20.04.2010

 - Блоги

Автор: Сергей Милюхин


О добрых масаях замолвите слово...

«Человек не может проглотить то, что не прожевал, и не может знать того, чего не видел», – примерно так будет звучать масайская пословица, если ее перевести на русский с суахили – языка, на котором говорит почти половина Африки.

  «Человек не может проглотить то, что не прожевал, и не может знать того, чего не видел», – примерно так будет звучать масайская пословица, если ее перевести на русский с суахили  –  языка, на котором говорит почти половина Африки. Именно по этой причине, прежде чем завести разговор о масаях, Синдбад Мореход проехал по степям Серенгети и Масай Мары, по высокогорью Нгоронгоро с его гигантскими кратерами, побывал у подножья Килиманджаро и даже спускался в Олдупайское ущелье.

DSC_5253-1

Несмотря на то, что эти уникальные места расположены в двух разных  странах, они исторически принадлежат масаям. Сегодня эти народы составляют не более 2% от всего населения Африки, но их самобытность и верность историческим традициям не только всегда привлекают внимание тех, кто бывает в Кении и Танзании, но и играют важную роль в истории современной экваториальной Африки.  

                

DSC_5265

Масаи – потомственные скотоводы, поэтому разведение коров, овец и баранов – основа жизни любого масайского племени.

 

Изображение 1082

 

Изображение 1081

На высокогорных пастбищах масаи пасут свой скот  и, оглядывая окрестности с высоких гор,  совершенно искренне полагают, что все животные  на Земле принадлежат им. Считается особым геройством и отвагой, коль масай украдет у кого-то корову или парочку баранов или овец. Это даже не кража  –  он просто вернул свое: почет ему, уважение и молодая жена. Но если масай украдет у масая, то, во-первых,  придется вернуть украденное вдвойне, а, во-вторых, он даже может быть с позором изгнан из племени.

Масаи до сих пор живут племенами.

 

DSC_5311

 

Изображение 479 copy

Среди  бескрайних степей  они строят свои деревни – бова.

 

01

Из колючих срубленных прутьев они делают изгородь, внутри которой строят жильё, напоминающее скорее норы, чем дома. Те же прутья, только длиннее, изгибают дугой, крепят между собой и  обмазывают глиной и коровьим навозом. Такую хижину называют енкангой.

 

02

На случай дождя рядом всегда найдутся шкуры животных, которыми можно укрыть это ветхое строение в непогоду.  Внутри енканги нет никакой утвари, только самодельная циновка и что-то расцветкой напоминающее плед.

От обилия навоза в деревне очень много мух, но, кажется, они никому не мешают.

 

DSC_5299

В центре селения  растет большое дерево, как  правило, это зонтичная акация, в тени которой на поваленных бревнах проводят свободное время женщины племени и дети, разбирая собранные в округе различные травы и корешки, настойки из которых потом используют в качестве лекарств.

 

DSC_5297

 

Изображение 504-1

Немало интересного  таится в их незамысловатом быте, в их вере, в их истории, наконец.  Внешне они не похожи на другие народы, населяющие Африку. Черты лица у них отличны от представителей негроидной расы. Предполагают,  что их предки жили на территории современного Египта и некогда были светловолосыми.

  

Изображение 533-1

  

DSC_5269

По мере наступления пустыни на пастбища они откочевали в районы Большого Африканского разлома. Но это не более чем предположение. Кто они, масаи? Сегодня никто не знает правильного  ответа. Имея в своем распоряжении более миллиона голов скота, они практически не едят мясо. Они предпочитают пить сырую коровью кровь, иногда смешивая ее с молоком. С этой целью масайским копьем протыкают одну из артерий животного и сцеживают необходимое количество крови. Рану после этой своеобразной вампирской операции замазывают  глиной и навозом, и она быстро заживает. Масаи  не торгуют животными, но могут совершенно просто и искренне подарить одну или несколько коров понравившемуся им гостю.

Изображение 513-1

 

Изображение 524

Правда, так же просто и искренне могут потом тех коров украсть. Они без оружия выходят  на схватку с любым  африканским зверем и  побеждают его.  Увидев в саване масаев  в их сине-красных одеждах, дикие звери стараются держаться от них подальше, хотя эти кочевые народы наиболее бережно и уважительно относятся к ним. Известны случаи, кода масаи даже убивали браконьеров, не обращая внимания на их цвет кожи.

 

Изображение 525

Масаи смогли сохранить свои обычаи и свою культуру. Они до сих пор не признают государственных границ, не пользуются благами современной цивилизации. Они не подчиняются никаким властям, и, что еще более удивительно, власти от них подчинения и не требуют. Словно кто-то невидимый и всемогущий хранит их первозданность.  Не зря же плоские, в несколько рядов, диски из разноцветного бисера на шеях масаев очень напоминают кольца планеты Сатурн.

 

DSC_5270

 

DSC_5315

 

DSC_5309

Или даже структуру всей Солнечной системы с головой-Солнцем посредине.

 

DSC_5308

Так порою и хочется задуматься об их неземном происхождении.

Они с презрением относятся к смерти и к болезням, что во все времена считается проявлением истинного мужества.

  

DSC_5312

Одеты масаи всегда красиво. В будни и в праздники их одежду составляет чука – прямоугольная  яркая  красно-синяя накидка, особым образом обмотанная вокруг тела.

 

DSC_5313

 

DSC_5304

 

DSC_5325

А если где-нибудь и используется европейская одежда, то она непременно должны быть пестрой,  яркой.

 

Изображение 490-1

 

Изображение 528-1

 

DSC_5277

 

DSC_5305

 А у некоторых масаев одежда даже чем-то напоминает белорусскую символику.

 

DSC_5293

Женщины большое внимание уделяют украшениям: бусы из нескольких слоев бисера, целые гроздья тяжелых серег, специально вытягивающие вниз надрезанные мочки ушей, браслеты и магические амулеты. На коже – тату, у многих даже тавро, это далеко не полный перечень всего, что может сделать масайскую женщину неотразимо красивой.

 

DSC_5275

 

DSC_5281

 

DSC_5306

 

DSC_5307

 

Изображение 492-1

 

Изображение 520-1

 

Изображение 543-1

Мужчины тоже не отстают от них. Показывая свое презрение к золоту и серебру, они украшают себя обручами-подвесками из бисера, медными и оловянными кольцами, браслетами из дерева и слоновьей кости.

 

DSC_5303

 

DSC_5316

Или просто искусно закручивают надрезанные мочки ушей.

 

Изображение 512-1

 Обязательный атрибут взрослого масая – обоюдоострое копье и деревянная дубинка с тяжелым наконечником.

 

DSC_5300

DSC_5310

С этими двумя предметами мужчины не расстаются никогда, даже когда спят. Они, как волшебные амулеты, помогают им справиться с любой проблемой, будь то встреча со змеей или с хищным зверем.

Царем зверей  масаи считают вовсе не льва, как это принято практически везде, а леопарда. На ритуальных масайских карнавалах маска леопарда может принадлежать лишь вождю племени. Может быть потому, что эта большая кошка – необыкновенно интересное животное. Леопард никогда не питается падалью, ест только свежее мясо и прежде чем приступить к трапезе, сдирает с добычи шкуру. Эти “правила этикета” больше не соблюдает никто из африканских хищников. Он благороден и никогда не отбирает добычу у более слабого хищника. Он редко попадается на глаза и большую часть времени проводит в уединении, как и подобает царственной особе. Правда, как правило, на дереве. Там спокойней, прохладней и безопаснее.

В племенах до сих пор вручную добывают огонь. И не потому, что нет спичек, а потому что без них удобнее и менее хлопотно. Это вовсе не сложно и занимает не более трех-четырех минут. Секретами масаи не прочь поделиться и со своими гостями "из самого Парижа".

 

Изображение 515-1

В этом процессе участвует несколько мужчин, которые по очереди интенсивно вращают одну деревянную палку внутри другой до тех пор, пока не начнут тлеть мелкие, словно пыль, опилки, образовавшиеся от трения.  Тлеющий комочек помещают в сухой, как правило, ослиный  навоз и, бережно держа в ладонях, осторожно раздувают. 

 

DSC_5328

Они не верят в загробную жизнь, предпочитая жить днем сегодняшним и в полном единении с природой. Они подчиняются ее законам и  почитают Природу за главное  божество. Но   если что-нибудь  когда-нибудь у нее и попросят, так только дождь.

                                              «Я знаю веселые сказки таинственных стран
                                              Про черную деву, про страсть молодого вождя,
                                              Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
                                              Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя”, – это Николай Гумилев, называя Африку безрассудной и ругая неопытного ангела, приставленного к ней, таким образом признавался ей в любви. Уж кто-кто, а он, видимо, в любви разбирался неплохо. Если можно, конечно, вообще в ней хоть как-то разбираться.

 Интересно, что в 1958 году  высокого звания  масайского шамана была удостоена королева Елизавета, в то время находившаяся с официальным визитом в Танзании. Будучи в африканских племенах, она во всеуслышание пожелала щедрого дождя измученной в то время сильной засухой Земле. И надо же было такому случиться, что буквально с этого вечера  долгожданный дождь в течение нескольких дней поливал бескрайние африканские просторы! Конечно же, пожелание королевы было трактовано не иначе как заклинание. Хотя, кто знает, может быть, так оно и есть. Не зря же она Королева.

Первыми европейцами, попавшими к масаям и сумевшими описать их быт, стали немецкие миссионеры Крапф и Ребманн. Не исключено, конечно, что кто-то из белых  искателей приключений познакомился с этими племенами еще раньше, но, видимо, чем-то пришелся не ко двору, и сведений о них не сохранилось.

В некоторых масайских деревнях есть нечто наподобие школ.

 

DSC_5321

Это, как правило, стоящий отдельно от жилых хижин сарай, сооруженный из таких же прутьев, внутри которого на пнях укреплены бревнышки, служащие скамейками. 

 

DSC_5317

Здесь все дети племени, измазанные пылью и глиной – защита от полчищ мух, обитающих здесь, – старательно и прилежно вслед за учителем выговаривают хором английские слова.

 

DSC_5319

 

DSC_5318

Многому в масайской школе не научат. Основы английского языка и элементарной арифметики – это все, чему может научиться здесь ребенок.

 

DSC_5320

Ну разве что  сможет еще оттягивать себе уши так, как умеет его учитель)))

 

DSC_5323

Если род состоятелен и заинтересован в будущем своего отпрыска, то он может продолжить обучение в городских  школах-интернатах и даже в колледжах, но, скорее всего, он будет скотоводом, как и его предки. С трехлетнего возраста он уже будет пасти скот и учиться читать то, что пишет Природа невидимыми буквами. Он изучит язык и повадки зверей. Он научится спасать сородичей от укусов смертельно ядовитых змей и не менее опасных насекомых, и для этого ему  вовсе не надо будет убивать носорогов. Он будет знать свою землю и уводить скот на пастбища с низкой травой, потому что она более богата белком, хотя, возможно, сам никогда и не узнает, что такое белок. Всему этому его научит самая лучшая школа, которая называется Природой.

 

DSC_5268

 Позднее, когда он вырастет и станет мужчиной,  у него появится жена.

 

DSC_5290

Или несколько жен. Это все будет зависеть от того, скольких он сможет прокормить.

  

DSC_5266

О любви речь не идет.  Масаи – воины, и семья для взрослого масая не более чем собственность, поэтому детей в ней должно быть как можно больше. Беспорядочные половые отношения даже внутри племени – дело совершенно обыденное. Если у масая родился ребенок и есть сомнения в отцовстве – вопрос решается ужасающе просто:  вечером, перед тем, как загнать скот  в специально отведенное в деревне место, на пути у коров кладут новорожденного. Если  животные  его не затопчут, значит, ребенок свой,  ну а если затопчут…  Умерших сородичей масаи хоронят тоже как-то не по-людски. Они обмазывают его тело бычьим жиром, уносят в саванну и просто кладут под какое-нибудь дерево, оставляя в распоряжение падальщиков: гиен и шакалов. Но если к утру тело останется нетронутым, это воспринимается как недобрый знак, масаи снимаются с  обжитого места и уходят на новое. Так велят масайские старики. Они очень брутальны и, скорее всего, знают гораздо больше, чем говорят. Они  считают, что для того, чтобы быть мудрым, надо знать не многое, а нужное. Уж они-то точно знают, что слова даны мудрому человеку для того, чтобы скрывать свои мысли.  Кстати, сами масаи  мудрыми себя вовсе не считают, а утверждают, что просто осторожны и осмотрительны, не более того, а эти качества необходимы воинам не менее, чем храбрость.  

Вот такие они, знакомые и неизвестные масаи. Малая народность на огромном африканском континенте, являющая собой уникальный образец самобытной культуры и истинной свободы. Именно они в свое время не пустили на материк арабских работорговцев, и поэтому материковая часть Африки осталась христианской, а островная, как, например, Занзибар, стала мусульманской. А сегодня именно благодаря противостоянию масайских вождей, с мнением которых считаются правительства двух государств, в экономику Танзании и Кении не могут проникнуть китайские инвестиции.

 

DSC_5283

Наверное, масаи знают что-то важное, что нам пока неизвестно.

И идут туда, куда мы пока еще не знаем дороги.


Комментарии

Аватар

21.04.2010 23:31
Н
ответить

О людях почему-то всегда интересней:)
Аватар

23.04.2010 17:14
Таис Минская
ответить

Без премудрости- мудрые, храбрые, но осторожные, свободные и самодостаточные.Уважающие мир в себе и мир вокруг. Может в этом и есть- счастье?
Аватар

23.04.2010 18:24
Anonymous
ответить

Уважаемая Таис! Мне очень приятно, что Вы рассмотрели главное в этом репортаже. Спасибо Вам.
Аватар

27.04.2010 13:05
Таис Минская
ответить

Не благодарите меня.:) Масаи, как люди самодостаточные, не поняли бы Ваших вежливых куртуазных манер - в целом, и благодарности в мой адрес, в частности. Их мир- полный, замкнутый круг. Время текуче и циклично.Рассвет, закат. Но ни один рассвет не похож на предыдущий, как и закат. Постоянство перемен. И сами они, находясь в этом круге, одновременно- и участники событий, и наблюдатели и Хранители этого мировоззрения. И внутри и вовне. Самое привлекательное, что они так чувствуют, ощущают жизнь, ход событий. И если между началом и концом прерывается связь- это и есть беда. Такой подход , как мне кажется, у всего , что живет в Африке.. Другой взгляд. Они все- и животный мир, и мир людей- живут в круге. А мы, к сожалению, меряем свою жизнь- отрезком, мечемся в треугольниках, ищем пятый угол, и создаем финансовые пирамиды. :-)Возможно именно этот "иной" взгляд, когда видишь- главное, суть- и привлекает Вас в Африке? Именно суть, а не изменение формы. Благодарите свои возможности, стечение обстоятельств, Случай, позволившие Вам побывать там, и ощутить эту разность. С уважением, Таис.
Аватар

27.04.2010 19:53
полупансион
ответить

скажите, Таис, как можно метаться в треугольнике и искать там пятый угол? может быть, сначала стоит четвертый поискать?
Аватар

28.04.2010 15:18
Таис Минская
ответить

Если Вы, Полупансион, найдете в треугольнике пятый угол, или даже четвертый- думаю, Вы, как минимум -кандидат на Нобелевскую премию!! :) Но спасибо за замечание, учту при перечислении фигур с углами в следующий раз.:) И хотела заметить: Вы обижаете автора своим невниманием, все-таки героиня дня- не я.
Аватар

12.05.2010 15:55
Anonymous
ответить

Ох уж эти масайские парни: какое достоинство! А смотрят так, как будто знают нечто такое...! Вот интересно, а пьют ли они водку? И как себя потом ведут? Простите,СС, но вспомнила наших селянских хлопцев.

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах