<p>Сколько раз отмечалось, что Минск небогат на исторические места!  Сколько раз мы сетовали на то, что гостей из-за границы и поводить-то по  городу негде. Показывать им Троицкое? Но в Европе такого (только  аутентичного!) – пруд пруди. Показывать минские костелы в стиле  неоготики и барокко? Но, несмотря на их безусловную самобытность, они  тоже выглядят довольно скромно в сравнении со своими западными  «коллегами»...</p>

Роман АБРАМЧУК, культуролог, экскурсовод

Сколько раз отмечалось, что Минск небогат на исторические места! Сколько раз мы сетовали на то, что гостей из-за границы и поводить-то по городу негде. Показывать им Троицкое? Но в Европе такого (только аутентичного!) – пруд пруди. Показывать минские костелы в стиле неоготики и барокко? Но, несмотря на их безусловную самобытность, они тоже выглядят довольно скромно в сравнении со своими западными «коллегами». Демонстрировать минскую Ратушу-новодел? Но в Германии чуть ли не каждая деревушка имеет свою ратушу, древнюю, – символ вековой вольности горожан…

Конечно, несмотря на все эти «но», мы будем показывать гостям наши «скромные» достопримечательности, так как все это дорого прежде всего нам самим. Но, мне кажется, есть в Минске кое-что еще. Я говорю о тихих, скромных минских райончиках, которые, несмотря на трагическую историю своего появления, буквально дышат удивительной теплотой и самобытностью. А перед этими качествами не устоит даже искушенный европеец. Мой рассказ – о жилом поселке Тракторного завода.

Поселок появился здесь относительно недавно – в конце 1940-х. Его строительство началось одновременно со строительством самого завода-гиганта. На стройке работали приезжие из белорусской провинции и советские заключенные. А в помощь им были направлены под бдительным конвоем целые отряды еще недавно заклятых врагов, фашистов, а после войны – жалких и голодных военнопленных немецких солдат. К ним присоединились и недавно прибывшие из Германии их земляки: эшелонами в 1945 году в Беларусь направляли так называемых интернированных немцев – молодых трудоспособных мужчин из Германии, которые должны были восстановить разрушенное советское хозяйство. Возможно, эти немецкие парни и являлись основной рабочей силой, построившей симпатичные домики для белорусских тракторостроителей. На стройке завода и жилого поселка трудилось около 5 тысяч немецких граждан.

…Но вот стройка окончена. Уже в конце 1940-х многие рабочие Тракторного завода получили ключи от нового, уютного жилья. Квартиры отличались просторностью и комфортом. После войны советские градостроительные планы определялись идеологической партийной установкой «не просто воспроизвести город в прежнем виде, а … создать еще лучшие условия жизни населения».

...Многочисленные пилястры (рельефы в виде колонн), «греческие» рельефные вазы, лавровые венки, башенки со шпилями и стилизованными бойницами, лоджии, кованые украшения и цветники под окнами – все это создает довольно непринужденную атмосферу приятности и уюта. Особенно красивы дома на улицах Чеботарёва (в частности – дом №14) и Клумова – с их нависающими темно-коричневыми балконами, резко контрастирующими с пастельными желто-зелеными стенами домов. А широкие печные трубы (первоначально дома топили печами, что размещались в подвалах), деревянные балконы, потемневшие от времени крыши и стены просто обволакивают атмосферой эпохи.

Есть и совершенно неожиданные встречи: на углу Клумова и Стахановской у парадного подъезда вас ждет Посейдон с нимфами. Но и он полностью в стиле окружающего – русском неоклассическом, что заимствовал античные традиции. Автор проектов многих из этих домиков – Зиновий Розенфельд, он же проектировщик застройки на Кутузовском проспекте Москвы, признанный мастер русского неоклассического стиля.

Снова заглянем вглубь дворов. Послушаем тишину. Кстати, здесь можно ее услышать даже в будни, даже в час пик. Дома расположены таким образам, чтобы максимально изолировать дворы от шума внешних, центральных улиц. Дома №31 и 35 на Стахановской улице своими роскошными торцевыми фасадами торжественно подведут вас к фонтану, в центре которого – двое медвежат, что уже полвека не могут поделить бочонок с медом. Впрочем, сегодня фонтан не работает, хотя еще несколько лет назад был действующим. Наверно, за это надо сказать «спасибо» местным городским службам. Надеюсь, самим мишкам повезет больше. Углубляемся еще дальше во дворы. За домом №41 на Стахановской – октябренок на самокате. Его товарищи по двору уже давно выросли, состарились и подытоживают жизнь, а он так и остался дворовым мальчишкой и останется здесь навсегда, если местным жителям это будет небезразлично и они сберегут эту забавную скульптурку от уничтожения.

...Этим тракторозаводским кварталам – около 60 лет. Для Беларуси, с ее бедностью на старинные городские застройки, это уже почтенный возраст. Хотя не только возраст и масштаб играют здесь важную роль. Сама атмосфера, красота архитектуры, самобытный, обжитой вид каждого из домов в переплетении с судьбами жителей – все это превратилось сегодня в один цельный памятник культуры. И так не хотелось бы его потерять! Абсолютно дикими выглядят проекты сноса этих зданий для очистки территории под новые спальные районы. В феврале этого года общественности были представлены эти проекты, реализация которых начнется в ближайшее время (www.news.tut.by/geonews/214776.html). Хотелось бы, чтобы не только жители этих домов смогли защитить красоту и историю от дешевой подделки, но также все минчане, кому дороги подобные уголки родного города. Ведь у старого дома нет рук, чтобы написать письмо в Министерство архитектуры с просьбой о защите. У него нет языка, чтобы публично высказать свою позицию или поговорить с влиятельными людьми о своей судьбе. Старый дом может только молчаливо с надеждой смотреть в нашу сторону, ожидая помощи. И время не ждет!

* Здесь и далее – цитаты из книги М.С. Осмоловского «Минск: Практика советского градостроительства» (1952 г.).

Полную версию материала читайте в свежем номере газеты «Туризм и отдых» от 21 апреля.