09.01.2011

 - Блоги

Автор: Сергей Милюхин


Невыдуманная Эфиопия. Часть третья

«Сколько тебе лет, дедушка?» - спросил я его. «Много уже. Это моя последняя жена», - с некоторой печалью в голосе ответил он.

Мы снова двигались в южном направлении, все дальше и дальше отдаляясь от цивилизации.  Когда автомобиль проезжал мимо каких–то маленьких селений, из хижин и шалашей выскакивали дети и с криками: « Ю, ю, ю…», – начинали плясать у дороги, выпрашивая у проезжающих конфеты или  мелкие деньги.

DSC_6260

DSC_7268

DSC_7350 

DSC_7289

DSC_7351

DSC_7353

DSC_7354

DSC_7355  

Вдоль дорог виднелись поля, засеянные злаками и сахарным тростником. В середине дня мы приехали в городок Турми, где был базарный день племени хамеров. Мы уже видели из окон, что по улицам городка ходят полуодетые люди в шкурах каких-то животных. Некоторые мужчины были вооружены автоматами. 

DSC_7404

IMG_2027

DSC_7366

DSC_7927

Выходить из джипа, если честно, не хотелось. Но Дэвид  объяснил, что, в принципе, нам ничего не грозит: хамеры не воспринимают фаранжи как серьезных соперников. Но безнаказанно ходить по рынку и фотографировать их они не позволят. С ними надо договариваться: одно фото – 2 быра, и проблем не будет. 

Мы вышли на базарную площадь. Первые минуты в окружении хамеров оказались шокирующими. На какое-то мгновение показалось, что мы попали в ловушку, из которой нет выхода.

DSC_7398

DSC_7396

Но люди на площади обращали на нас минимум внимания: ровно столько, сколько мы обращаем на столбы, чтобы не столкнуться с ними. Они о чем-то негромко говорили, собравшись в небольшие группы, очевидно, по племенному признаку. На серой земле был разложен товар на продажу и для обмена. Женщины, щурясь от солнца, сидели возле него на выцветших козьих шкурах. Их лица были спокойными и умиротворенными. Я уже корил себя за сравнительную оценку их внешнего вида и степени опасности. Я подошел к женщинам,  которые, как мне показалось, уже закончили торг и собирались уходить.

DSC_7375

Я протянул одной из них однодолларовую купюру и начал объяснять, что, мол, один доллар соответствует 12 бырам, и не позволила бы она сфотографировать ее шесть раз. Женщина вертела в руках купюру, а я понимал, что она ее видит впервые.

DSC_7377

Она обернулась в сторону своих подруг, показывая им доллар, и молча спрашивала у них, чего хочет от нее этот фаранжи.  Сейчас я понимаю, каким дураком выглядел в их глазах, но тогда я терпеливо ждал ответа. Проходящий мимо мужчина - хамер, опоясанный патронташем, остановился и спросил у меня, в чем проблема. Я и ему объяснил, что готов заплатить этой женщине за шесть снимков один доллар, который равнозначен двенадцати  бырам -  как предупредили  заранее. Мужчина кивнул, достал  пятибыровую купюру, поменял ее женщине на мой доллар и сказал ей, что этот фаранжи хочет сделать несколько снимков. Но в этот момент она мгновенно преобразилась: грациозным движением ловко выхватила из его рук доллар, отдала ему его мятые быры,  а на меня посмотрела так, как будто только что поднялась не с пыльной земли, а, хлопнув дверью, вышла из Bentley. Я  успокоился: люди как люди.

DSC_7381

Чуть позже нам предложили за небольшую плату съездить в деревню племени хамер и посмотреть на национальный обряд этой народности - прыжки через быков. Хромой проводник из местных взялся отвезти нас туда.

DSC_7554

Отъехав от городка километров пять, внедорожник свернул в буш и, петляя между невысокими акациями, вскоре уперся в непроходимые заросли высоких трав: дороги дальше не было. Хромой предложил пойти дальше пешком. Помянув Ивана Сусанина добрым словом, пошли за хромым. Разноцветье трав весеннего буша радовало глаз, но продвижение по нему,  по сути в неизвестность, немного напрягало.

DSC_7574

DSC_7580

DSC_7595

DSC_7601

DSC_7578

Кто знает, что там?  И как нас встретит племя? Это был первый контакт с аутентичным эфиопским племенем, причем на его территории. Наслушавшись, насмотревшись и начитавшись всяких историй про дикие африканские племена, про местных людоедов и колдунов, мы послушно шли за хромым в дебри буша, успокаивая, кто как мог, свои, как струны, натянутые нервы.  В стороне послышались перезвоны колокольчиков: хромой объяснил, что это идут те самые быки, через которых и предстоит прыгать местным удальцам. Появились и первые хамеры - мужчины с боевой раскраской, вооруженные автоматами и карабинами. Их лица были строги и, я бы даже сказал, суровы. Они обошли нас с обеих сторон  и сели  полукругом за нашими спинами, показывая, что путь назад без их согласия закрыт. Надо отметить, что все мужчины хамеры носят с собой маленькие стульчики. На амхарском языке их называют баркута. Мужчины почти всех эфиопских племен никогда не стоят, когда можно сидеть, и не сидят, если можно прилечь. Для того и нужен баркута: если надо присесть, он будет стульчиком; если прилечь - то подставкой для головы. И даже если его руки заняты: первое, что всегда берет с собой мужчина – этот самый стульчик.

DSC_7408

DSC_7544

Мужчины молча сидели поодаль, с интересом разглядывая нас. Хромой долго о чем-то договаривался со старейшинами племени: периодически они повышали друг на друга голос, решая явно какие-то спорные вопросы, скорее всего, финансовые. В результате переговоров выяснилось, что никто сегодня прыгать через быков не будет, но раз уж фаранжи пришли, то пусть заплатят немного денег, и женщины им станцуют, а если еще чуть-чуть добавят, то пусть и фотографируют, что хотят и сколько хотят. Сторговались на 50 быр с человека. Один из воинов, сидевший позади меня, встал и подошел ко мне. Его заинтересовала моя шляпа со вставленным ободком из шкуры бурчелловой зебры. Решив ее потрогать (не думаю, что взять), он протянул к моей голове руку. Я спокойно  отклонился и, перехватив ее, опустил вниз. И в тот момент, когда хамер решил осерчать, я ему улыбнулся. Он растерялся, этот красивый и сильный воин-хамер, и тоже улыбнулся мне. Этот не замеченный почти никем эпизод занял несколько секунд, но после него рухнула гигантская стена непонимания и подозрительности, построенная на обыкновенном человеческом страхе и, сознаюсь, элементарной трусости. В тот момент я понял, что никто - во всяком случае, в этом племени - не собирается нас убивать, а потом есть, или наоборот. Мы, по-видимому,  так же интересны им, так же, как они интересны нам, а если мы еще и немного заплатим – что же в этом предосудительного?

DSC_7426

DSC_7428

DSC_7429

Тем временем женщины племени, вытащив откуда-то металлические дудки, похожие на южноафриканские вувузелы, собрались вместе и, напевая что-то наподобие боевого марша и притопывая при этом, начали двигаться друг за другом в разных направлениях.

DSC_7430

DSC_7431

DSC_7432

DSC_7433

DSC_7436

DSC_7437  

У хамеров женщины очень красивы, очень стройны и чрезвычайно экспрессивны. Конечно, если они молоды и здоровы. А молодые и здоровые люди красивы у всех народов. 

DSC_7491

DSC_7469

DSC_7444

DSC_7453  

DSC_7452

DSC_7503

DSC_7456

Женщины хамер заплетают множество косичек, смазывая их природной охрой и  маслом. Из козьих шкур они делают юбки и всяческие накидки, хотя последнее время не пренебрегают и промышленными трикотажными майками. Из украшений носят все, что можно надеть на себя, а потом снять.  Бусы, браслеты, серьги они делают  из всего, что попадается под руку: из бисера, ракушек, орехов, сушеных плодов, жестяных пластин. А сломанные механические часы, например,  в качестве кулона – вообще мечта любой красотки. На шее женщины носят металлические кольца, указывающие на семейное положение и статус.

DSC_7389

Если кольцо имеет рукоятку, отделанную кожаными сыровялеными лоскутами (ее называют биньере), – это означает, что его обладательница является первой женой. Количество же простых колец с декоративными насечками свидетельствует о порядковом номере женщины среди остальных жен. У мужчин тоже на виду его семейный статус: количество жен определяется по числу серег в одном ухе.

DSC_7438

Звуки вувузел резали слух. Женщины продолжали танцевать, при этом жуя какую-то траву, и, кажется, были уже не с нами, а где-то между небом и землей. На спинах почти всех участниц танца виднелись кровоточащие раны, о происхождении которых я узнал немного позже. Мужчины же сидели поодаль и молча наблюдали за происходящим. «Будь что будет», - подумал я и, набравшись смелости,  пошел в глубь деревни. Говорят, что у зайца глаза расположены так, что он видит на 360 градусов. Медленно, стараясь не делать резких движений, я шел по деревне и, казалось, как тот заяц видел все, что происходит вокруг. 

DSC_7516

DSC_7457

DSC_7520

DSC_7519

DSC_7477

DSC_7480

DSC_7481

Неподалеку на костре дымилось какое-то варево- женщины готовили для племени еду. Близко к костру подойти не разрешили, очевидно, опасаясь, что фаранжи может отравить пищу. Я подошел к навесу, под которым, укрывшись от солнца, сидели немолодые женщины с маленькими детьми.

DSC_7475

DSC_7447

DSC_7476

DSC_7478

Некоторые дети спали, прикрытые клетчатыми пледами,  что, впрочем, не спасало их от надоедливых мух. Малыши, как и взрослые, с самого рождения тоже носят амулеты-украшения. У мальчишки, которому от роду было не более года, на шее висели бусы, сделанные из колпачков одноразовых шприцев, а у девочки месяцев шести – ожерелье из каких-то деревянных палочек и желудей.

DSC_7472

DSC_7473

DSC_7488

DSC_7465

Я тоже присел под навес и попросил разрешение у матери подержать девочку на руках. В это же время краем глазом заметил, что от мужской компании воинов отделился мужчина с огромной копной волос, растущей только на одной половине черепа, и направился в мою сторону. Не помню, что я говорил матери, не знаю, на каком языке, но она, улыбаясь, доверчиво протянула мне своего ребенка.

DSC_7479

DSC_7497

Я осторожно взял кроху на руки, она посидела несколько секунд спокойно (очевидно, не понимая еще, что происходит), потом подняла на меня свои огромные глаза и, увидев, скорее всего, чудовище, поджала губы и собралась расплакаться. А рядом уже стоял подошедший мужчина (я так полагаю, что папаша) и внимательно наблюдал за развитием событий.

DSC_7483

Тут-то я и отдал ему расстроившуюся девочку, а он, в свою очередь, передал крошку ее матери. Я сказал, что девочка очень похожа на него и что он  храбрый воин. Суровый и грозный мужчина неожиданно улыбнулся. «Люди, когда улыбаются, не воюют», - в тот момент подумал я.

За этой мизансценой все время наблюдал еще один  хамер: высокий и худой старик в совершенно дурацкой шапке, когда-то белой майке с надпиcью «Siemens mobile» и с серьгами, сделанными из крышек пивных банок.

DSC_7500

Он с интересом разглядывал меня, а потом попросил сфотографировать его вместе с женой для того, чтобы на дисплее камеры посмотреть свое неотразимое изображение. «Сколько тебе лет, дедушка?» - спросил я его. «Много уже. Это моя последняя жена», - с некоторой печалью в голосе ответил он. Во многих племенах южной Эфиопии, в том числе и у хамеров, возраст людей не считают: кому и сколько лет не знает никто. Считают только жен и количество скота, причем сначала считают скот. Но от этого дольше не живут. Беспощадное солнце и огромное количество инфекционных заболеваний являются причинами того, что средняя продолжительность жизни эфиопов из долины реки Омо всего лишь 40 лет. Так что получается, «дедушка Сименс» намного младше меня.

 

DSC_7511

Я заметил, что на протяжении всего этого  мероприятия в деревне не было подростков. «А где дети?» - спросил я Сименса. Тот  удивился: «Дети здесь, а те, кого вы имеете в виду, работают. А где они должны быть?  Они пасут скот - это их работа». Тут я еще раз вспомнил о своей теории скоротечности эфиопского детства. Подростков я увидел лишь тогда, когда мы сквозь опускающиеся сумерки возвращались к автомобилю. Они забрались на поваленное дерево и оттуда, разглядывая нас, улыбались и махали руками.

DSC_7566

Все же хамеры - добрый и приветливый народ.

DSC_7521

DSC_7541     

                               .....продолжение следует....

 

 


Комментарии

Аватар

10.01.2011 14:18
Anonymous
ответить

Чумазые, нищие люди, но такое чувство достоинства во взгляде, гордая осанка. И независимо от возраста-мудрость. Прекрасный репортаж и фотографии.Спасибо,СС.
Ты просто шаман :) Я долго-долго всматриваюсь в эти прекрасные лица, они как будто завораживают и волнуют.Что они знают?
Аватар

10.01.2011 14:20
Anonymous
ответить

А желтые плоды-это яблоки?
Аватар

10.01.2011 14:22
Anonymous
ответить

Привет путешественник СС. Я восхищаюсь тобой.
Аватар

10.01.2011 16:35
Anonymous
ответить

[quote name="Anonymous"]А желтые плоды-это яблоки?[/quote]
Полагаю, что не яблоки. Это низкий кустарник с запутанными стеблями. Чем-то по структуре своей напоминает помидорный куст. Но желтые плоды на нем очень твердые на ощуп и я не видел, чтобы кто-то их ел или хотя бы продавал. Чаще их используют в качестве украшений - свидетельство тому в следующих частях материала.
Аватар

10.01.2011 18:01
Дианв
ответить

СС, хорошо поработал в выходные дни.
Нашаманил? :)
Аватар

10.01.2011 20:10
Кира
ответить

Какие красивые люди.Как странно складывается жизнь-при другом раскладе ходили бы по подиуму и зарабатывали миллионы.
Аватар

10.01.2011 21:26
Anonymous
ответить

Вот мне интересно: если бы взять кого-нибудь из хамеров и привезти на пару дней, я уже не говорю в Нью-Йорк - хотя бы :) в Минск, что бы из этого вышло? При условии, конечно, что ему разъяснили бы полную его личную безопасность и смысл эксперимента: попытаться понять, как мы живем. Что он сказал бы, что понял, что бы ему понравилось?
Аватар

11.01.2011 03:15
Anonymous
ответить

Юля, идея сама по себе хорошая. Я готов поучаствовать в ее реализации. Только давай дочитаем до конца материал: может быть пригласим еще кого-нибудь. Но хамеры вряд ли поедут: думаю, мы не сможем донести до них смысл эксперимента))) хотя... почему бы не попытаться,,))) Посол Танзании в России и Беларуси господин Jaka M. Mwambi как - то в частной беседе признался мне, что ему было чрезвычайно приятно узнать, что министр иностранных дел Республики Беларусь господин Мартынов Сергей Николаевич свободно владеет суахили, языком, на котором говорит половина Африки. Признаюсь, мне это тоже было приятно. Как думаешь, Юля, может быть, МИД поможет пригласить к нам в страну хамеров, масаев, химба, каро, дорзе, цамаев, мурси.... Но опять стоит вопрос о смысле эксперимента. Вот приедут они... как всем малым народам, им пить нельзя, повезем мы их трезвых, скажем, на линию Сталина, и что? Вот скажи, как им это объяснить?
Аватар

11.03.2011 13:17
ustmeuxbdh
ответить

DpVgnP nnkyiownqqfq, [url=http://jmohidnghoni.com/]jmohidnghoni[/url], [link=http://xabbwkpqndjf.com/]xabbwkpqndjf[/link], http://qfcstbtowrbv.com/
Аватар

04.10.2012 09:29
Anonymous
ответить

Они знают жизнь.

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах