https://www.traditionrolex.com/8
<p>«АэроБелСервис» – туристическая компания, консолидирующая наибольшее количество авиацепочек на белорусском рынке. Как авиаброкер фирма работает с такими популярными направлениями, как Турция, Болгария, Греция, Испания, Тунис. Да и сугубо операторские позиции «АэроБелСервиса», пожалуй, с каждым годом укрепляются. Об операторских амбициях компании, особенностях работы с фирмами – держателями жестких блоков, прошлом и будущем сезонах мы поговорили с <strong>директором по туризму «АэроБелСервиса» Александром БУРДЕЙКО.</strong></p>

«АэроБелСервис» – туристическая компания, консолидирующая наибольшее количество авиацепочек на белорусском рынке. Как авиаброкер фирма работает с такими популярными направлениями, как Турция, Болгария, Греция, Испания, Тунис. Да и сугубо операторские позиции «АэроБелСервиса», пожалуй, с каждым годом укрепляются. Об операторских амбициях компании, особенностях работы с фирмами – держателями жестких блоков, прошлом и будущем сезонах мы поговорили с директором по туризму «АэроБелСервиса» Александром БУРДЕЙКО.

burd – Александр, в какой готовности находятся планы на сезон?

– Полетная программа сверстана, но окончательных цен еще нет, поскольку «Белавиа» пока не предоставила цены на билеты. Хотя вряд ли стоимость билетов и, соответственно, турпакетов в этом году глобально изменится в сравнении с минувшим сезоном.

– Чем отличается нынешняя программа от прошлогодней?

– По сути, никаких изменений не произошло. Только по Анталье добавили одну частоту. В итоге получилось по этому маршруту три рейса в неделю – вылеты с конца апреля. На Измир также оставляем прошлогодние программы – то есть три рейса еженедельно (старт цепочки – традиционно в конце мая). На Далашан – одна 10–11-дневная цепочка. По одной цепочке – на Родос и Крит. Тунис аналогично остался в прошлогоднем формате, также не претерпело никаких изменений болгарское направление – по два рейса в неделю на Бургас и на Варну. В Испанию, как и в 2009-м, будет курсировать еженедельная цепочка.

– Есть ли какие-то видимые перемены в позициях фирм, которые берут у вас жесткие блоки?

– Блочники тоже остались прежними. Разве что «АлатанТур» отказался от блока мест на Тунис, но зато взял блок на Анталью, чего не было уже несколько лет. Правда, взял не много – около 20 мест, как говорится, без фанатизма. «АлатанТур», кстати, отличается разумностью в этом отношении. Многие фирмы стараются взять побольше, потом обязательств своих не выполняют. У «АлатанТура» в этом отношении более четкая позиция.

– Прошлый сезон, насколько мы помним, был отмечен тем, что на болгарских цепочках не было жестких блоков…

– Да, все было в свободной продаже. Надо заметить, что прошлый год на этом направлении был явно удачнее позапрошлого, когда Болгария явно «горела» и продажи были весьма напряженными. И в этом году мы решили оставить ту же свободную систему продажи билетов. Жестких блоков не будет. Потому что направление сложное.

– Плохо продается?

– Нет, дело абсолютно не в этом. На болгарском направлении давно и как-то сама собой сложилась явно нездоровая ситуация. На болгарских рейсах фирмы брали блоки без меры, без трезвого расчета. В начале сезона никто не мог умерить свои аппетиты, а потом, к разгару лета, многие начинали отказываться: «Мы не будем грузить, сезон плохой, мы отказываемся работать!» Что получалось в результате? Вначале сезона мы набирали блоков на три рейса, а потом выяснялось, что фирмы не в состоянии нормально грузить хотя бы два. Поэтому сейчас ситуация такая – нам звонят из фирмы, им нужно столько-то билетов. Мы бронируем, оплата должна поступить через два дня. Нет оплаты? Продаем эти места другим фирмам.

Прошлый сезон был очень нервным?

– Все сезоны достаточно нервные. Конечно, особую тревогу минувшим летом вызывала Турция. Но, в принципе, это объясняется просто – на этом направлении больше всего рейсов. Не скрою, были проблемы с Тунисом. Часть блочников предлагала снять рейс уже в начале сезона. Но в нашей фирме, например, к тому времени уже было продано достаточно много турпакетов, у других фирм тоже шли продажи. Поэтому мы отказались снимать самолет, и все фирмы честно «дотягивали» сезон. В этом году мы никого не уговаривали брать блоки на Тунис или на другое направление. Мы сами готовы грузить свои цепочки.

– В начале своей деятельности «АэроБелСервис» был только авиаброкером – договаривался с «Белавиа» на полетные программы, продавал фирмам места и блоки. В те времена фирма практически не занималась собственно туроператорством…

– Это было очень давно. Сейчас все концептуально изменилось.

– Какую часть в деятельности компании сегодня занимает туроператорство?

– Если сравнивать перевозки и туризм? Пятьдесят на пятьдесят. Наши позиции как национального оператора в настоящее время достаточно сильны. Сегодня, откровенно говоря, многие из наших цепочек мы в состоянии грузить собственными силами. Например, те же Кушадасы. Но поскольку мы живем в этой стране, в этом городе, у нас давние и крепкие связи с коллегами, мы вместе строили белорусский туристический рынок, мы не собираемся сейчас тянуть одеяло на себя, устраивать склоки, «выкидывать» фирмы с рейсов, оставляя их за бортом, и ломать более-менее стабильную ситуацию.

– Если вы в состоянии загрузить существующие цепочки, значит, емкость рынка гораздо выше – с учетом возможностей и других фирм?

– Желания и реальные возможности – это не одно и то же. Сегодня никто не желает рисковать. А для того чтобы поставить рейс и грузить его, – надо рисковать и быть готовыми к любым  поворотам. Ведь однажды уже было, когда представители крупных белорусских турфирм пришли к нам и сказали: «Ребята, мы в ваших услугах не нуждаемся, мы сами поставим самолет на Анталью». Мы ответили: «Вот и отлично!»

Они поставили свои рейсы, мы свои. И мы свою программу загрузили и отработали хорошо. Но на следующий год эти же фирмы пришли к нам и предложили снова объединяться и жить дружно. Мы опять-таки согласились, потому что это наш принцип: жить дружно. С Тунисом, по сути, такая же ситуация. Думаете, нам необходимо делить рейс на 15 фирм? Наш генеральный партнер в Тунисе – глава фирмы «Экспресс тур» – уже давно предлагает: «Давайте поставим самолет только для себя и заработаем, наконец, денег!»

Ведь в свое время были попытки поставить второй самолет на Тунис?

– Повторюсь – все боятся риска. Конечно, всем хочется заработать и сорвать большой куш, но когда речь заходит о том, что для начала надо вложиться… Вспомним, каким образом в Беларуси начиналось и раскручивалось такое направление, как Тунис? Крупных компаний на старте не было. Мелкие фирмы взяли у нас по 5 мест, остальные места мы загружали сами. На рейсах в первый тунисский сезон летало не менее 70 туристов «АэроБелСервиса». И сезон, надо сказать, был прекрасным – спокойным, четким, прибыльным. На следующий год к нам пришла целая делегация представителей различных компаний со словами: «Давайте делиться!». Пожалуйста, мы, как нас и просили, поделились. На сегодняшний день блок нашей компании составляет 20 мест, и в прошлом году у фирм были проблемы с загрузкой цепочки на Тунис. Если, кроме «АлатанТура», из блочников уйдут и другие фирмы, мы не испугаемся – возьмем все на себя и спокойно загрузим самолеты.

– Еще некоторое время назад поговаривали о том, что постановка новых чартерных рейсов на Турцию – это вопрос решенный. В игру должны были вступить московские компании «Корол» и «Мостравел». Сегодня мы не видим их в полетном расписании. Но если бы это произошло, как, на ваш взгляд, это поменяло бы ситуацию на рынке?

– Трудно прогнозировать. Посмотрите – практически каждый год в Минске открываются новые офисы российских компаний, но это ничего не меняет.

– Но блоков у вас никто из «новичков» не брал?

– Пока нет.

– В каком режиме проходит сотрудничество «АэроБелСервиса» как авиаброкера с российскими операторами?

– В спокойном и благожелательном. Мы сотрудничаем по Испании, Греции, Турции, Болгарии, Тунису. По разным направлениям у нас берут блоки и TEZ TOUR, и «Натали турс», и «Капитал Тур». Вот «Пегас Туристик» в этом году решил взять у нас блок мест на Анталью…  Несмотря на всю сложность ситуации в туризме и общий кризис, мы понимаем, что нельзя просто стоять на месте и не развиваться. Ведь тот же TEZ TOUR наращивает объемы каждый год, продвигает свой продукт, развивается. В такой ситуации, если мы будем стоять на месте, – нас просто «съедят». Конкуренция, конечно, стимулирует. С другой стороны, с москвичами тягаться сложно – у них большие объемы, большие деньги, новейшие технологии. Но и мы развиваемся, обновляем компьютерные программы, предлагаем удобную систему он лайн-бронирования для агентов. В прошлом году мы эту программу апробировали несколько неудачно, правда, программа обновлена и, мы надеемся, что проблем не будет.

– В минувшем сезоне была, мягко говоря, непростая ситуация с цепочками по континентальной Греции…

– Чартер на Салоники в этом году, как и в прошлом, мы ставить не будем. Тут надо реально оценивать свои силы. На турецком направлении мы сильны. Знаем, что с Тунисом не будет вопросов. Также не вызывает у нас каких бы то ни было проблем Родос. Крит, прямо скажем, более сложное направление, но здесь у нас большие объемы забирают «Натали Турс» и TEZ TOUR. На Салониках мы не считаем нужным устраивать конкуретную борьбу с «Музенидис Тревел». И к тому же в настоящее время мы не считаем континентальную Грецию перспективным направлением. Это направление «работает» на белорусском рынке уже лет 15. Золотое время, когда все ездили туда за шубами, уже прошло. В то же время Родос и Крит воспринимаются как новинка и идут хорошо – к тому же там огромный выбор качественных отелей. Многие туристы любят Грецию, но 10 лет подряд ездить только на Халкидики, согласитесь, скучно. Поэтому мы делаем ставку на острова.

– Как проходит межсезонье?

– Как обычно. Продается немного экзотики – Куба, Мальдивы, Гоа… Как всегда, популярностью пользуется Египет. Неплохой спрос на горнолыжный отдых. Хотя чартер в Австрию, как известно, не полетел. Но мы взяли блок на «Австрийских авиалиниях» и, в итоге, хорошо отработали – по доходности, во всяком случае, получилось не хуже, чем если бы мы ставили чартерный рейс.

– Кризис сильно отразился на работе фирмы?

– В прошлом году тяжело шли июльские продажи, мы даже снимали одну частоту на Турцию. Но на персонале финансовая ситуация никак не отразилась. Зарплату никому не уменьшали, ни одного человека не сократили.

– Многим фирмам пришлось тяжелее. Возможно, вам помогает ваша эксклюзивная позиция на белорусском рынке?

– В чем она эксклюзивная? Мы работаем как операторы и – рискуем. Мы гарантируем постановку авиарейсов и – тоже рискуем. Если я даю «АлатанТуру» цену за кресло 340 долларов, то для меня точно такая же цена. Мы в таком же конкурентном положении, как и все остальные.

– Какие прогнозы на сезон?

– Будет хуже, чем в прошлом году. В основном, это связано, конечно, с общей экономической ситуацией.

– Какие направления вызывают наибольшие опасения?

– Откровенно говоря, все. Обычно в наших планах на сезон -- около 300 рейсов: с апреля по сентябрь. И каждый год мы сидим над этими планами вначале сезона и тревожно думаем: вытянем или нет? В сентябре традиционно собираемся, чтобы подвести итоги, и видим – все получилось. Очень хочется надеяться, что так будет и в этом году.

 

Беседовала Лилия КОБЗИК

https://www.traditionrolex.com/8