Небо по колено

19.02.2010

 - Статьи / Отзывы о путешествиях

Автор: Татьяна ЧУДАК


Небо по колено

По непроверенным данным, впервые бокал шампанского в воздухе был подан пассажиру дирижабля в 1914 году. История не сохранила ни имени пассажира, ни марки шампанского, однако с тех пор многие тысячи людей повторили это нехитрое действие и могут подтвердить: шампанское на высоте 10 тысяч метров пьется легче и быстрее, чем на земле. А еще, говорят, с помощью бокала шампанского и леденца можно определить «класс» самолета. Для этого нужно бросить конфетку в бокал и прислушаться: если удается не только увидеть, но и услышать момент «падения» – вы на борту (перво)классного воздушного судна с отличной звукоизоляцией, а значит шум двигателей не будет досаждать во время полета.

По непроверенным данным, впервые бокал шампанского в воздухе был подан пассажиру дирижабля в 1914 году. История не сохранила ни имени пассажира, ни марки шампанского, однако с тех пор многие тысячи людей повторили это нехитрое действие и могут подтвердить: шампанское на высоте 10 тысяч метров пьется легче и быстрее, чем на земле. А еще, говорят, с помощью бокала шампанского и леденца можно определить «класс» самолета. Для этого нужно бросить конфетку в бокал и прислушаться: если удается не только увидеть, но и услышать момент «падения» – вы на борту (перво)классного воздушного судна с отличной звукоизоляцией, а значит шум двигателей не будет досаждать во время полета.

zeppelin

Конечно, пассажиры редко используют шампанское и другие напитки с экспериментальными целями. Гораздо чаще – с целью скрасить перелет и дополнить горячее блюдо бокалом вина. Авиакомпания British Airways ежегодно разливает в бокалы пассажиров первого и бизнес-класса почти 7 млн бутылок вина. А в авиакомпании Air New Zealand подсчитали, что если сложить все запасы алкоголя за год, получится 10 самолетов Boeing 747, заполненных вином под завязку.

 

Тенденция, однако

Тем не менее многие авиакомпании сегодня все чаще отказываются от спиртного на борту. Прибыль от продажи алкоголя незначительная, а угроза безопасности – вполне реальная. Так, несколько лет назад во время одного из рейсов авиакомпании «Трансаэро» произошла массовая потасовка с участием 20 пассажиров. Тогда же на маршруте Москва – Женева пьяный дебошир попытался «захватить» самолет «Аэрофлота». В апреле прошлого года трое россиян, летевших на отдых в Черногорию, подрались между собой и попытались открыть люки аварийного выхода во время полета. Подобных примеров можно привести еще очень много. Как правило, авиакомпании стараются не афишировать такие инциденты ради сохранения имиджа компании, и огласку получают только самые вопиющие случаи.

Для того чтобы избежать повторения внештатных ситуаций, авиакомпании вводят «сухой» закон не только на чартерных, но и на регулярных рейсах. Любопытно, но представление о пассажирах первого и бизнес-класса как о сдержанных и не доставляющих хлопот клиентах – миф. К примеру, не так давно в одном алкогольном скандале была замечена даже принцесса (!) Саудовской Аравии, которая до крови расцарапала лицо бортпроводнице во время перелета из Парижа в Бостон.

Справедливости ради стоит заметить, что неадекватные выходки в воздухе под влиянием алкоголя – не только восточнославянская проблема. Подобные происшествия случаются практически во всех авиакомпаниях мира. Несколько лет назад борт тайваньской авиакомпании China Airlines, направлявшийся из Хошимина в Тайбэй, совершил экстренную посадку из-за одного пьяного пассажира. Перебрав спиртного, тот умудрился разбить иллюминатор (!) и ранить стюардессу. Так что алкоголь на борту самолета – не столько средство от аэрофобии, сколько повышенный источник опасности.

Маршаллы и стюардессы

стюардесса с шампанским_измен.размер Как ни странно, самые незащищенные заложники пьяных дебоширов – это экипаж, стюардессы и бортпроводники, которые обслуживают пассажиров. Об этом редко говорят вслух, но первейшая задача кабинной команды как раз не сервис, а обеспечение безопасности полета. Когда пассажир нарушает правила поведения, скажем, категорически отказывается пристегнуть ремень безопасности, бортпроводник рассеивает внимание, которое должно быть полностью сосредоточено, повторимся, на обеспечении безопасности полета.

Некоторые авиакомпании, к примеру, крупнейший туристический перевозчик России «Трансаэро», создают специальные группы сопровождения. Как правило, агенты службы внутренней безопасности (аналог так называемой службы маршаллов) сопровождают рейсы продолжительностью свыше 4–5 часов. Это специально обученные – и физически, и психологически – сотрудники, благодаря которым количество инцидентов с пьяными пассажирами сокращается в несколько раз.

 

 

Права и обязанности

пластиковые ремни Большинство государств имеют очень жесткое законодательство, защищающее других пассажиров и экипаж воздушного судна от пьяных хулиганов. В США никто не имеет права распивать алкогольные напитки на борту, если только они не предлагаются авиакомпанией, иначе штраф – 10 тысяч долларов. В Великобритании взыскание за такое же нарушение составляет минимум тысячу фунтов (около полутора тысяч долларов). В Германии, если поведение пьяного пассажира приводит к проблемам на борту или задержке рейса, штраф достигает 25 тысяч евро. 500 латов (около тысячи долларов США) заплатит пассажир airBaltic за употребление алкоголя, купленного не на рейсе компании. К тому же за рубежом персонал авиакомпаний на законном основании использует превентивные меры, в частности спецсредства – пластиковые наручники, ремни или ленты и т.п.

Белорусское законодательство не предусматривает подобных методов, ограничиваясь лишь указанием прав командира воздушного судна, среди которых есть и такое – «принимать все необходимые меры, в том числе и принудительные, к гражданам, создающим своими действиями угрозу для безопасности полета воздушного судна и не подчиняющимся его распоряжениям и командам». При этом понятие «принудительные меры» не уточняется. Что касается ответственности пассажира, то самая первая мера – расторжение договора воздушной перевозки, а проще говоря – отказ доставлять пассажира в точку назначения и/или обратно. Если к тому же пьяный пассажир совершил «умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу», и далее по тексту статьи 339 УК РБ «Хулиганство», ему грозят общественные работы, штраф, исправительные работы сроком до двух лет, арест сроком до шести месяцев или лишение свободы сроком до трех лет. Едва ли удовольствие от выпитой бутылки Jack Daniel’s на утреннем чартерном рейсе сравнимо с удовольствием продолжить отпуск в местах не столь отдаленных, как курорты Турции или Египта.

За здоровье!

Mr.BinМногие пассажиры выпивают перед полетом для «храбрости». Казалось бы, бокал вина или рюмка коньяка снимут стресс: «Слышали? Вчера же самолет в Боливии совершил аварийную посадку! Как теперь пережить полет?!». Врачи же утверждают обратное: алкоголь только усилит страх полета. Более того, в воздухе в «критических» условиях организм уже находится в состоянии, схожем с состоянием алкогольного опьянения, и пассажир, который принял на земле «на грудь», на борту воздушного судна может кардинально изменить свое поведение вследствие изменения физического состояния. Другими словами, 100 грамм до полета могут не только успокоить, но и неприятно удивить тем, на какие поступки человек способен под влиянием алкогольных паров на высоте 10 000 метров, где низкое давление, низкий уровень кислорода и сухость и без того содействуют «растормаживанию» поведения.

 

Duty free зарабатывает, авиакомпании – теряют

Магазины беспошлинной торговли играют далеко не последнюю роль в поощрении «воздушного алкоголизма». С одной стороны, они находятся в «стерильной» зоне, за территорией таможенной границы, где не действуют правила авиакомпаний. С другой стороны, бутылки со спиртным, купленные в Duty free, должны быть упакованы в специальные пакеты, на которых написано: «Не вскрывать до окончания полета». Не секрет, что многие пассажиры пренебрегают этим правилом (безопасности, между прочим) и покупают алкоголь, чтобы употребить его на борту самолета или перед полетом в свободных зонах. Меньшее из всех возможных зол после таких возлияний – здоровый крепкий храп до посадки. Худший вариант – экстренная посадка самолета и неизбежные издержки, взыскать которые с пьяного хулигана авиакомпания может только в теории. Так, например, в прошлом году пилоты, выполнявшие внутренний рейс компании «Аэрофлот» по маршруту Москва – Иркутск, совершили вынужденную посадку в аэропорту Нижневартовска из-за пьяного невменяемого пассажира. Авиакомпания в течение полугода пыталась взыскать с виновника происшествия компенсацию ущерба: посадка обошлась примерно в 10 тысяч долларов, дозаправка – еще в тысячу. Несмотря на то, что суд обязал пассажира выплатить штраф, его размер оказался несоизмеримым с незапланированными расходами.

Вы думаете это билет? Это договор!

Когда пассажир покупает билет, он заключает с авиакомпанией договор перевозки, согласно которому авиакомпания обязуется безопасно доставить клиента из пункта А в пункт В. Пассажир в свою очередь обязуется выполнять правила перевозчика, а также соблюдать действующее в области гражданской авиации законодательство, как местное, так и международное. Если пассажир нарушает со своей стороны условия договора, авиакомпания имеет право разорвать договор в одностороннем порядке. Это означает, что сотрудники авиакомпании вправе не допустить пассажира на борт, если он «невменяем» уже при посадке, или аннулировать обратный билет, если он «набрался» в воздухе. Правда, это не запрещает пассажиру воспользоваться услугами авиакомпании в следующий раз. Один из немногих известных случаев, когда суд запретил пассажиру, замешанному в алкогольном, мягко говоря, недоразумении, пользоваться воздушным транспортом в течение всей жизни, произошел, как нетрудно догадаться, в Соединенных Штатах Америки.

Итого

Продажа алкоголя в аэропортах и магазинах, ужесточение правил – вопросы, безусловно, важные, но все же второстепенные. Главное, на чем стоит делать акцент, – культура пития. А она пока, как точно заметил Владимир Семенович Высоцкий, такова: «Ведь если я чего решил — я выпью обязательно, но к этим шуткам отношусь я очень отрицательно!»

Поднимая планку ответственности, в том числе и финансовой, авиакомпании, возможно, потеряют несколько пассажиров, но взамен приобретут спокойствие сотен других.


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах