31.12.2009

 - Блоги

Автор: Чеслав Шульга


Приглашаю к новогоднему обсуждению!

Наиболее успешными проектами уходящего года можно назвать...

Уважаемые коллеги. Большое спасибо за внимание к теме белорусского туризма. На сегодня, на мой взгляд, очень важно выработать основные шаги действий каждого из участников туристического рынка (всех и каждого, кто может получить доход от туриста)в 2010 году.

Наиболее успешными проектами уходящего года можно назвать агроэкотуризм, лечебный туризм. Значительное развитие получила практика одно- и двухдневных путешествий по стране. Как лучше закрепить полученный результат? Какое дальнейшее развитие могут получить эти виды туризма?

Огромные возможности развития белорусского туризма вижу в использовании водных ресурсов. Что могло бы способствовать развитию озерного и речного отдыха? Каким он должен быть? Почему частный бизнес не спешит вкладывать свои возможности в обустройство прибрежных территорий?

Пользуясь случаем поздравляю всех с наступающим Новым годом. Хочу пожелать успешности, востребованности, надежного и верного окружения.

До встречи в 2010 году.

 


Комментарии

Аватар

04.01.2010 21:34
Краевед
ответить

Чеслав Казимирович, я не представитель турбизнеса, не представитель госструктур, занимающихся туризмом. Но позволю себе проанализировать ситуацию и предложить свои идеи. Ведь говорят, что со стороны виднее. Итак, речь, прежде всего, идет о том, чтобы привлечь как можно больше иностранных туристов и извлечь максимум прибыли для бюджета страны. Что мы наблюдаем сегодня? К нам едут преимущественно россияне. И здесь только два предложения: санатории (10-12дней пребывания) и 2-х и 3-хдневные экскурсии. Причем экскурсии по стандартному набору: туристы приезжают в Минск, останавливаются на две ночи в столичной гостинице, а днями выезжают в направлении Дудутки, Мир, Несвиж, Полоцк. За 3-х дневную экскурсию россиянин выкладывает 160-200 евро (с учетом питания и дополнительных платежей). Учитывая стоимость дорожных расходов по маршруту, например Россия-Минск-Россия, один турист за знакомство с нашей страной платит около 250 евро. Понятно, что значительную сумму «съедает» ночлег в столичной гостинице. И если снизить стоимость проживания например, то знакомство с нашей страной будет стоить уже около 150 евро. И тогда мы вправе ожидать повышение спроса на наш турпродукт со стороны массового туриста. Здесь должна быть альтернатива, а ее нет. Я думаю в Вашей компетенции провести конкурс в 2010 году среди отделов спорта и туризма каждого райцентра (которых в нашей стране 118) на лучший палаточный туристический лагерь. Пока же отделы спорта и туризма занимаются обычным формализмом в виде представления туристических маршрутов, которые не отличаются своими изюминками, а откопированы народным бытом, лаптями, кокошниками и прочими стандартными и приевшимися повсеместными элементами туризма. Нет, я не против нашей народной культуры, но должен быть современный взгляд, должна быть юзюминка, должна быть сказка, которая написана легендами и историческими фактами. В эту сказку турист должен поверить. Более того, турист должен почувствовать участником этой сказки. Ну что можно сказать о нашем стандартном гостеприимстве в провинции сейчас? Встречает нас экскурсовод при полном параде и турист уже понимает, что сказки не будет. Будет стандартное представление исторических фактов, представление легенд. Причем это будет обычно преподнесено так, будто все было давно и неправда. Я предлагаю уйти от шаблонности и писать свою сказку самостоятельно. Отделы спорта и туризма должны перед собой видеть не план работ по туризму на год, а туриста, которого обязательно нужно привлечь именно в свой район. А палаточный туристический лагерь с полевой (походной) кухней должен стать одним из элементов сказки, участником которой турист должен почувствовать себя с первого дня пребывания. Здесь можно задействовать автобусы, которые занимаются подвозкой детей в школы из соседних деревень, а летом находятся «на каникулах». А чтобы написать сказку, необходимо работать с местным населением, привлекать краеведов, проводить краеведческие конкурсы. Причем конкурсы должны быть не формальными, а хорошо разрекламированы и подкреплены достойными призами. Здесь же можно задействовать озерный и речной потенциал, о котором Вы говорите. За чей счет все это? Уверен, районных средств на организацию подобного лагеря будет достаточно. А самоокупаемость и прибыль будет зависеть в большей степени от идеи и рекламы, а не от вложенных средств. Когда будет сказка, о которой обязательно захочет узнать турист, тогда будет и турист, который поедет даже в тьму тараканью, а не только в Дудутки и Мир, которые уже написали свою сказку. Теперь хочу отметить наши агроусадьбы. Пожалуй, они могут играть роль дополнительного элемента рекламы для белорусского туризма. Кроме того, нельзя забывать, что агроусадьбы – это элемент занятости населения глубинки. Но что мы наблюдаем сегодня? Основные мероприятия агроусадеб – это не прием туристов, а корпоративы, юбилеи, свадьбы, мальчишники. Другими словами агроусадьба – это бар-ресторан, который не платит налоги. Может кому-то это и нужно? Наверняка у кого-то на бумаге посетители агроусадеб являются туристами и это хороший повод для отчетности перед начальством. Ведь не зря райисполкомы рекламируют агроусадьбы. Уверен одевать хомут на агроусадьбы в виде налогов еще преждевременно. Необходимо лишь отфильтровывать агроусадьбы, которые превратились в рестораны и о том, как завлечь туриста, даже не помышляют. Для этого необходимо всего-то создать общий сайт с перечнем всех агроусадьб в нашей стране. Этот сайт должен быть по форме как сайт onliner.by. На сайте должны быть оговорены по каждой агроусадьбе цены (за сутки пребывания) и виды услуг. Причем в услугах должны значиться не корпоративы, свадьбы, а (в виде отдельных граф) 1) удобства, 2) питание, 3) проживание (ночлег) и самое главное 4) достопримечательности (экскурсии, походы, рыбалка, охота, деревенская экзотика). На этом сайте любой турист может оставить отзыв, сравнить услуги (четыре вида, которые я перечислил) и цены на эти четыре вида услуг в отдельности. Будет формироваться рейтинг усадьб. Подобная схема здоровой конкуренции позволит развивать агротуризм как таковой. А усадьбы, которые будут уличены в организации гуляний (корпоративов, свадеб, юбилеев), будут исключаться из списка этого сайта. Более того, такие агроусадьбы должны штрафоваться налоговиками как рестораны, которые не платят налоги. Я в чем-то не прав? Если все выше перечисленное будет сделано (завлекающие палаточные туристические лагеря в каждом районе, нормальный обобщающий сайт по агроусадьбам), тогда в серьезной плоскости можно будет говорить о привлечении массового туриста. Просто нужно повернуть отдельных чиновников и заинтересованных лиц в сторону туристического позиционирования нашей страны на международном туристическом рынке. Но при настоящей системе недостаточного предоставления услуг и формальном отношении туроператоров к нам будут ехать весьма неохотно. Ведь все знают, что мы – не туристическая страна и это нужно «ломать»… P. S. Понятно, что в этой отрасли много заинтересованных лиц, которые лоббируют свои личные интересы либо интересы своих структур. Я же в данном случае представил интересы только своей страны.
Аватар

05.01.2010 19:00
Anonymous
ответить

"...необходимо всего-то создать общий сайт с перечнем всех агроусадьб в нашей стране." Г-н Краевед, см. www.ruralbelarus.by и holiday.by
Аватар

05.01.2010 19:00
Anonymous
ответить

"...необходимо всего-то создать общий сайт с перечнем всех агроусадьб в нашей стране." Г-н Краевед, см. www.ruralbelarus.by и holiday.by
Аватар

05.01.2010 21:19
Anonymous
ответить

Спасибо за комментарий.Цена не всегда является барометром спроса. Традиционно на российском рынке пользовались студенческие и школьные туры в нашу страну в каникулярный период с размещением на базе студенческих общежитий, школ-интернатов. В летний период это отдых в оздоровительных лагерях. Достаточно востребованы комбинированные туры: Беларусь-Западная Европа. На ряду с относительно дешевыми турами пользуются спросом достаточно дорогие предложения, так в период с 1 по 5 января 2010 г. более 35 % отдыхающих в горнолыжном комплексах «Логойский» и «Силичи» были граждане Российской Федерации. (наиболее востребованными были коттеджи стоимостью от 280 тысяч белорусских рублей в сутки). Вместе с тем предложения на российский рынок должны быть более разнообразны. Нужна диверсификация туристического продукта. Идея проведения конкурсов по созданию принципиально новых предложений на рынке туристических услуг заслуживает внимания. Предлагаю объявить конкурс на лучшее предложение. Какие есть мнения на счет поощрения. Что касается создания общего сайта по агроусадьбам читаем комментарии Елены.
Аватар

06.01.2010 21:25
Краевед
ответить

Елена, я знаком с этими сайтами, но, думаю, для начала неплохо их объединить. А затем выполнить по форме как сайт onliner.by. Потому что сейчас они дают лишь обобщенное представление о стоимости, видах и качестве услуг. Образно говоря, являются своеобразными осведомителями о наличии усадьб и только. Желательно, чтобы потенциальный покупатель услуги знал, на что может рассчитывать. Если разбить услуги по каждой усадьбе на 4 аспекта, о которых я уже писал, то получиться примерно следующее. Потенциальный покупатель турпродукта некой усадьбы «Му-му», зайдя на сайт, увидит примерно следующее: в графе 1) удобства 2 у.е. – значит можно полагать, что умываться придется в тазике, а в туалет ходить на улицу. 2) питание 10 у.е. – особых яств я не испробую, но голодать тоже не придется. 3) проживание (ночлег) 3 у.е. - возможно ночевать буду на бабушкиной кровати. 4) достопримечательности 5 у.е. – на водном мотоцикле я вряд ли поплаваю, но на внимание хозяев вправе рассчитывать. Итого, я вижу перед собой конкретный ценник в 20 у.е. и знаю примерно, на что могу рассчитывать. А фото мне дополнительно подскажут и дадут общее представление о том, где я буду гулять, ночевать и пр. Сейчас же примерно следующее: есть очень добротная усадьба с бассейном, озером по соседству с водным мотоциклом. И ценник мне говорит о 35 у.е. за сутки. Мне приходиться звонить и дополнительно уточнять информацию, о которой я мог бы догадаться по выше приведенному примеру. Хозяин поясняет мне: - Вы же понимаете, что это только базовая цена. А за все изыски нужно доплатить. Водный мотоцикл – 10 у.е. за час, бассейн – 5 у.е. за час и т.д. В итоге ценник за отдых уходит далеко за 50 у.е. в сутки. Но ведь все это можно хотя бы примерно вложить в графу 4) достопримечательности. И если в этой графе будет стоять цифра 30у.е., то я хотя бы примерно буду представлять на какую конечную сумму за отдых выйду, не связываясь по телефону с хозяином. Ведь сейчас усадьбы предлагают мне отдых за городом и не дают мне право выбора по критерию цена/вид услуги. Именно в этом направлении, на мой взгляд, можно развивать сайты. Чеслав, по поводу проведения конкурсов по созданию принципиально новых предложений на рынке туристических услуг могу добавить следующее. Вы наверняка заметили, что я часто употреблял слово «сказка». Да, не будем лукавить, взрослый человек тоже хочет сказки. Американский Диснейленд тому подтверждение. А отдыхающий человек только и ждет сказки и незабываемых впечатлений. Но для появления сказки необходимо вкладывать душу. В нашей стране уже накоплен достаточно большой опыт удачных и не совсем удачных проектов на туристическом рынке. Сейчас никто не скажет, что ИКК «Линия Сталина» - неудачный проект. А как все начиналось? Сколько было скептиков, когда свозилась военная техника? Говорили, что металлоломом туриста не заманишь. Но сейчас не стыдно и иностранцу это показать. Но, когда я впервые побывал на «Линии Сталина» то уже на входе попал в сказку. Я увидел людей в военной форме тех времен, которые выполняют роль экскурсоводов, и тут же отправился в прошлое. Вот незначительный, но определяющий момент для восприятия действительности как сказки. Второй пример - Дудутки. Здесь все тоже развивалось по сценарию «Линии Сталина». Скептики говорили, что старьем нынче не заманишь. Но что мы наблюдаем? Третий пример. Я никогда не отдыхал в нацпарке «Норочанский», но когда увидел на улице Минска автобус с огромной шикарной надписью в бело-голубых тонах «Нацпарк «Нарочанский», тут же захотелось там побывать. Удачным проектом по привлечению туристов также можно назвать зоосад под Могилевом. Аккуратные однотипные клетки для животных, просторные вольеры в естественной среде. Минский зоопарк, несмотря на разнообразие животных, этим похвастать не может. Думаю, проект сафари-парка площадью 3000 га. в нацпарке «Припятский» окажется удачным. Сказка там уже есть, но не спугнуть бы посетителя запредельными ценами. Приведу и менее удачные проекты, где сказка оказались за бортом изначально. Реконструкция Августовского канала предполагала полную окупаемость за счет туристов. Но результат – от истраченных 20 млн. у.е. отдачи нет вовсе. Второй неудачный пример. Построенный горнолыжный комплекс в городе Мозырь потенциальных туристов отпугнул уже в день своего открытия. Большая горка, по которой спускались посетители, неожиданно заканчивалась забором, за которым находится овраг. Тогда все отмечали только одно достоинство этого комплекса – близость к травматологии. После десятков искалеченных в первый день, даже уголовное дело завели на руководителя. Подводя итог и затрагивая тему речного туризма, хочу отметить следующее. Вовсе неважно, какая форма у проекта, главное - каково содержание. И ели будут функционировать речные маршруты «Из Варяг в Греки», Брест-Гомель, то спросом будут пользоваться лишь те, которые подарят сказку. Ведь есть в том же нацпарке «Припятский» катер, который ходит по маршруту Туров-Лясковичи, но сказки нет. Поэтому об этом маршруте мало кто знает. Важно, чтобы этот, на мой взгляд, определяющий аспект, учитывали и те лица, которые непосредственно занимаются с туристом от встречи до прощания. Хорошей сказке реклама не нужна. Хотя реклама вовсе не помеха. Проекты по созданию новых туристических услуг должны заслуживать внимание. Поэтому я тоже за конкурс.

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах