06.04.2014

 - Блоги

Автор: Олег Павлов


«Географ глобус пропил»: навстречу телепоказу (25, пт, РТР)

Сей нашумевший фильм есть за что отнести и к фирменной «тиошной» рубрике «кинотуризм». На чем настаивают и приводимые в данной аннотации кадры из него.

The Geographer Drank His Globe Away, Россия, 2013, 120 мин, R. Реж. Александр Велединский («Русское», «Живой»); в рол.: Константин Хабенский (Служкин), Елена Лядова (Надя), Анна Уколова (Ветка), Евгения Хиривская (Кира), Александр Робак (Будкин), Агриппина Стеклова (Роза Борисовна), Максим Лагашкин (Колесников), Анфиса Черных (Маша), Андрей Прытков (Градусов)

Жанр. Ироническая драма с социальными мотивами.

Выбор и позиция. Этот фильм стал в России событием, удостоился множества наград и лестных сравнений, так что грех его не заметить. Однако я не намерен пристроиться в очередь исполняющих хвалебные оды, более того, решусь не умиляться, а, наоборот, поворчать. Начиная с того, что в «Географе» бросилось в глаза труднопереваримое сочетание стилистик советских интеллигентских шедевров («Полеты во сне и наяву», «Осенний марафон» и т.д.) и циничного перестроечного канона, хотя не уверен, что именно этого желали его создатели.

Первоисточник. Фильм снят по одноименной роману пермяка Алексея Иванова (род. 23.11.1969), лауреата ряда российских литературных премий, фантаста, известного краеведа, сценариста фильма П. Лунгина «Царь», по образованию искусствоведа. Впрочем, в жизни ему пришлось поработать и в других отраслях: сторожем, учителем, журналистом и гидом-проводником в турфирме. Все это нашло отражение и в романе «Географ глобус пропил», который был написан в 1995 году, а опубликован в 2008-м.

Время. Важно отметить, что действие в фильме из 90-х перенесено в наши дни, что, на мой субъективный взгляд, напрасно, ибо негативно сказывается на качестве драматургического материала. Причина «скачка во времени», оказывается, финансовая. По мнению Велединского, «зачем делать исторический фильм, тратить лишние деньги и силы, если история абсолютно ложится на сегодняшнее время? Такие персонажи, как Служкин, были и в 50-е, и в 70-е, остались сегодня и будут завтра». Так как событий в книге хватит и на сериал, первоисточник пришлось всерьез видоизменить. Причем без отказавшегося участвовать в этом Иванова. Велединскому помогали Рауф Кубаев и Валерий Тодоровский, ныне любимый многими за «Оттепель».

Не «Лолита». Рассказывая о «Географе», журналисты горазды выпячивать тему романа учителя и школьницы, что в нынешней России особенно возмутительно. Дабы не возникло разочарований от напрасных надежд, замечу, что ничего эпатажного в ленте не происходит. А возникшие чувства – лишь еще один штрих к многомерному образу Служкина, которого, как выясняется из фильма, сложно не полюбить. Тут же стоит заметить, что в ленте много внимания уделяется сексуальным отношениям.

Не сатира. В ткани фильма много такого, что можно трактовать как издевку над сложившейся в России системой власти. Однако даже гомерически смешной ответ на вопрос  «Кем работаю? Да коррупционером», является скорее оборотом речи. Ведь социальных язв в картине почти не наблюдается, скорее впечатляет хороший уровень жизни российских обывателей. А многое из того, что должно вызвать переживание за героев, выглядит нелепостью, как, например, то, что в квартире Служкина вроде бы для получения тепла палят газ в плите, но при этом держат открытой дверь на балкон.

Служкин. А ля эпиграфом звучит рок-хит В. Кипелова «Я свободен», исполняемый человеком, реально зарабатывающим выступлениями в электричках. Данная песня – не из его репертуара, но именно ее заказал режиссер. Поэтому поотказывавшись, а потом и помучившись (больно уж сложно), певец справляется с задачей, заодно настраивая зрителей на то, что в картине все будет через пень-колоду. Вот и знакомимся мы с Виктором Сергеевичем, когда он неумело и с конфузом изображает глухого, дабы не платить за проезд в той самой электричке. Уже то, что подобный прием приходит в голову типичному русскому интеллигенту, признаться, не вдохновляет. Впрочем, постепенно выясняется, что ускользать везде и всюду – его внутреннее «я». Вот и Иванов как-то заметил, что суть его героя заключается в том, что «для счастья ему требуется немножко подлости. Чуть-чуть соврать или смухлевать. В общем, все так и живут. А Служкин подлость заменяет свинством»… Между тем он хорошо образован, а выражается цитатами да афоризмами («Жег глаголом, прослыл балоболом», «Опыт – мудрость глупцов» и т.д.). Мог стать ученым-биологом, но вылетел с кафедры, женился «по залету», мучается нехваткой наличности. Вот и решается пойти в учителя предмета, который знает понаслышке. Но это не выглядит свидетельством безысходности, не те в стране времена.

40 градусов обаяния. Работа учителя – не золотое дно, отчего проскакивает сугубо «перестроечная» фраза Служкина, что на отечественное авто он может заработать за 152 года, и то, если ни на что иное не тратиться. Последнее невозможно, ибо Виктору постоянно нужны алкоголь и табак (Хабенскому давали молоко за вредность?). И будь на экране персонаж, зависимый от наркотиков, слыл бы отрицательным, а водка лишь добавляет зрителям теплых ощущений. Отчего подумалось, что Служкин напоминает Женю Лукашина из «Иронии судьбы», но так толком и не протрезвевшего. Благо это не мешает западающим на него особам, что поднимает герою самооценку. И со здоровьем Виктору определенно повезло. При всей порочности жизни, он неплохо себя чувствует.

Детки в клетке. Поступая на работу, Служкин обещает выучить курс географии. И судя по тому, что уроки на самом деле дает, прилагает усилия. Но его творческому порыву мешает никчемная дисциплина. Ученики ведут себя нагло, цинично, вызывающе. Логично предположить, что такова общая обстановка в школе, не случайно ее директор на многое закрывает глаза, дабы заполучить в учителя – мужчину. Выдерживать такой пресс Служкину помогает хорошее владение русским языком да острая реакция. Дабы поддерживать видимость порядка, он готов на экстравагантные поступки вроде заявления о готовности взять денег за пятерки, игры в карты на хорошее поведение класса или организации опасного похода. Кстати, исходя из событий фильма, ведет Служкин лишь один класс, поэтому ума не приложу, как набирается столько учебного времени по географии, чтобы выстраивать стратегические отношения с учениками и задавать сочинения на провокативные темы?

Любовная геометрия. Наш герой давно не любим супругой Надей, хотя пытается поддерживать хорошие отношения. Причем вплоть до помощи в поиске достойной замены себе любимому. И ничего, что это вынуждает страдать еще и лучшего друга, Служкин так умеет выкручиваться из неловких ситуаций, что вроде бы и недовольных не остается. Подробнее рассказывать об этой стороне фильма не стоит, ибо в интимных отношениях заключены основные интриги.

Экстрим. Много экранного времени занимает турпоход с учениками со сплавом по быстрой и могучей реке. С экипировкой, конечно, порядок, если не считать, что в трудной ситуации никто не вспоминает о возможности позвонить спасателям, но таковы принятые правила игры. А вот подготовка – никакая. Голый экспромт, причем в прохладную пору года. Впрочем, нашему географу любая погода не помеха, ведь он умудряется и в тайге находить спиртное. Ребята за это воспринимают его изгоем, но находится и любящая Служкина душа. И сразу понимаешь, что сгубить ее географу не дано. И в этом заключены позитивные качества персонажа, которого предсказуемо талантливо изобразил 39-летний К. Хабенский («Адмирал»). Причем в некоторых сценах достойно занесения в пособия по актерскому мастерству.

Производство. Работа над фильмом растянулась на 2 года, а 34 съемочных дня разделены пятимесячным перерывом и расстоянием в 200 км между Пермью и рекой Усьвой, на которой проходили основные съемки турпохода. Пришлось дожидаться полноводья. А вот каскадерские съемки проводились на пороге Ревун, что на реке Исеть в Свердловской области. Пермский студент А. Прытков сочинил и исполнил в фильме рэп.

Прочая информация. На фестивале «Кинотавр» (Сочи): Гран-при, премии за мужскую роль (Хабенский) и музыку А. Зубарева (гитарист группы «Аквариум»), а также приз жюри кинопрокатчиков и специальный приз 15-летней А. Черных («Крыша»), которая на МКФ во Владивостоке была отмечена премией им. Юла Бриннера. Гран-при фестиваля восточноевропейских фильмов в Котбусе, на МКФ в Варшаве Гран-при с формулировкой «За баланс между острым социальным диагнозом современной России, любовью к персонажам и мудрым, полным понимания и юмора подходом к их проблемам». Премии «Ника»: фильм, режиссура, Хабенский, Лядова, музыка. Номинации:  сценарий, Робак и Черных как открытие года. Премии «Золотой орел»: режиссура, Хабенский и Лядова. Номинация на премию блогосферы за лучшую российскую драму.  Множество других регалий. Сборы в России $4,3 млн. Бюджет 80 млн российских рублей.

Страны: Россия


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах