28.02.2013

 - Блоги

Автор: Олег Павлов


О фильме «Два дня»: навстречу телепоказу

В основу драматургической конструкции фильма положена извечная вражда чиновников и интеллигентов

Я уже представлял этот фильм в рубрике «Кинотуризм», но в данном случае нет акцента на турбизнес.

***

«ДВА ДНЯ»

Россия, 2011, 90 мин., PG. Реж. Авдотья Смирнова («Связь», «Отцы и дети», «Кококо»); в рол.: Фёдор Бондарчук (Петр Дроздов), Ксения Раппопорт (Мария Ильинична), Евгений Муравич (Ильин), Ирина Розанова (Лариса Петровна), Геннадий Смирнов (Виктор), Константин Шелестун (Аркадий), Мария Семёнова (Катя), Андрей Смирнов (министр), Ольга Дыховичная (Лида), Анна Пармас, Михаил Брашинский, Борис Хлебников, Анна Михалкова

Жанр. Сатирическая ироническая мелодрама с производственными мотивами.

Фактор Дуни. Дочь режиссера Андрея Смирнова («Белорусский вокзал»), внучка писателя Сергея Смирнова («Брестская крепость»), популярная журналистка и сценарист («Мания Жизели») Авдотья Смирнова (род. 29.6.1969 г.) более всего известна, как ведущая культовой телепрограммы «Школа злословия». Благодаря ей, даже объяснять не надо, кто есть в России Дуня. Да, да, она именно та самая зубастая мамзель, которая не дает спуску не только дутым звездам, но и расслабившимся подлинным. Всем известно, что Смирнова – Личность, причем и с позицией, и с репутацией. Это, конечно же, хорошо и для продвижения ее проектов, включая режиссерские, но чревато разочарованиями. Мол, если другим указываешь на недопустимость объективно «узких мест» в их произведениях, то, как сама до таковых опускаешься? Об этом думается, например, в сцене «Двух дней», когда главную героиню придавливает к земле очень уж хлипкое строение. И смотрит она из него не под тем углом, под которым вроде бы лежит. Не менее странно в этом же эпизоде, представлен и герой, к тому времени протрезвевший, но ведущий речь в пространство. Заметьте, веду речь не про режиссерский дар, который дается свыше, а исключительно про азы ремесла

2  

Женское кино. Честно говоря, не люблю, когда те сферы деятельности, в которых можно конкурировать на равных, рядятся в феминистские наряды. Но женские кинофестивали не я придумал, а именно под их влиянием ловишь себя на мысли: на экране торжество женской логики. Причем, даже в отношении мужских персонажей. Со всеми плюсами и минусами из этого вытекающими. В этом же русле стоит прокомментировать и то, что соавтором сценария «Двух дней» выступила Анна Пармас («Нежная зима»), поднаторевшая в создании комедийных шоу, вроде «Осторожно, модерн!». Это явно сказывается на емкости и броскости диалогов в «Двух днях», часто напоминающих коллекцию реприз.

3  

Замысел. Как рассказывает сама Смирнова, «несколько «Кинотавров» тому назад» Федор Бондарчук попросил написать для него и Ксении Раппопорт («Юрьев день») любовную историю. Спустя время, уже компания «Централ Партнершип» предложила написать сценарий под Раппопорт. Варианты сложились и логично «всплыл» Бондарчук, выполнивший и продюсерские функции. В основу драматургической конструкции «Двух дней» положена извечная вражда чиновников и интеллигентов. Вполне осмысленно и смешение в картине классических российских проблем с сугубо нынешними. В глобальном же смысле – ничего нового, еще одна история Золушку. Моя первая ассоциация – «Служебный роман», в котором не так уж важно, чем на работе занимались персонажи Фрейндлих и Мягкова, весомее – их статусы. В «Двух днях», на мой вкус, производственная коллизия поинтереснее любовной будет, но боюсь, это мнение непопулярно. Поясню свою позицию хотя бы тем, что центральные персонажи напоминают двух аристократов среди толпы или двух представителей одной расы среди другой. Поэтому они попросту обречены, как минимум, вызывать друг у друга горячий интерес.

1  

Место действия. Основные события фильма происходят в музее-усадьбе русского писателя Петра Щегловитова, расположенной в 400 км от Москвы. Сей писатель -- выдуманный, но его образ хорошо обставлен деталями. По ходу фильма мы узнаем и про дружбу Щегловитова с Тургеневым, и про визиты Льва Толстого и Достоевского, и про короткую, но феерическую любовь с Софьей Дорн, и про долгую семейную жизнь с Акулиной, и про «Записки охотника», и про роман «Два дня»... Ведь люди, работающие в музее, знают о Щегловитове все и хотят донести эти знания до масс. Они истинные подвижники, привыкшие терпеть нужду, но очень боятся, что местный губернатор отдаст 10 га векового леса усадьбы под коттеджи богачей, особенно с учетом наличия здесь пруда с ключами. Больно уж чиновник раскатывает губу на эти неэффективные места, тяжело перевариваемые местным бюджетом. Так что все надежды на лучшее будущее связаны с заезжим заместителем министра Дроздовым, способным перевести усадьбу в федеральное подчинение. Хотя и такая рокировка -- не панацея, ведь подобным заведениям из Москвы не разрешают вести бизнес, даже кафе открыть. Не говоря уж о перспективных проектах, вроде реконструкции псовой охоты. И не остается ничего иного, как зазывать к себе свадьбы, оформленные под коллективные экскурсии. Эти денежные, но варварские мероприятия настолько ненавистны для зама по науке Марии Ильиничны, что она из ружья палит, дабы утихомирить гуляющих.

4  

Он и она. И для типичного метросексуала Петра Дроздова именно Мария сразу же становится костью в горле. Она не хочет вести экскурсию, если большие гости ее невнимательно слушают. И решительно не поддерживает своих коллег, которые встречают замминистра и губернатора в буквальном смысле слова на коленях, шаркая конечностями по полу и утверждая, что это олицетворяет действительное положение культуры в обществе, а посему им вполне удобно. За обедом музейщики запросто сносят размышления Петра про то, что классическую русскую литературу нужно запретить для преподавания в школе, ибо это плодит идиотов. И только Мария буквально заходится от негодования, что заставляет гостя сначала вопреки своим привычкам упиться вдрызг и наделать глупостей, а потом удариться в ухаживания. Между тем у Дроздова со дня на день ожидается свадьба, а Маша сбежала в провинцию после неудачной любви с подлым женихом и теперь сторонится мужчин. Будучи решительно неприспособленной ко всякому быту, она живет в сельском доме и держит козу. Зато ей нет равных в решимости, безапелляционности и природном умении в любой ситуации оставаться очень красивой. И как в такую не влюбиться?

5  

Прочая информация. В титрах фильма выражена благодарность Великому Мастеру Великой Ложи России Андрею Богданову, агрохозяйству под патронажем Московской патриархии и другим любопытным адресантам. В экранном действе «отметились» известные персоны, например, режиссер Б.Хлебников («Сумасшедшая помощь»). Съемки проводились в музее-заповеднике Абрамцево, что в 60 км от Москвы. На финальных титрах звучит потрясающая композиция группы «Мегаполис» -- «Супертанго». Премии «Золотой орел»:  Бондарчук и Раппопорт. Номинации: фильм, съемки и Розанова.  Номинаци на премию «Ника»:  Раппопорт и Розанова. Премия русскоязычной блогосферы «Жорж» За укрепление веры в российское кино. Приз «Золотая ладья» на фестивале «Окно в Европу». Фильм-закрытие российских программ Московского МКФ. Фильм-открытие «Кинотавра». Сборы в России $0,62 млн. Бюджет $1,7 млн. Рабочее название -- «Музей».  Рейтинг IMDb – 6,8/363 голоса. Рейтинг российского «Кинопоиска» -  7,2/5648 голосов. Женская оценка лишь на четверть балла выше мужской.


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах