06.02.2015

 - Блоги

Автор: Надежда СУСЛОВА


Победят ли самостоятельные туристы Томаса Кука?

…Перед  крупнейшей туристической выставкой MITT  всегда проходят различные мероприятия для профессионалов.

На днях получила по почте приглашение на MITTСаммит – Турбизнес, предназначенный для представителей турагентств, консалтинговых компаний и перевозчиков,  который состоится 19 марта. В качестве «привлекалок» и «зазывалок» перечислены такие плюсы, как «готовые практические решения для вашего бизнеса, новые инструменты, которые помогут привлекать и удерживать клиентов, полезные бизнес - знакомства, развитие и поддержание отношений с партнерами, профессиональное развитие» и пр. Выступят на этом саммите такие важные фигуры, как Сергей Шпилько, председатель Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы, президент Российского союза туриндустрии, Юрий Барзыкин, вице-президент Российского союза туриндустрии, а модератором сессии станет Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии, главный редактор электронной газеты RATA-news.

Собственно говоря, сам факт проведения подобного мероприятия никакого удивления не вызывает. Внимание привлекли темы, которые будут обсуждаться, а именно:

- Кризис: нет худа без добра. Новые возможности для турбизнеса.

- Как работать в условиях экстремального снижения спроса.

- Надо ли уходить с рынка и как правильно это сделать.

- Как конкурировать с самостоятельными туристами.

Меня, в частности, привлекла последняя тема, ибо в последние годы – кризис на дворе или нет – ее актуальность выросла невероятно. Если припомнить историю туризма, которую мне в свое время пришлось преподавать, то она гласит, что массовый туризм является феноменом XX века, так как именно тогда появились современные средства передвижения. Первым туроператором стал в 1822 году Роберт Смарт из английского Бристоля, который  сообщил о себе как о первом пароходном агенте. Он начал регистрировать пассажиров на пароходы, курсирующие по Бристольскому каналу, а также в Дублин. Однако его имя в истории как-то забылось, и пионером туроператорского дела считается Томас Кук (не путать со съеденным!), организовавший  в 1841 году массовую прогулку (570 человек) от Ланкастера до Лонгоборуга железнодорожным составом, по цене один шиллинг с каждого пассажира. Это был первый публично рекламируемый экскурсионный поезд. С 1847 года компания Кука стала распространять специальные билеты на путешествия и экскурсии не только в пределах Англии, но и за рубежом. В 1863 году  Кук организовал большое туристское путешествие в Швейцарию, в 1868 году - в Северную Америку. И пошло-поехало. Турфирмы стали распространяться, как грибы после дождя по всему миру.  Туризм стал исключительно организованным и чрезвычайно массовым: путешествовали миллионы и миллиарды людей. Авторитет туристических компаний рос. И это вполне объяснимо: большинство путешественников желало, чтобы их холили и лелеяли, встречали, провожали, селили, кормили и всячески обслуживали. Редкие экземпляры туристов отваживались ехать куда-то самостоятельно, зная о всяческих организационных ловушках и казусах.

…И тут – бах! Современные технологии перевернули весь мир с ног на голову. Все большее количество туристов начало формировать свой отдых самостоятельно, выбирая удачные варианты в мировой паутине. Бронируют проживание, билеты и другие услуги, не обращаясь к турфирмам. Только число россиян,  самостоятельно организовывающих свой отдых,  в 2011 году  составляло 3 миллиона человек! А с той поры «утекло» целых четыре года, то есть сегодня по миру «бродят» совершенно самостоятельно миллионы туристов. Многие мои знакомые в красках описывают преимущества такого способа: «Это дешевле, ты сам видишь, что выбираешь, ты независим и свободен!»

Правда, остается большая категория людей, которые по-прежнему приходят в турагентства. Чаще всего это клиенты немолодые и не владеющие современными технологиями. Есть и те, которых можно назвать ленивыми: они никогда не избавятся от привычки зависеть от предложенного сервиса. Есть и еще одна категория: те, кто боится всяких новаций и считают, что интернет – это бездушная машина, которая запросто обманет. А вот если вы пришли в фирму и смотрите в глаза менеджеру – это гарантия, что вы в надежных руках. Как показали события последних месяцев – увы! Честные глаза сотрудника фирмы – никакая не гарантия, и уж лучше поручить дело подбора тура «бездушной машине» - потерь и разочарований будет меньше.

Вопрос о том, нужны ли будут турфирмы в будущем, начал муссироваться довольно давно. И никто толком не знает, что прогнозировать и как туризм будет выглядеть через пять-десять-пятнадцать лет. Но если уж вопрос о конкуренции с самостоятельными туристами выносится на авторитетный саммит – дело пахнет керосином…

 


Комментарии

Аватар

06.02.2015 16:31
Гость
ответить

В советские времена это называлось "отдыхать дикарем". И этот вид отдыха был гораздо более массовым, чем организованный отдых. Так что, ничто не ново под Луною.

06.02.2015 18:38
susnadia
ответить

Разница все-таки есть. Тогда народ не знал, что его ждет на отдыхе, надеялся на авось. А теперь все просчитано до мелочей и заранее. 

Аватар

06.02.2015 19:55
навеяло...
ответить

От автора: Честные глаза сотрудника фирмы – никакая не гарантия, и уж лучше поручить дело подбора тура «бездушной машине» - потерь и разочарований будет меньше.

Немного из Чехова: "В комнату вошел человек с очень честным лицом: по всей видимости, жулик".

 

Аватар

06.02.2015 19:59
Aлексей
ответить

Турфирмы должны конкурировать, но для этого нужно снижать цены на свои услуги...

Аватар

06.02.2015 20:05
Катя
ответить

Да-да, правильно, и ещё им нужно расширять спектр услуг. Помогать тем, кто не владеет интернетом, а не "обдирать" как липку!

Аватар

07.02.2015 13:01
турагент
ответить

никто никого не обдирает, о чем это вы, Катя? а про цены, Алексей, вы вообще загнули - куда уж ниже???

07.02.2015 17:09
susnadia
ответить

На Фэйсбуке попросили привести статистику. Привожу. Если в 1999 году из Беларуси выехало более 970 тысяч организованных туристов ( то есть через турфирмы), то за 2013 (пока нет цифр за 2014) - около пятисот тысяч. Как-то так...

Аватар

07.02.2015 23:33
Viktorija
ответить

    Теперь нет проблемы заказать билет, на самолет, выбрать гостиницу, посмотреть номер, узнать какие достопримечательности, какой дешевый транспорт, какая еда в кафе  все это не выходя из дома  По интерену и скайпу можно узнать все. Американская фантастика предсказала все . что у нас теперь имеется.

Аватар

13.02.2015 00:32
Ваня с Топа
ответить

К чему эта статистика? В 1999 шопники в Польшу ездили и в Крым. В прошлом году ничего этого не было.

13.02.2015 18:33
susnadia
ответить

Извините, Ваня, но в 2013 году народ тоже ездил в Крым, да и Польшу своим вниманием не обходили. Так что цифры говорят о многом. Вот-вот будет статистика за 2014 год, тогда посмотрим, какова картина мира.

Аватар

18.09.2015 10:17
Мила
ответить

Как бывший специалист по туризму, и зная специфику бронирования  я планирую свои путешествия только самостоятельно и с большим удовольствием. К посредникам обращаюсь только с визовыми вопросами, что позволяет сохранить время и силы. Правда , в этом году перелет оплачивала через агентство- цена на сайте и в агентстве были одинаковыми.

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах