09.08.2012

 - Блоги

Автор: Олег Павлов


На ОНТ фильм "Волки"

Против диктатуры и памяти режиссера

«ВОЛКИ»

(10, Пт, ОНТ, 22-10)

Беларусь, 2010, 108 мин., PG. Реж. Александр Колбышев (кинодебют, сериалы "Опера. Хроники убойного отдела" и "Птица счастья"); в рол.: Дмитрий Ульянов (Кирилл Полетаев), Андрей Панин (Зиновий Петрович), Николай Спиридонов (Шурка), Владимир Гостюхин  (Кузьмич), Тамара Миронова (Анна Захаровна), Дарья Баранова (Зойка), Оксана Лесная (Клавдия Ивановна), Галина Кухальская (жена Кузьмича), Светлана Никифорова (Полина), Вячеслав Павлють (безрукий), Анатолий Терпицкий (председатель), Владимир Мороз (активист), Юрий Овчинников (Игнат)

Жанр. Приключенческая ретро-драма антисталинской направленности.

Первоисточник. Фильм поставлен по повести Александра Чекменева (род. 12.9.1936 г.), которую он написал в 1963 году. Тогда она была невостребована, а впервые опубликована в 2003 году на безгонорарной основе. Сюжет замешан на реальных событиях, причем образ Шурки автор списал с самого себя. Чекменев много лет работал кинорежиссером. Поставил и игровой фильм «Рядом с комиссаром», но большую часть карьеры провел в документальном кино. Отдавая много внимания и тому, что в киношной среде принято называть «болтами в томате» (заказные ленты). Скорее всего, он мог добиться в творчестве большего, но пострадал от «профессионального» заболевания советского кинематографа – злоупотребления «зеленым змием».  

volki5  

Повод.  30 июля 2012 года, будучи в возрасте, в котором принято строить творческие планы, постановщик «Волков», увы, скончался. Так что показ фильма по ОНТ стоит рассматривать, как  дань памяти Александру, кстати еще и замечательному актеру («Оккупация. Мистерии»).

2328_1840

Высказывая искреннее сожаление, я ничего не стал менять в своем мнении о представляемом фильме.

Выбор. Режиссер Александр Колбышев (род. 12.9.1960 г. в Горловке), к слову, ветеран войны в Афганистане, рассказывал, что испытывал проблемы с драматургическим материалом, когда на крыльце киностудии во время перекура случайно столкнулся Чекменевым. Тот предложил почитать свою давнюю повесть. Колбышев согласился из вежливости, будучи уверенным, что будь сие произведение интересным, им бы уже давно заинтересовались. Но проглядывая повесть в метро «по диагонали» понял, что затрагивает. Сценарий они писали вместе, переводя на язык кино и подстраиваясь под требования худсовета. Все сложилось удачно, фильм родился, его хвалили, однако меня все равно удивляет, что именно такой истории было отдано предпочтение. Ведь  в верхах страны заявлялось, что сегодня мало достойного кино, необходимо зрительское. И не надо быть экспертом, чтобы понять – «Волкам» нечем увлечь в кинозалы массы. В то же время, этот фильм не претендует и на лавры в области элитарного кино. Хотя в кои-то веки, от Беларуси была предпринята попытка попасть в конкурс Берлинского МКФ. Не исключено, что козырем сценария виделось то обстоятельство, что он вполне доступен по затратам. Более того, хватило денег и приглашение на главные роли узнаваемых российских актеров…

kinopoisk.ru--1620259

Концепция. Колбышев так рассказывал о замысле «Волков»: «Я давно хотел снять фильм о милосердии, о сострадании, потому что мы сегодня не задаем вопроса: зачем живем? В фильме жизнь борется со смертью, а добро со злом, спасая человека, люди, в сущности, идут на подвиг. Только он незаметен. Хотя в жизни нет ничего более значимого, чем спасти душу». А еще он отметил, что к его удивлению в Беларуси контроль оказался менее жестким, чем в России: «Свободы в творческом плане гораздо больше. Я все ждал конфликта, а меня никто не трогал».

volki  

О сюжете. Уже победно закончилась Великая Отечественная, но «провинившихся» на ней, например, попаданием в гитлеровский плен, все еще эшелонами возят по этапам. В одном из ужасных вагонов находится изможденный и больной Кирилл Полетаев, приговоренный к «четвертаку без права переписки» за якобы шпионаж. Случайно узнав, что застряв в снегах, поезд стоит на станции Вериха, от которой до родных мест рукой подать, он решается на побег. Ведь хуже все равно не будет, а шанс есть. Преследуют его не просто ожесточенно, но и с активным привлечением местного населения. Хорошо видно, что проезжие НКВД-исты ощущают здесь хозяевами. Капитан Зиновий Петрович ведет себя словно генерал. Иногда же и вовсе приходят в голову ассоциации с фашистами. Больно уж сильно прессуются попавшиеся под руку, как минимум, без учета того, что существуют родственные связи. К счастью, Кириллу помогают подросток Шурка (14-летний К.Спиридонов, «Итальянец»)  и его бабушка. Удается найти относительно надежное убежище в виде землянки на дальних болотах. Но действует беглец не рационально, ибо сильнее, чем выжить хочет увидеть невесту. Шурка отправляется к ней в дом и добивается своего, даже узнав, что там засада. Он намерен помочь Кириллу, возможно и не осознавая, насколько это опасно. Между тем местные жители практически расколоты на два лагеря. Одни ведомы состраданием, другие ослеплены коммунистической пропагандой… 

kinopoisk.ru--1620260

Стиль. Шепелявая девочка явно позаимствована из классического белорусского фильма «Девочка ищет отца».  Колбышев не скрывает, даже подчеркивает, что вдохновлялся советскими кинотрадициями. Отсюда и близкая к черно-белой картинка (но, с намеренно яркими, цветастыми вкраплениями). И партийные собрания в фильме получились убедительными. Чего, впрочем, не скажешь про историю с крысами, да и с волками тоже. Мол, зрители должны сами додумать, чтобы страшно стало, а натуралистичности здесь не место.

kinopoisk.ru--1620258

Нелепости. Известно, что съемочная группа угодила в тяжелейшую ситуацию, связав сюжет с поистине сибирской зимней погодой, которой в Беларуси давно не было. Уже рассматривались запасные варианты, когда таки пошел снег.  Я, конечно, сочувствую киношникам, но, не как зритель. В ткани фильма много говорится о больших снегах  и сильных морозах, чего картинка никак не иллюстрирует. Мне довелось пожить в Сибири, поэтому представляю, как это должно выглядеть. В «Волках» же несуразицы проявляются не только во внешних признаках, но и в настроении. Конечно же, на пар изо рта нельзя было и надеяться, но бережное отношение к сохранению тепла запросто можно было бы передать. Странно выглядят неуклюжие перемещения на лыжах, когда без них точно бы удобнее. Неуместно и проваливание под лед, и комфортное разведение костра внутри землянки. И уж совсем глупо выглядит сцена, в которой офицер, оставленный в шкафу кабинета, дабы подслушать, что говорят друг другу допрашиваемые, когда остаются одни, оказывается одетым в полушубок. Это уже близко к абсурдизму.

(фрагмент фильма)

Производство. Бюджет фильма $1 млн. Правда, 40% ушли на налоги, а часть средств съела девальвация. Тем не менее, специально для «Волков» были построены декорации, что ныне на «Беларусьфильме» редкость. Идеально подходящую для съемок деревню  нашли на севере Витебской области.

Прочая информация. Гран-при МКФ в Бердянске, где награды также был удостоен оператор Павел Зубрицкий. Гран-при фестиваля «Литература и кино" (Гатчина). На кинофестивале "Золотой витязь" --  диплом и приз Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в номинации "За верность нравственным идеалам в киноискусстве". Гран-при фестиваля белорусских фильмов в Бресте. Показ на фестивале «Московская премьера».

2010_8_19_5524_2  

За лучший игровой фильм фестиваля в Бердянске президент "Zarina-Украина" Наталья Нетовкина вручила режиссёру Александру Колбышеву   ювелирное украшение на сумму более 4 тыс. долл. США.

2a


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах