24.12.2010

 - Блоги

Автор: Юлия Атрощенко


Белорусы как дети

Мы бессильны и трусоваты, а право на протест имеют только взрослые сильные люди.Подавляющее большинство белорусов продолжает ходить на работу, в спортзал или кино, готовит ужин, чтобы за ним обсудить, как все ужасно. Все как всегда. Тогда что это было – в воскресенье на площади?

Мы бессильны и трусоваты, а право на протест имеют только взрослые сильные люди.

Почти неделя прошла после выборов и событий на площади. Острота произошедшего неумолимо снижается: в главных новостях крупнейших новостных порталов последние известия из Окрестина начинают соседствовать с рекламной статьей «Сидр FIZZ идет на бис!». А потом новости и вовсе сбиваются на тему как лучше оформить новогодние подарки – праздники ведь на носу!

Это я не в осуждение коллег-журналистов – отнюдь. Сами занимаемся тем же. Люди в тюрьме, и неизвестно, что с ними будет. Кто-то избит и вообще непонятно, где находится. Сегодня в детский садик органы опеки приходили за сыном Санникова и Халип.

А мы обсуждаем закрытие новогодних продаж, радуемся, что чартеры в Грецию и Сербию состоятся, дискутируем на тему введения обязательной сертификации. Это ужасно. И это – жизнь.

Подавляющее большинство белорусов продолжает ходить на работу, в спортзал или кино, готовит ужин, чтобы за ним обсудить, как все ужасно. Все как всегда. Тогда что это было – в воскресенье на площади?

Рискуя навлечь на себя шквал обвинений, все же изложу свое видение. Мы, белорусы – как дети. А ныне действующий президент – как отец. Представьте себе семью – обычную, среднюю, в которой, как во многих других, есть конфликт поколений. Отец – тиран или деспот, кому как нравится – держит в кулаке семью, диктуя свои законы и наплевательски относится к мнению других. В то время как подросшие дети стремятся к другой, свободной жизни. Лучшей, богатой – они ее видели в кино. Или у соседей, которые ласково гладили по голове и говорили: «Бедные, как же вы так живете?» Но стоит только дома заикнуться о большей свободе или, того хуже, о самостоятельной жизни, как отец снимает ремень: «Ах, свободы? Да ты кто такой? А ты знаешь, какая она, самостоятельная жизнь? Сам зарабатывать сможешь? Жить тебе есть где? Ты знаешь, сколько я для тебя сделал?» Урок устрашения, сопровождаемый мелким членовредительством, обычно заканчивается тем, что дети, размазывая слезы, идут спать. И уже в кровати бессильно сжимают кулачки: «Ничего, я тебе еще покажу!» Кстати, на вмешательство соседей или милиции никакой надежды – им это вовсе не нужно. Как говорят, в каждой избушке – свои погремушки. А если в избушке чисто и тихо, то всех это устраивает. Ну и что, в каждом шкафу – по скелету? Приличные люди по чужим шкафам не лазят!

Так что же, выхода нет? Он, конечно же, есть. Надо взрослеть. Надо перестать надеяться на кого-то еще, на помощь со стороны, на того, кто придет и все сделает. Кроме нас – некому. Только когда мы станем взрослыми и сильными, мы перехватим руку с занесенным ремнем и спокойно, без истерик скажем: «Хватит. Кончено. Теперь решать нам».

А пока – несколько любопытных цитат из последних новостей. Из заявления глав МИД Швеции, Чехии, Польши и Германии: «Сейчас мы должны углубить наши контакты с демократическими силами Беларуси и теми представителями правительства, кто неодобрительно относится к тому развороту, который совершила страна. Их нельзя оставить или предать в то время, как для их страны начинается, возможно, новая темная эра».

Эра, если я не ошибаюсь, это очень долго – тысячелетия и даже больше? Конечно, они нам того не желают, но вот вам взгляд со стороны. И еще из него же: «Лучшая проверка наших ценностей – это то, что мы делаем от имени бессильного. Европа не должна молчать». А вот портрет белорусов – бессильные.

И еще одно очень жесткое, обидное мнение высказал на лента.ру (http://lenta.ru/columns/2010/12/21/minsk/) Илья Азар, корреспондент журнала «Русский репортер», сам участник воскресных событий. Статья под названием «Настоящих буйных мало» и подзаголовком «Почему в Белоруссии не случилось революции» начинается словами: «К революции надо тщательно готовиться. Сама собой «Аврора» не выстрелит». А заканчивается… Ну что ж, мы это, пожалуй, заслужили: «Революцию не делают трусы».

 

Блог является выражением мнения автора и может не совпадать с мнением редакции  

 


Комментарии

Аватар

24.12.2010 19:25
Anonymous
ответить

Сегодня по RTVj
Выборы в Белоруссии
24.12.2010 | 19:07 программа "Своими глазами".
Тихон Дзядко - "Эхо Москвы"
Илья Азар - "Русский репортер"
Анна Немцова - "Newsweek"
Аватар

25.12.2010 05:51
Anonymous
ответить

Юля, мне нечего добавить. Присоединяюсь.
Аватар

25.12.2010 17:00
НекТо
ответить

Умница, Юля! Прекрасное сравнение. Полностью поддерживаю. Кстати, что показательно, в Вашем сравнении, как и в жизни, нет ни слова о Женщине (жене).
Аватар

25.12.2010 21:05
Anonymous
ответить

"право на протест имеют только взрослые сильные люди"

да, и хочу добавить, что в белорусской крестьянской культуре (эталонной крепостническо-колхозной) никакого места протесту, в какой-либо форме, не предусмотрено. Согласно официально закреплённому в нашей негласной "нац. хартии", мы все живём как бы в одной большой Шчырай Вёсачцы, в традиционном аграрном обществе, где все абсолютно идентичны по набору технических навыков и социальной роли. Всяческие чужынцы (пан, ж..., и каваль-чараўнік) таким обществом отторгаются, а внутри царит как бы насильственная гармония, основанная на постоянном приведении к общему знаменателю.

Любой анализ бел. общества, со стороны, нужно начинать с деконструкции этого по умолчания принимаемого фундамента общества - традиционной аграрной общины (Грамады)
Аватар

25.12.2010 21:18
Anonymous
ответить

Что касается Отца, то описанная модель "отцовства" - далеко не единственно возможная, но для традиционного аграрного, и, подчеркну! - языческого общества - наиболее распространённая.

Христианская концепция Отцовства совершенно иная. Кроме собственно Библии, можно сослаться на книги Яцека Пуликовского. Любой земной отец - представитель и как бы проекция Отца Небесного. Любящий и ответственный прежде всего. Но в белорусском аграрном обществе (даже переселившемся в гламурный мегаполис) к таким образам и к такой этике нет ни малейшего уважения. И трудно представить, чтобы оно появилось если в качестве так называемой "альтернативы", предлагаемой националистами, имеется ввиду ещё большее погружение в "дошумерское" аграрное язычество
Аватар

26.12.2010 00:28
Мимо проходил
ответить

[quote name="Александр"] ... И трудно представить, чтобы оно появилось, если в качестве так называемой "альтернативы", предлагаемой националистами, имеется ввиду ещё большее погружение в "дошумерское" аграрное язычество[/quote]

Это, если позволите скаламбурить, смотря на каких "националистов" смотреть! Описанных вами националистов выпускают факультеты, которые готовят беспросветных в своем культурном "очаге" культпросветработников. Это там деревянные ложки, радостные визги и танцы-заляцанцы вокруг бочек с солеными огурцами в народно-китчевых костюмах-строях. Но есть и другая культура семейных (и не только) отношений из нашего прошлого, и не совсем далекого. Например, культура шляхетских усадеб, великолепно описанная уже другими специалистами. Савичи Войниловичей, Замостье Ельских, Станьков и Прилуки Гуттен-Чапских, минский приют Ваньковичей и т.д. и т.п. Вес это никуда не исчезло - скорее, замерло в ожидании востребования. И весь вопрос тут в культуре того, кто, в качестве культуртрегера, эту культуру должен понести в "массы". Общество будет оставаться "дошумерским" до той поры, пока его лидеры будут качаться в крестьянской люльке захолустного села. И совсем необязательно, чтобы это село было где-нибудь под Шкловом или на Мстиславщине. Оно может быть и в центре Минска, на проспекте Победителей. Есть такое древнее выражение: чья страна, того и вера. Применительно к нашему случаю его можно перефразировать: чья страна, того (в основном)и культура.

P.S. А модель отцовства, описанного Юлией, христианская в такой же мере, как и языческая. Вспомните, например, Домострой. И где? Там, где лбами били перед иконами Христа пуще, чем где бы то ни было на свете. И без ссылок-цитат из Евангелий не обходились ни дня! Да и сейчас не обходятся. Ярчайший пример - патриарх Кирилл с его давешними подобострастными поздравлениями нашему домострою...
Аватар

27.12.2010 16:44
Anonymous
ответить

Спасибо всем, кто с пониманием отнесся к моему видению произошедшего. А я, честно говоря, была почти уверена, что закидают камнями - хотя бы за то, что сравниваю президента с отцом. Приятно, что обманулась в ожиданиях.
Аватар

27.12.2010 16:49
Anonymous
ответить

[quote name="НекТо"]Кстати, что показательно, в Вашем сравнении, как и в жизни, нет ни слова о Женщине (жене).[/quote]
Точно подмечено. Вы знаете, я сама удивилась: когда описывала семейную модель - деспот-отец и подросшие дети - умом понимала, что где-то должна быть и мать. Но ее присутствие никак не укладывалось в схему. Соседи - соседние страны, милиция в виде США или НАТО, органы опеки - ООН, Совет безопасности Европы и другие европейские структуры... Всем нашлось место в схеме, а матери - нет... Может, это тоже что-то значит?
Аватар

27.12.2010 17:30
Anonymous
ответить

[quote name="Юлия"]Спасибо всем, кто с пониманием отнесся к моему видению произошедшего. А я, честно говоря, была почти уверена, что закидают камнями - хотя бы за то, что сравниваю президента с отцом. Приятно, что обманулась в ожиданиях.[/quote]
Еще не факт, что не закидают! Сейчас последует обратная реакция, когда все, кто не с нами, те против нас. На мой взгляд, самая большая проблема белорусского общества - это неспособность принять тот факт, что у кого-то может быть мнение, отличное от большинства. Оппозиция, кстати, относится к другой точке зрения (не такой, как у них), точно также как правящий режим - не приемлет. Так что иметь свое мнение опасно - закидают и те, и эти.
Аватар

27.12.2010 19:04
Сонейка
ответить

Спасибо Вам, Юлия. Очень верное сравнение
Аватар

28.12.2010 18:58
Anonymous
ответить

Как можно называть трусами тех, кто вышел на площадь? Тех, кто сейчас в тюрьме?
Аватар

28.12.2010 19:33
Anonymous
ответить

Уважаемый анонимус, Вы ошибаетесь. По мнению Юлии все, у кого иное мнение(отличное от предложенного автором), дегенераты, приспособленцы или трусы.
Аватар

28.12.2010 20:19
Anonymous
ответить

[b]Обоим анонимусам-[/b], толсто троллите, господа, ой простите, товарищи.
Аватар

29.12.2010 11:40
Anonymous
ответить

[b]Dranikу![/b]
Замечательно, к предложенной триаде добавим и троллизм. Кто дальше Господа?
Аватар

29.12.2010 12:41
Anonymous
ответить

[b]2 Anonymous29.12.2010[/b], а может быть вы можете процитировать, где именно написано, что [quote name="Anonymous"] По мнению Юлии все, у кого иное мнение(отличное от предложенного автором), дегенераты, приспособленцы или трусы.[/quote]?

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах