Исландия в «не сезон»: зачем ехать зимой и как все организовать

Исландия в «не сезон»: зачем ехать зимой и как все организовать

DSC_6760.JPG

Зачем ехать из холодного Минска в еще более (как принято считать) холодную Исландию? Честно говоря, нас на это сподвигло сочетание дешевых билетов и необычности направления. Хотелось чего-то нестандартного и красивого.

Считается, что зима – не сезон в Исландии: еще большая, чем обычно, переменчивость погоды, холод и короткий световой день. Особенно пугали последним – настолько, что мы были удивлены: оказывается, светло тут не час и не два, а целых шесть! Не намного меньше, чем в Минске, кстати. Разве что светает чуть позже – примерно в начале десятого. Зато летом тут белые ночи – это, несомненно, плюс более популярного сезона.

Подготовка к поездке, или как мы отложили полбюджета на машину

Итак, все началось с билетов. Туры в Исландию стоили, естественно, дорого, и тут то ли мне, то ли моему спутнику абсолютно случайно попались на глаза дешевые билеты. Wizz Air из Вильнюса в Рейкьявик за прекрасные 62,5 евро туда-обратно. А если купить карту Wizz Priority, то за 42,5. Так мы и сделали, решив, что карта в любом случае пригодится. Система такая: карта стоит 30 евро, при этом у нас она скидывала по 10 евро с обоих билетов и в обе стороны (то есть в сумме скидка составила 40 евро на двоих). Получается 10 евро чистой экономии и неплохие последующие скидки на полеты с «Виззами».

Естественно, выбранный нами самолет – лоукост: минимум багажа, отсутствие питания на борту и не самое удобное время прибытия. Но мы уже начитались о стране, и поездка из разряда «ну, почему бы и нет» превратилась в настоящую мечту. Пожалуй, такое произойдет с каждым, кто даже просто полистает фото по соответствующему запросу в поисковике.

Мы немного тянули с оплатой, но тикеты не росли в цене, и в итоге заветные квитки были у нас в кармане (точнее, на электронной почте).

А потом мы посмотрели цены на жилье. И после этого решили жить по каучсерфингу. Создали себе странички – именно две, чтоб можно было отправлять больше запросов. Убили полтора вечера на их заполнение. Но, видимо, не в нашу пользу сыграло отсутствие отзывов. Нас игнорировали все. Даже парень, которому мы пообещали белорусского пива, и пенсионер, принимавший почти всех. Мы ждали до последнего, но чуда не произошло.

Вместо страданий по упущенному жилью мы занялись стыковками. В Вильнюс решили ехать на «Минсктрансе». С билетом Вильнюс-Минск было сложнее: прилет в час ночи, ждать автобуса до утра не хотелось. Нашли Ecolines за 24 рубля, отправлявшийся через час после нашего прилета. Что ж, остается надеяться, что рейс не задержат.

Все, кто хоть немного интересовался темой путешествия по Исландии, знают, что без машины там делать нечего. Если летом теоретически возможно ездить автостопом, то зимой как-то не хочется. Туристические автобусы есть, но передвигаться на них не очень удобно: появляется привязка к расписанию движения и улетучивается возможность останавливаться в любых понравившихся живописных местах. Выход один – аренда авто.

Этот пункт стал, пожалуй, самым сложным в организации поездки. Для начала мы начитались историй о том, как люди оформляли страховки, якобы покрывавшие все, даже ДТП, а затем с них требовали заплатить за трещинку на стекле из-за отлетевшего камушка. Потом стали почти экспертами в сфере автостраховок. Потом нашли сайт на русском – это была компания Budjet  - чтоб наверняка: прочитали условия там. И только потом забронировали машину. Бронь можно было отменить, но не позже чем за 2 дня до получения авто – иначе штраф 40 евро.

DSC_6662.JPG

Помимо нюансов со страховкой, есть еще несколько: у большинства компаний есть так называемая «доплата за молодого водителя», обычно 10 евро в день. Понятие о молодых водителях у всех контор разные: где-то это 18-19 лет, а где-то доходит до 25. Также есть доплата за второго водителя -  5 евро в день. Отдельно оплачивается и GPS-навигатор – обычно 10 евро в день. Но мы скачали оффлайн-карты Maps.me, а GPS на телефоне даже без интернета довольно сносно показывает текущее местоположение.

А еще при аренде авто нужно оставлять залог: определенная сумма, зависящая от компании, блокируется на карте. Разбежка большая: от нескольких сотен долларов до двух тысяч. У нас заблокировали 290$, причем узнать точную сумму заранее было нельзя – мы исходили из примерных подсчетов. Аренда самого простого авто на 3 дня в сумме обошлась в 75$, страховка - 125$. Она покрывала все, кроме крыши и части под машиной, то есть нужно было осторожно ездить по каменистым дорогам и возле гор с опасностью падения камней. Из крупных автомобильных расходов еще нужно отметить бензин: литр стоит в районе 2$. За поездку набегает немало.

DSC_6470.JPG

Машину было решено брать в аэропорту, потому что билет на автобус до Рейкьявика стоил 27$ с человека: на машине получалось быстрее, удобнее и дешевле. А еще нужно учитывать, что карточка, по которой вы планируете расплачиваться, должна быть зарегистрирована на водителя: на ней будет заблокирован залог, ею же вы будете потом платить за авто (нам, к слову, разрешили сделать это частично в счет залога, когда на карте не оказалось достаточной суммы). Белорусские права, кстати, можно использовать без проблем.

В день вылета мы забронировали на Booking самый недорогой хостел – получалось около 30$ с человека в сутки.

«Золотое кольцо»: национальный парк, водопад, гейзеры и кратерное озеро

В первый день мы прилетели, когда уже стемнело, поэтому просто проехались по Рейкьявику, оценили его довольно оживленное движение и легли спать, уставшие от перелета. Путешествие ожидало нас утром следующего дня.

Изначально на самый известный туристический маршрут – «Золотое кольцо» Исландии - было решено потратить оба полных дня, чтоб никуда не спешить и все посмотреть, а первую часть последнего дня оставить на Рейкьявик. Но в итоге мы успели объехать «кольцо» за день, хоть и вернулись уже затемно. Длина маршрута колеблется в районе 250-300 километров – зависит от того, будете вы где-то срезать или найдете что-то интересное на более длинных участках дороги и отправитесь туда. 

На маршруте «Золотого кольца» есть четыре основные точки – самые раскрученные и популярные в Исландии: парк Тингведлир (Þingvellir), долина гейзеров Хёйкадалюр (Haukadalur), водопад Гюдльфосс (Gullfoss) и озеро Керид (Kerið).

Снимок экрана от 2017-12-11 10-54-40.png

Национальный парк Тингведлир – сердце Исландии – внесен в список наследия ЮНЕСКО и знаменит в основном за счет двух фактов: здесь был основан первый парламент Исландии и здесь же проходит граница двух литосферных плит, которые ежегодно удаляются друг от друга на несколько миллиметров. 

DSC_6420.JPG

По некоторым разломам можно даже погулять, а часть впадин заполнена водой, которая зимой замерзает. Также на территории парка расположено самое большое природное озеро Исландии – Тингваллаватн.

DSC_6444.JPG

Парк бесплатный, как, впрочем, почти все природные достопримечательности Исландии. Парковка стоит 5 долларов; заплатив, можно оставить машину хоть на весь день. Оплачивать парковку нужно по карте в специальном аппарате рядом с паркингом, либо наличными в инфоцентре. Квитанцию нужно будет положить перед лобовым стеклом машины изнутри – по парковке ходит проверяющий и смотрит бумажки. С аналогичной системой мы сталкивались и на других платных парковках. На заправках платить тоже нужно по карточке, причем выбирается не количество литров, а сумма, на которую хотите заправиться. 

DSC_6456.JPG

По дороге попадается множество живописных мест.

DSC_6480.JPG

Следующая точка маршрута - долина гейзеров Хёйкадалур. Пар видно издалека, он идет из-под земли, и даже некоторые лужицы тут кипят. 

DSC_6521.JPG

Здесь расположены два крупных действующих гейзера – Строккур и Гейсир. Первый более популярен среди туристов, потому что «выстреливает» каждые 5-10 минут. Зрелище впечатляет и усиливается ожиданием: ну вот же, бурлит, когда уже выстрелит? Наверху застыл квадрокоптер с камерой. Толпа туристов, вооруженных камерами, проверяет реакцию: успеют ли нажать на кнопку, когда начнется «извержение». А вот Гейсир непредсказуем – может фонтанировать несколько раз в сутки, а может затихнуть на годы.

На пути к следующей туристической точки нам попадается несколько ферм, где в пасутся мохнатые лошади - можно подойти и погладить. 

DSC_6493.JPG

Следующая локация – знаменитый водопад Гюдльфосс. Он состоит из двух ступеней, высота верхнего уровня — 11 метров, нижнего — 21 метр. С водопадом связана история: в свое время его хотели использовать как источник электроэнергии, но хозяин участка, на котором находился водопад, сказал, что не продаст друга. Потом за неприкосновенность водопада боролась его дочь, которая затем передала право владения своему брату.

DSC_6556.JPG

DSC_6577.JPG

Возвращаемся мимо долины гейзеров, сворачиваем на дорогу №35 и движемся в сторону кратерного озера Керид, которое считается одним из самых красивых кратерных озер в мире. По заледеневшей глади воды спокойно можно ходить – лед достаточно толстый. Кстати, это единственная природная достопримечательность, за посещение которой пришлось заплатить – 4$ с человека. Но за осознание того, что ты сейчас стоишь на ледяной поверхности в кратере вулкана, можно заплатить и больше.

lOpfgSaGljg.jpg

На обратном пути, уже в темноте, мы ненадолго заглянули в деревню Кверагерди, известную тем, что благодаря теплу термальных источников здесь выращивают фрукты.

Южные земли северной страны

Во второй день было решено исследовать южную часть острова: черный пляж Вик, водопады Селйяландфосс и Глюврафосс. И, конечно, просто полюбоваться горной местностью к востоку от Рейкьявика, поскольку в предыдущий день мы проезжали эти места уже в темноте. Путь наш лежал по уже знакомой дороге мимо деревни Кверагерди.

Снимок экрана от 2017-12-11 10-50-27.png

После города Сельфосс, если верить карте, находился водопад Урридафосс, упоминания о котором до этого мы не встречали. Мы решили поверить карте и завернули на дорогу №302 – до водопада примерно полкилометра.

То, что мы увидели, поразило нас: удивительно, что о таком потрясающем месте не пишут во всех подряд путеводителях. За счет тумана кажется, что вода течет прямо из воздуха. 

DSC_6708.JPG

DSC_6696.JPG

Следующий пункт назначения – водопады Селйяландфосс и Глюврафосс. Селйяландфосс – очень известный водопад, достигающий в высоту 60 метров. Он еще знаменит и тем, что позади его есть глубокий отступ, по которому можно передвигаться, чтоб посмотреть на водопад со всех сторон. Но зимой зайти на отступ нельзя.  

DSC_6716.JPG

Селйяландфосс и Глюврафосс находятся близко друг к другу – пешком можно дойти за несколько минут. Туристы поднимаются по скользким горам, чтобы лучше рассмотреть водопад,который "спрятался". 

DSC_6754.JPG

Поднимаемся тоже. Сверху открывается живописный вид.  

DSC_6742.JPG

Отправляемся дальше по направлению к знаменитым черным пляжам Вик. Слева где-то среди гор спрятался знаменитый вулкан-ледник Эйяфьятлайокудль, наделавший шуму в 2010. 

DSC_6786.JPGЗдесь берет начало река Скоугау (Skógá), на которой находится водопад Скоугафосс – следующая точка нашего путешествия.

Вода срывается с 60-метровой высоты, а туристическая тропинка позволяет подняться до того места, где поток из горизонтальной плоскости переходит в вертикальную. Затем туристы могут подняться к перевалу Фиммвюрдухаулс (Fimmvörðuháls), который проходит между ледниками, а потом тропа спускается с другой стороны долины Тоурсмёрк (Þórsmörk) и продолжается известными туристическими маршрутами Лаугавегур (Laugavegur) и Ландманналаугар (Landmannalaugar).

DSC_6799.JPG

Наша следующая локация – знаменитые черные пляжи у деревни Вик. Летом здесь живут забавные птицы тупики, но зимой их не сыскать. У океана очень холодно, дует шквалистый ветер, но зато как нигде чувствуется природная мощь. Стоишь на самом юге северной страны, вглядываешься в Атлантику – впереди тысячи километров моря и только моря – потрясающее и пугающее чувство.

DSC_6818.JPG

Обратно, как обычно, приходится ехать уже по темноте. На завтра запланирован Рейкьявик.

Рейкьявик: яркие домики и лаконичный север

 Столичные дома радуют эстета знаменитым скандинавским стилем, который ничем не спутаешь. Говорят, скандинавы так тщательно подходят к организации и украшению домов, поскольку часто страдают от депрессий из-за серости севера и пытаются таким образом сделать пространство вокруг ярче. Не верится, что, живя среди такой потрясающей природы, кто-то может находиться в депрессии.

DSC_6951.JPG

В Рейкьявике можно прогуляться по набережной или свернуть на небольшие улочки, усеянные магазинчиками с сувенирами и уютными жилыми домиками. Среди них светит шпилем знаменитая нестандартная церковь с труднопроизносимым названием Хадльгримскиркья. 

DSC_6868.JPG

Подняться на один из символов города стоит 9$ с человека. Покупаем два билета и – сюрприз! – контроля нет, всё по-европейски: билет ты покупаешь для себя. Поэтому, если с финансами все плохо, а совесть позволяет, то посмотреть на Рейкьявик с высоты птичьего полета можно и бесплатно.

DSC_6863.JPG

Неподалеку здесь находится подогреваемый пляж Nautholsvik, который дарит шанс искупаться в Атлантическом океане всем своим посетителям. Но нам он его не подарил: по вторникам пляж закрыт. В Голубую лагуну мы тоже решили не ехать: во-первых, было достаточно прохладно, а во-вторых, мы заметили на лобовом стекле какую-то щербинку и тут же решили, что страховка нам не поможет и придется платить за ущерб. Билет в Лагуну обошелся бы в 120$ на двоих. А в итоге это пятнышко никто даже не заметил. В общем, будет повод вернуться.

Шопинг: полцарства за исландский свитер

Считать деньги здесь очень удобно: 1$ примерно равен 100 исландским кронам (обозначаются ISK). То есть, чтобы перевести цену в доллары, нужно просто убрать два нуля.

Каждый, кто собирается в Исландию, слышал истории о том, как путешественники оставляют в магазинах баснословные суммы за корзинку еды. Поэтому было решено взять с собой некоторые продукты: овсянку, грецкие орехи, немного сладостей и гречневые хлопья. Самые бюджетные супермаркеты Рейкьявика – Bonus и Kronan, там мы купили хлеб за 1,6$, полкило сосисок – около 4$, традиционный исландский йогурт (хотя на самом деле это не совсем йогурт) скир за 2$ и знаменитый хаукарль – вяленое мясо акулы с отвратительным запахом – за 15$. Акулы было съедено два куска – на большее хватит, наверное, только настоящего исландца.

Из-за чего действительно приходится грустить, так это из-за цен на сувениры и традиционные исландские атмосферные вещицы. Свитеры за 200-300$, пледы больше чем за 100$, книги за 50$ и выше, обычные сувенирные фигурки примерно за ту же сумму.

DSC_6543.JPG

А вот, например, открытка за 30$.

DSC_6582.JPG

Среди необычных сувениров (по крайней мере, для наших широт) продают много всего из лавы и с добавлением лавы - подсвечники, мыло, соль, магниты.

DSC_6545 (копия).JPG

Алкоголь в Исландии продается в отдельных специализированных магазинах, к тому же у нас в цене была только ручная кладь, поэтому мы набрали алкоголя в duty-free. Традиционным исландским считается Brennivin – крепкий напиток на основе картофеля и тмина. Говорят, он обладает не самым приятным вкусом, но мы купили две бутылки в качестве сувениров, а также захватили исландского пива: рядом с Tuborg долларов за 10 нашли что-то местного производства за 3$. А еще здесь есть маленькие ликеры с обманчивым названием «64°» - бутылочка 20мл за 4$ - в самый раз на пробу. Есть со вкусом ревеня, вороники и черники (на наш взгляд, самый вкусный).

Если возникает вопрос, ехать ли зимой в Исландию – определенно ехать. Особенно если с деньгами у вас постоянные накладки, а посещение ледяного острова перекочевало в разряд мечты. Цены на жилье и аренду автомобиля снижаются в 2-3 раза, потому что «не сезон», плюс появляется шанс словить дешевые авиабилеты. Притом в декабре здесь не холоднее, чем в Минске, разве что возле океана – из-за ветра. И день длится все же не 2 часа, а 6-7. А что еще нужно, чтоб почувствовать себя исследователем северных широт?

DSC_6780.JPG

Своим видео об Исландии с нами поделились путешественники Евгений Боровик и Ольга Терентьева:

Новости

Вверх