Можно ли проводить розыгрыши в соцсетях?

Розыгрыши в соцсетях: как организатору не попасть на штраф, а участнику — на развод

Можно ли проводить розыгрыши в соцсетях?

Продвигать свою компанию в соцсетях - это относительно дёшево, и при этом действенно: за хостинг платить не надо, а охват при должном старании и навыках может быть просто бешеным. И лучший, пожалуй, способ привлечь побольше подписчиков в группу — розыгрыши: лайкни, репостни — и выиграй кружку. Ну, или тур в Египет. Но здесь есть много подводных камней как для организаторов, так и для участников розыгрышей (об обманутых участниках - в конце материала).

Главный вопрос: можно ли вообще проводить розыгрыши в соцсетях?

В материале “Минск-Новости” ( “Минторг: все рекламные игры с розыгрышем призов в соцсетях – незаконные”, 2015) рассказывается, как один из участников розыгрыша, проведённого в соцсети, обратился с жалобой в Минторг - ему показалось, что организатор сжульничал и отдал приз своему другу. Минторг обнаружил, что рекламная игра проводилась без регистрации, налицо нарушение законодательства. Дело в суде, организатора конкурса штрафуют на пару миллионов - слава богу, старых - белорусских рублей.

При этом, если обратиться к Положению о проведении рекламных игр на территории Республики Беларусь, можно увидеть следующее:

Не являются рекламными играми: конкурсы и иные подобные мероприятия, для участия в которых не требуется осуществление заказа, приобретение или использование товаров (работ, услуг) и (или) представление документов, подтверждающих их заказ, приобретение или использование, в том числе проводимые:

...На сайте в глобальной компьютерной сети Интернет, доступ к которому предоставляется без взимания платы и заключения договора, юридическим или физическим лицом, являющимся владельцем этого сайта. (абзац введен Указом Президента Республики Беларусь от 07.10.2013 N 458)

Обычно розыгрыш в соцсетях — это действо из разряда «вступи в группу / сделай репост / поставь лайк / отметь друга под постом / добавь в друзья». Либо несколько вариантов сразу. Факт в том, что лайки и репосты не требуют финансовых затрат. Почему тогда людей штрафуют?

За комментарием мы обратились в МАРТ - Министерство антимонопольного регулирования и торговли. Там нас отправили изучать недра официального сайта министерства. В разделе “Деятельность” -> “Регулирование рекламной деятельности” есть раздел “Рекламные игры”, а там - раздел “Вопрос-ответ”.

В нём сказано, что рекламные мероприятия, проводимые с использованием социальных сетей (условия участия - быть подписчиком группы в соцсети, сделать репост или разместить фотографию на странице в соцсети в группе с хештегом, а также проводимые владельцем сайта у себя на сайте среди авторизированных пользователей социальных сетей), с розыгрышем призов, являются рекламными играми. Но почему? Ответ - так как проводятся лицом, не являющимся владельцем сайта соцсети (в Указе так и сказано - “Не являются рекламной игрой розыгрыши, проводимые юридическим или физическим лицом, являющимся владельцем этого сайта - это есть и в выдержке выше). Вы же не Цукерберг! Значит, для вас это не что иное, как рекламная игра - и, получается, не зарегистрированная по правилам. А зарегистрировать рекламную игру, которая проводилась бы с использованием соцсетей, не представляется возможным, сообщается в этом же разделе сайта МАРТ. Так что легально разыграть тур за репост нельзя.

За проведение рекламных игр с нарушением законодательства предусматривается штраф в размере от 20 до 500 базовых величин.

Но все же разыгрывают! 

И, получается, нарушают закон. Мы узнали у нескольких знакомых администраторов групп в “ВКонтакте”, не связанных с туризмом, знают ли они о возможности получить за это штраф за то, что проводят розыгрыши.

“Я сам конкурсы редко делаю, но вообще да, если кто-то пожалуется в Минторг, то штраф могут хороший дать. Года полтора назад “Макдональдс” оштрафовали за конкурс в “ВКонтакте” на 1000 рублей, кажется”, - рассказывает администратор паблика, на который подписано более 60 тысяч человек (если быть точным, “Макдональдс” оштрафовали на 100 базовых величин, - Прим. ред.).

“Я администратор нескольких групп в “ВКонтакте”, в самой крупной состоит 23 тысячи человек. Да, мы знаем, что проводить розыгрыши в соцсетях нельзя, но нас скорее оштрафуют, например, за незаконное размещение рекламы, чем за это. Я знаком с некоторыми администраторами крупных групп различных компаний и брендов - как государственных, так и частных - и никто не занимается официальной регистрацией конкурсов”. Действительно, розыгрыши в соцсетях можно увидеть, например, у различных спортивных федераций.

“Думаю, что розыгрыш всякой мелочи раз в неделю мало кого интересует. Это же не айфоны. Если мы разыгрывали что-то крупное, то регистрировали рекламную игру на сайте - купи что-то, зарегистрируйся, и можешь выиграть. Но вроде там все легко, правда, время занимает, ради какой-то мелочи этого делать не будешь. Просто мелочи никто и не мониторит, и жалоб на них нет. А вот если кто-то не выиграл айфон, может взять и подать жалобу просто из вредности”, - рассказывает администратор третьего паблика, 21 тысяча подписчиков.

К слову - если вы морально готовы и отложили деньги на возможный штраф - у “ВКонтакте” тоже есть свои правила розыгрышей, и если ими пренебречь, группу могут заблокировать. Например, по правилам нельзя стимулировать людей подписаться на свою личную страницу или на более чем одну дополнительную группу.

А можно ли провести розыгрыш призов, не нарушив закон?

Проводить розыгрыши без страха и риска можно на сайте компании. Причём если мероприятие не направлено на стимулирование продаж или реализации товаров-услуг, а организатор для участия не требует подтверждения их приобретения или использования, то регистрировать в Минторге конкурс не надо. Он и рекламной игрой не будет, поскольку относится к тому отрывку из “Положения…”, который приведён курсивом в начале материала. Важно, чтобы доступ к сайту был свободным и бесплатным.

Что касается соцсетей - там можно разместить рекламу розыгрыша и поставить активную ссылку на сайт. Но учитывайте, что конкурс не должен проводиться “владельцем сайта у себя на сайте среди авторизированных пользователей социальных сетей”. Закинуть в соцсети ссылку на свой сайт и разыграть приз между репостнувшими эту запись - нельзя.

рекламная игра и рекламная акция

Пример анонса рекламной игры (не акции, но акцию можно оформить так же - это не будет нарушением). Рекламная игра зарегистрирована в МАРТ, документ есть на сайте компании-организатора. О том, как зарегистрировать рекламную игру, можно прочитать в "Положении...", ссылка на него - в начале материала.

Также не являются рекламной игрой “рекламные акции в форме проводимых в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг) мероприятий, в процессе которых все их участники, выполнившие условия ..., получают одинаковые подарки”. То есть, рекламной игрой не считаются акции, где абсолютно все участники гарантированно получат подарки, и регистрировать такое не нужно. Причём в этом случае стимулировать продажи можно: даже если для получения кружки нужно купить тур на Сейшелы - всё в порядке, главное, чтобы вы могли обеспечить кружками абсолютно всех туристов, которые теперь решили отдохнуть на островах. Но, опять же, в соцсетях можно разместить только анонс акции, а разыгрывать скидку за репост - это не совсем по закону.

“Рекламное мероприятие, при проведении которого все его участники, выполнившие одинаковые условия (например, купившие определенный товар или купившие любые товары на определенную сумму) получат одинаковые подарки, является рекламной акцией, при условии неограниченного количества выдаваемых подарков в период всего срока проведения рекламной акции”, - говорится на сайте МАРТ. А рекламные акции регистрации не подлежат, говорится там же.

А ещё в соцсетях можно размещать рекламную информацию - но именно рекламу, без реализации товара или услуги через соцсеть. “Если в рекламе в соцсети указан номер телефона, по которому можно заказать товары-услуги, мы рассматриваем это как торговлю по образцам, осуществляемую с нарушением законодательства”, - говорит начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Республики Беларусь Ирина Барышникова в интервью “Минск-Новостям”. При публикации рекламы интернет-магазина в соцсетях необходимо указывать наименование (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя) рекламодателя, его УНП.

Читайте также: Немецкая компания требует денег у белорусского турагентства за фото «с просторов интернета»

К слову, в рекламе нельзя использовать слова в превосходной степени или слова, создающие впечатление о преимуществе товара или услуги перед другими товарами или услугами, если это не подтверждено документально. Написать “у нас самые низкие цены в Минске на туры в Египет” вы можете, если у вас действительно самые низкие цены и вы в случае проверки можете предоставить документ, это подтверждающий. Осталось узнать, существует ли такой документ в природе и где его получить.

Розыгрыши в соцсетях

Пример нарушения. Скриншот из материала "Минск-Новости"

Я участвовал в розыгрыше, и мне кажется, что билеты в Париж выиграл друг организатора. Такое возможно?

Да, но есть нюансы. Так, сложнее всего “подделать” результаты, если розыгрыш проходит в прямом эфире.

“Эти розыгрыши проводятся в агрегаторах - их очень много, чаще всего используют random.org, он самый популярный, - рассказывает администратор одного из белорусских пабликов. - Туда закидывается ссылка и проставляются условия: количество победителей, наличие репостов, лайков. Результаты легко подделать, если розыгрыш проходит не в прямом эфире, а в группе просто вывешивают скриншот с фото победителя: можно изменить данные в фотошопе или обновлять программу до тех пор, пока не выпадет нужный человек - ограничений на количество обновлений нет. А ещё правой кнопкой мышки можно нажать и изменить код страницы, вписав имя. В некоторых агрегаторах есть ссылка на розыгрыш - можно перейти и посмотреть, кто выиграл, но, насколько я знаю, там не показывается количество обновлений. Если участников розыгрыша немного, “накликать до победного” довольно легко. Если в группу выкладывают видео с розыгрышем - это честнее. Правда, нельзя исключать, что видео сняли на сотый дубль, когда выпал именно нужный организатору розыгрыша человек - это долго и муторно, но имеет смысл, если приз действительно крупный. Наиболее правильный и честный вариант - прямой эфир. В этом случае, мне кажется, невозможно обмануть”.

Также в соцсетях есть мошенники, которые могут попросить перевести деньги на то, чтобы отправить вам выигрыш по почте, и скрыться. В любом случае, просьба перевести деньги (либо отправить фото банковской карты) организатору конкурса, да и вообще любому человеку в интернете, должна вас насторожить.

Читайте также: Как у белорусских туристов вымогают деньги в соцсетях

-

Итак, подытожим. Разыгрывать призы за репост/лайк и тому подобное законом запрещено. На деле, конечно, сложно проверить все те тысячи розыгрышей, которые проводятся в соцсетях каждый день, и многие годами регулярно делают подобные конкурсы - и их не штрафуют. Тем не менее, если недовольные результатами или условиями участники пожалуются в МАРТ, у организаторов могут оштрафовать. Также при нарушении правил розыгрыша в "ВКонтакте" группу может заблокировать администрация соцсети. При этом есть способы легально разыграть призы, в том числе и с широким анонсом розыгрыша в соцсетях, но в любом случае, розыгрыши за лайк и репост в чистом виде - не в числе законных.

Подписывайтесь на TIO.BY в Telegram и Yandex Zen