20.02.2012

 - Блоги

Автор: Лилия Кобзик


Кто в белорусском турбизнесе самый успешный и влиятельный?

На прошлой неделе портал «Ежедневник», в простонародье именуемый «ежом», опубликовал список двухсот самых успешных и влиятельных бизнесменов Беларуси. На 186-ую позицию авторы топа поместили Александра Нехая, рядом с фамилией которого значились следующие данные: СП «АлатанТур», сфера деятельности – туризм.

При всем уважении к одному из основателей и идеологов массового рыночного туризма в Беларуси, нужно заметить, что нынешний владелец ресторана «Товарищ» и салона «Бонжур» Александр Нехай с 2006 года не является учредителем компании «АлатанТур» и не работает в туризме. Что касается степени влияния непосредственно на турбизнес, то его личность и его вклад, несомненно, помнят старожилы отрасли, но молодая генерация менеджеров турфирм, услышав фамилию, скорее всего, спросит: «А кто это?». Как бы там ни было, но других бизнесменов, имеющих отношение к туризму, в данном списке нет. Если, конечно, не считать владельцев крупной туристической инфраструктуры – Чижа и Ваганова – но это совсем другая песня.

Рейтинги успешных белорусских бизнесменов «Ежедневник» составляет каждый год. Конечно, не «Форбс», потому что  рядом с фамилиями нет конкретных сумм, в которые оценивается состояние. Когда не видно всех этих баснословных десятков и сотен миллионов долларов, в которые во всем мире воплощается настоящий успех, то как, собственно, оценить степень влияния? Тем не менее, просматривать подобные списки всегда интересно. Вот, в позапрошлом году в аналогичном топике были два реальных руководителя турфирм – Рафаэль Мусаев («СМОК ТРАВЕЛ») и Александр Ванюков («Санни Трэвел»). И я знаю, что, несмотря на общую небезосновательную нелюбовь белорусских бизнесменов к публичности, им, как любым нормальным людям, это было приятно. А в этом году засветился только Нехай – человек, который, безусловно, небеден и успешен, но к туризму уже, как говорится, никаким боком…

Я не склонна обвинять коллег в некомпетентности. Думаю, составить четкий толковый список белорусских капиталистов в наших условиях, в принципе, не представляется возможным. Да и присутствие в графе «туризм» человека со стороны весьма симптоматично. Нужно признать, что в сегодняшней Беларуси турбизнес – сфера сама по себе неуспешная и невлиятельная. Туризм (въездной и выездной) – это тест на материальное благополучие общества, показатель культуры, инвестиционной и национальной привлекательности, открытости границ, благоприятного имиджа, истинного гостеприимства, умения преподнести традиции и еще много чего прочего, в чем Беларусь, к несчастью, пока неуспешна. Но составителям рейтинга, видимо, все же хотелось отметить туристический бизнес, не обойти такое дело стороной. Как же, ведь в белорусском обществе есть стойкое убеждение, что турдеятельность – это такой легкий бизнес, который кишит миллионерами! И что же, никого, кроме сто лет назад показательно отвернувшегося от туризма Саши Нехая не нашли?.. М-да…

Поразмышляв и посовещавшись с людьми, мнения которых я уважаю, которых я отношу к аналитическому потенциалу отрасли, я составила собственный рейтинг самых успешных и влиятельных бизнесменов белорусского туризма. В целом, в основе – мои личные экспертные оценки, поэтому, естественно, рейтинг не претендует на абсолютную объективность. Выделяя персоналии, я в первую очередь оценивала степень креативного влияния на те процессы, которые идут в турбизнесе, и, во вторую -- активы. Понятно, что нужно делать скидку на специфику нашего рынка и главным образом – на особенность нынешнего момента, который переживает турбизнес. Одни бизнесмены из представленной «десятки» более финансово успешны в последнее время, но в полной мере назвать их влиятельными трудно. Другие больше греются в лучах прежней славы, но самими масштабами присутствия на рынке оказывают влияние на общие тенденции. Я обосную каждую позицию.

Увы, мне не удалось обнаружить системы, по которой бизнесменов можно расставить в правильной очередности. Невозможно определить, кто из них более, а кто менее влиятельный и успешный. У меня, к сожалению, как и у коллег из «ежа», нет цифр по доходам и оборотам. Поэтому подаю список в алфавитном порядке. В рейтинге нет бизнесменов, которые представляют на нашем рынке интересы иностранного турбизнеса, только белорусские предприниматели.

1.Александр Ванюков («Санни Трэвел»). Влиятельность: наиболее яркий проводник концепции «люкс-аутгоинга» на белорусском рынке («в стремлении к совершенству»). Один из авторов идеи так называемого нишевого туризма, который теоретически должен защитить небольших белорусских операторов от экспансии крупного российского и мирового турбизнеса. Активы: офис в столице, в том числе – для вип-клиентуры, два филиала в регионах и фирма «Санни Трэвел Балтик» в Литве.

Примечание. Понятно, что само по себе отнесение офисов к активам на сегодняшний день – прием далеко не безупречный. Так, не секрет, что после 2008 года многие филиалы, открытые крупными столичными компаниями в регионах, в силу объективного падения уровня жизни работают неэффективно.  Тем не менее, в случае Александра Ванюкова собственная фирма в Литве перекрывает возможную «неактивность» региональных представительств.

2.Борис Власов («Мерлинтур»). Влиятельность: второй по весу (после «АлатанТура») и самый технологично развивающийся игрок в сфере тикетинга и продажи авиабилетов. Занимает лидирующие позиции в области делового, корпоративного туризма. Частично присутствует в нише люксового турпродукта (девиз: «никто не сделает так, как мы). Активы: три офиса в Минске, один из них – представительство «Чешских авиалиний», офис в Париже.

Примечание. В ситуации, когда белорусские фирмы в значительной степени растеряли операторские позиции в наиболее прибыльных массовых направлениях, а немассовые направления развиваются вяло, именно тикетинг стал в Беларуси наиболее прибыльной сферой приложения бизнес-амбиций. Именно поэтому в рейтинге появляется следующий бизнесмен.

3.Николай Давыдов («Трансаэро Турс»). Влиятельность: входит в пятерку ведущих игроков в области продажи авиабилетов («АлатанТур», «Мерлин Тур», «Смок Травел», «Трансаэро», «Внешинтурист»). Активы: четыре офиса в Минске, один – в Гомеле.

4.Владимир Маковский («Внешинтурист»). Влиятельность: лидирующие позиции в корпоративном, деловом туризме, тикетинге, сегменте массовых автобусных туров. Активы: три офиса в Минске, автобусный парк.

5.Рафаэль Мусаев («СМОК ТРАВЕЛ»). Влиятельность: почетный консул Бахрейна в Беларуси, «пионер» отрасли и ныне сохраняющий ведущую роль в области делового туризма, инкаминга, тикетинга. Активы: четыре офиса в Минске, два в регионах.

6.Павел Подельщиков («Турлюкс»). Влиятельность: один из «идеологов» самого стабильного направления отечественного туроперейтинга – комбинированных путешествий по Европе на автобусе. Активы: офис в Минске, представительство в Москве.

7.Галина Потаева («Виаполь»). Влиятельность: лидер инкаминга в массовом российском сегменте. Идеолог сборных экскурсионных туров. Фирма с 2008 года демонстрирует бурный рост количества обслуженных российских клиентов. «Лучший предприниматель 2010 года», специальная грамота Совета министров. Активы: единственный офис в Минске.

Примечание. Я включила Галину Потаеву в список «акул» белорусского турбизнеса по двум причинам. Во-первых, обидно и ненормально, если в подобном списке совсем не будет женщин. Турбизнес в целом не настолько брутален, чтобы там преуспевали только мужчины. Во-вторых, туристические прибытия к нам россиян – одна из самых показательных тенденций в белорусском туризме в последние три года. Поэтому невозможно не отметить человека, который имеет к этой тенденции самое непосредственное отношение.

8.Сергей Смирный («АэроБелСервис»). Влиятельность: самый мощный и заметный игрок в сфере консолидации чартерной авиаперевозки, туроператор по массовым направлениям, имеющий наиболее разветвленную агентскую сеть. Активы: два офиса в Минске, один – в Гомеле.

9.Иван Чура («Топ-Тур»). Влиятельность: один из самых известных туроператоров на массовых направлениях, входит в десятку лидеров по инкамингу и тикетингу, известен экспансивными альянсами с российскими и турецкими фирмами, меняющими расстановку сил на белорусском рынке. Активы: четыре офиса в Минске, пять филиалов в регионах, собственное представительство в Москве, ресторанный бизнес, автобусный парк.

10. ? («АлатанТур»). Примечание: здесь я вынуждена вернуться к началу материала. Наверное, все-таки неслучайно ушедший из турбизнеса Нехай появился в списке, представленном вниманию широкой общественности на «еже». Не отметить такую фирму в белорусском «списке Форбса» было невозможно, но и хозяина обозначить трудно. Учредители – канадская компания и белорусский гражданин, чья фамилия мало кому что скажет. Влиятельность: «АлатанТур», безусловно, самый мощный и уникальный игрок на нашем рынке в сфере стритритейла и тикетинга, куда окончательно в последние годы сместился профиль фирмы, утратив некогда первые туроператорские позиции. Активы: пятнадцать офисов продаж, из них пять в Минске и десять в регионах.

Примечание. Еще раз подчеркиваю, что список основан на моих личных экспертных оценках и видении белорусского рынка. Могу добавить, что с десяток бизнесменов, вошедших в рынок позднее вышеперечисленных, буквально дышат в затылок и готовы потеснить нынешних лидеров. Вернемся к этой теме ровно через год.

Image1

Александр Нехай. Фото из архива Сергея Плыткевича


Комментарии

Аватар

20.02.2012 13:42
Anonymous
ответить

Очередной раз выражаю свой восторг таланту автора! Господа вышеперечисленные, (заметьте не поворачивается язык сказать спадары)у Вас бесплатная реклама.
Аватар

20.02.2012 15:03
Anonymous
ответить

*… Я не склонна обвинять коллег в некомпетентности. …* :) Правильно сделали. Там и среди бизнесменов промышленников … полная лабудень.
Аватар

20.02.2012 17:12
Anonymous
ответить

а вот "козел" на фото славный
Аватар

20.02.2012 17:34
КАРАУЛ!!!
ответить

Ой, Лиля, вы, как всегда, надавили на самое больное место! Вы представляете, что теперь начнут писать те, кто не попал в ваш список, и как достанется тем, кто туда попал?! Даже страшно подумать... Поднимут ведь всю подноготную топов, вспомнят национальность, родственников за границей, участие/неучастие в импрэзах власти, деньги в шуфлядке, детей и знакомых... КАРАУЛ!!! :(:):p;)
Аватар

20.02.2012 19:31
Anonymous
ответить

Не понимаю, что в этом списке делает Давыдов??? три офиса??? ха!!!
Аватар

20.02.2012 19:32
Anonymous
ответить

А из регионов никого не нашлось успешных???:(
Аватар

20.02.2012 21:31
Anonymous
ответить

Т-э-кс! то бишь за последние надцать лет ничего и не изменилось. все те же лица. вечный Ванюков, долгоиграющий Чура, почетный консул Мусаев и мебельный магнат Маковский. По сути комсомольская братия и первый выпуск иньяза в предперестроечный период. А где же люди помоложе? те кто начал хотя бы лет 10 назад? выходит они ничего не добились? или не заплатили, а???
Аватар

20.02.2012 21:32
Кряка
ответить

а что в деревне заработки????:p Крым и Болгария за 140 евро на 10 дней.
Аватар

20.02.2012 21:36
Алекс, R
ответить

Эх, Лилия, фирмы, которые на самом деле успешны, даже не знают тех фамилие, что вы тут перечислили. они сидят и тихо стригут бабки со своих сайтов и агенских продаж. паноптикум уходит, тихо помахивая ластами вслед молодому поколению. хотя как прощальный жест...возможно:)
Аватар

20.02.2012 21:38
Anonymous
ответить

А степановичу наверное приятно быть первым.хотя бы и по авфавиту!:p
Аватар

20.02.2012 21:58
Киса Воробьянинов
ответить

Не поделитесь ли своей зеленой шерстью с бывшим депутатом Государственной Думы? :(
Аватар

20.02.2012 22:01
Коррида Минская
ответить

Странно, Степанович вроде бы не носит красных революционных нарядов, но почему-то именно на него всегда наезжают быки и перцы...
Аватар

21.02.2012 03:30
Жорро
ответить

Прочел рейтинг с удовольствием, спасибо за труд. Добавил бы сюда директора компании с зонтиком. Как минимум за то, что ему 36, влияние по одному из популярных направлений неоспоримое, теже офисы в регионах. Хотя допускаю, что он пока 11-ый ) По Алатану - как-то без фамилии таинственно получилось ) Владелец вполне себе идентифицируем. В последнее время часто появляется. Поставить надо было после Давыдова, раз уж по фамилии "сортируем". Хотя допускаю, что фамилию и не все сотрудники знают, ибо меж собой трепетно величают "Хозяин" )
Аватар

21.02.2012 12:03
Anonymous
ответить

Не-а, величают Юрий Николаевич!!! персона.всю жизнь в тени. и правильно.
Аватар

21.02.2012 12:04
Anonymous
ответить

Капчевич успешный но не влиятельный:p

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах