свою родословную от выносливых и быстрых монгольских скакунов. Жемайтийские лошади были известны в Европе уже с VI–VII веков: именно на них предпочитал воевать князь Витовт, один из самых прославленных правителей Великого княжества Литовского, одержавший победу над крестоносцами под Грюнвальдом и прозванный еще при жизни Великим. Повторить путь Витовта от Балтийского моря (Тракай) до Черного (Очаков) вызвались 10 смельчаков.

А изюминкой путешествия стало то, что 2000 километров предстояло преодолеть верхом на лошадях, тех самых «жемайтийцах» Витовта. Интересно, что ни один из участников не является профессиональным наездником: это предприниматели, люди искусства, общественные деятели.

z_102_resize

– С детства боготворила лошадей. В 14 лет очень хотела отправиться верхом в Кавказские горы, но тогда моя мама отговорила меня. В этом году, прочитав несколько книг Коэльо, я пересмотрела свою жизнь и увидела, что все самые волшебные события произошли в детстве, а потом началась монотонная жизненная рутина. Поэтому хочу исправить положение, – поделилась своими мыслями о походе Скирманте Наглите, директор предприятия и одна из двух представительниц прекрасного пола, участвующих в проекте.

– Мое детство и юность прошли в седле. Когда я оставил лошадей, юность закончилась. Сейчас, снова оказавшись на коне, я опять чувствую себя молодым, – говорит Вайдотас Руйбис, координатор проекта, ответственный за лошадей.

Надо сказать, что задача перед участниками была поставлена нелегкая, т.к. поход рассчитан на 40 дней. Это трудно даже для профессионала, но наездники полны решимости – ведь это история их страны. Впрочем, только ли их?

Сердце ВКЛ - Беларусь

Маршрут похода таков: Тракай – Норвилишкес – Медининкай – Крево – Алшенай (Гольшаны) – Лида – Новогрудок – Мир – Несвиж – Слоним – Косав (Коссово) – Ружаны – Брест – Луцк – Кременец – Каменец-Подольский – Очаков. Десять из восемнадцати городов – белорусские! Случайность? Совсем нет!

Средневековое Великое княжество Литовское было огромным государством. А начиная с середины XIII и до конца XIV века князь Миндовг еще больше расширил границы державы, присовокупив к владениям ВКЛ часть земель восточно-славянских княжеств. К XV веку Великое княжество Литовское увеличилось в шесть раз относительно своих первоначальных размеров и, управляемое Витовтом, простиралось «от моря до моря».

Ученые подсчитали, что в этой могучей державе современная Литва составляла лишь… 10%. Примерно 33% приходилось на Украину (более половины современной страны) и около 30% – на Беларусь (вся нынешняя территория). Почти до конца XVIII века белорусские земли были «сердцем» Великого княжества Литовского. И конечно же, у нас сохранилось множество памятников, связанных с теми славными и тревожными временами.

Многие из них вошли в маршрут похода «2000 километров истории». Например, самый таинственный замок Беларуси – Гольшанский. Здесь, по словам многочисленных очевидцев, водятся призраки. Крепость, построенную в конце XVI – начале XVII века, за ее красоту современники прозвали «цветком Литвы». Самая прославленная уроженка Гольшан – Софья Гольшанская. Выйдя замуж в 16 лет за польского короля Ягайло, которому к тому времени «стукнуло» 73 (!), она родила ему троих сыновей и стала родоначальницей рода Ягеллонов.

Еще одна «резиденция призраков» – Лидский замок. Основанная в XIV веке князем Гедимином крепость была предназначена для защиты жителей от тевтонцев. По легенде, брат Ягайло Дмитрий Корибут во время одной из осад оставил в цитадели горсть воинов, а сам бежал через подземный ход. Все ратники погибли, но с тех пор по старинным галереям бродят их призраки. Участники рыцарских клубов, проводившие здесь турниры, божатся, что и впрямь видели привидения…

Замок в Новогрудке (XIII–XVI вв.) некогда был самым крупным на территории Беларуси и одним из важнейших административных и политических центров Великого княжества Литовского. Крепость с толщиной стен около двух метров имела семь башен и стояла на вершине холма. Именно Новогрудок стал средневековой столицей ВКЛ. В 1253 году состоялась коронация знаменитого князя Миндовга: этот грозный правитель, получив корону из рук самого папы Иннокентия IV, объединил под своей властью земли литовских и славянских племен.

z_110_resize

Замки в Мире и Несвиже внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Они помнят шаги Радзивиллов, прозванных за богатство и могущество некоронованными королями Речи Посполитой. А в Ружанах сохранились руины некогда роскошного дворца Сапегов (XVII в.), другого известного белорусского рода. Особенно прославился Лев Сапега, один из авторов Статута Великого княжества Литовского – уникального свода законов, действовавшего без малого 300 лет (с 1588 по 1840 гг.).

Литва, жмудь и все, все, все!

– Когда я узнал о проекте «2000 километров истории», то испытал смешанные чувства. С одной стороны, порадовался за литовских коллег, которые так трепетно относятся к своей истории, собирают по крупицам сведения, ищут свои корни. А с другой стороны, стало очень обидно, что этих корней не помним мы. Ведь на самом деле литвины – это предки современных белорусов, а прародители литовцев – жмудины, – делится впечатлениями с журналистом «ТиО» Федор Михеев (князь Федор), лидер военно-исторического клуба «Княжий Гуф».

z_111_resize

Это он со своим товарищем по клубу в сверкающих доспехах и на лошадях поджидал литовских гостей «в засаде», чтобы торжественно проводить их до Новогрудка.

– Просто захотелось тоже внести свою лепту в проект, поддержать его, – продолжает Федор. – Это была исключительно наша инициатива. Литовцев она удивила и обрадовала – ничего подобного они не ожидали.

Чтобы организовать такую встречу, энтузиасты от самого Минска в специальной машине везли двух лошадей в Новогрудок. А это, между прочим, совсем недешево. Подозреваю, каков будет ответ, и все же спрашиваю:

– А что-нибудь подобное, я имею в виду большой исторический поход, у нас сделать не пробовали?

Повисает неловкое молчание.

– Видите ли, за участниками проекта следует специальная техника, врачи, ветеринары,– говорит наконец собеседник.– Опять же, нужно заботиться о корме для лошадей и питании для людей, о ночлеге, о визах… Вы себе представить не можете, насколько это сложно. В Литве есть масса заинтересованных в таких проектах людей, а у нас, к сожалению… – фраза остается незаконченной.

– Мы обеими руками за подобные мероприятия и с удовольствием примем в них участие, – продолжает мысль Федора Владимир Сидорович, владелец фермерского хозяйства «Спортивные лошади», на чьих скакунах и красовались белорусские рыцари, – но их просто некому финансировать. А за свой счет мы можем разве что выехать навстречу литовцам и хотя бы таким способом показать, что наша история нам тоже небезразлична…

Вместо послесловия

Сейчас участники похода «2000 километров истории» продвигаются по Украине. В первые выходные октября они подъехали к древнему городу Каменцу-Подольскому. Большая часть пути позади, и если все пойдет как было запланировано, уже 16-17 октября жемайтийские лошадки омоют копыта в волнах Черного моря.

Но, как утверждает Гинтаутас Бабравичус, руководитель экспедиции «2000 километров истории», президент клуба путешественников «Клаюнас» и вице-мэр города Вильнюса, это еще не конец.

– С нами едут два оператора. И как только мы вернемся домой, из отснятого материала сделаем два фильма. Один – об истории похода, день за днем. А второй – исторический, о Великом княжестве Литовском. Эти работы надеемся позже презентовать в Беларуси, Украине и Литве, – рассказал нам по телефону Гинтаутас.

Кстати, Беларусь произвела на пилигримов приятное впечатление.

– У вас очень красиво и много исторических памятников, связанных с Великим княжеством Литовским. Думаю, после нашей экспедиции сюда поедут литовцы, чтобы воочию увидеть Беларусь, – прочувствованно произнес вице-мэр Вильнюса.

z_108_resize

Мне же оставалось только пожелать участникам экспедиции счастливого пути и высказать самую горячую надежду, что мы скоро обязательно встретимся – в совместном литовско-белорусском историческом проекте. Ведь Великое княжество Литовское – это и наша история, которой, безусловно, стоит гордиться.

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах