01.05.2014

 - Блоги

Автор: Олег Павлов


Фильм «Дубровский» (4, Вс, НТВ, 19.20). Навстречу телепоказу

А. С. Пушкин помогает разобраться в сегодняшней российской действительности.

«ДУБРОВСКИЙ»

Россия, 2014, 123 мин., R. реж. Александр Вартанов («Собиратель пуль»), Кирилл Михановский («Сны о рыбе»); в рол.: Клавдия Коршунова (Маша), Юрий Цурило (Троекуров), Александр Мезенцев (Андрей Дубровский), Данила Козловский (Владимир Дубровский), Игорь Гордин (Петр Ганин), Дмитрий Поднозов (Николай Кузнецов), Елена Дудина (Лара).

Жанр. Приключенческая драма с остросоциальным подтекстом по сценарию Константина Чернозатонского (дебют), К. Михановского и Михаила Брашинского («Шопинг-тур»).

Первоисточник. Одноименный роман А. Пушкина, сочиненный в 1833 году, а опубликованный в 1842 году, уже после смерти автора, считается главным русскоязычным разбойничьим романом. При том что он и не закончен, и не обработан автором. Сюжет основан на реальной истории небогатого белорусского дворянина по фамилии Островский, которого более богатый и влиятельный сосед вытеснил со своих земель и практически вынудил заняться грабежом, причем вместе со своими крестьянами. При СССР этому сюжету придавалось романтико-революционное толкование. Впервые роман был экранизирован еще в 1921 году в Германии. В 1925 году вышла голливудская версия The Eagle с самим Рудольфо Валентино. Забавно, что безымянного казака в маске сыграл Гэри Купер. Разумеется, было и несколько советских экранизаций. Эпохальных среди них не вышло, но помнится наш «Благородный разбойник Владимир Дубровский» (1988) с М. Ефремовым, М. Зудиной и В. Самойловым. Причем, в отличие от представляемой картины, он может рассматриваться в качестве учебного пособия. «Дубровский»–2014 – это не столько отражение творчества Александра Сергеевича, сколько повод поговорить о дне сегодняшнем, честный фильм, вряд ли претендовавший на крупную кассу.

Актуальность. Действие перенесено в наше время отнюдь не для того, чтобы соригинальничать или сэкономить на костюмах. Совершенно очевидно, что авторов картины очень волнуют насущные проблемы России. Более того, рискну предположить, что среди них затесались, выражаясь языком Владимира Владимировича, «национал-предатели» из пятой колонны. Больно уж в неприглядном виде представлены властные и силовые структуры России, возмутительно жестокие и отталкивающе продажные. И в отношении их уже не спишешь на последствия развала СССР и беспредел 90-х, любимую «отмазку» сторонников режима, да и самого режима. Вот в главном герое, Кирилле Троекурове, некогда офицере Советской армии, а теперь зарвавшемся богатее, легко рассмотреть выходца из «новых русских». Но, как показывает история фильма, он отнюдь не хозяин жизни. Будучи олигархом губернского уровня, Троекуров, как и его более значимые коллеги, ныне рулят в отведенных им рамках и всерьез побаиваются госчиновников. В целом же на экране отнюдь не та Россия, которой хочется гордиться. И что должна быть привлекательной для стран «русского мира».

Коррупция. Смычка криминальных и государственных интересов получилась в России настолько органичной, что над нею даже сатирики шутят беззлобно. Осознавая, что коррупция – это не опухоль на системе, а фактически сама система, на которой все держится. И поэтому всерьез бороться с коррупцией при вроде бы очевидности этого процесса таки рискованно. Причем в самом широком спектре. От действий взяточника-гаишника до «осваивания» национальных проектов. Обычно про коррупцию и проявления сопутствующего ей беззакония излагается с помощью юридических терминов и цифр, а представленная лента является яркой иллюстрацией. Причем отнюдь не оторванной от жизненных реалий. Коррупционные схемы в «Дубровском» изложены четко и доступно. Даже с учетом того, что для их воплощения требуется нарушение закона на всех ступенях и личного соучастия высоких чинов. А начиная с отъема чужой земельной собственности заведомо более сильным. При этом, хочешь-не хочешь, а невольно ассоциируется с событиями в Украине, прежде всего в Крыму. Включая и зеленых человечков, пусть в данном случае и невежливых. Стоит отметить, что в фильме не задета острая для России тема гастарбайтеров, зато есть место вроде бы решенной проблеме нецелевого использования солдат. Теперь принято считать, что таковое просто не выгодно, однако могу предположить, что совсем отказаться от искушения иметь рабов таки сложно. Тем более в хозяйстве таких сатрапов, как Троекуров. История одного из таких несчастных солдатиков и становится первопричиной центрального экранного конфликта.

Зачин. Странное дело, но барина-самодура Троекурова, несмотря на роскошь его хором, даже пожалеть хочется. Ведь его бытие – нескончаемый поток общений, в основном с холопами разного толка, иначе говоря – суета. Все хотят Троекурову понравиться, во всем ему угодить, даже если это и не обязательно. Таков уж статус этого человека, под который тянет подстроиться. Могу предположить, что в этом моделируется система российской власти, когда верхам не обязательно проецировать желание, ведь полно желающих его угадать. Троекурову, конечно же, нравится быть звездой, однако иногда возникает желание пообщаться с приятным человеком, а не только с обслуживающим персоналом. Например, с соседом-однополчанином Андреем Дубровским, который, конечно же, помнит времена, когда был равным с Троекуровым. И дети их вместе играли, хотя в новых реалиях, став взрослыми, никогда не пересекались. В общении с пришедшим в гости Андреем Троекуров хочет выглядеть поделикатнее, хотя и понимает, что тот экономически зависит от него. Учитывая «кредитную историю», Троекуров мог бы так сильно не хвастаться своими богатствами, но явно не может удержаться. В остальном барин настолько радушен, что даже желает познакомить единственную дочь Машу с сыном Дубровского на предмет возможного брака. Согласитесь, такое выглядит верхом дружелюбия, между тем заметно, что Андрею здесь не любо. А когда он сталкивается с тем, что задевает его представления об офицерской чести, тут же вступает в конфликт. Быстро заходит очень далеко, хотя Андрей осознает, что портит жизнь не только себе, но и десяткам семей, доверившихся его сельскохозяйственному бизнес-проекту. В котором, кстати, почему-то никак не задействован его сын Владимир.

Судьба и дети. Маше Троекуровой решительно не нравится стиль жизни папеньки. Она училась в Англии, где поднабралась либеральных настроений. Пока терпит, но намерена упорхнуть из золотой клетки. Владимиру Дубровскому, разумеется, пришлось сложнее в жизни, но он в ней преуспел, став успешным юристом (поэтому партизанский быт кажется ему дикостью). Жаль, что полюбить друг друга им приходится в тех обстоятельствах, которые сложили их родители, но такова судьба. Впрочем, на мой субъективный взгляд, любовная линия, пожалуй, слабейшая в картине. И выглядит своеобразной уступкой как тем, кому не очень интересен, да и понятен эзопов язык социальной критики, так и знающим литературный первоисточник с фразой-мемом «Спокойно, Маша, я Дубровский!». И уж конечно, многочисленным поклонникам 27-летнего Д. Козловского («Легенда № 17», «Духless») – лидера среди молодых российских артистов, уже засветившегося и в Голливуде и проявлявшего гражданскую позицию, которую сегодня можно определить как проукраинскую. Его партнерша, 28-летняя К. Коршунова («Розыгрыш»), представляет известную актерскую семью уже в 4-м покорении. Впрочем, мне куда больше понравились актерские работы Ю. Цурило («Хрусталев, машину!») и И. Гордина («Танец Дели»).

О чем еще кино. Использую телеграфный стиль. Это тема русского бунта, как известно, бессмысленного и беспощадного. При заведомом неверии в российском обществе в институты демократии как таковые, да и в любые органы власти и тем более СМИ (воспринимаемые Троекуровом тоже прислугой). Зато жестокость, грубая физическая сила воспринимается здесь как неотъемлемая часть нормального бытия. В таком же контексте передан и патриотизм, недавно ставший особенно важным для российского общества. Конечно же, в этом фильме крепко пьют и задорно гуляют, а брак становится сущим наказанием, пусть и сочетающим в себе дизайнерское платье невесты с помпезным церковным ритуалом. Иначе говоря, жизнь передана смачно и без прикрас, при том что в какие-то моменты действо выглядит едва ли не балетом (например, в сцене сжигания подразделения омона или игры в теннис на снегу). Обратилось внимание на еще одну отсылку к политическим актуалиям. В украинском кризисе с обеих сторон действенное участие принимают «афганцы», то есть люди, которые еще в советские времена приняли участие в кровавой войне и до сих пор не избавились от посттравматических синдромов. Вот и в «Дубровском» именно таковые накаляют страсти до точки кипения.

Прочая информация. Музыка Алексея Айги («Страна глухих»). Сборы в России $1,7 млн. Бюджет $2,5 млн.


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах