20.04.2010

 - Блоги

Автор: Чеслав Шульга


Резюме Беларуси: наша страна самая…

Когда человек устраивается на работу, он должен составить резюме. Но как выделиться в потоке сотен одинаковых биографий, как отличиться от других кандидатов?

Когда человек устраивается на работу, он должен составить резюме. Но как выделиться в потоке сотен одинаковых биографий, как отличиться от других кандидатов? И вот представьте, что кто-то в своем резюме пишет: разговариваю одновременно на 16-ти иностранных языках! Работодателя это может заинтересовать: как это на 16-ти? И почему одновременно? И пусть потом выяснится, что все шестнадцать у него со словарем, главная-то задача выполнена – интерес вызван!

Не зря еще Карл Маркс в «Капитале», опубликованном в 1867 году, говорил: «Миром правит интерес». Преломляя эту фразу в отношении туризма, можно сказать так: нам нужно вызвать интерес к нашей стране, создать мотивацию к приезду. В последнее время самое главное и в жизни, и в бизнесе – это мотивация. Мотивация нужна, чтобы что-то купить, сделать, куда-то приехать. Если кто-то едет в Рим, он, скорее всего, посетит такое знаковое место как Колизей. В Праге – Карлов мост… Мы, к сожалению, такими местами обделены. Но это не значит, что мы не должны думать о том, с чем может ассоциироваться наша страна, что может стать ее брендом. Какое-то культурное наследие? Природное богатство? Многие предлагают сделать брендом Беловежскую пущу – согласен, это уникальное место может стать символом. А может, есть смысл вообще назвать Беларусь зеленой страной, раз более 60% нашей территории занимают леса, болота, луга? Тогда можно было бы приглашать людей посетить «зеленую страну в центре Европы».

А взять, к примеру, Минск. С чем город ассоциируется у иностранного туриста? Да даже не у иностранного! Разве что со столицей государства. У нас нет самой высокой башни в мире, нет античного Колизея и у нас не проходит всемирно известный карнавал как в Венеции. Эта тема обсуждается уже достаточно долго, столичными символами предлагали сделать то фонтан, то привокзальные «ворота города» или даже часть проспекта с уникальной архитектурой. Конечно, остается еще «Минск – самый чистый город», но это уже всем изрядно поднадоело. Необходимо найти нечто уникальное, самое-самое, и чтобы мы могли этим гордиться.

Вообще же желательно было бы  выстроить целую систему брендов – от республиканского до местечкового. Сначала на уровне страны прийти к какому-то символу, потом на уровне областей – например, для Брестской это могла бы быть Брестская крепость или Беловежская пуща, для Витебской – Шагал… Если я приезжаю в Пуховичский район, то должен знать, что здесь находится географический центр Беларуси и это лишний повод его посетить. Момент эксклюзивности найти можно всегда – например, в каком-то районе самый высокий речной берег. И так вплоть до каждой деревни, которой есть чем гордиться! Чем-то, что есть только здесь и нигде больше. Сейчас мы формируем план на ближайшую пятилетку… Звучит немного по-советски, и все же нам никуда не уйти от планирования и деления на какие-то временные отрезки, так вот, при формировании плана на 2011–2015 годы очень бы хотелось в разделе маркетинга определить какие-то ориентиры.

В этой связи было бы любопытно узнать мнение специалистов из самых различных областей – историков, географов, работников турбизнеса и просто неравнодушных людей: что может стать белорусским брендом? Профессионалы должны высказаться, опрос туристов можно провести – что их больше всего впечатлило в нашей стране. Конечно, за рубежом такими вопросами занимаются  большие специализированные агентства, но у нас, к сожалению, таких средств нет.

Так что остается надеяться на то, что свое мнение выскажет общественность и мы все вместе найдем нечто самое-самое, что поможет привлечь в нашу страну туристов, а для нас станет поводом для гордости.  Ну, а если нам пока не удастся ничего найти, есть альтернативный вариант. О нем – в следующий раз.


Комментарии

Аватар

20.04.2010 20:44
ТЧК
ответить

Сильно сомневаюсь, что символ можно "назначить", не важно сверху или снизу. Не люблю усложнять, но как раз тут проблема гораздо сложнее, чем просто отсутствие узнаваемой эмблемы. Белорусы все никак не могут определиться, КТО они. И как только они определятся, будьте уверены, мгновенно найдется тот самый символ.
Аватар

20.04.2010 21:09
Герда
ответить

Согласна с предыдущим оратором. С другой стороны, пока становление нации произойдет, въездной туризм загнется без туристов. Туризм - это продукт, который нужно сделать и как-то продать, поэтому какую-то эмблему сверху раскрутить было бы неплохо. Но - как же ее раскрутить-то без продукта? Аисты и зубры - это хорошо, но экологический туризм в Беларуси развивается пока так себе. Впрочем, он весь въездной пока так себе развивается. Хотя вот одна идейка... Значок "Вылечено в Беларуси", можно россиянам раздавать. Шутки шутками, но все-таки большая проблема в белорусском туристическом маркетинге есть - костность и официозность. Мрак, в общем. Креатив он проще должен быть, без натужности, которой слишком много во всевозможных акциях.
Аватар

20.04.2010 22:56
Anonymous
ответить

Главным символом Беларуси станет новый музей Великой Отечественной войны. Ибо история современной Беларуси начинается с Победы над фашизмом. Очень хотелось бы, чтобы символом Беларуси было что-то более древнее с времен ВКЛ. Но..!
Аватар

21.04.2010 03:31
Anonymous
ответить

"Вылечено в Беларуси" ;) очень хорошо, по крайней мере в областе санаторно-курортного туризма то что надо, запоминается ведь? Запоминается. Значок станет лишним поводом для вылечившихся Россиян рассказать об этом дома друзьям... привлечь новых... санатории вы слышите? перед сезоном какраз, пробуйте! Непойму, высказывание господина Шульги о том, что "чистота как-то надоела".. Как это надоела? Путешествую по СНГ всегда было и будет приятно услышать о том, что Минск один из самых чистых городов! "Символ чистоты" должен по этому поводу появится в Минске, желательно с изюминкой, здесь должны поработать дизайнеры. Ну а моё личное мнение всё же склоняется к "Беларуси синеокой", природа есть наш козырь, европейцы с открытыми ртами смотрят на наши девственные просторы, леса, озёра... Конечно, это абстрактно, но всё же счита, что мыслить нужно в этом ключе! :)
Аватар

21.04.2010 13:45
Anonymous
ответить

Тема эта, увы, вечная. И бесконечная:). Либо кажется таковой. Недавно читала статью по теме "Бренд, да и только" (http://www.interfax.ru/tourism/tourisminf.asp?sec=1472&id=131463, если кого-то заинтересует). Довольно интересные мысли там высказывались:в частности, слоган и бренд - разные вещи. Брендом слоган начинает быть тогда, когда он подкреплен реальным и узнаваемым продуктом. Т.е. (если касаться российских реалий) "Чуващия - сердце Волги" - это пока не более, чем слоган. А вот "Кострома - родина Снегурочки" уже бренд. Может, и нам порассуждать на эту тему - что из реально узнаваемых [i]продуктов [/i]у нас есть? Потому что в очередной раз говорить "Беларусь - зеленая страна"... Сначала нужно это доказать!
Аватар

21.04.2010 14:30
Anonymous
ответить

"вылечено в Беларуси" - отличная идея, но санатории - едва ли не единственное предложение, пользующееся хорошим спросом. в них и без дополнительного пиара место забронировать непросто. кстати, какой процент отдыхающих в санаториях составляют россияне, особенно летом? радует, что мы хоть чем-то можем привлечь гостей, но хотелось бы, чтобы Беларусь была интересна не только ближайшим соседям
Аватар

21.04.2010 16:48
Герда
ответить

Какой процент россиян в белорусских санаториях летом? Абсолютный). Вот тут почитайте внимательно и сделайте выводы http://tio.by/news/1300. "Беларусь зеленая" пока чаще всего всплывает в обсуждении. Кстати, тоже вариантик: надпись "Беларусь зеленая" и инопланетная рожица на значке. Все равно о нас никто не знает. Или вот еще - "Бульбу не чапай!" и спецназовец, замаскированный под кустик картошки. Больше иронии бы белорусам, смех - это всегда положительная эмоция.Если бы вы знали, какие приступы смеха вызывают у россиян некоторые белорусские слова. Видела человека, который, согнувшись в три погибели, хохотал над словом "Ваверка". Нужно чаще использовать белорусский в продвижении страны, и в добродушном, неофициальном контексте.
Аватар

21.04.2010 18:58
Белорус
ответить

Браво, Герда! В самую точку! Мне кажется, мы слишком серьезны в этом (да и не только) вопросе. Есть масса примеров рекламы, в том числе туристической, сделанной с хорошим чувством юмора. Прикольные ролики снимают швейцарцы - о том, например, как они кисточками чистят снег, готовясь к началу сезона. Смотрится очень легко и оставляет ощущение того, что в этой стране туристов действительно ждут! Но подано это без напряга и пафоса. Самое лучшее в нашей стране - это люди. Может, их и сделать белорусским брендом?
Аватар

21.04.2010 20:04
Anonymous
ответить

2 ТЧК, у нас назначить можно! Четко же было сказано "Очень важно мыслить по–новому, преодолевать инерцию, пассивность, неверие в свои силы, недооценку собственных возможностей. ... Мы можем предоставить услуги в области образования, здравоохранения, спорта, культуры и так далее. Пока нет серьезного прорыва в сфере въездного туризма." (с) А.Г. Лукашенко И наше дело, как граждан страны, радостно принять инициативу сверху. Ведь действительно могут назначить, а вы потом плеваться будете- так предложите свое, вам пути открыты и возможности дадены. А ежели чего предложить не можете, так и не уводите разговор от конкретики в область оппозиционного трепа.
Аватар

21.04.2010 21:17
Герда
ответить

Господа и дамы! Хватит демагогии - напишите, наконец, каким вы видите позиционирование Беларуси. Представьте, что это загадка - что бы вы ответили, со своей колокольни? Я свои полушутливые варианты, кстати, абсолютно серьезно предлагала. Такая вот концепция. Сейчас даже в самих белорусах слишком много отрицания своей страны. Через смех его можно было бы уменьшить. Так кто больше, кто что видит больше? Вот еще тема для плаката - карта Европы с белым пятном и слоган - "А как ты опишешь самую неизвестную страну Европы"? К карте маркер приложить.
Аватар

22.04.2010 00:11
Юрий
ответить

«А может, есть смысл вообще назвать Беларусь зеленой страной, раз более 60% нашей территории занимают леса, болота, луга? Тогда можно было бы приглашать людей посетить «зеленую страну в центре Европы». Есть проблема по брендам "Беларусь синеокая" и "Беларусь зеленая"(другие варианты, согласитесь, мало понимаемы). Дело в том, что «синеокая» относиться к северной половине нашей страны. Спорить нет смысла. «Беларусь зеленая» проситься на юг, на Полесье. Но вариант «зеленая», тем не менее, видится более обобщающим, относящимся ко всей территории нашей страны. За него то нужно и «драться». Цепляться за один вариант и раскручивать, раскручивать. Плыткевича сюда, других практиков подвязать. И не надо цепляться за местечковость. Страну раскрутим – туристы сами будут делать выбор. Беловежскую пущу посетить или Россоны. Это я терминологией одного известного человека изложил свою мысль.
Аватар

22.04.2010 13:43
Anonymous
ответить

Между прочим, один слоган уже давно работает и успешно. Это - "Купляйце беларускае!". Белорусские товары за границей (постсоветской, прежде всего) - гарантия хорошего качества за умеренную цену. Приходилось читать о случаях подделок под белорусские бренды или продажи небелорусских товаров под вывеской "Сделано в Беларуси".
Аватар

22.04.2010 15:27
ТЧК
ответить

Георгий натолкнул на одну мысль: ведь уже существует отличный слоган "Беларускае - самае маё". Легко переводится на все языки мира, короткий, запоминающийся, подходит под что угодно. Осталось придумать красивое оформление. Причем, это ведь не обязательно должен быть конкретный символ того, что есть только в Беларуси. Примеров - масса: Live Riga и эти сумасшедшие сердца, Visit Britain и стилизованный Union Jack, Испания и что-то в цветах национального флага, etc Почему мы зациклились на зубрах-васильках?
Аватар

22.04.2010 18:33
Бульбаш
ответить

Я - за бульбу! Например, можно проводить ежегодный фестиваль блюд, сделанных из картофеля. А еще замахнуться на рекорд, который занесут в книгу Гинеса - испечь самый большой в мире драник!
Аватар

22.04.2010 19:06
Anonymous
ответить

Беларусь - страна вечнозеленых помидор! Свежо и с юмором!

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах