Отдых "по поводу", или Как белорусу получить очки Мэрлина Мэнсона?

Отдых "по поводу", или Как белорусу получить очки Мэрлина Мэнсона?

Екатерина АПАРИНА

Отдыхать и путешествовать, как известно, можно абсолютно с разными целями. Одного туриста больше всего интересует пляж, другого - погруже ние в морские глубины, третьего - исследование городов и стран, а для кого-то самое важное - не пропустить то или иное событие. Именно об этом виде туризма, называемом событийным, мы сегодня и поговорим.

w1

Не за загаром, а за эмоциями

Главное для "событийного" туриста - естественно повод. Концерт любимого исполнителя, международный турнир по шахматам, карнавал, цветение сакуры - да все, что угодно, хоть выборы президента США. Представьте, что любителей путешествовать "по поводу" с каждым годом становится все больше и больше. Всемирная туристская организация даже отнесла событийный туризм к одному из самых перспективных направлений будущего. Отечественные туроператоры, несмотря на пока небольшой поток туристов, также фиксируют постепенное увеличение спроса "на события". Кстати, не стоит путать событийный туризм с деловым. Несмотря на то, что бизнесмены не менее часто выезжают на какие-либо мероприятия - выставки, конференции и так далее, - их путешествия все же подразумевают четкий график поездки, оформление командировки, оплату расходов. У событийного же туриста все зависит исключительно от его желания.

Транспорт - от автобуса до самолета, проживание - от пятизвездочного отеля до палаточного лагеря, ну а программу пребывания в стране события можно вообще варьировать до бесконечности. Некоторые туристы предпочитают совмещать посещение футбольного матча или выступления рок-звезды с несколькими экскурсиями по новой местности, а кому-то вполне достаточно самого мероприятия. Ведь вся "соль" событийного туризма содержится в непреходящей атмосфере праздника, незабываемых впечатлениях и множестве ярких неповторимых моментов.

Кто отвезет на Depeсhe Mode?

В Беларуси событийным туризмом в разных масштабах занимаются многие компании. Крупные компании, такие как SMOK TRAVEL, Sunny Travel, "Внешинтурист" и другие в индивидуальном порядке могут отвезти туриста куда и на чем угодно, средние и мелкие фирмы делают ставку на групповые, а в основном, автобусные туры. Тех, кто готов назвать событийный туризм основным видом деятельности, пока совсем немного. Кто-то, свозив однажды группу туристов на какой-либо европейский фестиваль, повторяет это из года в год, ктото устраивает подобные поездки от случая к случаю. Компания "Вокруг света", например, совсем недавно приглашала туристов на "Евровидение - 2009" в Москву, "Рестмаркет" специализируется на музыкальных фестивалях в Европе, турфирмы, занимающиеся Прибалтикой, летом предлагают клиентам поездки на фестивали "Голосящий КиВиН" и "Новая волна" в Юрмале, турфирма "Туссон Вояж" одно время делала поездки для спортивных болельщиков, а компания "Трейдвояж" в последние годы активно и достаточно успешно продвигает поездки на концерты звезд мировой величины в соседних государствах.

Гей-параду наши туристы предпочитают Мадонну

Как уже понятно, под событийным туризмом понимаются различные уникальные события, как в мире культуры, так и спорта: фестивали, карнавалы, чемпионаты по различным видам спорта и олимпиады, концерты мировых звезд, показы мод, спектакли в лучших театрах мира - в общем, все лучшее, за чем пристально наблюдает весь мир.

Фестиваль улыбающихся масок в Баколод (Филиппины), праздник пива "Октоберфест" в Германии, фестиваль пиратов на Каймановых островах, хэллоуинская вечеринка "Фетиши и Фантазии" в Лас-Вегасе, парад Хэллоуин в Нью-Йорке, Love Parade в Берлине и многое-многое другое. По словам директоров белорусских турагентств, пока самыми популярными у нас являются поездки на концерты мировых звезд, различные фестивали, а также спортивные мероприятия - чемпионаты мира по футболу, хоккею, олимпиады. Иногда индивидуальные туристы заказывают и не совсем обычные туры - например, путешествия, связанные с наблюдением за миграцией животных. Но подобные запросы скорее исключение, чем правило. Ведь реалии нашего рынка таковы, что если во всем мире основная целевая аудитория событийного туризма - это клиенты с высокими доходами, то у нас "событийными" туристами чаще всего является молодежь (музыкальные и спортивные фанаты) и люди со средним достатком.

Именно поэтому процент дорогих индивидуальных туров "в погоне за нужным мероприятием" пока что совсем небольшой. Основную массу событийных туров из Беларуси на сегодняшний день составляют поездки в сопредельные государства. Обычно белорусы едут на концерты или фестивали на автобусе или собственном автомобиле, бронируют недорогую гостиницу, а то и вовсе живут в специальном палаточном городке (обычная для Европы практика), а из дополнительных услуг пользуются только предварительным заказом билета на само мероприятие. К слову, невысокая стоимость билета (по сравнению с аналогичными в Минске) на выступление знаменитостей - еще одна причина тому, что событийные поездки становятся весьма популярными. Ведь сейчас за пару-тройку сот евро можно не просто попасть на концерт любимого исполнителя, но и совершить путешествие в какой-либо европейский город со всеми вытекающими - новыми знакомствами, походами по магазинам и кафешкам и прочими радостями отдыха.

w2

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Дмитрий Павлов, начальник отдела событийного туризма компании "Рестмаркет"
:

- Наша компания занимается событийным туризмом более трех лет. Началось все с того, что мы повезли туристов в Киев на концерт Jamiroquai (популярный певец из Великобритании). Честно говоря, я просто сам хотел попасть на его выступление, ну и заодно собрал группу таких же заинтересованных. Первый блин не вышел комом, и мы решили развивать это направление. В итоге, за три года мы объездили все крупные европейские фестивали, побывали на множестве концертов и получили массу положительных отзывов. Сегодня "музыкальные" путешествия - это одна из наших основных специализаций. Мы не ограничиваемся какимто одним стилем (рок, металл, электронная музыка), а отталкиваемся от спроса и интересов наших клиентов. Традиционно мы помогаем туристам приобрести билеты на само мероприятие, а также забронировать проживание и организовать проезд. На некоторые концерты туристы добираются самостоятельно, на крупные мероприятия мы возим группы на автобусах. Так, сейчас мы предлагаем фанатам автобусные поездки в Венгрию (на фестиваль Sziget), туры в Питер (концерты Madonnы, а также групп Korn и Linkin Park), Киев (Limp Bizkit), а также поездку на супер фестиваль ROCK WERCHTER'09 (Бельгия) с заездом в Амстердам. Впрочем, основную группу туристов на это мероприятие с мощнейшим составом музыкальных команд мы собрали еще в апреле. Ведь наши постоянные клиенты знают, что билеты на все крупные европейские мероприятия лучше приобретать заранее. Стоимость данной автобусной поездки, которая продлится неделю, вместе с входными билетами и местом в кемпинге - 340 евро. Конечно, при желании мы поможем туристам найти место в отеле или порекомендуем местные хостелы. Стоимость менее длительной поездки, например, на уик-энд, значительно меньше: около 80-100 евро с билетами и проездом, если речь идет о Вильнюсе, Питере или Киеве.

Вообще, событийный туризм - он в первую очередь для тех, кто хочет исполнить свою заветную мечту. То есть увидеть любимого спортсмена или певца, прочувствовать атмосферу того или иного мероприятия. Ведь какие только эмоции я не наблюдал за время своей работы! Так, однажды во время концерта Мэрлина Мэнсона, когда певец как всегда бросал в толпу фанатов свои вещи, белорусский турист поймал его очки. Его счастье, поверьте, было просто безмерным. А фанаты группы "Металлика" (как-то мы отправили на концерт около 200 человек), помню, очень бережно везли домой медиаторы, которые им повезло собрать после выступления. Конечно, такие моменты и есть самая главная цель поездки. Кстати, обычно все действо начинается еще в автобусе - мы включаем клипы и музыку тех исполнителей, на концерт которых везем туристов, рассказываем об особенностях и традициях того или иного фестиваля - в общем, всячески стараемся настроить людей на соответствующую волну. В итоге, из таких поездок все возвращаются чуть ли не лучшими друзьями. К слову, с нами ездит не только молодежь - все зависит от исполнителя и его аудитории. Главное, что объединяет всех "событийных" туристов вне зависимости от возраста, - это жажда ярких впечатлений.

Для таких туристов активная неделя на фестивале лучше любого отпуска на пляже, даже несмотря на то, что прошла она под проливным дождем или наоборот при страшной жаре. Важно то, что люди возвращаются оттуда абсолютно счастливыми.

Мнения

Вверх