Морские круизы | Как выбрать свой первый круиз по морю?

Интервью с экспертом: как выбрать свой первый круиз?

Морские круизы – пока достаточно необычный тип отдыха для белорусов, в силу нашей географии не очень привыкших к морю и кораблям. Поэтому сам выбор круиза может доставить немалое беспокойство: как не прогадать с каютой, не будет ли морской болезни, комфортно ли на борту с ребенком и, наконец, сколько все это стоит? С этими вопросами TIO.BY обратился к генеральному директору компании «МАТЭП-90» Людмиле Мачульской – человеку, который действительно любит круизы, имеет большой опыт их продажи и знает все о морских путешествиях.

– Некоторые говорят, что не понимают круиз как тип отдыха: «болтаться в море» – какой это туризм?

– Большую часть времени, когда турист «болтается в море», он спит. А днем гуляет по разным городам. Нет смысла летать постоянно в Турцию и Египет: мир велик, практически для всех доступен, и его надо познавать! И если смотреть одну страну – да, ты изучишь ее детальнее. Но это же одна страна! А даже во время маленького круизного путешествия можно увидеть самые красивые портовые города нескольких стран. Пусть по одному дню, но ты сходил на экскурсию, побывал в музеях, вдохнул воздух этой страны, попробовал ее кухню и таким образом составил свое представление о городе и стране.

Еще один плюс круизов – вы путешествуете и не прыгаете из автобуса в автобус, из самолета в самолет. Поднялись на борт лайнера, пришли в каюту, развесили вещи – и не собираете их каждое утро. Легли спать в Барселоне, проснулись в Генуе – и все это в комфорте. Если проехать даже днем это же расстояние в автобусе, какие у вас силы будут вечером? А здесь вы возвращаетесь с экскурсии – поужинали, сходили в театр на Бродвейское шоу, погуляли по лайнеру, попали на мастер-класс по экзотическим танцам, подегустировали вино у известного сомелье и, наконец, провели увлекательный вечер на международной дискотеке. И все это входит в стоимость круиза. Инфраструктура многих лайнеров такова, что от нее кружится голова! За 8 дней круиза турист ее не сможет обойти. К тому же, вечером проводится множество мероприятий на любой вкус, ведь на лайнере путешествует несколько тысяч людей разных возрастов, рас и культур, у каждого – свои приоритеты и пожелания. Поэтому здесь есть сауны, бассейны, джакузи, тренажерный зал, театр, дискотеки, театр Дю Солей, спа-салоны, тарзанки, плавающие между палубами бары, ледовые катки, иногда даже стенки для скалолазания. А когда приносят газету с программой на следующий вечер – это 4 страницы формата А4: глаза разбегаются! Никто на лайнере не скучает – наоборот, сложно решить, как успеть все обойти!


  – Получается, круиз – это такой экспрессный формат: день в одном городе, день в другом. Но ведь многие туристы любят бывать в городе по нескольку дней, чтобы как следует его посмотреть.

  – Да, большинство лайнеров останавливаются в каждом порту только на один день. Есть лайнеры, чаще всего класса luxe, которые стоят по два дня в некоторых портах. Дело в том, что сама стоянка в порту очень дорогая. Из-за этого значительно повышается стоимость такого круиза.

Но вы можете подольше побыть в городе начала или окончания поездки. Например, многие круизы начинаются в Барселоне, Венеции, Афинах, Майами, где до или после круиза можно остановиться на несколько дней, посмотреть город и искупаться в море. Получается, турист успевает увидеть несколько стран, насладиться всеми возможностями инфраструктуры лайнера и отдохнуть на пляже. Если брать европейские круизные компании Costa и MSC, то на лайнеры в круизах по Средиземноморью туристы могут подсаживаться во всех портах стоянки лайнера. Для одних туристов круиз будет начинаться в Барселоне и заканчиваться там же, для других – начинаться в Савоне и заканчиваться в Савоне. В любом случае, получается 8 дней круиза.

– А турист может сойти и остаться в каком-либо порту по маршруту следования, то есть не заканчивать круиз? Например, если уж очень понравился город.

  – Может, но стоимость круиза не будет уменьшена: ведь на эти пару дней в каюту никого не подселят.

  – Как выбрать свой первый круиз, на что обратить внимание?

  – Необходимо отталкиваться, конечно, от региона мира, который вы хотите посмотреть, и от бюджета. Наиболее популярно для первого круиза Средиземное море. И, конечно, надо выбирать круиз так, чтобы он начинался в портах тех городов, в которые прилетают самолеты из Минска, Вильнюса, Варшавы, чтобы было удобнее добраться в круизный порт. Туристы, которые не знают языка или боятся авиаперелетов, могут выбрать круизы, начинающиеся из так называемого домашнего порта – из Санкт-Петербурга.

Мы советуем начинать первый круиз с тех портов, до которых легко добраться из аэропорта. Например, круизы из Савоны и Генуи могут быть не очень удобны: нужно добираться с пересадкой в Милане (правда, и круизы из этих портов чуть-чуть дешевле). А вот в Барселоне аэропорт практически в черте города – можно доехать в порт на автобусе. Такая же ситуация с Афинами и Венецией. В Неаполе порт также находится в центре города, но до него нужно лететь через Рим. А что касается продолжительности, специалисты уже подсчитали, что оптимальное время для первого круиза – 7 ночей.

Мы советуем начинать первый круиз с тех портов, до которых легко добраться из аэропорта. Например, круизы из Савоны и Генуи могут быть не очень удобны: нужно добираться с пересадкой в Милане (правда, и круизы из этих портов чуть-чуть дешевле). А вот в Барселоне аэропорт практически в черте города – можно доехать в порт на автобусе. Такая же ситуация с Афинами и Венецией. В Неаполе порт также находится в центре города, но до него нужно лететь через Рим. А что касается продолжительности, специалисты уже подсчитали, что оптимальное время для первого круиза – 7 ночей.

Некоторые туристы боятся, что приедут в другую страну, и у них возникнут проблемы с языком, они не смогут разобраться. Ведь турист добирается до лайнера сам. Но туристам рассказывают все детали, и они потом очень гордятся собой: без знания языка побывали в таком большом путешествии, сами добрались до круизного порта! В следующий круиз они уже отправляются смелее и выбирают путешествия в другом регионе мира. Ведь после круиза опять хочется в круиз, на лайнер, но по другому маршруту.

  – А почему из Петербурга, а не из Риги, Таллинна? Добираться ведь ближе.

  – В Таллинн заходят лайнеры, но там нет подсадки. В Ригу круизные лайнеры не заходят, только паромы.


  – Есть ли смысл экономить при выборе типа каюты?

  – На лайнерах всех круизных компаний есть много категорий кают: есть каюты без окна, с окном, с балконом и даже двухэтажные. Каюта с окном и без окна отличаются лишь наличием солнечного света: окно в каюте не открывается, то есть свежего воздуха не будет. Если вас не смущает свет от лампы при отсутствии солнечного, можете смело брать каюту без окна: она обойдется дешевле. Не тратьте деньги на окно! Вы все равно в каюте сидеть не будете. Балкон, конечно, другое дело: вы с утра проснулись, вышли подышать морским воздухом, вечером полюбовались на закат, а ночью дверь можно приоткрыть и не использовать кондиционер. Но это совсем другая цена!

  – Касательно цены: как еще можно сэкономить в круизе?

  – Интернет в круизе дорогой и медленный, поэтому рекомендую не пользоваться интернетом на лайнере. Старайтесь все вопросы решать на берегу – обычно Wi-Fi есть в кафе, в различных туристических местах.

Экскурсии по городам проводятся за дополнительную плату и стоит учитывать, что при заказе экскурсии на берегу до начала круиза ее стоимость будет ниже, чем на борту. Также можно сэкономить на авиабилетах: сейчас многие путешественники выбирают лоукостеры.

Планируя бюджет, турист должен учитывать, что на лайнерах еще нужно, как это принято во всем мире, платить чаевые: 12 евро в сутки на европейских лайнерах и 13, 5 доллара на американских. Деньги автоматически списываются с депозита на вашей специальной круизной карте. Это сделано специально, чтобы туристы не думали каждый раз, сколько чаевых оставить обслуживающему персоналу.

Иногда бывает, что в ваш инвойс вам могут приписать какие-то лишние расходы, списав деньги с вашего счета. Да, такое случается, это человеческий фактор, у меня самой так было. Поэтому я советую туристам через пару дней после начала круиза попросить распечатку счета (инвойса) и проверить. Обязательно нужно сохранять чеки за все, что вы оплачивали на лайнере: так персонал быстрее разберется с этой проблемой.

  – А какой круиз вообще считается бюджетным? Выбирая круиз впервые, сложно сориентироваться по цене, плюс есть мнение, что круизы - это всегда очень дорого.

  – Наверное, когда-то круизы и вправду были дорогими. Я и сама раньше так думала. А сейчас можно отправиться, например, в 8-дневный круиз по Средиземному морю или Персидскому заливу за 339 евро. Есть категория круизов, которую называют «трансатлантика» или «гранд-вояж». Например, туристы отправляются из Бразилии через всю Атлантику в Барселону – такой круиз на 18 дней стоит 525 евро. Многие лайнеры осенью уходят из Средиземноморья в теплые края: например, двадцатидневный круиз из Савоны в Дубай на лайнере Costa Mediterranea 5* стоит 769 евро с портовыми сборами: туристы посещают Италию, Грецию, Иорданию, Израиль, Оман и Эмираты. Если посчитать стоимость одних суток пребывания на лайнере, то даже с чаевыми получится дешевле, чем отдых в Турции и других популярных странах. Напрашивается вывод: уже пришло время менять формат отдыха и познавать мир!

 
Часто новички путаются: в чем разница между путешествием на пароме и на круизном лайнере?

  – Лайнер – это даже не отель, а курорт на воде с богатой инфраструктурой и множеством мероприятий. А паром – это как поезд или рейсовый автобус: он вас забрал в Таллине – полтора-два часа – и вы в Хельсинки. Все это с вещами. Когда вы путешествуете на лайнере, ваш чемодан заберут у Вас в порту и принесут к каюте, а в конце круиза снесут в терминал. Его нужно будет получить на суше в соответствии со своей багажной биркой. На пароме все эти услуги за дополнительную плату. Питание тоже за дополнительную плату: завтраки обычно стоят 12 евро, ужины – 32 евро. Бесплатно на пароме караоке, музыка – можно потанцевать. Конечно, море с парома выглядит также красиво, как и с лайнера, но на последнем путешествовать комфортнее и романтичнее: там всего много и все включено.

  – Чем отличаются all inclusive круизный и отельный?

  – В круизе в стоимость включены питание и перекусы, за исключением алкогольных и прохладительных напитков. Еще один важный для некоторых момент: когда вы в отеле приходите на завтрак, у вас спрашивают, из какого вы номера, и помечают в списках, и второй раз вы на завтрак уже не пройдете. На лайнере – хоть десять раз заходи, пей и ешь, сколько хочешь. В отличие от отеля, на лайнере можно взять еду на шведском столе и кушать за столиком на свежем воздухе на палубе или в каюте – где угодно.

Питание в ресторанах, кроме ресторанов a la carte, тоже входит в стоимость. Я рекомендую всем туристам идти на ужин именно в ресторан (хотя шведский стол обычно работает и в это время). Ведь – если честно – как часто мы ходим дома в ресторан? Поэтому я всегда советую туристам: обязательно ужинайте в ресторанах, где обслуживают официанты! Да, порции небольшие, но и вас никто не ограничивает: можно взять два, три блюда. Посмотрите , как сервируют столы, как обслуживают официанты. Ужины в ресторанах обычно расписаны на смены: даже большие рестораны не могут рассадить одновременно несколько тысяч гостей. Пока часть пассажиров ужинает в ресторане, другие идут в театр (обычно представление длится час-полтора), а потом смены меняются местами. Есть альтернативные тематические рестораны: там питание входит в стоимость, но забронировать столик стоит от 25 евро с человека. После ужина, если вы находились, натанцевались и снова голодны – можете зайти, например, на шведский стол.


 
Какие есть нюансы при выборе круиза для путешествия с ребенком?

  – Круиз с ребенком – это просто сказка. На лайнерах есть детские клубы по возрастам, в которых работают воспитатели и детские аниматоры. Практически все круизные компании при размещении в трех-четырехместной каюте делают огромную скидку для детей: за детей до 18 лет платятся только портовые сборы, даже в дорогих круизах. Например, за 20-дневный круиз это может быть всего 200-240 евро. С детьми занимаются аниматоры, на шведском столе и в ресторанах есть детское питание.

Интересны также корпоративные мероприятия на лайнерах. Некоторые компании вывозят сотрудников за границу на различные семинары. Это выгодно делать на лайнере: продолжительность круизов – от 4 дней. На лайнерах есть конференц-залы и различные помещения, использование которых вместе с оборудованием для семинаров бесплатно. Еще один важный нюанс: питание входит в стоимость, а спиртное – нет. Меньше шансов, что кто-то утром придет на семинар с больной головой.

Юбилеи, праздники тоже очень удобно проводить на лайнере: масса развлечений, питание включено, платить нужно будет только за спиртное. Это разумное сочетание мероприятий и состояния гостей после их окончания. К тому же зачастую это дешевле, чем снимать отель. Кроме того, такой формат проведения мероприятия намного престижнее, комфортнее, интереснее. Да и меньшие финансовые, временные и другие расходы для организаторов.

Иногда на лайнерах проводят свадьбы. На многих лайнерах есть церковь для венчания, где церемонию - конечно, символическую – проводит капитан. И, опять же, не нужно приглашать тамаду, не надо думать, чем занять гостей.

  – Могут ли быть проблемы с укачиванием? Если человека, особенно ребенка, укачивает даже на качелях или в поезде – о каком круизе может идти речь?

  – Гарантируют отсутствие качки следующие факторы: первое – это наличие антикачковой системы, которая старается удерживать лайнер в равновесии в случае волнения моря. Второе – скорость лайнера – всего 40-45 км/ч, что также обеспечивает плавность движения. Третье – практически все передвижения из порта в порт происходят ночью, а вы в это время спите. Если даже немножко и покачивает – это как ребенка в колыбели. Четвертое – если даже вам будет некомфортно, то на рецепшене лайнера вам предложат таблетки от укачивания. И пятое – можно решить проблему проще: выпить 100 грамм спиртного – и вы будете качаться в унисон с лайнером! Смеюсь!

Да, иногда где-то может быть шторм. Но в круизных компаниях обычно очень квалифицированные сотрудники метеослужбы: они сообщают капитанам о сложных ситуациях в том или ином регионе моря. Тогда капитан уводит лайнер от опасного места. У нас была ситуация два года назад: туристы отправились в круиз по Юго-Восточной Азии. Мы открывали им многократную вьетнамскую визу (да, Вьетнам для белорусов безвизовый, но это касается разового въезда, а туристы должны были посетить Вьетнам два раза). Был шторм, и лайнер не зашел ни разу во Вьетнам. Говорят – да, было страшновато, но и интересно, а фотографии получились просто потрясающие. Все остались живы здоровы и впечатлены круизом! А в прошлом году были тайфуны и шторма на Карибах. Там всегда очень много кораблей, и ни об одном не было плохих новостей!

 
– А часто ли белорусы вообще бронируют круизы?

  – Белорусы – осторожные люди. У них очень много разных надуманных опасений в отношении чего-то нового. Занимаясь круизами уже более 10 лет, могу сказать, что все больше и больше туристов посматривают в сторону круизов. Сначала многие из них отправляются в паромные туры, получают первые впечатления от морского путешествия, и потом выбирают круизы на лайнерах. Приятно констатировать и тот факт, что многие круизеры, путешествовавшие на круизных лайнерах, выбирают новые маршруты и лайнеры. Самые опытные покупают круизы заранее. Сначала они оплачивают 30-35-процентный депозит, а остальное – за месяц-полтора до начала круиза. Можно доплачивать потом и по частям. Американцы, японцы, китайцы – как самые опытные круизеры - покупают круизы обычно за год-полтора (а для них, кстати, очень лакомый кусочек – круизы по Европе). Потом они подбирают авиабилеты по акции – и экономят на этом. Бывают и «горящие» круизы. В этой ситуации туристам надо иметь визу, потому что, к сожалению, для белорусов многие страны – визовые. Часто встречаются «сладкие» цены на круизы по Средиземноморью, Эмиратам, Юго-Восточной Азии и Карибам.

 
Какие еще есть отличия между круизом и отдыхом в отеле?

  – Лайнер было бы правильнее сравнить даже не с отелем, а с курортом, причем курортом с развитой инфраструктурой и прекрасным сервисом. Например, требование руководства лайнера таково, что ни один член команды не может появляться в общественных местах суровым. Если не дай бог он нагрубил гостю – его немедленно спишут на берег! Когда выходишь из каюты, не важно какой – без окна, с окном, с балконом - в коридор, все пассажиры здороваются, улыбаются. Все очень вежливы: на лайнере особый дух. И сам лайнер – это дворец. Можно взять для себя любимой красивые наряды, которые давно ждут, когда вы их «выгуляете» и быть на лайнере принцессой! Это особенно приветствуется на лайнерах 5-6* luxe. Американки, например, любят ходить в бриллиантах, устраивать фотосессии. Правда, гости лайнера покупают не все свои фотографии, потому что их стоимость от 15 до 20 долларов. Но ведь теперь каждый из нас сам себе фотограф: все делают селфи или просят сфотографировать.

Вообще, на лайнерах многих круизных компаний строгого дресс-кода нет. Для вечерних мероприятий рекомендуют (но не требуют!) для девушек и женщин коктейльные платья, а для мужчин – брюки и сорочку. Галстуки не обязательны. Главное, чтобы вы чувствовали себя комфортно!

Вопреки стереотипу, дни в море – это не плохо. Наоборот, когда лайнер в море, вы отдыхаете, и у вас есть время, чтобы познакомиться со всей инфраструктурой лайнера и воспользоваться ею, побывать везде: бассейны, сауны, джакузи, аквапарк, серфинг, тарзанка, тренажерный зал, поле для мини-гольфа и т.д., ведь все это уже оплачено. За дополнительную плату будут только услуги спа-салонов и казино. Команда лайнера делает так, чтобы у туристов не было пассивного отдыха. Они проводят различные мероприятия: уроки танца, мастер-классы по кулинарии, конкурсы. Поэтому эти дни у туристов так же наполнены, как и дни на берегу.

Туристы, которые однажды «попробовали» круиз, едут и во второй, и в третий раз, меняя только лайнеры, компании и регионы мира. Путешествие на лайнере – это возможность бюджетно и комфортно не только отдохнуть, но и посмотреть несколько стран. Поэтому альтернативы круизам я не вижу.


Новости

Вверх