08.05.2012

 - Блоги

Автор: Олег Павлов


О фильме "Брестская крепость": навстречу телепоказу

Мы все выросли в атмосфере преклонения перед героями Бреста, но эта тема насущна, остра и поныне...

«БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ»
(9 и 10, Ср и Чт, БТ, 18-40 и 11-15)
The Brest Fortress, Беларусь -- Россия, 2010, 131 мин., PG. Реж. Котт («Ехали два шофера», «Посторонний», «Елки 2»); в рол.: Алексей Копашов (Сашка Акимов), Андрей Мерзликин (л-т Кижеватов), Павел Деревянко (Ефим Фомин), Александр Коршунов (Петр Гаврилов), Евгений Цыганов (л-т Почерников), Юрий Анпилогов (Кофтун), Кирилл Болтаев (Виноградов), Анатолий Кот (немецкий диверсант), Беник Аракелян (Самвел Матевосян), Вероника Никонова (Аня), Яна Есипович (жена Кижеватова), Дмитрий Куличков (Карелин), Александр Сирин (военврач Маслов), Сергей Власов (Каваленок), Анна Цуканова (Соня), Михаил Павлик (Вайнштейн), Геннадий Гарбук (Александр Акимов)

Жанр. Военные приключения.

Восприятие. К событиям этого фильма мне трудно подходить обычными мерками, поглядывая со стороны на творческие достижения либо неудачи его создателей. Мы все выросли в атмосфере преклонения перед героями Бреста, эта тема насущна, остра и поныне. Иногда ее цинично эксплуатируют в угрюмых политических целях, в том числе и для оправдания каких-нибудь кошмаров, но в данном случае, я про то, что происходит в сердце, а не в партбилете. Учитывая все это, заранее решил, что буду судить о представляемой ленте, исходя не столько из собственных вкусов и политических пристрастий, сколько из потенциальных намерений авторов амбициозного кинопроекта. Но, едва ли удержался в отведенных себе рамках.

Формат. «Брестская крепость» -- это качественное кино советского типа и приближенное к вкусам почитателей телесериалов. Если именно этого хотели достичь создатели ленты, то они могут гордиться собой. У них действительно широкая и благодарная аудитория, не ровня тем, которая бывает у фильмов, попадающих в лауреаты топ-фестивалей. Начиная с того, что мозги зрителей всерьез не напрягаются (хотя бы рассказом непосредственно о Брестской крепости). Авторам картины, несомненно, важнее добиться сопереживания, чем рассказать что-нибудь новое. Очень хорошо выбраны типажи. Сразу понимаешь хороший ли перед тобой человек. Предателей или струсивших почти нет. Поэтому комиссар Фомин не выдан своими, а фактически просит врагов его расстрелять, как еврея и коммуниста. Немцы в «Брестской крепости» сильны, но туповаты. Они легко угождают даже в простенькие ловушки и неважно стреляют. Особенно на фоне положительных героев, которые демонстрируют потрясающую меткость даже из револьвера. Немецкие диверсанты прибывают в СССР целыми эшелонами (!), будучи одетыми форму НКВД. Под немецкие команды они строем уходят, чтобы тайно нанести нашим вред. В только что бурлившей народом приграничной станции, это событие интересно лишь пожилому смотрителю, которого враг цинично зарезает. Если все это зрителем принимается как должное, то, учитывая красивую картинку, современную стилистику, динамичность действия и обилие пиротехники, фильм на самом деле способен восхитить. Тем более, если в сердце щемит от разбросанных по ткани картины кодов-символов…

1

Символизм/антисталинизм. К примеру, израненный лейтенант Кижеватов просит спасти самое главное – знамя части. Слеза накатывает, если считать, что знамя – это не имущество, а нечто более существенное, чем человеческие жизни. Пожалуй, это единственный момент в фильме, когда вспоминаешь о религии. Даже пребывая между жизнью и смертью, персонажи надеются не на высшие силы, а на то, что Красная армия далеко не отступила и успеет прийти на выручку. Причем, надеются не персонифицировано. Имя Сталина не употребляется и в отчаянных атаках. Это вам не Никита Михалков, утомивший высокими сферами даже Солнце. При всем этом понимаешь, что бесчисленные жертвы советских людей на границе с агрессивной Германией – плод деятельности кремлевской политики, напоминавшей саботаж и приведшей к полной военной беспомощности. Благодаря данному фильму, лишний раз осознаешь, что павшие под «неожиданными» ударами немецкой военщины -- это тоже жертвы сталинщины.

3

Реалистичность. В Сети изложено множество несоответствий историческому моменту, начиная с вступительных авиаатак крепости и игры солдатами в шахматы, которые, якобы были выпущены к Олимпиаде-80. Можно подивиться и хронически бритым лицам бойцов. Но, повторюсь, этот фильм не настроен на обсуждение деталей Он, скорее, заявление о том, что и ныне есть вещи, которые одинаково святы на всем пространстве экс-СССР. К такому выводу подталкивает и преамбула.

2

Лубок. В первые 22 минуты фильма рассказывается о прекрасных мирных буднях, наводящих на ассоциации с «Кубанскими казаками». В звучащем диалоге уместно мелькает «санаторий»: кино, танцы, пиво… Правда, бродят слухи, что может начаться война, но органы подчеркнуто корректно (!) с ними борются. На станцию проходят поезда дружеского государства, украшенные фашистской свастикой, а комиссар Фомин, напоминая «инопланетянина», не может добыть билет на поезд. Слишком многие желают умыкнуть из Бреста. Но эти и другие нерадостные события – пока явно второго плана.

Супербой. Главный герой фильма -- Сашка Акимов, талантливо сыгранный 14-летним московским кадетом Алешкой Колпашовым, весь фильм совершает подвиги, являясь практически неуязвимым. Он раз за разом плавает в реке, когда другие умирают от жажды. Он доставляет особый приказ и находит влюбленную в него Аню, дочь лейтенанта Кижеватова. История этого мальчика – по сути дела «кино в кино». Поэтому не удивительно, что назван он не реальным именем, знакомым нам с детства – Петя Клыпа.

Брестская крепость 4

Беларусь. Увы, в фильме нет акцента на месте действия. Про это намекает лишь радист, на роднай мове упрямо пытающийся сообщить миру, что крепость все еще ведет бой. Впрочем, непосредственно гарнизон и его семьи, это действительно СССР в миниатюре с демонстрацией семьи народов. Хотя, на мой взгляд, если уж фильм заявлен наполовину белорусским и с участием двух белорусских сценаристов (А.Дударев и К.Воробев), то можно было изыскать возможность напомнить, где именно происходят события.

Ностальгия по СССР.  «Брестская крепость» создавалась, активно используя брэнд конфедеративного образования России и Белоруссии – союзного государства. Насколько я знаю, такая политическая конфигурация  -- новинка. Причем, с одной стороны, скорее формальная, но с другой – имеющая свою благодарную аудиторию.  Подобные  творческие проекты служат рекламой и союзному государству, и избранному свыше вектору патриотизма. Однако при этом известно, что и при создании фильма отношения РФ и РБ не были радужными. Возникали конфликты, которые гасились на самом высоком уровне. Президенты стран в итоге комплиментарно высказались о «Брестской крепости», но не разом (Медведев – в твиттере сообщил, что это «неплохое кино о Великой Отечественной войне»). Да и в прокат в Беларуси фильм выходит в середине декабря (на полтора месяца позже, чем в России), хотя премьера состоялась еще 22 июня. То есть все, как всегда…

Конкуренция. Сильное впечатление производит рейтинг «Брестской крепости» на сайте «Кинопоиска.Ру» -- 8/33620 голосов. К слову аналогичный рейтинг «Цитадели»  -- 4,4. Как говорится, почувствуйте разницу, хотя творение Михалкова  в  разы дороже фильма Котта. Кстати, в окружении Никиты Сергеевича высказывалось раздражение тем фактом, что «Брестская крепость» продвигается, в том числе и используя неприятие массами «Утомленных солнцем 2». Мол, сие -- заведомо некорректный прием.

4

Основные регалии. Премии «Ника»: декорации, костюмы и звук. Номинации: фильм, режиссура, Деревянко, Цыганов и Копашов, как открытие года.  Премии «Золотой орел»: монтаж и звук. Номинация – фильм. Премии блогосферы «Жорж»: российская драма и  российский экшн.

Прочая информация. Генеральный продюсер фильма - Игорь Угольников. Более всего он известен, как комик шоу «Оба-на!». Но ныне доктор Угол -- председатель Телерадиовещательной организации Союзного Государства. Любопытно, что в 1991 году он был автором проекта – «Прощание с гимном СССР», который ныне фактически является гимном РФ. Подготовка к съемкам «Брестской крепости» длилась почти 2 года. Съёмки проводились в июле-октябре 2009 года в Бресте и Пружанах. Съемки В.Башты («Кандагар»). Музыка Ю.Красавина («Царь», «Бесы»). Сборы в России $4,4 млн.  Бюджет $9 млн. Рейтинг IMDb – 7,4/2788 голосов.


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах