Не задушишь, не убьешь!

Не задушишь, не убьешь!

Люди всегда хотели открывать для себя новые страны и континенты, заглядывать за горизонт и на собственном опыте убеждаться, что наша Земля – не блин, стоящий на трех слонах или китах. Для этого они использовали все возможные и невозможные способы: шли пешком, плыли на лодках и кораблях, ехали на лошадях и пр. Это и был туризм в его первозданном виде. В результате – корабли шли на дно, путники умирали в дороге от голода и жажды, от болезней, их съедали дикие звери… А люди все не успокаивались, потому что «охота к перемене мест» – сильнейший стимул, рычаг, своего рода наркотик. Кто один раз отправился в путь – ни за что не будет сидеть на месте. Так что эти преграды первых туристов НЕ ОСТАНАВЛИВАЛИ.

Дальнейшая история туризма также полна драматических событий, связанных с походами и исследованиями. Но, опять же, отважных туристов не останавливали ни пустыни, ни джунгли, ни льды – они упорно добивались своей цели.

Наступил ХХ век – и что? Число путешественников, барражирующих горы, реки и долины нисколько не уменьшилось, как не уменьшилось и число жертв. Но на их место приходили новые и новые туристы, люди, знающие, что такое «щемящее чувство дороги».

После войны туризм развивался буквально на пустом месте, на руинах и пепелище, когда не было ни средств, ни снаряжения, ничего. Но развивался же! Ладно, скажете вы, это все – дела давно минувших дней. Хорошо, вернемся во времена, которые знакомы многим нынешним работникам турбизнеса. Туристический рынок формировался в лихие 90-е, когда не было ни госоргана, курирующего деятельность туризма, ни регламентирующих документов, ни вообще понятия, в какую сторону идти... Каждый действовал на свой страх и риск, и зачастую большие суммы в валюте хранились просто в сейфах фирм. Турфирмы находились в условиях жесткой конкуренции, и в ход шли всяческие методы, в том числе далекие от парламентских. Зарабатывали, в основном на шопинге, и, отправляя группы, каждый раз молились, чтобы на них не напали рэкетиры, чтобы не ограбили и пр. Но туризм преодолел эти трудности роста и перешел на более высокую качественную ступень.

Многие помнят, как радовались появлению профильного министерства, пусть и в связке со спортом. Вот, думали, наконец-то все проблемы будут разрешены, появится свет в конце тоннеля! А государство как раз этих проблем добавило, введя лицензирование и повальную ВАУЧЕРИЗАЦИЮ всей страны. Турфирмы ругались, кляли эти ненужные бумажки, но… приспособились, продолжая работать.

Туристический рынок редко функционировал  в тишине и спокойствии, здесь постоянно происходили какие-то катаклизмы. Взять хотя бы введение шенгенских виз, когда многие предрекали скорую гибель организованного туризма? Разнообразные кандибоберы с валютой – были, и были неоднократно. То фирмы получали разрешение на работу с наличной валютой, то с ней не работали; то одни запреты, то другие, то третьи… Хорошо помню, как однажды в кассу «Беларустуриста» клиент принес… большую картонную коробку с деньгами. Были кризисы, дефолты и другие неприятные вещи. А туризм мимикрировал, приспосабливался… и выживал. Потому что желание людей путешествовать, узнавать что-то новое, открывать для себя города и страны будет существовать ВЕЧНО. Эти потребности остаются такими же насущными, как есть, пить и одеваться.

И так же вечно будет существовать и туризм. Нет, не задушишь, не убьешь!!!

Мнения

Вверх