19.11.2010

 - Блоги

Автор: Олег Павлов


Блогосферное 166: Путешествие в Японию

Передано со всеми туристскими подробностями, деталями и нюансами. Но интересно даже для тех, кто уже и не надеется попасть в Страну Восходящего Солнца.

Пишет Darkwren (Россия)

ВИЗА В ЯПОНИЮ

Для начала: японская виза – совершенно бесплатна, а японское посольство – самое дружелюбное посольство в Москве. Здесь не требуется предварительная запись по телефону, редки очереди, охрана относится к посетителям по-человечески, а операторы стараются сделать все, чтобы вы получили-таки то, за чем пришли. Никаких отказов: если в документах что-то не так – вежливо объяснят, что следует донести – причем это можно сделать хоть на следующий день. Виза печатается ровно четыре рабочих дня (с учетом российских и японских праздников).

Есть только одна заковыка – приглашение японской стороны. Все остальные документы (анкета, справка с работы) собрать даже легче, чем для шенгенской или британской виз, но бронь гостиницы или стандартный факс с письмом от партнеров здесь не пригодятся. Вне зависимости от типа поездки (деловая, учебная, туристическая, визит к родственникам) вам понадобится гарант-японец, который берет на себя полную ответственность за ваши действия в Стране восходящего солнца. Это могут быть физическое лицо, вуз, коммерческая организация – и в любом случае понадобится целый ворох документов. Гарант должен объяснить, кем вы ему приходитесь, составить подробный план вашей поездки, доказать свою материальную обеспеченность и даже приложить справку из налоговой. Неподготовленный человек может собирать такой пакет дней десять и все равно что-то сделать неправильно. Финальный аккорд: посольство требует оригиналы документов, копии не годятся совершенно.

Такое приглашение может сделать туристическая фирма (гарантом выступают ее японские партнеры), но в этом случае внезапно виза начинает стоить денег – около $150. Заказ отеля в этом случае обязательно идет через ту же компанию (напомню, что она составляет план поездки и гарантирует, что вы не отклонитесь от него). Самостоятельно нагуглить дешевую сеть и предложить менеджеру проблематично: насчитанная им стоимость номера может быть на 10%-50% выше, чем так, что указана в Интернете. Некоторые турфирмы предлагают визовую поддержку как отдельную услугу (номер вы бронируете и оплачиваете полностью самостоятельно) – но ее стоимость уже около $300.

Да, и про выставки. Менеджмент Tokyo Game Show, как и любой другой выставки, не делает приглашения для прессы. Для посетителей - тем более. )

ЯПОНИЯ - 2

Прямые рейсы из Москвы в Токио есть у двух авиакомпаний - JAL и "Аэрофлот". Стандартная цена на билеты "Аэрофлота" - 30 тыс. рублей, но иногда, если покупать сильно заранее и перебирать варианты дат, можно взять за 26 тыс. рублей. JAL комфортнее, но чуть дороже: 32 тыс. - обычная цена, 26 тыс. - если не повезет. Разумеется, если покупать билеты впритык, можно легко попасть на 40-45 тысяч.

С пересадкой можно летать Air China через Пекин (там очень неудобная пересадка) - иногда можно попасть на низкие (26-28 тыс.) цены, но обычно это те же 30-32. Этой осенью самый выгодный перелет в Токио - арабскими авиакомпаниями Emirates и Etihad через Дубай или Абу Даби. Всего 24 тыс. рублей на любые даты, в том числе и буквально на завтра. Перелет долгий, зато дешевый и комфортный. В аэропорту Дубая еще и покормят бесплатно. Кроме рейса в Токио, можно попасть и сразу в Осаку - это дешевле, чем лететь в Токио, а потом еще оттуда добираться на синкансене.

Еще один подводный камень: билеты JAL и "Аэрофлота" нельзя купить через Expedia, самый простой вариант - через официальные сайты авиакомпаний. При покупке билета в офисе JAL - наценка примерно в 1.5 тыс. рублей на билет. А вот цены арабов проще всего отслеживать в Expedia, да и покупать там же.

С отелями в Токио все гораздо проще. Их много, они дешевые, замечательные и дружелюбные по отношению к иностранцам. Мы в последние годы селимся в сети Villa Fontaine. Одноместный номер - всего за 7 тыс. йен. Когда-то это было всего 60 долларов, сейчас - 87, что тоже неплохо. По сервису, комфорту и прочему - вполне себе четыре звезды с одним минусом - номера очень маленькие. Если сравнить это со 100-долларовыми отелями в США или Европе - просто небо и земля. Интернет - бесплатный. Завтрак (правда, не очень сытный) - включен. Расположение - пять минут пешком от метро. И все отели - на человеческих станциях метро более-менее в центре города. Есть также "полуторные" номера за 9 тыс. иен ($110) (кровать - вроде американского квин-сайз) и даблы с двумя кроватями за 12 тыс. ($150).

Альтернатива дешевле - сеть Toyoko Inn. Очень похоже на Villa Fontaine, только номера чуть поменьше, обстановка чуть скромнее и расположение чуть похуже (грубо говоря, 7-10 минут пешком, а не 5). Зато всего за 4.5 тыс. иен, т.е. $60.

Альтернатива дороже - сеть Apa Hotel. Там, напротив, все чуть-чуть пафоснее, зато дороже в два раза. Мы там были в 2005 году и больше не хотим. Но, может быть, там по каким-то причинам больше понравится расположение.

И теперь еще одна важная штука. Если для визы японцы требуют миллион документов, то для бронирования гостиницы - ровным счетом ничего. Вам верят на слово, что вы приедете. В правилах, кажется, есть слова о штрафе за незаезд, но номер кредитной карты при бронировании вводить вообще не надо. Зато при заселении нужно сразу оплатить все проживание вперед - наличными или кредиткой.

Итого, для поездки в Японию на неделю понадобятся:
$1000 - на билеты ($800, если повезет)
$600 - гостиница на семь ночей ($420, если экономить)

Ну и еще еда и транспорт, но это потом.

ЯПОНИЯ - 3

Итак, вы уже оформили визу, купили билеты, забронировали гостиницу и прилетели в Нариту (основной международный аэропорт Токио; если лететь с пересадкой, можно попасть в Ханеду, но там все похоже).

На границе вас попросят сказать, зачем вы прилетели, снимут отпечатки пальцев и сфотографируют. Никаких злых допросов, как бывает в США. Если у вас нормальная виза - пустят без проблем. Далее - забираете багаж, выходите уже в настоящую Японию.

В аэропорту надо обязательно сделать два вещи.

Первая - прямо сразу после выхода с таможенного контроля. Нужно добыть наличные иены. В принципе, можно запастись иенами в Москве, но это невыгодно, плюс очень мало обменных пунктов имеет наличные иены. Покупать-покупают, а продавать - только на заказ. Лучше всего взять с собой кредитку, ну или наличные доллары/евро - если почему-то не доверяете карточкам.

В аэропорту есть обменный пункт банка Mizuho с человеческим курсом. Прежде чем вставать в очередь, надо обязательно заполнить (на английском) простенький бланк (кто вы, откуда приехали, сколько денег меняете и т.п.). Также в аэропорту есть банкоматы Citibank, где можно переключиться на английское меню и снять деньги с карточки.

Почему все это надо делать именно в аэропорту? Потому что обменных пунктов в Токио немного - совсем не как в Москве или даже в Европе. И их не очень даже понятно как искать; все обычно меняют деньги на Акихабаре (там есть будочка, прямо на пути от станции метро до собственно главной улицы квартала). Наконец, обменные пункты работают только в будние дни и в определенное время. Самое ужасное - это в воскресенье вечером приехать в гостиницу заселяться и обнаружить, что ваши залежи долларов никому не нужны, а платить много иен надо прямо сейчас.

С банкоматами еще веселее. В Японии очень много банкоматов, но они НЕ ПРИНИМАЮТ европейские карты, вне зависимости от системы. Рассчитаны только на местные кредитки. Магазины принимают карты Visa, Mastercard, American Express без проблем, а банкоматы - нет. Два исключения: банкоматы Citibank и банкоматы Japan Post Bank. Поэтому, если в Токио понадобится снять деньги, надо искать или отделение Citibank (что не всегда возможно), либо ПОЧТУ. Я, если честно, офигел, когда мне в первый раз в гостинице посоветовали "сходить на почту, чтобы снять деньги". В банкоматах Japan Post Bank английское меню тоже есть. Правда, они тоже работают только днем по рабочим дням. Круглосуточный банкомат ситибанка в Токио есть в Tokyo City Air Terminal (станция Suiteng?mae линии Hanzomon) - это такое большое здание, где кормят и где есть шатлы до обоих аэропортов. Update: С некоторых пор правильные банкоматы есть еще в магазинах Seven Eleven - их довольно много в Токио.Вторая важная вещь - это аренда телефона. В Японии обычного GSM нет вообще, и раньше никакого роуминга для клиентов российских компаний не было вовсе. Сейчас наши 3G-телефоны в Японии работают, но все это стоит дорого и довольно бессмысленно. Купить местную симку (если ошибаюсь - поправьте, пожалуйста) могут только граждане страны (или люди, имеющие право постоянно проживать в Японии) по паспорту, поэтому все приезжие берут телефон в аренду. Делается это в аэропорту же, этажом ниже, по дороге к поездам. Там стоит будочка компании Telecom Square, в ней свободно говорят по-английски и дают посмотреть бумажку с тарифами. Мы обычно берем вариант "все входящие (в том числе и международные) - бесплатно, исходящие местные - мало денег, международные исходящие запрещены". Удовольствие обходится в 30-50 долларов в неделю, в 100 - если очень много говорить. Возвращать телефон надо будет в аэропорту же, только в терминале отлета. Если у вас есть визитка на английском - дайте ее менеджеру при оформлении договора аренды (чтобы не возиться с заполнением полей - он просто приколет визитку и все).

ЯПОНИЯ-4 (ТРАНСПОРТ)

Речь в данном случае пойдет о Токио, но система, думаю, применима и к другим городам.

Многие, наверное, знают, что в Токио есть линии Tokyo Metro (собственно метро - chikatetsu) и есть линии JR (национальная система железных дорог). Функционально в черте города они мало отличаются - поезда и поезда, но принадлежат разным компаниям. Поэтому и билеты на каждый вид надо покупать отдельно. Самая полезная линия JR - это кольцевая Yamanote line. Уж хоть раз, но на нее попадете. Остальные линии JR, в основном, ведут к пригородам и далее.

Схема метро выглядит вот так (кликабельно):

Японияtokyometromapbig
Такую схему метро печатает Tokyo Metro (линии JR обозначены черно-белым пунктиром, и их статус как бы принижен). На картах JR, конечно, все наоборот. Что характерно, эта карта игнорирует линии метро Toei - третьего перевозчика. У него всего четыре линии, и без них вполне можно обойтись, но вот этой осенью, например, мы жили на Hamacho линии Toei Shinjuku Line.

В полном виде карта метро - вот такая:

Японияtokyo-subway-map

Лучше всего, конечно, в Японии где-нибудь достать вот такую, полную - например, они часто лежат на ресепшне в гостиницах.

Стоимость проезда в Японии строго зависит от расстояния между станциями. Причем нет системы зон, как в лондонском метро (где можно взять недельную карточку с доступом в 1-2 зоны и кататься по всем достопримечательностям сколько влезет), нет и дешевых проездных. На каждой станции метро висит подробная карта, где для каждого возможного пункта назначения четко указана цена проезда. Проехать пять-шесть станций на Tokyo Metro стоит 160 иен (около двух долларов), на JR - 120 иен (около 1.5 доллара). В пределах кольца поездки редко стоят больше, чем 240 иен. Вроде бы не очень много, но когда хочется посмотреть за день как можно больше, постоянно куда-то ездишь, выходишь из метро, снова обратно и так может набежать немалая сумма.

Билеты покупаются в автоматах - никаких касс. Все очень просто: смотришь на карту, определяешь стоимость проезда, потом в автомате тыкаешь пальцем в необходимую сумму, кормишь деньгами, получаешь билет. Можно переключиться на английский, но и по-японски все понятно, благо цифры - обычные, арабские. Бумажный билет скармливается турникету на входе - и надо обязательно не забыть забрать его! На выходе билет скармливается такому же турникету (иначе не выпустят) - и только тогда окончательно съедается машиной. Сдачу автоматы дают всегда, в том числе и бумажками. Поэтому можно не напрягаться, если у вас с собой 10 тыс. иен одной купюрой. Впрочем, если кататься часто, то залежи сдачи монетками раздражают. Поэтому лучше всего озаботиться покупкой многоразовой магнитной карточки.

Японияpasmo1

Карточек бывают два вида - Pasmo и Suica. Отличаются они только производителем, функционально - идентичны. При покупке 500 иен списываются как залог, можно при желании вбить настоящие имя и фамилию (не знаю, зачем это нужно). На карточку можно в любой момент класть деньги - я рекомендую бухнуть сразу 5 тыс. иен - за неделю уж точно потратите, ну а дальше - по вкусу. На входе на станцию карточка прикладывается к турникету, на выходе - тоже, и автомат сам определяет дальность поездки и списывает нужную сумму. То есть, как минимум, не надо смотреть на карту и думать, какой билет покупать. Ну и никакой сдачи.

И Pasmo, и Suica принимаются всеми тремя перевозчиками. Фишка вот в чем. Если вся ваша поездка - в пределах Tokyo Metro, то вне зависимости от количества пересадок билет будет один, и предъявлять его надо один раз. Если на маршруте есть пересадка с Tokyo Metro на JR, то надо отдельно оплатить первую часть поездки, потом купить еще один билет и предъявить его уже на входе на станцию JR. Так, помимо всего прочего, еще и дороже (лучше избегать ситуаций, когда одну станцию едете на JR, а одну - на Tokyo Metro; так почти в два раза больше заплатить придется, чем если просто две станции на одном перевозчике). Но самое главное - это именно неудобство. А если у вас есть Pasmo, то просто везде ее используете, и все.

Сама Pasmo покупается во все тех же автоматах по продаже билетов на станциях, но не в каждом. Обычно там стоит, грубо говоря, десять автоматов, и в двух-трех есть Pasmo. Там же - обязательно меню на английском.

Кроме того, Pasmo и Suica принимаются многими автоматами с водой (это самая лучшая штука в Японии, но об этом - отдельно!) и мелкими универсамами (вроде Familymart, 7 Eleven, AM PM). Опять же, при таких покупках глупо возиться с кредиткой, и глупо же разменивать купюры на мелочь. Pasmo в этом смысле незаменима. Еще одна важная штука: если вы возвращаетесь на родину, а на Pasmo остались какие-то деньги - карточку принимают во всех сувенирных магазинах в аэропорту! Причем можно попросить сделать так: "спишите, пожалуйста, все деньги с Pasmo, а оставшую часть стоимости покупки я оплачу наличными или кредиткой". Я обычно так покупаю коробки с японскими сладостями.

И возвращаясь к метро. Названия всех станций подписаны латиницей. На станциях есть карты линий метро, подписанные латиницей. Все указатели (на пересадку и т.п.) - подписаны латиницей. В большинстве новых вагонов есть электронные табло, показывающие маршрут поезда, текущую станцию, время до остальных станций. И тоже - латиницей. Объявления голосом в поездах дублируются на английском. Но чем дальше от Токио - тем больше вероятность наткнуться на 1) непереведенное расписание поездов, 2) непереведенную подробную карту и 3) непереведенную карту, описывающую маршруты разных типов поездов на этой линии (например, чем отличаются экспрессы и обычные поезда). Обычно, если поискать, на станции будет что-то и на английском. Но лучше заранее добыть бумажную карту на английском, и в крайнем случае сравнивать иероглифы с карты с иероглифами на непереведенной схеме. Кроме того, если случается какая-то жопа, то объявление по поезду тоже будет только на японском. Но в этом случае вам, скорее всего, кто-нибудь объяснит, что случилось.

Что делать, если вы неправильно купили билет (дешевле, чем нужно) или по дороге передумали и решили поехать дальше, чем рассчитывали? Система не выпустит со станции. Нужно идти к автомату Fare Adjustment Machine (так прямо и подписан), вставить свой билет, высветится сумма, нужно ее скормить машине, вам дадут новый билет - и вперед. Если вы билет потеряли (например, забыли забрать на входе) или случилось непонятно что (например, автоматы все сломались) - на каждой станции есть служащий, который в теории должен знать английский. Смело говорите ему на каком-нибудь языке, что случилось, тыкайте билетом и говорите волшебное слово "ы, кудасай", и он вас выпустит.

Ну и возвращаясь к прошлому посту. Допустим, вы в Нарите, запаслись иенами и взяли в аренду телефон. Тут надо идти к кассе (здесь есть именно касса с живыми людьми, хотя и автоматы - тоже есть) или Narita Express, или Skyliner. И то, и другое - типичные экспрессы от аэропорта до города (как наш Аэроэкспресс или лондонский Heathrow Express/Connect). Стоят примерно 3000 иен (около 40 долларов), идут минут сорок.

В принципе, можно выбирать из них в зависимости от пункта назначения в Токио. Narita Express идет или до Tokyo, или до Shinjuku/Shibuya/Shinagawa/Ikebukuro - другой конец города. Skyliner идет до станции Ueno (гм, третий конец города). Смотрите на карту метро - и определяете, как проще добраться до гостиницы. Кроме того, у Narita Express есть классное предложение: покупаете билет за 3500 и получаете еще и карту Suica с 1500 иенами на счету. Я так не пробовал, если честно, - вот только что в Википедии прочитал. :)

Новичкам лучше всего поступить так: ткнуться в кассу Narita Express, сказать, какая станция метро вам нужна. Девушка сама даст вам карту, объяснит, где и как пересесть и продаст билеты на экспресс и, если вам дальше будет нужен JR (например, от станции Tokyo по Yamanote ехать) - еще и билеты на эту часть поездки. Здесь, вполне возможно, будет последнее место, где хорошо говорят по английски (вернее, следующее будет на ресепшне гостиницы), поэтому лучше спросить здесь, чем тупить потом.

А если хотите совсем сэкономить - можно в автомате купить билеты на местную электричку, останавливающуюся на каждой станции, и до Токио доедете так за 1000 иен (всего около 12 долларов).

В метро - вот я ни разу не видел тех сумасшедших толп, о которых говорят. Даже в час пик. Да, народу много, но. ОНИ, СУКИ, ДИСЦИПЛИНИРОВАННЫЕ И ДРУГ ДРУГА УВАЖАЮТ!

На каждой станции есть специальная разметка под очереди в вагоны (по две у каждых дверей). Все выстраиваются в эти самые очереди (по два-семь человек, иногда может быть и больше). Поезд прибывает, люди вышли, новые люди в порядке очереди заходят. Никто не лезет без очереди! Точно так же люди заходят на любой эскалатор. Строго по очереди. Никакой толкучки у входа.

Поэтому людей вроде бы и много, но очередь проходит очень быстро.

Когда люди выходят из вагона, они как-то шестым чувством понимают, где нужно встать, чтобы никому не мешать. Не нужно никогда никого расталкивать. Не нужно спрашивать, кто где выходит. Все происходит как-то само собой.Еще забавная деталь, о которой забыл. В метро есть вагоны "только для женщин". В час пик в них могут ездить только женщины, в остальное время - кто угодно. Смысл в том, что когда все близко стоят, многие извращенцы этим хотят пользоваться. )) А так - сел в спецвагон, и никто тебе под юбку не залезет.

ЯПОНИЯ - 5 (ЕДА)

Итак, важные факты, которые надо запомнить.

1. В Японии нет аналога "японских ресторанов", к которым все привыкли в России. В том смысле, что нет заведений, где одновременно подают и суши, и шашлычки, и рамен, и супы, и что угодно еще. На каждый тип блюд - отдельное заведение. Если суши - то только суши. Если рамен - только рамен (ну и дополнения к нему). Поэтому если вы видите ресторан - надо сначала понять, к какому типу он относится, а только потом заходить.

2. В ресторанах, в отличие от транспорта, с английским языком все плохо. На Акихабаре или в Роппонги (т.е. там, где бывает много туристов) еще вам могут дать меню на английском, в других местах - вряд ли. Наилучший вариант - меню с картинками и ценами в цифрах. Но бывает и так, что картинок нет - только названия. А самый страшный вариант: меню - только текстовое, на японском, без иллюстраций, а цены - не арабскими цифрами, а иероглифами. В таких ценах вы легко определите только количество нулей (это такая круглая штука, вроде буквы O).

3. Зато во многих ресторанах на витрине есть муляжи (очень аппетитные!) основных блюд, и с ценами. Поэтому можно просто ткнуть официанту в муляж пальцем, если в меню вдруг картинок нет. Но самое главное: по муляжам можно быстро понять, что за тип блюд подается в ресторане и хочется ли вам вообще туда заходить.

4. Несмотря на то, что английский не знают официанты, а вы не знаете японский, с вами непременно захотят ПОГОВОРИТЬ. То есть, вы тыкаете пальцем в картинку с красивой едой, а вас начинают спрашивать - не хотите ли взять бонусом плошку с рисом, добавить ли туда креветку в темпуре, что будете пить и так далее. По мнению официанта, неважно, знаете ли вы японский или нет, он непременно все это выдаст и будет ждать ответ. Поэтому лучше, конечно, предварительно вызубрить пару десятков слов, имеющих отношение к еде. Самое полезное - это "биру" (пиво). Если вы ничего не поймете и вас никто не понимает - надо импровизировать. Однажды я изобразил курицу по методу героя фильма "Звездные врата" (руки машут крыльями, а голосом говорится: "ко-ко-ко-ко"). Официантка долго обсуждала меня с подружками, но курицу нашему оператору принесла. :)

5. Японские рестораны - обычно маленькие и выглядят довольно простенько (ну или "по-домашнему") по московским меркам, то есть никакого гламура. Остается впечатление, будто предприимчивые крестьяне построили сто лет назад, и с тех пор ничего не изменилось. От качества еды и цен это почти не зависит. Довольно обеспеченные японцы (топ-менеджеры компаний) могут ужинать в заведении, которое по внешнему виду в Москве бы прокатило только за придорожное кафе для дальнобойщиков. Вот только качество еды - совершенно божественное.

6. В японских ресторанах (во всяком случае, в подавляющем большинстве - поправьте меня, если есть другие варианты) невозможно оставить чаевые - это не то, что не принято, у вас просто не получится так сделать. Официант приносит счет, но расплачиваться всегда нужно на кассе на выходе. А там вам дадут сдачу вплоть до одноиеновой монетки.

7. Помимо обычных ресторанов, есть японский фаст-фуд - рестораны с автоматами вместо кассы и официантов. То есть, вы выбираете блюдо, нажимаете на кнопку, скармливаете деньги автомату, а потом чек несете менеджеру за прилавком. Он его берет, дает указание повару, и повар вам быстро наливает и накладывает то, что вы оплатили машине. Здесь качество еды похуже, чем в ресторанах, но тоже вполне приемлемо. Опять же, здесь почти не надо ни с кем разговаривать, главное - чтобы меню на автомате было с картинками (или хотя бы картинки висели рядом). Автоматов с английским языком я не видел.

8. Наконец, в Японии есть "Макдональдс" и "Старбакс" - если не на каждом шагу, то все же достаточно, чтобы питаться только в них. Там все совершенно просто, меню на английском, и никаких затруднений в принципе возникнуть не может.

ЯПОНИЯ - 5.2 (ЕДА-2)

Типичное нормальное блюдо на обед/ужин (сразу и первое, и второе заменяет) стоит 1000 иен, т.е. около 13 долларов. Воду (обычную, без газа) во всех ресторанах наливают бесплатно. С учетом бесплатного завтрака в гостинице, еда на сутки обойдется где-то в 25 долларов. Еще долларов 5 надо зарезервировать на водичку в автоматах. При желании, можно питаться в заведениях с автоматами или в сети Yoshinoya, там все в полтора-два раза дешевле.

То есть, еда на неделю обойдется долларов в 250 - и это притом, что вы попробуете всякую разную вкуснятину - и рамен со свининкой, и креветку с рисом, и собу с грибочками, и оякудон (курица с яйцом). В принципе, можно каждый день пробовать два новых вида блюд - и лучше всего так и делать. Я вообще сторонник гастрономического туризма. :)

Единственные два ценовых исключения - это суши и блюда с большим количеством мяса (стейк, котлеты). Ну и экзотика, вроде мяса сябу-сябу, мраморного мяса - это уже не еда на каждый день и стоит соответственно.

Самые правильные суши, по-хорошему, надо есть на рыбном рынке Цукидзи. Приезжаете по линии Hibiya на одноименную станцию, далее идете пять минут по указателям (fish market - написано по-английски). Я, если честно, никогда не был там в правильное время - в пять утра, когда туда привозят свежевыловленную рыбу. Но и в любое другое время там полно сушилен, где все очень-очень свежее. Не идите только в ресторан сразу на выходе из метро, обязательно дойдите до самого рынка. В этих сушильнях часто бывают очереди на вход - говорите менеджеру (на пальцах), сколько вас человек, и спокойно стоите (обычно минут пять-десять), пока вас не позовут.

В сушильнях есть два варианта заказа блюд. Первый - это кайтен, такая лента с тарелочками с суши, которая ползет по ресторану. Берете тарелочку, едите, складываете тарелочки в стопочку. На выходе кассир посчитает тарелочки и определит, на сколько вы наели. Цена конкретной порции зависит от цвета тарелочки (табличка обычно где-то висит). Если почему-то шеф долго не выкладывает на тарелочку вашу любимую рыбу, или же ее перехватывают другие гости, можно словами попросить сделать ее. В Москве такая схема используется в ресторане "Рис и рыба". Второй способ: у вас на столе есть меню и есть бланки для заказов. В этих бланках вы напротив каждого вида суши ставите цифру - сколько штук принести. Не всегда понятно, конечно, что из сушей вкусное, а что - нет, но тут уж проще поэкспериментировать и самим понять, что и как.

В принципе, по московским меркам суши недорогие (они ведь не только свежие, но еще в них больше куски рыбы при том же количестве риса), но они настолько вкусные, что каждый съедает штук 20 и тратит на это около 4000 иен (около 50 долларов). Впрочем, это надо хотя бы раз попробовать. )

В других местах суши тоже хорошие, исключение - это готовые коробочки с ними в магазинах (что логично). В некоторых заведениях поплоше они могут не соответствовать высоким стандартам качества, к которым вы быстро привыкнете (но все равно лучше, чем в Москве). Ну и советую не брать слишком много суши с лососем - эта рыба обычно и в Москве достаточно свежая, и разница во вкусе не так радикальна. А вот остальное - это дааа...

Еще одно замечание - о пиве. Обычно в ресторане есть один сорт пива - "пиво", и официант не уточняет, какое именно вы хотите. Смысл в том, что ресторан закупает или только Kirin, или только Ebisu, или только Sapporo. Вот что есть - то и приносят. Идея - та же, как с колой на Западе (есть или кока, или пепси, но не то и другое сразу). Бывают и рестораны, где в меню можно нарыть несколько сортов пива и заказать что-то конкретное. Но просто "дайте пиво" тоже понимают. Пиво есть во всех типов ресторанов - и в раменной, и в сушильне, и где угодно еще. Похоже, это второй национальный напиток после зеленого чая.

СКОЛЬКО СТОИТ СЪЕЗДИТЬ В ЯПОНИЮ?

Итак, на неделю (семь полных дней) вам понадобится... В долларах, чтобы всем было понятнее.

Виза - 0 долларов (если найдете приглашающую сторону).
Билеты - 1000 долларов.
Гостиница - 600 долларов (при одноместном размещении, при двухместном - 400).
Телефон - 50 долларов.
Транспорт - 100 долларов (если не ездить дальше Иокогамы).
Еда - 250 долларов.

Итого: $2000.

Если на всем экономить и вовремя покупать, может получиться $1500.

Если нужно делать визу через агентство, ну и не париться с деньгами, то $2500.

Это, разумеется, без экскурсий, но включая все мелкие расходы (еда, телефон и городской транспорт ни в каких предложениях от агентств не учитываются).

Обычно столько же и даже дороже стоит турпоездка в обычную европейскую страну, вроде Испании или Италии.Какое-то количество денег надо резервировать на шоппинг, но это уже от вас зависит.

В ЯПОНИИ НЕТ ЛАРЬКОВ

В Москве, как известно, новый мэр хочет запретить ларьки. И это многих напрягает, потому что в них было удобно покупать ту же кока-колу, например. Или другие мелкие штуки, под которые на каждом углу делать нормальный магазин – глупо.

Так вот, в Японии у местных жителей тоже есть потребность покупать водичку, сигареты, пиво и прочее на ходу, но для этого там используются автоматы по продаже водички, сигарет и прочего. Вроде бы привычные vending machine, как в США, только их в сто раз больше и ассортимент в сто раз богаче. Это логично, потому что в Токио все ходят пешком (и как раз по дороге и покупают), а в США ездят на машинах (и останавливаться у обочины ради водички не станут).

Япония jihanki

Вот здесь есть отличная коллекция фотографий автоматов и описание их типов. Здесь тоже весело. Всего в Японии под шесть миллионов таких автоматов, а в 2000 году оборот от них превысил 50 млрд. долларов.

Вроде бы простая штука – поставить автомат, заполнить его товарами, и вперед.
Но:
- В любом автомате в Японии в наличии есть почти все товары (прописанные в меню). Максимум одна-две позиции к вечеру заканчиваются. Потому что запасы пополняются каждый день.
- В любом автомате в Японии всегда есть сдача с крупных купюр, причем купюрами же.
- Эти автоматы на моей памяти никогда ничего не «съедали», не глючили, пинать ногами их не требовалось.
- Цены в автоматах если и выше, чем в магазине, то несущественно.

Чтобы этого добиться, нужна какая-то офигительно сложная инфраструктура с сотнями тысяч рабочих мест и идеально отлаженной организацией работы. В России такой нет (а в США - нет необходимости) - поэтому и автоматы у нас фиговые, вечно там ничего нет, а что есть -дорого.

Самые популярные и заметные автоматы – автоматы с водичкой. В каждом – по паре десятков видов водички, но и этого мало! Автоматы производятся и наполняются разными компаниями, поэтому рядом чаще всего стоят две-три разные машины, дополняющие друг друга. Например, на знаменитой улочке в Икебукуро (ее можно увидеть в Дурараре) в ряд стоит штук десять. В автоматах можно покупать и кофе в баночке - холодный или даже разогретый.

Но на самом деле разных типов автоматов очень много; в автоматах продают билеты на поезда, да и вообще почти все, что только можно выдумать. Зонтики, например. Или презервативы.

Япония umbrella_vending_machine

Для иностранцев автоматы - это чрезвычайно удобная штука, потому что цены написаны арабскими цифрами, картинки товаров есть, а водичка и зонтик - это предметы первой наобходимости (в Токио вечно или духотища, или дождь идет).

С автоматами есть только одно западло. С 2008 года автоматы с сигаретами требуют авторизацию специальной магнитной картой (она выдается только совершеннолетним) - и, насколько я понимаю, иностранцам ее не дают (сам я не пробовал, т.к. у нас никто не курит). Но то же пиво свободно может купить любой подросток, равно как и презервативы.

В любом случае, для меня и тех, кто со мной ездил в Токио, автоматы с водичкой - один из главных символов Японии. Как выходишь из аэропорта - первым делом бежишь пробовать новые вкусные штуки там. А Михаил Разумкин (предыдущий главред "Страны Игр", если кто-то не в курсе), например, всегда просит привезти ему бутылочку чая с молоком, который выпускает Kirin. Вроде бы звучит глупо, но это вот такой настоящий вкус Страны восходящего солнца. Мы и в репортаже с TGS пару раз его светили. :)

ИНОСТРАНЦЫ В ТОКИО

1. Иностранцев в Японии - примерно столько же, сколько негров в Москве. То есть, они как бы есть, но нельзя сказать, что встречаешь часто. Исключения - районы, вроде Роппонги, Омоте-сандо и Акихабара, там редко можно погулять и ни разу никого не встретить.

2. Говорят, что раньше иностранцев все боялись и любили разве что фотографировать на телефон исподтишка. Я это если и застал, то уже совсем на излете. Сейчас в Токио никто не боится рядом с тобой стоять, сидеть, не пугается, если заговариваешь - вообще никто не подает виду, что ты иностранец. Человек и человек.

3. Однажды у меня была забавная история - на Акихабаре. Мы стояли в магазине на одном из этажей и смотрели на костюмы Рей Аянами. Разговаривали. К нам подошла японская школьница и по-русски (с акцентом, но довольно правильно) спросила: "Вы русские?" Я ответил: "Ну да". Она спросила: "Косплей любите?" Я ответил: "Ага". И тут она испугалась и убежала - вообще, совсем из магазина.

4. Однажды я стоял на платформе в метро, и японская старушка по-японски спросила меня, как пересесть на линию Хибия. К счастью, и вопрос, и ответ был вполне мне тогда по силам, так что я даме помог. Была версия, что она сослепу со спины приняла меня за крашенного в рыжий японского парня.

5. Однажды мы ехали на поезде в аэропорт, и в поезде начали транслировать объявление на японском. Это продолжалось минут десять. Потом поезд остановился - и тут к нам подошла японская студентка (с чемоданчиком). Она спросила (по-английски): "Извините, вы ведь иностранцы, да? Вы ведь, наверное, не говорите по-японски и не знаете, что сейчас за объявление было, да?" Мы: "Ой, а что за объявление?". Оказалось, что впереди - какое-то транспортное происшествие, поезд до аэропорта дальше не пойдет, и нужно сейчас пешком дойти до станции конкурирующей линии, и нас на ней бесплатно довезут. Девушка взялась нас проводить и опекала до самого терминала вылета. Сама она летела в Лондон - учиться.

6. Однажды я стригся в парикмахерской на Харадзюку, и мастер захотела со мной поговорить (по-японски; английский она не знала). Мы выяснили, какую японскую еду я люблю, а какую - нет, где живу в Москве, как часто бываю в Японии, какие игры на TGS - самые интересные, и прочее, и прочее. Потом она спросила меня, нравится ли мне Япония и почему. Я ответил, что да - потому что чисто/красиво (по-японски это одно и то же слово) и еда вкусная. Девушка спросила: "А в Москве разве не так же"? Я прямо даже и не придумал, что на это сказать.

7. У меня сложилось впечатление, что Россия, которая рядом с Японией (откуда приезжают люди за машинами, или там где живут злые захватчики Курил), не воспринимается ими, как Россия. Для них Россия - это ОЧЕНЬ ДАЛЕКАЯ СТРАНА, и ассоциируется с Москвой и Петербургом. Всегда, как говоришь, что из России, сразу: "Ой, вам же оттуда так далеко добираться!".

8. За все время в Японии я только один раз столкнулся с невниманием/недружелюбием. В каком-то кафе официантка мне не улыбнулась, когда приносила еду. Такое ощущение было, что ей не до меня и на все посрать. Это настолько было не по-японски, что я уже лет пять забыть не могу. Надеюсь, что у той девушки все хорошо, и тогда не умер никто в семье или что-то в этом духе.

9. Иностранцы, которые долго живут в Японии, полностью мимикрируют под местных. Одежда, косметика - это еще полдела, но и по-русски они начинают говорить с японскими интонациями. И это все выглядит достаточно естественно - как будто все так и надо и даже красиво. Так что культурные различия - культурными различиями, но кому надо - тот легко их стирает.

****

P.S. Полностью все посты (а также комментарии к ним), включая "Ту самую историю о трусиках", смотри по ССЫЛКЕ.


Комментарии

Аватар

20.11.2010 19:34
Анна
ответить

Олег, спасибо Вам большое за то, что отыскиваете для нас такие материалы ))):) И автору тоже спасибо!!! Интересно и познавательно :o Превосходно :)
Аватар

21.11.2010 22:08
Anonymous
ответить

Анна - спасибо за хорошие слова. Приятно.
Аватар

21.11.2010 22:26
Анна
ответить

всегда пожалуйста! Хорошему человеку - хорошие слова!:)

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах