19.02.2013

 - Блоги

Автор: Григорий Скляров


Обершвабское барокко и базилика Вайнгартен

Есть такие путешествия, которые лучше всего собирать самому

Есть такие путешествия, которые лучше всего собирать самому. Никакой туристический оператор не поможет. Таких туров придумать можно бесконечное количество, но это всегда что-то небывалое и самостоятельное. Это не будет диким отдыхом, потому что лишено неизбежной однообразности. С другой стороны, в нем отсутствует репрессия и преимущества организованной группы отдыхающих под гидовым началом. К примеру, можно придумать свой Вермеер-тур. Как известно, Вермеер Дельфтский прожил мало и в год писал по две картины. Таким образом, на сегодняшний день подлинниками признаны всего тридцать четыре произведения, которые разбросаны вполне привлекательным ареалом: Германия, Шотландия, Нидерланды, США… В России Вермеера нет.

Таким же туром может быть и путешествие по югу Баден-Вюртемберга, хотя такой вояж станет не таким длительным, но тематически вполне концептуальным. Итак, обершвабское барокко…

Для немецкой культуры, как и для славянской, любое привычное со школы историческое ранжирование истории искусств всегда будет еще более условным, чем, скажем, для итальянской. К какому периоду ни относи, к примеру, Альбрехта Дюрера, никогда он не исчерпывается ни барокко, ни Возрождением, ни даже таким чисто номинальным определением как «немецкая станковая живопись». Немецкая культура настолько не укладывается в нативное прокрустово ложе обычных определений, это настолько очевидно, что всегда придумывают какие-то абстрактные и загадочные словосочетания. К примеру, в немецкой философии очень разных авторов – Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля – объединили совершенно пустым словосочетанием «немецкая классическая философия», а искусство немецких художников XVI века обозначили чисто инструментально – «немецкая станковая живопись». И никого не смущает, что в философии последователи Канта запросто могли быть завсегдатыми оппонентами гегельянцев, но еще больше умиляет прямота и логика второго названия: раньше писали на стенах, а теперь стали натягивать холст на деревянную раму – мы так и говорим: «станковая…»

Но пусть «обершвабское барокко» и остается таким же названием, хотя лучше не отмахиваться этим тривиальным словосочетанием от всей этой красоты и мысли, заключенной в архитектуре, живописи и музыки немцев того времени. Лучше туда съездить и действительно все увидеть самому.

Это все небольшая территория, и на автомобиле можно динамично посмотреть все за неделю. Правда, придется брать на себя – приятную все же – ответственность по организации маршрута. Зато можно быть уверенным, что не такие знаменитые для туроператоров места будут свободнее. Красоты там не меньше, а вот удаленность основных туристических магистралей позволит увидеть все так же медленно, как это было построено – без суеты и с наслаждением. Все же туризм – это индустрия, а туристы – это как выхлопы из ее трубы. Никто не спорит, что быстрее и комфортнее путешествовать на автомобиле, но все, все же… В общем, если нет желания отдыхать рядом с заводом, то неделя здесь лучше, чем в... Просто лучше.

Легче всего перелет «Минск – Вена - Фридрихсхафен». Далее я мог бы отсканировать специальную туристическую карту, но нет желания заниматься таким модным сейчас в среде истеблишмента плагиатом. Такие путеводители можно взять в любом туристическом бюро или в церкви. Во Фридрихсхафене можно взять напрокат машину, снять жилье и путешествовать на север до Ульма и во все стороны на запад и восток. Но в первую очередь надо съездить в Вайнгартен.

К тем, кто уже привык, что значение города и его размеры в Европе могут не совпадать, не удивится, что в Вайнгартене живет двадцать четыре тысячи человек, при этом есть знаменитый университет и самая большая базилика с северной стороны Альп. Эта базилика, построенная в барочном стиле, знаменита еще и тем, что обладает уникальной для всего католического мира реликвией: в этом храме – в мире есть только еще два таких места – хранится капля крови Христа. Но лучше говорить сразу о красоте, раз начинаем приближаться к самому этому величественному строению.

 

Итак, лучше всего припарковать машину где-нибудь в альтштадте, а потом спокойно подниматься к базилике. Эта местность в целом представляет собой умеренную всхолмленность, пересеченную пологими и просторными полями и садами, местами вяло переходящими в неуверенное взгорье. На таких местах, как правило, и строили эти барочные церкви. И здесь получается очень удивительный оптический эффект. Из-за переворачивания горизонтальной симметрии, когда более тяжелые элементы оказываются наверху, а легкие – внизу, издалека и снизу, пока к ней поднимаешься, базилика выглядит каким-то приземистым серым грибом, шапкой на горе, легшей на его макушку, как кепка слеживается на голове пролетария. И так же, как и кепка на этой голове, базилика кажется вросшей в эту голову. А если еще учесть, что эти базилики, в отличие от французских или ирландских, в меньшей степени предназначались для войны, то ни толщиной стен, ни какой-то избыточной мощью она не выпирает, но аккуратно вписывается в ландшафт, как будто завершает собой пространство. Именно завершает и замыкает, потому что не стремится вверх и не намекает ни на какое небо своими шпилями.

И ты медленно идешь в гору к этому строению. Дорога виляет, и из-за домов базилика показывается то одним, то другим мощным каменным боком; иногда приходится подниматься по ступенькам и здание не видно вовсе, когда справа и слева на несколько метров идут вверх стены, будто студеный колодец продлили вперед и назад, но небо над головою все равно почему-то зависает куцым фрагментом. Наконец, выходишь на площадку и эта мутная желтая глыба не встает – но нависает как еще один уступ горы, который можно преодолеть. И еще он не стремится симметрично продлить представляемые абстрактные края самого бугра, но находится в некотором смещении, как клавиатура вирджинала, - и в этом смысле тоже базилика пытается подражать природе.

Барокко в целом, конечно, не столько стремится к единству с природой, сколько старается не выпячивать себя.Поэтому оно не хочет устремляться вверх, хотя в Бога верит. Оно настолько верно себе, что в барокко даже ангелы не летают. Очень примечателен ангел, поддерживающий амвон: когда его видишь в реальности, то сразу бесповоротно складывается ощущение, что он висит, держась за него, как человек.

 

Также барокко не хочет быть и культурой и проводить четкие демаркационные линии, в противовес природе выстраивая свои логичные симметрии, транспарентную соразмерность, за которую не ухватиться взглядом, пусть и содержащую где-то в глубине свою страсть и энергию.

Но вот ты направляешься к воротам, пересекая площадку перед базиликой, совершенно не угадывая пространства, потому что оно не соразмерно человеческому телу. Как во сне, когда можно стараться бежать быстро и все же медленно одновременно, пересекаешь ее совершенно загипнотизированным. Ты входишь в эти массивные двери и после желтой и серой приземистой каменной мути фасада, минуя всю эту типичную предальпийскую стынь, входишь в храм – и все внутри него взрывается белым, а в этом белом сиянии – золото капителей и коралловый мрамор колонн, мощные цветовые пятна росписей, никакого сфумато и цветовой протеичности – волевые и упрямые тона, определяющие контур, оглушающие своей прямотой. От нежного свечного запаха слегка кружится голова, и непонятно откуда на тебя обрушиваются пронизывающие звуки органа. И ничего не остается, как замереть внезапно настигнутой жертвой в поливальный день и ничего больше не понимать, кроме этого тотального крещендо…

Понятное дело, что все это пленяет. Барокко в целом невероятно пленительно. Это не вертлявое кривляние маньеризма, не скучная симметрия классицизма (пусть и со своей энергией), не статуарная герменевтика лживого Ренессанса. Барокко увлекает тебя, обволакивает, не любит тебя, но стремится тебе понравится. Все эти контрасты и цветовые пятна осваивают пространство, вторгаются в твою телесность и оглушают тебя. Классицистская картина равно как и голландский пейзаж в этом смысле не вовлекает человека, не осваивает пространства – это как снимок на могильном камне: подошел, посмотрел и дальше глаз скользит, как по обоям. Барокко просто так не отпускает и настаивает на себе. Это сплошное воздействие музыки, света, цвета, запахов было, видимо, первым гезамткунстверк, появившимся еще до вагнеровского типа оперы.

Но базилика Вайнгартена очень знаменита, хотя есть еще большое количество других барочных храмов, которые действительно стоит посетить. Маршрут можно себе представить хотя бы по этой ссылке:http://www.oberschwaebische-barockstrasse.de/index.php?obs=karte.

 

 


Комментарии

Аватар

20.02.2013 12:53
Helga
ответить

Замечательная статья. Можно даже сказать, что статья о базилике в Вайнгартене понравилась мне больше, чем архитектурные прелести самой базилики. Но хотелось бы прочитать в статье об особенностях именно обершвабского барокко, в сравнении с "классической" версией. Ведь в базилике в Вайнгартене есть и элементы и классицизма, и рококо. И в целом обершвабское барокко не такое вычурное и довольно нежное и прозрачное.
Аватар

21.02.2013 20:27
Ulm
ответить

Уважаемый, Вы конечно, молодец, что пишете. Еще молодец, что думаете. Но вот то, что Вы думаете, что хорошо пишете, - это уж слишком! Тяжеловесно, вычурно, надуманно... Совсем не барокко! Ваш текст в данном опусе должен был подчеркнуть исключительность стиля, о котором пишете, необыкновенную его красоту и нарядность. А Вы увлеклись собой. За Вами барокко как-то совсем не видно. Да, и еще - я знаю несколько туристических компаний, которые уже много лет отправляют туристов по этому маршруту в индивидуальном порядке. С картами и сопроводительной информацией. И только плохой туристический оператор не поможет составить и организовать подобный маршрут. И представтьте себе в туризме работают люди, которые способны понять Ваши вычурные фразы о нативном прокрустовом ложе... Хотя она, эта фраза, напоминает больше слона в посудной лавке, чем ангелов из базилики в Вайнгартене.
Аватар

21.02.2013 21:52
Anonymous
ответить

Уважаемая Ульм, я, конечно, кругом стилистически виноват. :) Простите. К этому я давно привык, поэтому простите и за это. Также я знаю, что никогда не раскрываю тему и ни в чем не разбираюсь. :) Но: больше всего мне понравилась метафора о моей фразе как о слоне. У меня возник вопрос: что же в данном случае будет скрываться за образом посудной лавки? Где не умещается моя фраза? Что она бьет? Что разрывает? :) Это, по-моему, весьма щепетильная оговорка.
Аватар

21.02.2013 23:58
Ольга
ответить

"Тяжеловесно, вычурно, надуманно... Совсем не барокко!" Стиль Григория Склярова как раз таки соответствует особенностям стиля барокко - так о барокко и нужно писать ("барокко" вообще-то и означает "причудливый", "вычурный", "склонный к излишествам"). И если моё мнение как искусствоведа для Вас ничего не значит, то прочтите один из лучших искусствоведческих текстов на эту тему - статью М.И. Свидерской "Барокко XVII столетия. Система художественного видения и стиль".
Аватар

22.02.2013 04:35
arabesk
ответить

(offtop)Ulm,Вы живете в Ульме ?
Аватар

22.02.2013 19:28
Ulm
ответить

Как Вы догодались :)
Аватар

22.02.2013 19:37
Ulm
ответить

Ваши первые 4 предложения от 21.02.2013 - театральное самобичевание с иронией и чувством собственного превосходства над всеми смертными - вообще опускаем. Об оставшемся: уважаемый, если бы Ваши вопросы, которых Вы тут набросали множество (перебор, как и во всем остальном), были заданы с целью получить ответ, то я бы, пожалуй, напрягся и постарался бы Вам что-то объяснить. Но ответы мои Вам не нужны. Мы с Вами это знаем. Так что оставайтесь без ответов! И плодите воих слонов. Я больше Вам не пишу. Извините за беспокойство.
Аватар

22.02.2013 19:44
arabesk
ответить

:)Я живу недалеко от Вас .
Аватар

22.02.2013 19:58
Ulm
ответить

Ольга, Вы когда-нибудь видели немецкое барокко, о котором идет речь? Думаю, нет. Так что извините. Не затрепетал я от имени М.Г.Свидерской. Привык доверять своим глазам. Не люблю изучать искусство по статьям. И в переводе этого слова нет "вычурный", есть "странный". И уж тем более нет "тяжеловесный". Барокко - это всегда музыка. Тогда как опус автора, которого Вы защищаете, лишь звук стука по клавишам компьютерной клавиатуры.
Аватар

24.02.2013 00:14
Anonymous
ответить

Выскажу на этот раз и свое мнение. Прекрасный материал, что бы там ни говорили! Хотя на вкус и цвет, как говорится, и прочее, и прочее... но истина дороже. каждое предложение несет оттенок авторской самобытности, пусть порой тяжеловесной, терминологически перегруженной, но, в общем, цепляющей. короче, понравилось :)
Аватар

24.02.2013 00:21
Anonymous
ответить

И еще. а почему бы Вам, Григорий, не пройтись своим мастерским пером по белорусским достопримечательностям? скажем, наша неоготика. так как Вы - умно, ярко, основательно и вычурно, никто не напишет. было бы здорово! как Вам идея??:):):)
Аватар

25.02.2013 14:20
Ольга
ответить

Представьте себе, я видела обершвабское барокко - и базилику в Вайнгартене, и многие другие сооружения. "Привык доверять своим глазам. Не люблю изучать искусство по статьям". Расписываетесь в собственной необразованности? Как не имея самых элементарных знаний, можно о чём-либо судить? Вы неизбежно будете производить нелепые наивные суждения, чем и занимаетесь.Для понимания того, что вы видите, необходимо не только видеть собственными глазами, но и очень много читать, что, по-моему, очевидно для всех. В данном случае автор создаёт определённый стереоскопический эффект - он пытается "навалиться" на читателя, как наваливается барокко на посетиля, скажем, барочной церкви, воздействуя на него тотально, художественной массой, в которой отдельные детали не так уж важны, а важен эффект, который они создают все вместе. Барокко - это всегда музыка? Нет, барокко - это, прежде всего, театр. Обершвабское барокко действительно не типично, и эта его специфика не отражена в статье. Но автор ставил, видимо, перед собой несколько иные задачи. Здесь идёт речь, в первую очередь, о его личном переживании этого посещения Вайнгартена, а не производится его описание.
Аватар

25.02.2013 16:39
Anonymous
ответить

Спасибо за приятные слова. Насчет белорусских достопримечательностей, то я бы с удовольствием, но, к сожалению, плохо знаю страну и ее архитектуру, я мало ездил. Если бы Вы мне что-нибудь посоветовали, я бы с удовольствием посмотрел.
Аватар

25.02.2013 17:11
Ulm
ответить

Дорогая Ольга, не сердитесь!Хотя и разгневанная женщина - это все равно всегда красиво! Даже красивее, чем барокко. Спасибо, Ольга, Вы сказали то, чего я всей своей писаниной и добивался: "Обершвабское барокко действительно не типично, и эта его специфика не отражена в статье." А теперь обратите внимание на название статьи. P.S. Обещаю прочесть статью М.И. Свидерской дабы не "производить нелепых наивных суждений..."

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах