Как вернуть деньги за путевку, если ваш тур оказался аннулирован?

Ваш тур аннулирован: как вернуть деньги за путевку?

Юлия Куцер


Туристический рынок Беларуси немного лихорадит: сразу несколько крупных игроков рынка объявили об аннуляции туров. Как вернуть деньги за путевку, если ваш тур оказался аннулирован? TIO.BY обратился за консультацией к адвокату Минской городской коллегии адвокатов Юлии Куцер и составил памятку белорусским туристам, чьи туры оказались отменены.

К кому обращаться за возвратом денег — к туроператору или турагентству?

Для начала определимся с понятиями туроператор и турагентство.

Туроператор - это фирма, которая формирует туристический продукт (бронирует авиабилеты и отель, организует трансферы, предоставляет гидов), а затем его продает.

Турагентство - это посредник, которому туроператор предоставляет свои туры для увеличения своих продаж и с которого берет определенную комиссию. Чаще всего договора на оказание туруслуг заключаются с посредниками-турагентствами.

Турагентство несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение договора оказания туруслуг независимо от того, кто формировал тур. При этом оно несет ответственность только за те услуги, которые указаны в договоре. Например, если в договоре не указаны услуги по перевозке, то за перевозку турфирма отвечать не будет.

При аннуляции тура турфирма обязана вернуть туристу деньги в полном объеме, либо - по согласованию с туристом - предоставить аналогичный тур.

В случае аннулирования тура туристической компании необходимо составить дополнительное соглашение к договору с указанием:

- причин составления данного дополнительного соглашения;

- по чьему решению вносятся изменения в договор (или расторгается договор);

- суммы возврата стоимости туристического путешествия;

- иной необходимой информации.

Итак, у Вас есть договор оказания туристических услуг, документ, подтверждающий внесение оплаты и доказательства аннулирования тура. Что делать дальше?

Шаг 1. Досудебный порядок разрешения спора: направление претензии в адрес турагента и/или третьего лица (туропреатора)

Претензия - составленное в письменном виде требование заинтересованного лица (в нашем случае туриста либо его представителя) о возмещении вреда (ущерба), возникшего в результате аннулирования тура. Как минимум речь идет о возврате потраченных денег.

В претензии указываются:

  • фамилия, собственное имя, отчество либо наименование или фирменное наименование сторон договора оказания туристических услуг;
  • место жительства (нахождения) сторон договора оказания туристических услуг;
  • дата предъявления претензии;
  • обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия, и документы, подтверждающие данные обстоятельства (то есть документы, которые вы оформляли ранее: договор оказания туристических услуг, документ, подтверждающий внесение оплаты и доказательства аннулирования тура). Эти документы прилагаются к претензии.

Претензия подается на имя руководителя туристической компании и должна быть рассмотрена турфирмой в семидневный срок со дня ее предъявления.

Если в указанный срок ответ на претензию не получен, либо если турист не согласен с ответом, он имеет право обратиться в суд за защитой нарушенных прав в течение общего срока исковой давности, который составляет 3 года.

Шаг 2. Судебный порядок разрешения спора: подача искового заявления.

Исковое заявление может быть подано в по месту жительства или нахождения истца, по месту нахождения ответчика, по месту исполнения договора, по месту причинения вреда.

Исковое может подаваться как самим заинтересованным лицом (лицами), так и общественными объединениями по защите прав потребителей либо уполномоченными на то должностными лицами государственных органов, местных исполнительных органов. Также турист может обратиться за помощью к адвокату (если судебный процесс будет выигран, все расходы на юридическую помощь возместит проигравшая сторона).

По данной категории дел от уплаты государственной пошлины освобождаются как потребители - по всем искам, связанным с нарушением их прав, так и уполномоченные государственные органы по защите прав потребителей; местные исполнительные и распорядительные органы, общественные объединения потребителей.

Если у вас возникли юридические вопросы в сфере туризма, вы можете написать на электронную почту tio@tio.by, и на них оперативно ответит профессиональный юрист.

Редакция благодарит Куцер Ю. И. за консультацию.

Новости

Вверх