11.04.2011

 - Блоги

Автор: Александр Белый


Святая гора и Князь-озеро: утраченные имена Родины

Это просто позор, что до сих пор Святая гора, самая высокая точка Беларуси, место истока Нёмана, называется Дзержинской... А, например, Князь-озеро, одно из самых больших озёр страны – Чырвонае (Красное), видимо, по цвету пролетарского знамени. Есть и масса других примеров, но вот эти два мне кажутся наиболее символическими.

Это просто позор, что до сих пор Святая гора, самая высокая точка Беларуси, место истока Нёмана, называется Дзержинской. В масштабе исторического времени всего-ничего – немногим более полувека. Но нынешнее поколение уже и не помнит исторического названия. А сама гора, в её нынешем виде – ничего особенного, не будучи отмечена толковым памятным знаком и кропотливыми ландшафтными работами. А, например, Князь-озеро, одно из самых больших озёр страны – Чырвонае (Красное), видимо, по цвету пролетарского знамени.

 

Есть и масса других примеров, но вот эти два мне кажутся наиболее символическими. Поэзия и история сплелись в них, и старая дохристианская культура – бережно сохранена, получив новое, христианское толкование. И если мы говорим о развитии внутреннего и въездного туризма – то насколько органичным было бы название – Святая гора – особенно учитывая, что это наибольшая высота в стране, с которой стекает к тому же самая мифологизированная река сразу двух стран – Беларуси и Литвы. Да здесь просто необходим Национальный парк, пусть всего несколько гектаров, но ухоженных, облагороженных, мифологизированных – и с хорошим транспортным доступом. Насколько это красивее, древнее, обоснованнее бесчисленных и безликих «центров Европы», которых в одной только РБ, кажется, больше десятка, а во всей Европе таких центров, наверное, не одна сотня. Ну и что, валом валят туда со всей Европы пресыщенные туристы, которым не терпится «отметиться в центре»? Может, организовать тур «по всем центрам Европы»? А мне кажется, на Святую гору поехали бы, кроме белорусов, и литовцы, и поляки, и русские.

 

И не такие уж большие инвестиции нужны, в основном – отказ от косности мышления, от агрессивного невежества и беспамятства. Князь-озеро могло бы стать одной из жемчужин Полесья, но название… Помните «Приключения капитана Врунгеля»? Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт. А ведь с названием связана очень интересная легенда, о незаконной любви княжеского сына к красавице-еврейке, и о постигшей их каре. Да ведь через такое название как бы вся наша страна возвращала бы себе утраченное княжеское достоинство (я здесь не о монархии как о политическом устройстве говорю, а об историческом символизме).

 

Беларусь – едва ли не единственная страна бывшего СССР, где за все годы независимости не было возвращено ни одно историческое название городам, и даже рекам и озёрам, переименованным за советское время. До сих пор не вернулись на карту РБ Койданов (ныне Дзержинск, за исключением станции железной дороги, носящей историческое название), Шатилки (Светлогорск), Пропойск (Славгород), Вызна (Красная Слобода), Игумен (Червень), Рудобелка (Акцябрски – по-белорусски звучит особенно абсурдно – даже не Кастрычницки), а всего, если считать с сёлами – многие сотни названий, бывших хранителями многовековой истории и культуры. Ну скажите мне, какое воспитательное значение может иметь Акцябрски? Особенно по сравнению с Рудой Белкой? А ведь в каждем из исторических имён зашифровано какое-то важное события, явления, личность, поразившие когда-то воображение наших предков, побудившее их окрестить безымянное место в память об чём-то необычайно важном, что они хотели передать всем идущим вслед поколениям. Разве мы праве забывать об их завещаниях? О битве под Крутогорьем-Койдановом, где была остановлена татарская агрессия на Литву? О безымянном игумене, настоятеле православного монастыря, озарявшим недавно окрещённый край светлом Веры?

 

Конечно, наши города и посёлки нужно ещё долго благоустраивать, восстанавливать исторические памятники, воспитывать и обучать экскурсоводов…. Но ведь если мы не делаем самого простого, если мы отказываемся от освящённых столетиями имён, и упорствуем в этом, удивляя этим всех бывших советских братьев, от эстонца и русского, до армянина и кыргыза – то кто мы? И почемы мы думаем, что мы должны быть кому-то интересны? Меня удивляет эта загадочная тихая пассивность и покорное безразличие местных сообществ – краеведов, журналистов, историков, педагогов. Почему они молчат, почему не добиваются возвращения исторических названий? Даже если где-то пробовали, но не получилось пробить стену беспамятства с первой попытки – нельзя опускать руки и опускаться самим.

 

Сейчас, мне кажется, самое время – поставить эти вопросы заново, или, там где они ещё не приходили в голову – впервые. Имя – это зашифрованная сущность человека, рода, сообщества. Нельзя соглашаться, чтобы тебя называли навязанным, чужим, непонятным именем. Ведь на этом никто и не настаивает, кроме иррациоанального страха в нас самих. Когда-то, в эпоху строительства МАЗа и Минского метро, казалось, что обидится Кремль, перестанет вливать многомиллиардные инвестиции. Но сейчас-то – разве Кремлю, Брюсселю, Вашингтону и всем прочим «обкомам» - есть дело до Рудобелки, Игумена, Святой горы и Князь-озера? Да если бы даже это кого-то задевало - никто кроме нас самих не может решать такие вопросы, да и нет ни в одном из этих названий прославления агрессии, разрушений, ненависти к другим народам. А только – символическая разметка своего жизненного пространства, осмысление собственной истории, из чего складывается, по крупицам, многогранный образ страны. Хоть инвестиционный, хоть туристический. Ради всего святого – верните Святую Гору!


Комментарии

Аватар

11.04.2011 11:55
Мимо проходил
ответить

Для доктора исторических наук непростительно не знать, что Нёман берет начало на Узденщине, а Святая гора находится на территории Дзержинского района. Между ними - горой и истоком Нёмана - почти 50 км, если идти по прямой...

Далее никакой битвы под Крутогорьем-Койдановом не было - это басни, и об этом давно сказали ваши коллеги, которые непосредственно занимались этой басней.

В остальном ваш пафос можно понять, но его надо пулять в эфир не на турсайт, а в админпрезин. Там сидят и сама идеология этого режима, и ее кураторы с главнокомандующим "историком", которые не ориентируется не то что в названиях, но даже в эпохах, людях и событиях. Хрестоматийно: Питер-Скорина, Быков-поэзия, Гитлер-орднунг, далее - везде...

Аватар

11.04.2011 12:14
Anonymous
ответить

Всё равно Святая гора - самая высокая точка того массива, с которого Нёман стекает. а если посмотреть притоки?

что касаетсчя битв под Койдановым, Могильном и др. - то хотя нельзя считать достоверным имя татарского хана, но битвы Литвы с ордынцами и галичанами на Нёмане в середине 13 в. - безусловно, были. Народная память сохранила самое главное, а летописцы тогда либо молчали, либо всё что они писали, сгорало. Самой войны Орды и галичан с Литвой при Тройдене историки не отрицают.

Если у Вас есть выходы на упомянутую администрацию - пожалуйста, обращайтесь. Я же хочу поднять этот вопрос с туристическом аспекте, перед тематической аудиторией. Его влияние на политически
Аватар

11.04.2011 12:18
Anonymous
ответить

Я же хочу поднять этот вопрос в туристическом аспекте, перед тематической аудиторией. Его влияние на политический режим и наоборот для меня неочевидно. Но если Вы такое влияние усматриваете, и способны предпринять целерациональные действия - действуйте. Я же рассуждаю со своей невысокой колокольни.
Аватар

11.04.2011 12:27
Anonymous
ответить

Кстати говоря, уввжаемый Мимо-проходил, Ваш стиль мышления в целом очень характерен для симпатизирующего оппозиции обывателя. С одной стороны, Вы протестуете против систематизации и структуризации культурных явлений (например, считаете, что не нужна никакая система представлений о национальной кухне, выстроенных в иерархию по определённым мифологическим принципам, достаточно тысяч разрозненных частных практик). С другой - все надежды с изменением культурной ситуации в стране связываете со сменой персоналий на самом верху. То есть демонстрируете презрение к органической деятельности и своеобразный "монархо-фетишизм".
Аватар

11.04.2011 18:53
Мимо проходил
ответить

Вы вправе изобретать какие угодно дефиниции для оправдания собственной позиции "не высовывайся - пусть высовываются другие". Другие, согласно вашему тексту, - это "симпатизирующие оппозиции обыватели". Уважаемый, да в вас просто заклокотал в этой фразе второй тов. Гигин с его пропагандистско-псевдоисторическим
опус-изданием "Беларуская думка". Браво!

У меня не было желания лихо поймать вас на глупости, хоть она очевидна. Но вы ее еще раз блестяще подтвердили, начав рассуждать о том, откуда "стекает Нёман и его притоки". А разговоры о могильных и крутогорьях - из области преданий старины глубокой, на что бы вы там ни ссылались. Это ваше "безусловно были" только для вас и безусловно. Доказательств этих битв нет! А предполагать можно что угодно, в том числе и тройденов, и то, что мы в прошлом были родиной слонов.

Что до иерархий, странным образом приведших ваши логические построения к "монархо-фетишизму" (любят же по-прежнему в стране советов изобретать ярлыки, чтобы ими по старой памяти [i]гвоздить[/i] неугодных, неприятных и прочих), то иерархии для того и конструируются, дабы защищать магистерские, докторские, кандидатские диссертации и потом размахивать свидетельством определенного образца. Ну где это видано, чтобы не было в приличном труде периодизаций, параграфов, введений и заключений со списком использованной литературы? Где? Когда я читаю специалистов от мифологии, я начинаю понимать, что им тоже кушать хочется, как и вам, и мне, и всем прочим. Но значит ли это, что таким мифологам или, точнее, мифосамотворцам (рыдающие иконы в том же ряду, ясновидящие, которые лечат по телевизру от всех болезней и т.д.), - что всем этим забавным людям нужно верить? И тем более тратить на них свои деньги, а главное - время?
Придет очередной мифотворец, сварит прилюдно суп из топора и запатентует его как новый, доселе невиданный рецепт. А все прочие построения
куда девать, спрашивается? Вот почему я, не будучи монархо-фетишистом, остаюсь несомненно сочувствующим оппозиции обывателем, которому опротивело смотреть на конформистов и нашего монарха, неспособного двух слов связать, чтобы не осрамиться.

Кстати, что вы думаете по поводу борща, о котором так увлеченно говорила тов. Ярмошина после 80%-ой победы монарха и о котором так интимно выразился в стихотворной форме наш ученый-роялист и сенатор по совместительству тов. Рубинов?
Аватар

11.04.2011 19:59
Anonymous
ответить

Высовываюсь, уважаемый, именно я. Вы же проходите-мимо, и по ходу бросаете презрительные замечания. Хотя обычно, проходя мимо людей, ковыряющхися в огороде, или тушащих пожар, либо говорят "Бог в помощь", либо просто молча проходят мимо. Что я думаю по поводу борща - читайте книгу "Наша Страва", где есть в том числе и очерк о борще, авторства Сергея Харевского, моей редакции. На сегодняшний день, это наиболее последовательно изложенная моя позиция в отношении борща. Что думают о борще Ермошина или Рубинов - спросите у них самих. А вообще, дискутировать с мужественными и принципиальными анонимами мне не очень приятно. Это не Вы, случайно, автор анонимной "Гутарки Старога Дзеда" 19 в.? в таком случае, поздравляю Вас с долголетием и с неуклонной верностью традиции анонимности. Проходите мимо - и Бог Вам в этом в помощь.
Аватар

11.04.2011 23:25
Anonymous
ответить

[b]Александр:[/b] Это не Вы, случайно, автор анонимной "Гутарки Старога Дзеда" 19 в.? в таком случае, поздравляю Вас с долголетием и с неуклонной верностью традиции анонимности.
_____________
Для доктора наук это просто беспомощно. А потому для меня продолжать беседу с вами в таком ключе пустая трата времени. Пусть бог добавит соли в ваши писания и рецепты. Может, они станут от этого вкуснее...
Аватар

11.04.2011 23:26
Мимо проходил
ответить

Предыдущий пост - мой.
Аватар

24.06.2011 07:41
Kaley
ответить

Now I feel stpuid. That's cleared it up for me
Аватар

26.06.2011 15:46
От автора
ответить

Юрка Витьбич, хотя и был нацистским коллаборационистом, белорусским фольклором владел неплохо. Он утверждал, что в народных представлениях Нёман стекает именно со Святой Горы:

Бальшыня навуковых дасьледваньняў і народных паданьняў даводзяць, што цяперашняя рэчка Вуса, якая цячэ з-пад Сьвятое Гары і прачула апяяная паэтам Алесям Салаўём, калісьці менавалася Нёман, другія тое-ж самае сьцьвярджаюць наконт рэчкі Вузьдзянкі, што пачынаецца ў пяці кілямэтрах ад мястэчка Вузды, трэйція сьветчаць, што гата мястэчка Лоша спрычынілася да перайменаваньня Нёману ў рэчку Лошу, і нарэшце чацьвертыя прыпушчаюць, што рэчкі Вуса і Лоша, спалучыўшыся разам каля мястэчка Пясочнага, нараджаюць Нёман.
Паміж шматлікімі народнымі паданьямі ёсьць адно, якое сьветчыць, што цячэ Нёман з-пад альховага корчу. Між тым у нашым фальклёры альха належыць да «юдашавых дрэваў». Калі дубы, бярозы, ліпы, хвоі, яліны і г.д. для Беларуса сьвятыя ці бадай сьвятыя, дык з крывавых сьлёзаў выгнанае з раю Эвы нарадзілася рабіна, зь сьлёзаў ськінутага зь неба д'ябла крушына, на асіне Юда павесіўся, а на алешыну «кроў пусьціў» - таму ў асіны горкі смак, а ў сьвежай драўніне алешыны крывавы колер. Не, не з-пад альховага карчу распачынаецца Нёман. Сам народ заўсёды самае дарагое для сябе шанаваў, як сьвятое.

а что потом ученые-географы договорились о нынешней "трассе" Нёмана, никак не отменятет возможности бытования прежних мифологических представлений.
Аватар

26.06.2011 15:51
И ещё от автора
ответить

http://www.wmbel.net/htlm/usa.htm
Река Уса
ст. Станьково - ст. Столбцы, 133 км (5-6 дней)
Километраж маршрута >>>>
Наверное, в своих глубинах Уса несет обиду на Неманец, т.к. после их слияния река, протекающая через половину Беларуси, могла бы носить ее имя. А какой-то двадцатикилометровый канализированный аппендикс (Неманец) забрал у нее лавры воспетого поэтами «Батьки Немана». До ст. Станьково добираемся электричкой. Возле моста собираем байдарки. Сплав лучше начинать утром, чтобы успеть пройти малоинтересный участок, на котором река огибает поселок Станьково, приближаясь к нему не более чем на 2 км.

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах