https://www.traditionrolex.com/8
<p>10 сентября, в День города, в  Минске откроют Детскую филармонию, которая разместилась в воссозданной  на фундаментах XVII века церкви Святого Духа. Некогда главное культовое  сооружение Верхнего города, принадлежавшее в разное время  греко-католикам и православным, отдано на откуп юным музыкантам,  несмотря на притязания представителей обеих конфессий. Хорошо это или  плохо, наверное, каждый решит для себя сам. Одно несомненно: когда на  зиявший три четверти века пустырь в самом пупке столицы вернулся  архитектурный шедевр, сочетающий элементы готики, ренессанса и барокко  (что само по себе редкость), минчане и туристы получили еще один важный  ключ к познанию истории города. Истории, которая вдыхает жизнь в здания,  превращая их в памятники. И поскольку строители-реставраторы уже  завершили свою работу (об этом наш фоторепортаж длиной в три года),  настала очередь краеведов кропотливо, факт за фактом, «оживлять»  кирпичное тело</p>

Христофор ХИЛЬКЕВИЧ

10 сентября, в День города, в Минске откроют Детскую филармонию, которая разместилась в воссозданной на фундаментах XVII века церкви Святого Духа. Некогда главное культовое сооружение Верхнего города, принадлежавшее в разное время греко-католикам и православным, отдано на откуп юным музыкантам, несмотря на притязания представителей обеих конфессий. Хорошо это или плохо, наверное, каждый решит для себя сам. Одно несомненно: когда на зиявший три четверти века пустырь в самом пупке столицы вернулся архитектурный шедевр, сочетающий элементы готики, ренессанса и барокко (что само по себе редкость), минчане и туристы получили еще один важный ключ к познанию истории города. Истории, которая вдыхает жизнь в здания, превращая их в памятники. И поскольку строители-реставраторы уже завершили свою работу (об этом наш фоторепортаж длиной в три года), настала очередь краеведов кропотливо, факт за фактом, «оживлять» кирпичное тело.

Мало кто знает, что у церкви Святого Духа был прототип – небольшой дворец мещанина Егора Гегера, стоявший на противоположной стороне Верхнего рынка (теперь это площадь Свободы). Заложенный предположительно в 1634 году монахами униатского ордена базилиан, храм декоративной пластикой своего фасада повторял архитектуру дома Гегера, который, к сожалению, не дошел до нас (в середине XVII века дворец выкупили иезуиты, перестроив его в коллегиум, снесенный в 1951 году). Впрочем, в отличие от дворца, фасад церкви был расписан фресками с изображениями святых, представляя собой иконостас, вынесенный наружу. Такой прием живописи практически не встречался в культовой архитектуре Европы и был особенностью белорусского зодчества. Жаль, что при реконструкции памятника от внешних росписей решили отказаться – о том, как они украсили бы здание, можно судить по Свято-Никольской церкви в Могилеве.

*  *  *

Белорусская культовая архитектура начала XVII столетия часто имела ярко выраженный оборонный характер. Сооружений, возводившихся в стратегических точках городов и местечек, это касалось прежде всего. Собор Святого Духа и корпуса двух монастырей при нем – женского и мужского, между которыми была «ограда каменная и бои верхние и нижние», образовывали замкнутую вокруг двора мини-крепость. Расположенная в самой высокой части Минска, она пригодилась горожанам уже очень скоро – во время войны с Московией 1654–1667 гг. Летом 2011-го была восстановлена крытая галерея с окнами-бойницами, соединявшая церковь с женским монастырем и разрушенная еще в ХIХ веке.

Кстати, само здание бывшего монастыря базилианок (а ныне детской музыкальной школы) является самым старым из сохранившихся в городе. Считается, что при его строительстве в 1640-х использовались как основа готические дома ХVI века. Основателем монастыря, монахини которого занимались опекой нищих детей, был митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Антоний Селява. В своем завещании он даже просил похоронить его в минской Свято-Духовой церкви. Однако при раскопках храма в 2009 году в крипте под алтарем были обнаружены останки других людей, среди которых, полагают историки, Екатерина Сапега – первая игуменья монастыря, дочь великого канцлера ВКЛ Льва Сапеги.

*  *  *

В свою очередь мужскому монастырю базилиан было уготовано играть важную роль в жизни города на протяжении всей его последующей истории. С XVII века при обители существовала школа, преподавание в которой велось на белорусском языке. Здесь же действовали типография и библиотека, славившаяся коллекцией редких рукописей и печатных книг. В конце XVIII века, после закрытия русской администрацией униатских монастырей, тут на непродолжительное время прописалась резиденция православного архиепископа, однако уже в 1803-м в бывших кельях вновь грызли гранит науки ученики мужской правительственной гимназии. В их числе – будущие классики: композитор, родоначальник польской и белорусской профессиональной оперы Станислав Монюшко, поэт-романтик Томаш Зан и основатель белорусской археологии Евстафий Тышкевич.

До революции в экс-монастырском корпусе также размещались губернское правление и окружной суд (именно он приговорил в 1908 году Якуба Коласа к трем годам тюремного заключения), в 1920-х – 1930-х тут обосновался Наркомат труда БССР и первая в городе сберегательная касса, первым почетным вкладчиком которой стал другой наш песняр – Янка Купала.

В Великую Отечественную здание облюбовала немецкая оккупационная администрация, глава которой, Вильгельм Кубе, долгое время жил здесь же, на третьем этаже. После войны бывший монастырь дал приют сразу трем экспозициям, ставшим со временем отдельными музеями – художественным, истории ВОВ и Янки Купалы, а затем он приобрел известность как Дом профсоюзов.

*  *  *

В середине XIX века в Минске получило широкую огласку предание о нищем старике, пришедшем во время вечерней службы в Петропавловский собор (так стали называть Свято-Духову церковь после передачи ее православным) и неистово молившемся перед иконой Минской Божьей Матери о заступничестве: у него недавно сгорел дом, и теперь не было ни крова, ни хлеба. Как гласит легенда, когда старик в молитвенном порыве припал головой к образу, Божья Матерь прошептала ему слова утешения, затем достала алмаз из своей серебряной ризы и отдала бедняку. На выходе старика задержали полицейские, и он был предан суду за кражу алмаза. Но вот что любопытно: приняв во внимание показания очевидцев произошедшего чуда, суд решил оставить алмаз нищему, однако повелел ему впредь «никаких даяний ни от Бога, ни от святых не принимать»...

Продолжение читайте в свежем номере газеты "Туризм и отдых", который вышел в
8 сентября.

https://www.traditionrolex.com/8