23.06.2011

 - Блоги

Автор: Юлия Атрощенко


Ганди и социальные сети

Если в следующую среду вас словят на площади и спросят, чем вы здесь занимаетесь, то можете смело отвечать: практикую сатьяграху.

Я думаю, что по своей сути белорусы все-таки мирные люди. Конечно, противники этого утверждения приведут мне множество доказательств противного – от Грюнвальдской сечи до последней войны, в которой наши люди сражались с беспримерной стойкостью. И все же белорусская нация никогда не отличалась воинственностью, зачастую в ущерб собственным интересам соглашаясь на худой мир, который для нас всегда был лучше доброй ссоры.

Не думаю, что этого стоит стыдиться – в конце концов, не всем же быть воинственными тевтонцами. В том, что одной из наших самых больших ценностей является мирное небо над головой – только не надо концентрироваться на том, что эту фразу заездили наши политики, подумайте о том, что она в действительности означает – так вот, в стремлении к миру и спокойствию нет ничего плохого. Как и в том, что белорусы толерантны и сдержаны. Но возникает следующая проблема: во все времена (и сегодняшние дни, несмотря на всемирную демократию, дух свободы, общенациональные ценности и т.д., не являются исключением), национальные и политические интересы отстаиваются с оружием в руках. К сожалению, это факт, который в последнее время подтверждался очень часто – и событиями в арабском мире, и революциями намного ближе.

У нас был декабрь и была площадь. Но то, что  для белорусов стало беспрецедентной гражданской акцией и шоком, жителям других стран показалось ординарными уличными беспорядками. Небольшими волнениями, не переросшими в нечто серьезное.

Это мнение можно оспаривать, но факт остается фактом.

Сегодня мы столкнулись с новым для себя явлением – акциями молчаливого протеста. Лично я думала, что это очень по-белорусски – протестовать молча, неагрессивно, но уперто.

Однако оказалось, что в истории у нас были предшественники.

Жил на свете Мохандас Карамчанд Ганди – великий человек, которого мы больше знаем под именем Махатма Ганди (кстати, Махатма означает «Великая душа»). В 1869 году, когда он родился, его родина Индия была давно и успешно колонизирована Англией. В своей колониальной политике англичане в основном практиковали принцип «разделяй и властвуй», и с успехом использовали  раздробленность Индии как государства, конфликты между различными княжествами и между разными социальными и религиозными группами. Любые народные выступления, например, известное Восстание сипаев, подавлялись с крайней жестокостью. Так что свобода – даже на горизонте – индийцам не светила.

Махатма Ганди много учился и работал за рубежом, а когда вернулся в 1914 году в Индию, включился в освободительное движение. И использовал при этом революционную для того времени тактику – ненасильственное сопротивление, которое назвал «сатьяграхой». Слово заумное, но если в следующую среду вас словят на площади и спросят,  чем вы здесь занимаетесь, то можете смело отвечать: практикую сатьяграху.

Классическое определение ненасильственного сопротивления гласит, что это практика достижения политических целей без применения насилия: путем гражданского неповиновения, забастовок, отказа от сотрудничества, бойкота, символических протестов. Некоторые считают ненасильственными средствами борьбы также блокирование транспортных коммуникаций и повреждение или уничтожение имущества.

Ненасильственное сопротивление – это третий путь реакции на происходящее: не пассивное принятие существующих условий, но и не вооруженная борьба.

Конечно, любые исторические параллели опасны тем, что хочется факты за уши притянуть как можно ближе к происходящему сегодня, но в данном случае, как мне кажется, и тянуть ничего не надо – сходство очевидно.

До конца неясно, почему Ганди пришел именно к такому методу действия – возможно, корни этого в воспитании, ведь он рос в крайне религиозной семье. А индийцы, по крайней мере в той части, которая исповедует индуизм, тоже мирные люди. Как бы то ни было, но Ганди ограничивал борьбу исключительно ненасильственными формами, осуждая всякое насилие со стороны революционного народа. Так что же делали революционные индийцы? Например, прибегали к бойкоту британских товаров и учреждений, а также демонстративно нарушали ряд законов. Например, сжигали британские ткани и садились за прялки, чтобы носить свое, индийское. Честно говоря, индийцам в этом плане было легче – они боролись с колонизаторами. В нашем случае почти вся страна уже давно «бойкотирует» шедевры белорусского производства, но от этого страдают только склады. Что касается бойкота учреждений, то представляю, как обрадуются этому чиновники!

Наверное, один из самых известных эпизодов сатьяграхи – Соляной поход. В ту пору монопольное право на добычу и продажу соли в Индии принадлежало британской Ост-Индской компании. Местным же производствам добыча была строго запрещена. Так что Нарушить соляную монополию означало бросить вызов британской короне, что и сделал Ганди. Стартовав из города Ахмадабад  в Западной Индии с 79 своими последователями, он пошел по направлению к Аравийскому морю. По пути Ганди популярно объяснял народу смысл своей акции и предлагал присоединиться к Соляному походу, который становился символом борьбы за независимость. Целые деревни снимались с места и шли за ним – к  концу похода это были уже сотни тысяч человек. Преодолев за 24 дня около полутысячи километров, Ганди вышел к берегу моря и демонстративно зачерпнул соленой воды, после чего выпарил из нее несколько кристалликов соли. Считается, что именно этот поход в 1930 году  положил начало массовой кампании гражданского неповиновения английским колониальным властям.

В общем, каждый, кто хочет, может почитать о жизни и борьбе Ганди – это по настоящему увлекательная и поучительная история. В отличие от многих других личностей в истории его роль никогда не пересматривалась – для индийцев он остается отцом нации безо всяких кавычек. И человеком, благодаря которому в 1947 году Индия мирным путем получила независимость.

Новость хорошая. Политологи уверяют, что исторический опыт доказывает: социально-политическая практика ненасильственного сопротивления получает развитие при наличии гражданского общества. То есть гражданское общество у нас есть.

Новость плохая. Вместо Ганди у нас – социальные сети. Смогут ли сети стать лидером движения сопротивления, даже ненасильственного?


Комментарии

Аватар

23.06.2011 18:52
arabesk
ответить

В том, что одной из наших самых больших ценностей является мирное небо над головой (c)
--------------------------------------
как мирное небо может быть ценностью? Вы все время ждете нападения ? Когда на вас нападали последний раз?
В странах ,где нет "эканамичаскага чуда" ,ценности совсем другие:культура,образование и т.д.
Аватар

23.06.2011 19:09
Anonymous
ответить

Ну, в целом какое-то рациональное зерно в этом есть. Сходство действительно прослеживается - не в менталитете белорусов и индийцев, этого нет, но в каком-то нежелании активно-агрессивных действий - да. Только время сейчас, Юлия, другое. Ганди 24 дня шел к Аравийскому морю. Несмотря на то, что Соляной поход был "страшным" вызовом, английские власти и пальцем его не тронули. А вы попробуйте в следующую среду пройти от Немиги до Октябрьской - хорошо, если вы на свободе 24 минуты пробудете!
Аватар

23.06.2011 19:16
Без комплексов
ответить

И что можно предложить сейчас в роли Соляного похода?
Аватар

23.06.2011 19:31
Anonymous
ответить

[quote name="Без комплексов"]И что можно предложить сейчас в роли Соляного похода?[/quote]
А кого можно предложить в роли Ганди?
Аватар

23.06.2011 19:40
arabesk
ответить

[quote name="Anonymous"]А кого можно предложить в роли Ганди?[/quote]
Юлию !!:D
Аватар

23.06.2011 20:06
Anonymous
ответить

Нет, конечно. На роль Ганди я абсолютно не гожусь - по очень многим причинам. Это был действительно великий человек, который знал куда идти. И мой вопрос сегодня лишь в том, знает ли кто-нибудь куда идти белорусам?
Аватар

23.06.2011 20:17
Anonymous
ответить

Хочу сказать еще по поводу "только время сейчас другое". Тактика ненасильственного сопротивления не ушла вместе с Махатмой Ганди - одним из самых ярких его последователей был Мартин Лютер Кинг, который также прибегал к подобным методам, в том числе и мирным маршам. А относительно недавно, в 2004 году потомок Махатмы Арун Ганди предлагал путь урегулирования палестинского конфликта. Он подал идею провести поход десятков тысяч палестинских беженцев из Иордании в Палестину. По его замыслу во главе этого марша, который пройдет вдоль реки Иордан, мимо израильских блокпостов и еврейских поселений, должны идти палестинские лидеры. Марш должен быть сугубо мирным, без взрывов и выстрелов — в израильскую сторону не должен полететь ни один камень. Это главное и обязательное условие. Придя в Палестину, беженцы должны сказать израильтянам, что они пришли к себе на родину и никуда отсюда не уйдут, поскольку это их земля, потребовав создания независимого палестинского государства.
"Что в этом случае произойдет? — рассуждал Арун Ганди, выступая в Рамалле перед Ясиром Арафатом и представителями палестинской верхушки.— Возможно, израильская армия начнет стрелять и кого-то убьют. Они могут убить сто человек. Могут убить двести, в том числе женщин и детей. Но это потрясет мир. Мир проснется и спросит: 'Что же там происходит?' Это действие, которое способно вызвать широкий резонанс и которое следует произвести".
План Аруна был отвергнут. Сколько людей погибло с тех пор в ходе палестино-израильского конфликта, не знает никто. И решения до сих пор не найдено.
Аватар

23.06.2011 20:36
Anonymous
ответить

Забавно. И поучительно.
Аватар

23.06.2011 20:41
Anonymous
ответить

Блеск!
Аватар

23.06.2011 20:41
Аркадий
ответить

А по моему бред:(
Аватар

24.06.2011 13:14
Anonymous
ответить

[quote name="Аркадий"]А по моему бред:([/quote]
Ну почему же бред? Автор старался, Википедию изучал:)
Аватар

26.06.2011 14:04
Анатоль
ответить

А мне спадабалася!Добра напiсана.Дзякуй,Юлiя!
Аватар

27.06.2011 12:37
Anonymous
ответить

[quote name="Anonymous"]Ну почему же бред? Автор старался, Википедию изучал:)[/quote]
Конечно! Автор изучал Википедию и еще множество самых разных источников. Все дело в том, что в силу своего возраста автор не мог быть знакомым с Ганди и сделать репортаж с Соляного похода. Поэтому приходится изучать историю!

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах