07.12.2010

 - Блоги

Автор: Александр Белый


Немного желчных слов о региональном туризме в Синеокой

«Бургундия, Нормандия, Шампань или Прованс — и в ваших жилах тоже есть огонь…» Помните песенку гасконца д’Артаньяна, бегло перечисляющую некоторые из французских исторических провинций, каждая из которых известна чем-то своим: кухней, ремеслами, климатом, темпераментом

«Бургундия, Нормандия, Шампань или Прованс — и в ваших жилах тоже есть огонь…» Помните песенку гасконца д’Артаньяна, бегло перечисляющую некоторые из французских исторических провинций, каждая из которых известна чем-то своим: кухней, ремеслами, климатом, темпераментом? Все попытки развивать внутрибелорусский туризм на достойном уровне (особенно въездной) разбиваются об ужасающую концептуальную, образную нищету белорусского «символического пространства». У этой проблемы есть много аспектов, но сегодня предлагаю поговорить об одном: региональных культурных особенностях как факторе привлечения туристов.

Что и кого турист ожидает увидеть в том или ином регионе Беларуси? Как эти регионы отличаются друг от друга? Может быть, достаточно одного образа «сiнявокай», «шчырай», чистой и ухоженной, «центра Европы», равномерно размазанного на всю территорию страны? Везде одни и те же куклы из соломки, макеты трактора «Беларусь» и Национальной библиотеки, вырезанные грубым резцом деревянные зубры, «памяркоўныя буслікі», «ехалі дзед з бабай на кірмаш» и прочий унифицированный промышленный «инсит». Виниловый сайдинг, бетонная плитка, разрушенные примерно до одинаковой дикости «панскiя» усадьбы… В районных центрах есть хотя бы казино, в областных — еще и суши-бары. Почему бы и нет, спросите вы? Но в любой стране с развитой туристической инфраструктурой обязательно существует районирование, разбивка страны на регионы с устойчивыми стереотипами представления о них. Как правило, они основываются на длительных традициях исторической и этнографической самобытности, восходящих то ли ко временам удельных княжеств или варварских королевств, то ли к различиям в языке или обычаях.

В Беларуси к любым проявлениям региональной идентичности отношение крайне настороженное. Особенно со стороны «свядомай» интеллигенции, очень уж тяготеющей к удушающей унификации. Независимости почти 20 лет, да и сама идея существования страны в ее нынешних границах едва перешагнула за сотню. А в центре этой идеи — представления о полной унификации людей по способностям, роду занятий, материальному и общественному положению и прочим социальным приметам — тотальный эгалитаризм. Считается, что он помог пережить трудные годы первоначального накопления. Спорить не будем. Но стимулирует ли такая ситуация даже внутренний туризм? Зачем ехать из Светлогорска в Волковыск или из Жабинки в Россоны, если везде и всюду встретишь то же самое неуклонно возрастающее благосостояние и рост инвестиций, не различающиеся стилистическими нюансами?

lit1

Августовский канал — один из наиболее перспективных туробъектов Беларуси. Но подкреплен ли его маркетинг продвижением истории этого уникального уголка страны, выдвинутого клином между Литвой и Польшей, несколько раз входившего в состав Восточной Пруссии, а во времена Российской империи — в Царство Польское? Рассказывают ли туристам об упрямом и свободолюбивом характере его жителей, об истории заселения некогда дикой Августовской пущи, о людях и символических предметах, когда-то представлявших этот край по обе стороны границы, проведенной в 1944 г.? Сомневаюсь.

Белорусу лучше уж посмотреть по телику Ибицу, Бали или Паттайю, если нет денег туда слетать, чем колесить по родной стране, пытаясь уловить какие-то признаки региональных различий. Иностранцы же фильтруются еще на этапе просмотра уныло-красочных буклетов Национального агентства по туризму, не поняв тщательно зашифрованного «мэссиджа» партизанского края. Артхаус. Может, детализируем? Неужели нет и не было никаких региональных различий, способных заинтересовать и даже поразить туриста? Правда, над этим нужно долго и упорно работать. Для начала понять, какие именно устойчивые, невыдуманные регионы есть в нашей стране и какого рода туристов может привлечь каждый из них. Ведь Западное Полесье, Августовская пуща, Понизовье, Дисненский край и другие регионы достаточно сильно отличались друг от друга историческими корнями, диалектами, обычаями, да только советизация и особенно коллективизация, уничтожившая не просто частного собственника, но частный ландшафт, все эти различия заполировала. Нет ни ярких сувениров с региональной тематикой, ни узнаваемых местных блюд и напитков, ни фестивалей с прошедшими отбор временем традициями. Нет настоящих региональных музеев. Нет нормальных путеводителей по регионам: те, что издаются, заказываются районными и городскими властями в формате «смотр достижений народного хозяйства» и адресованы скорее вышестоящему начальству, чем рядовому туристу (от которого, если разобраться, одни проблемы), и региональных отличий не фиксируют. Тем более что современные административные рубежи с границами исторических, этнографических, культурных регионов не совпадают. (Да, в общем-то, и не должны: речь ведь не о перекройке границ, а о районировании исключительно для создания устойчивого имиджа туристических регионов.) Изданный «Белорусской энциклопедией» справочник по туристическим регионам Республики Беларусь — обычный пересказ стереотипных справочных пособий по административно-территориальному делению с наложением перечня основных достопримечательностей (как правило, руин).

Наша северная соседка Литва, принимающая в пересчете на душу населения в 100 раз больше иностранных туристов, время от времени что-то уточняет в своем историко-культурном районировании. Еще в поздние советские годы к традиционному делению на Аукштайтию и Жемайтию добавились Сувалкия (Занеманье) и Дзукия. В последнее время формируется устойчивый образ Селы (Селонии) на севере — по имени ассимилированного частично литовцами, частично латышами уже 800 с лишним лет назад народа — селов. Да и бывший Клайпедский край тоже не против подчеркнуть свою самобытность, объясняемую многовековым немецким господством.

Или возьмем нашу южную соседку — Украину. Разве туристам продают всю страну целиком, нивелируя различия между Крымом, Карпатами, Полтавщиной, Буковиной, Слобожанщиной, Новороссией, смешивая в одном флаконе Одессу, Дрогобыч, Ялту и Мариуполь — вот, мол, приезжайте на Украину-вообще, какова она со спутника?! Да нет же! Каждый регион подчеркивает свои историю и традиции. Так же и Россия. Посмотрите, как много вкладывается средств и усилий, например, в «раскрутку» Алтая. Причем это не только пропаганда собственно туристических возможностей края, его горнолыжных или спа-курортов, гостиниц, маршрутов. Это и разнообразные региональные продукты — из злаков, алтайских трав, меда и прочего. То есть дистрибуция ярких образов регионов и их материальных проекций в виде продовольственных продуктов и ремесленных изделий неотделимы друг от друга, давая взаимно усиливающий, «кумулятивный» эффект.

lit2

Довоенная польская туристическая схема Западного Полесья, одного из самых популярных туристических регионов межвоенной Речи Посполитой. Никогда ни до, ни после меженного десятилетия маркетингу этого региона не уделялось так много внимания. Байдарочный сплав по Ясельде рекламировался на всю Польшу и был одним из самых популярных маршрутов, притом хорошо оборудованных: местные школы обязаны были предоставлять ночлег и прочие «сервисы», было построено несколько эллингов, регулярно издавались книги и буклеты о туристических «благах» Полесья.  Несколько благотворительных организаций поддерживали развитие традиционных ремесел. Наконец, в 1936 г. специально для туристов была основана ежегодная Полесская ярмарка в Пинске, на которой обязательно можно было отведать знаменитых вьюнов, прокатиться на долбленом челне... Последняя, 4-я ярмарка оборвалась в сентябре 1939-го, после трагического известия о начале войны...

И ничего — никто в странах-соседках не боится то ли «сепаратизма», то ли просто некоторых сложностей для бюрократов, которым пришлось бы слишком напрягать мыслительный аппарат. А если уж говорить о сепаратизме, то сплошь и рядом районные власти негласно запрещают ввоз из соседних районов хлеба и молочных продуктов, особенно если соседские — лучшего качества, таким нехитрым образом «стимулируя» местных нерадивых производителей. Хочется пофантазировать: а как могло бы выглядеть туристическое районирование Беларуси, если приложить к нему чуть больше знаний, воображения и малую толику предприимчивости?

В ближайших выпусках блога я попробую смоделировать туристические образы нескольких потенциальных регионов: Налибокской пущи, Западного Полесья, Августовской пущи и некоторых других.

Предлагаю начать с региона, чьи жители с давних времен сильно отличались от созданного белорусской литературой титанического образа Мужика — исконного землепашца. С Налибокской пущи.


Комментарии

Аватар

07.12.2010 19:02
Anonymous
ответить

С огромным удовольствием прочитала статью.Тоже так думалось,но сформулировать не удалось.Хотя я-только зритель,но есть люди (крупицы),которые действительно что-то знают и сохраняют все-таки-первобытность.Недавно был какой-то концерт на улице.так люди перебегали на другую сторону-настолько все было ,простите,убого,хотя я обожаю самодеятельность,но искреннюю.
Аватар

07.12.2010 20:16
Anonymous
ответить

[i]если приложить к нему чуть больше знаний, воображения и малую толику предприимчивости?[/i]
Извините, а кто будет прилагать. Наши от тур..что-то "не чешутся". Государству, как в том анекдоте, не до "поросят, когда свинью жарят":( Когда появятся конкретные предложения, а не теоретические выкладки
Аватар

11.12.2010 00:27
Gorliwy Litwin
ответить

вот вы Александр в своей статье говоріте о том, что создала нынешняя власть, а зачем то приплели "свядомую" интеллигенцию, которая якобы стремиться к удушающей унификации? Если бы не эта интеллигенция (краеведы, историки, учителя, журналисты, этнографы, поэты и т.д.), то все действительно превратилось бы в сплошную нивилированную быдларусию.
Вы вот здесь чем занимаетесь? Решили коллегам професионалам доказать, что белое это белое, а черное - это черное?
давайте, давайте! а мы ваши же цитаты из других источников готовить будем, интересно будет посмотреть - что вы будете говорить о своих же оскорбительных высказываниях по поводу страны, где вы живете и ее титульной нации... ждем с нетерпением песни о налибоцкой пуще... вообще, вы говорите о том, что нет смысла путешествовать из жабинки в россоны... может слова эти о себе? вы сами были в жабинке или россонах? в Янове? Турове? В нашей стране, не смотря ни на что очевидно увеличивается поток внутреннего туризма - детский и автомобильный - на первых местах, это значит, общество начинает интересоваться свой Родиной. Общество меняется и потихоньку становиться "свядомым" и станет им!
Аватар

11.12.2010 00:28
Gorliwy Litwin
ответить

вот вы Александр в своей статье говоріте о том, что создала нынешняя власть, а зачем то приплели "свядомую" интеллигенцию, которая якобы стремиться к удушающей унификации? Если бы не эта интеллигенция (краеведы, историки, учителя, журналисты, этнографы, поэты и т.д.), то все действительно превратилось бы в сплошную нивилированную быдларусию.
Вы вот здесь чем занимаетесь? Решили коллегам професионалам доказать, что белое это белое, а черное - это черное?
давайте, давайте! а мы ваши же цитаты из других источников готовить будем, интересно будет посмотреть - что вы будете говорить о своих же оскорбительных высказываниях по поводу страны, где вы живете и ее титульной нации... ждем с нетерпением песни о налибоцкой пуще... вообще, вы говорите о том, что нет смысла путешествовать из жабинки в россоны... может слова эти о себе? вы сами были в жабинке или россонах? в Янове? Турове? В нашей стране, не смотря ни на что очевидно увеличивается поток внутреннего туризма - детский и автомобильный - на первых местах, это значит, общество начинает интересоваться свой Родиной. Общество меняется и потихоньку становиться "свядомым" и станет им!
Аватар

11.12.2010 03:16
Gorliwy Litwin (настоящий, т.е. автор данной статьи)
ответить

уважаемый псевдо-Gorliwy Litwin,

как же с Вами дискутировать, если Вы даже чужое имя крадёте, красноречиво демонстрируя то самое свойственное сьвядомым органическое пренебрежение к интеллектуальной собственности, о котором я постоянно говорю!
Аватар

12.12.2010 23:50
Gorliwy Litwin
ответить

уважаемый псевдо литвин! дискутировать будем тогда, когда появятся ваши дальнейшие статьи. все выложеное выше - ваша обычная демогогия, и никакой интеллектуальной собственности. Кто такие ваши сознательные? назавите фамилии, а не абстракцию, тех, кто интеллектуально обокрал такого умника.
Аватар

13.12.2010 04:02
Люцыян Жэляговіч
ответить

напэўна Плыткевіч яшчэ не лазіў на ЖЖ Белага, каб пачуць што у таго пад пахамі дуля схаваная, у тым ліку і пад яго (Плыткевіча) паляшуцкі нос. Ну, ну, давайце такім дарогу і думайце, што яны нічога не ўяўляюць з сябе небяспечнага... а такім толькі дайце за нешта ўхапіцца - нашкодзяць грамадству. лепей бы яму габрэйскую карчму зрабіць у люцынцы і гэта самая правільная дарога, а астатняе ўсё - небяспека! паглядзіце які псеўдаінтэлектуальны панос ідзе з-пад чарапной каробкі чалавека. яму ўсюды сьвядомыя вярэдзяцца :)) :((
цытата з яго-ж ЖЖ:
"Даже мой визави Алесь Подлыжный (КГБ) недавно заметил, насколько навязчив бред шляхетства у сьвядомых. Вообще, в представлении сьвядомых шляхтич – это такой шчыры беларус, а-ля Андрусь Беларэцки (або Бяляцки), который постоянно собирает языческий фольклор, болеет душой за люд шчыры, пишет на трасянцы листы зь-пад шыбеницы, участвует во всех рыцарских турнирах, носит латы, слуцкий пас (снимая его в заветные моменты с покути), обязательно - древнебелорусскую ленточку-повязку поверх длинных русиче-велесичских волос (с такой ленточкой очень удобно петь под гитару песьню «Фронт, фронт, фронт!» и качаться в купальской росе, прыгать через костёр. Хотя по росе и через костёр, конечно, сняв латы). В общем, такой идеализированный конец 14 века, но с элементами других эпох, от каменного века до ЛИМа/БИНИМа. Интересно, а в ЛИМе, в доме творчества письменников на Ислочи, тоже сеймики были? Что-то мне Подлыжный ничего о них не докладывал. Наверное, глубоко конспирировались, ночью по туалетам, усыпив совковую обслугу хлороформом. Но, конечно, шляхтичем был в спрадвечную даунину кожны шчыры беларус, не то что сейчас. Сейчас – только самыя шчырыя, а просты шчыры – измельчал. Даже зманкуртовал, можно сказать, пад прыгнётам. Но зато те, давние – настоящие белорусские нобили, не какие-нибудь пшеки! Или там лабусы. Скиргайла Палянэцки, Витаут Беларуски, Кастусь-касинер, ну и все белорусские князи-Радзивилы. (Кроме, может быть, Кейданской линии, это всё же жмудзины неполноценные, наверное). А те наши нобили - настоящие спадары, справные! Точь-в-точь, как спадар Лявон с бутылки этничнай настойки «БульбашЪ». Кстати, о тЪвёрдомЪ зЪнаке. Настоящий, спрадвечный бЪлорусский знакЪ – именно зЪло тЪвердЪ. А мякький, мудро и лукаво введённый тоже нобилем, спадаром Бр. Тарашькэвичем – это просто маскировка, до поры, чтобы скрыть истинный, нордическо-арийский, характер белорусских шляхтичей-спадаровъ. Враги расслабятся, поведутся на отвлекающий мякький зьнак – ан тут из засады выскакивает, зЪло тЪвердЪ, аки Ярылинъ удъ, настоящий исконно белорусский шляхтичЪ, ну Янка ФилистовичЪ шляхтичЪ или же МихасЪ Витушка ЕнералЪ. Ну и тада ясна, хавайся у бульбу, ураг, табе поунае Калдычэва. Будь ты хоть назаретанка, или Назареянин – не уйти тебе от справедливого народно-шляхетского гнева."

Цікава б паслухаць думкі Плыткевіча, пасля прачытання ЖЖ Белага, т.зв. гарлівага літвіна.
Сяргей Міхалыч, спасылку скінуць? хочаце пачытаць што чалавек на слова "беларус" вывальвае? па яго ж паняццях вы таксама "сьвядомы".. блог Белага... хай бы лепей рэцэпты, правераныя практыкай і экспедыцыямі у газету пісаў, а не тэарэтычны плагіят з польскага друку пачатку 20ст.
Аватар

13.12.2010 12:53
заслаўскі гаспадар
ответить

А.Белы: "красноречиво демонстрируя то самое свойственное сьвядомым органическое пренебрежение к интеллектуальной собственности, о котором я постоянно говорю!"
год таму арэндаваў сядзібу аўтара для арганізацыі каляднага вечара для прыватнай арганізацыі. а тут гляджу на здымках на сайце сядзібы М.Гусь мае фота ў строі Св.Мікалая.. і апісанне прапановы - што маўляў сядзіба арганізуе сама.. ха-ха, і гэта ўжо не першы раз. хаця б сам Белы апрануў бы калпачок і сфатаграфаваўся - дых слова б ніхто не сказаў.. Алесь, ёць парадачнасць і этыка ў выкарыстанні чужых здымкаў з камерцыйнымі мэтамі. канешне дробязі, але чытаю вышэй пададзеную спрэчку і таксама не на баку Белага.
Аватар

13.12.2010 14:14
Anonymous
ответить

Люцыяну Жэляговічу:
У ЖЖ Белага "не лазіў", выказванні яго наконт беларусаў і палешукоў не чытаў. Мы дамовіліся, што на нашым сайце будуць яго разважанні аб развіцці турызму на Беларусі. Я думаю, гэта нармальна, улічваючы той факт, што наша аудыторыя падрыхтавана да абмеркавання такіх тэм -- любое глупства заўважаецца адразу.
А віктарыну А.Белага пра беларускія стравы мы размясцілі пад рубрыкай "Галоўнае"...
Аватар

13.12.2010 20:02
сотрудник региональной турфирмы
ответить

Страна и общество устало от бесконечных балтунов и демагогии во всех сферах жизни. У нас много тех кто знает как сделать, но еденицы тех, кто что то делает. И на последних находяться десять таких как автор статьи, который скажет что все не так как надо. По делам, а не по байкам судят людей. Трындеть - не мешки варочать. Печатает государство как у него мозгов хватает о Беларуси что-то - это лучше чем не печатали вообще, а есть и альтернативы часных издательств, авторов, так вот бы делать людям свое дело хорошо, без оскорблений чиновников или свядомых,что они что-то не так делают.
И что вообще за бред на счет того, что в Налибоцкой пущи землю не пахали. Пахали, и охотились, и стекольные и металлургические заводы были. Чтобы автор знал, что именно образ Мужика - Титана (только без глупой иронии на глазах А.Б.) списан ИМЕННО с историй селянских семей налибоцкого края в поэме Якуба Коласа "Новая Зямля". правнуки этих мужиков до сих пор это помнят и гордятся! Налибоцкий край - это не никому неизвестный остров, на открытие которого претендует А.Б. - это одна из ярких частей Беларуси - нашей Родины.
Аватар

14.12.2010 00:47
Автор
ответить

сотруднику региональной турфирмы.

Да, о Коласе и Новой Земле всё правильно. Да и не идёт речь о том, что не пахали в Пуще землю. Только не окупалось это занятие, по сравнениею со средней урожайностью. Собственно, поэтому то лес и сохранился.

Я не пытаюсь издеваться над землепашцем, но очевидно, что он всегда - легкая добыча для хищников на верхних этажах пищевой цепочки. В Пуще же было много людей с другими занятиями, и потому - полу-вольных. Поэтому-то то она и от татар отбилась в 13 веке, и в 20 в. нацистам не сдалась. Это уникальный прецедент в истории страны. На котором, в ом числе, нужно строить региональный туристический образ. Но об этом - в отдельном материале
Аватар

14.12.2010 00:52
Автор - ещё тому же сотруднику
ответить

Печатает государство как у него мозгов хватает о Беларуси что-то

- Вас этот уровень устраивает, а меня нет. И я именно знаю и умею как надо делать правильные путеводители, и как, примерно, нужно разбивать страну на регионы с целостными туристическими образами. Позицию "абы циха было" я бы хотел аккуратно обойти сбоку, атаковать эту млявасць в лоб не хочется.
Аватар

14.12.2010 14:58
Васіль
ответить

- 13 стагоддзе - з такім жа посьпехам ад татараў адбіліся і многія іншыя землі Беларусі, што не скажаш пра 2-ю сусветную вайну. Гэтыя рэгіёны цалкам былі пад акупацыяй і лішняя міфалагізацыя гераічнай барацьбы габрэйскіх партызанаў - блеф і няпраўда, усё тут было нашмат брутальней. Пакуль жывуць старыя суседзі, раю аўтару пахадзіць і параспытваць, гэта добрая альтэрнатыва прагляду галівудзскіх блакбастэраў і бясконцай калатні ў інтэрнэце.
Аватар

14.12.2010 18:08
Aутар - Васілю
ответить

"лішняя міфалагізацыя гераічнай барацьбы габрэйскіх партызанаў"

- ёсць значна болей абгрунтаваны мiф - мiф пра барацьбу АК, у цэнтры якога знаходзiцца Iвянецкае паустанне. Мiф не у сэнсе хлусня, а у сэнсе - акцэнтаваная сiстэма падачы фактау. Што да барацьбы габрэйскіх партызанаў, то пане Васiль, мабыць, памылкова прачытваеш яго. Тут гутарка iдзе не так пра гераiзм, як пра выжыванне. Але - паколькi габрэйскi свет зараз звяртаецца да гэтых эпiзодау як да пэуных вузлавых момантау габрэйскай гiсторыi ХХ ст., дык i РБ не варта стаяць у баку ад гэтых працэсау, уключаючы нават iх камерцыйную турыстычную эксплуатацыю.
што да 13 ст., дык адбiлася ад татарау толькi Лiтва. Уся Русь пайшла пад татарскае ярмо, за выняткам перыферыйных абласцей у верх. Панямоннi, быццам бы адхрысцiушыся ад рускасцi, бо гарантам падпарадкавання Русi Ардзе была праваслауная царква. Толькi на пач. 14 ст. Лiтва пачала прыбiраць рускiя вобласцi да рук, але падпольна, праз шлюбы i г.д., фармальна пакiдаючы iх пад уладай Арды, i плацячы данiну як i усе рускiя.
Аватар

14.12.2010 22:10
Васіль
ответить

Літва і ёсць Беларусь і гэта я ведаю яшчэ з 1989. Вы ж казалі, што ад татараў адбілася адна пушча :), таму не даказвайце мне як казаў вам папярэдні аўтар, што белае гэта белае, а чорнае гэта чорнае. Таму ў "словоблудіе" з вамі я залазіць не намераны.
Я прачытаў папярэднія выказванні і многа бачу слушнага ў дачыненні да вашых пасажаў. Адзінае, што для вас дыскусія на такім партале даволі небяспечная як для спецыяліста ў галіне турызму і гаспадара аграсядзібы. ... далей хай дыскутуюць з вамі тыя, каму вы мала знаёмы.
з павагай,
Васіль Грынь

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах