В Чижовском зоопарке «прописались» белорусские казаки

В Чижовском зоопарке «прописались» белорусские казаки

Как сообщает журнал «Большой»:

Чи­жов­ка — это смесь Бе­ловежс­кой пу­щи, Ко­маровс­ко­го рын­ка и че­буреч­ной. Имен­но в са­мом неп­редс­ка­зу­емом районе сто­лицы про­писал­ся единс­твен­ный минс­кий зо­опарк. Ди­кие жи­вот­ные оби­та­ют здесь в ус­ло­ви­ях веч­ной бе­лорусс­кой строй­ки. А кро­ме аис­тов и ено­тов-по­лос­ку­нов, в зо­опар­ке мож­но встре­тить лю­дей с на­гай­ка­ми — ка­заков. Вмес­те с ни­ми кор­респон­денты «Боль­шо­го» и отп­ра­вились на экс­кур­сию по ди­кому ми­ру Чи­жов­ки и уз­на­ли, по­чему жи­вот­ных нель­зя под­карм­ли­вать, как стать ка­заком и что мо­жет выз­вать по­яв­ле­ние ан­тихрис­та.
 
Ка­зачья дру­жина сле­дит за пра­вопо­ряд­ком в чи­жовс­ком зо­опар­ке с 2009 го­да. Все­го в ней че­тыр­надцать че­ловек. Все они вхо­дят в Рес­публи­канс­кое об­щест­вен­ное объеди­нение «Бе­лорусс­кое ка­зачест­во». Ког­да в СМИ по­яви­лась ин­форма­ция, что чи­жовс­кий зо­опарк бу­дут ох­ра­нять ка­заки, мно­гие за­дались воп­ро­сом: за­чем? И во­об­ще, от­ку­да ка­заки в Бе­лару­си? Вспом­ни­ли, как они по­дав­ля­ли на бе­лорусс­кой зем­ле на­род­ные бун­ты, а в 1648 го­ду вой­ско Бог­да­на Хмель­ниц­ко­го пе­рере­зало поч­ти весь Пинск. Вот и проз­ва­ли сов­ре­мен­ных бе­лорусс­ких ка­заков «ря­жены­ми», ко­торые ни­како­го от­но­шения к ис­то­рии ка­зачест­ва не име­ют. Хра­ня в го­лове все эти не­раз­ре­шен­ные ис­то­ричес­кие воп­ро­сы, мы и отп­ра­вились в Чи­жовс­кий зо­опарк.
*
kazaki_3
*
 За­кон на­гай­ки

 Ко­ман­дир ка­зачьей дру­жины Вла­димир Шур­пач встре­ча­ет нас у вхо­да в оби­тель зве­рей. Вла­димир одет на ка­зачий ма­нер. На го­лове фу­раж­ка, за по­ясом — на­гай­ка. Вмес­те с ко­ман­ди­ром два ка­зака — Дмит­рий и Ни­колай. На по­ясе у Дмит­рия ви­сит ко­бура. Как ока­зыва­ет­ся, в ней ни­чего нет. Прос­то для кра­соты. Иметь при се­бе ору­жие ка­закам-дру­жин­ни­кам зап­ре­щено. На­гай­ка — не в счет. «На­гай­ка у ка­зака, как у мо­ряка кор­тик, — го­ворит Вла­димир. — Ка­зак без на­гай­ки — это что-то не­ре­аль­ное. Мне ее родс­твен­ник с Ку­бани прис­лал. Ес­ли бу­дет ка­кая-ни­будь экс­трен­ная си­ту­ация, то и по но­ге мож­но се­кануть. Но ес­ли в на­гай­ку пу­ля вши­та, это гро­зит увечьем. Она дро­бит кость, плоть раз­ру­ба­ет. Срод­ни уда­ру саб­ли».
Мы идем по зо­опар­ку в воск­рес­ный день. Имен­но по вы­ход­ным и празд­ни­кам ка­зачья дру­жина не­сет в Чи­жов­ке свою служ­бу. В буд­ние дни ка­заки за­няты обыч­ной жизнью. Ра­бота­ют на за­водах и в ав­то­пар­ках. Ве­дут свой биз­нес. 37-лет­ний ко­ман­дир дру­жины Вла­димир Шур­пач рань­ше был пра­пор­щи­ком МВД. Ушел из ор­га­нов «по обс­то­ятель­ствам». В нас­то­ящее вре­мя за­нима­ет­ся до­рож­ны­ми ра­бота­ми. Го­ворит, что внес свой вклад в стро­итель­ство «Минск-Аре­ны». Плит­ку у комп­лек­са зак­ла­дыва­ла его бри­гада. 
*
kazaki_
 
В воск­ре­сенье зо­опарк по­лупус­той. Всем сво­им ви­дом он на­поми­на­ет за­тянув­шу­юся строй­ку. До­рож­ки за­ас­фаль­ти­рова­ны кус­ка­ми. Кое-где по­пада­ют­ся боль­шие мут­ные лу­жи, ко­торые при­ходит­ся об­хо­дить и пе­реп­ры­гивать. Из клет­ки на по­сети­телей смот­рят груст­ные гла­за зуб­ра. Осо­бое уны­ние зо­опар­ку при­да­ют бро­дячие аис­ты, ко­торые не си­дят в клет­ках, а хо­дят сре­ди лю­дей. Пти­ца на длин­ных но­гах, чье опе­ренье при­няло цвет зем­ли, на­поми­на­ет юро­диво­го, жду­щего по­да­яния у церк­ви. 
 
«Мы приш­ли сю­да с од­ной целью — по­мочь зо­опар­ку, — расс­ка­зыва­ет ко­ман­дир о ка­зачьей мис­сии. — По­тому что секьюри­ти со­дер­жать зо­опарк фи­нан­со­во не мо­жет — бюд­жетная ор­га­низа­ция. А мы аб­со­лют­но без­возмезд­но не­сем служ­бу по ох­ра­не об­щест­вен­но­го по­ряд­ка. По­чему имен­но зо­опарк? У  од­но­го на­шего ка­зака здесь суп­ру­га ра­бота­ет. Так вот и по­лучи­лось… При­ехал вер­ховный ата­ман, с ди­рек­то­ром про­вел пе­рего­воры, сос­та­вили до­говор о сот­рудни­чест­ве, сог­ла­сова­ли с РУВД За­водс­ко­го района. У всех у нас есть удос­то­вере­ния доб­ро­воль­ной на­род­ной дру­жины. Это как юри­дичес­кое подк­реп­ле­ние. Что­бы не бы­ло воп­ро­сов, ког­да мы ос­та­нав­ли­ва­ем че­лове­ка, ко­торый идет, по­шаты­ва­ясь, и прих­ле­быва­ет пив­ко».
*
kazaki_2
 *
Ка­зак и ко­за

 По чи­жовс­ко­му зо­опар­ку гу­ля­ют мо­лодые ро­дите­ли с деть­ми. Ро­дите­ли в ос­новном раз­го­вари­ва­ют на тра­сян­ке и гром­ко сме­ют­ся. Их де­ти бе­га­ют за аис­та­ми, ко­торые не про­яв­ля­ют осо­бого ин­те­реса к жиз­ни. Да и дру­гие мох­на­тые и пер­на­тые жи­тели зо­опар­ка ка­жут­ся «за­баль­за­миро­ван­ны­ми». Рысь в вольере ус­та­вилась в од­ну точ­ку, ку­да-то в сто­рону Чи­жовс­ко­го во­дох­ра­нили­ща. Ли­са спря­талась в ко­нуре. И толь­ко морс­кие ко­тики ве­селят по­сети­телей, из­да­вая нет­ри­ви­аль­ные гор­танные зву­ки. А бу­рый мед­ведь по­едает что-то, на­поми­на­ющее слип­ши­еся ма­каро­ны или ман­ную ка­шу. 
«Единс­твен­ная вы­года, ко­торую мы име­ем, — го­ворит Вла­димир, — это то, что в зо­опар­ке нам да­ют по­ез­дить вер­хом на ло­шадях. При­ходишь чуть рань­ше — на час, пол­то­ра — за­сед­лался, про­ехал­ся. А так глав­ная цель — сле­дить за по­ряд­ком. Мы сле­дим, что­бы лю­ди не пи­ли спирт­ное, не ло­вили ры­бу, не кор­ми­ли жи­вот­ных. Мно­гое из то­го, что по­сети­тели про­совы­ва­ют в клет­ку, жи­вот­ным поп­росту нель­зя. Даль­не­вос­точный ле­опард в прош­лом го­ду в прин­ци­пе от это­го и умер. Нес­коль­ко раз мы ока­зыва­ли по­сети­телям пер­вую ме­дицинс­кую по­мощь. Па­ру раз из за­гона вы­бега­ла ко­зоч­ка, и нас про­сили ее пой­мать. По­сети­тели смот­ре­ли дур­ны­ми гла­зами: ка­кие-то ка­заки бе­га­ют, ко­зу ло­вят! По­это­му от та­ких по­имок мы от­ка­зались. Мы сю­да приш­ли за соб­лю­дени­ем по­ряд­ка наблюдать, но ни­как не за ко­зоч­ка­ми гоняться».
*
kazaki_4
*
 Ле­нин и рав­ви­ны 
 
   По сло­вам ка­зака, си­лу про­тив на­руши­телей по­ряд­ка ему при­менять не при­ходи­лось. Конф­лик­тные си­ту­ации ка­заки пы­та­ют­ся ре­шить мир­ным пу­тем. Ког­да не по­луча­ет­ся, вы­зыва­ют ми­лицию. Но за два с по­лови­ной го­да та­ких си­ту­аций бы­ло все­го нес­коль­ко. 
 
«Си­лу при­менять, сла­ва бо­гу, по­ка не при­ходи­лось, — ут­верж­да­ет ка­зачий ко­ман­дир. — И я ду­маю, что не при­дет­ся. Хо­тя, чест­но го­воря, жда­ли. Ког­да прош­ла ин­форма­ция, что на­ше об­щест­вен­ное объеди­нение бу­дет ох­ра­нять зо­опарк, ре­бята на­ши заш­ли на сайт «свя­домых» (сме­ет­ся). Ну, и по­нес­лось… «Вот мы при­дем! Что тут ка­кие-то ка­заки по­яви­лись!» «Свя­домые» да­же на­писа­ли: а ну-ка со­берем­ся, под­по­ясав­шись по­яса­ми слуц­ки­ми, возь­мем па­лаши и шля­хетс­ким вой­ском при­дем, по­гута­рим с ка­зака­ми эти­ми. Ну, че­ловек ска­зал — че­ловек сде­лал. Жда­ли. Не приш­ли. Да­же не­ин­те­рес­но».
 
Вла­димир не счи­та­ет се­бя по­томс­твен­ным ка­заком. Из нас­то­ящих ка­заков в сво­ем ро­ду на­зыва­ет толь­ко пра­деда по ли­нии ма­тери. По ли­нии от­ца все «па­лешу­ки». Тем не ме­нее, он не­году­ет, что бе­лорусс­ких ка­заков на­зыва­ют «ря­жены­ми». 
 
«Ник­то ис­то­рию тол­ком не чи­та­ет, — го­ворит ко­ман­дир. — Не зна­ют, что бы­ли ка­заки и в Ве­ликом кня­жест­ве Ли­товс­ком, и в Ре­чи Пос­по­литой. Про это по­чему-то за­быва­ют. Толь­ко вспо­мина­ют, ког­да па­ру раз сю­да ка­заки при­ез­жа­ли бун­ты ус­ми­рять. Так, прос­ти­те, не од­ни ка­заки ус­ми­ряли! И пос­ле ок­тябрь­ско­го пе­рево­рота 1917 го­да, ког­да к влас­ти приш­ли Троц­кий («нас­то­ящая фа­милия — Бронш­тейн», — от­ме­ча­ет Вла­димир), по­лук­ровка Ле­нин, уж сколь­ко они кро­ви про­лили… Зем­ля про­пита­на бы­ла — ге­ноцид. Ну, из­ви­ните, ник­то на ули­це, встре­тив рав­ви­на, не кри­чит, что он ря­женый, и не плю­ет ему в спи­ну. А рав­ви­ны хо­дят спо­кой­но. По­чему та­кая то­лерант­ность од­но­бокая?»
 
Ти­шина в зо­опар­ке пре­рыва­ет­ся свис­том стро­итель­ных ма­шин. Здесь, как и во всей Бе­лару­си, со всех сто­рон ко­па­ют и бла­го­уст­ра­ивают. Вот не­дав­но отк­ры­ли дель­фи­нарий, и те­перь у чи­жовс­ко­го зо­опар­ка и вов­се, долж­но быть, не бу­дет от­боя от мин­чан и гос­тей сто­лицы. Хра­ня в ду­ше эту ве­ру, мы пы­та­ем­ся уз­нать у Вла­дими­ра, чем же все-та­ки бе­лорусс­кие ка­заки от­ли­ча­ют­ся от рос­сий­ских и ук­ра­инс­ких.
 
«На­вер­ное, единс­твен­ное от­ли­чие, что у нас ка­заки — в боль­шинс­тве сво­ем имен­но бе­лору­сы, ко­торые здесь ро­дились и вы­рос­ли, — объяс­ня­ет ка­зак. — И не от­но­сят­ся предв­зя­то к лю­дям дру­гого куль­тур­но­го, ре­лиги­оз­но­го и на­ци­ональ­но­го слоя. Мы та­кие же граж­да­не Рес­публи­ки Бе­ларусь, как та­тары и по­ляки. Есть же Со­юз по­ляков в Бе­лару­си. По­чему не мо­жет быть Со­юза ка­заков? Ка­заков, ко­торые раз­го­вари­ва­ют на бе­лорусс­ком язы­ке, я не знаю. А вы та­ких мно­го в го­роде встре­ча­ете? Вот. У нас в стра­не два на­ци­ональ­ных язы­ка».
*
kazaki_6
 *
Приз­рак ан­тихрис­та
 
  Как ока­зыва­ет­ся, стать бе­лорусс­ким ка­заком мо­жет аб­со­лют­но лю­бой че­ловек. Единс­твен­ное тре­бова­ние — пра­вос­лавное ве­ро­ис­по­веда­ние. Ког­да про­ходим ми­мо вольера с ор­ла­нами, наш раз­го­вор не­ожи­дан­но при­нима­ет ре­лиги­оз­ную ок­раску.
 
«Ка­заки ис­конно бы­ли пра­вос­лавны­ми и по­зици­они­рова­ли се­бя как во­ины Хрис­то­вы, — объясняет ко­ман­дир, — по­тому что счи­тали: за­щищая пра­вос­лавных хрис­ти­ан от ту­рок, крым­цев, но­гай­цев, они де­ла­ют бла­гое де­ло. За­щища­ют вмес­те с пра­вос­лавны­ми людь­ми ве­ру и цер­ковь. Ес­ли не бу­дет лю­дей, то, са­мо со­бой, не бу­дет и ве­ры». 
Ге­ро­ем бе­лорусс­ко­го ка­зачест­ва ко­ман­дир дру­жины на­зыва­ет Се­вери­на На­ливай­ко. Его от­ца при­нуж­да­ли при­нять уни­атс­тво и, по сло­вам Вла­дими­ра, «конк­рет­но оби­дели». Се­верин об­ра­тил­ся за по­мощью к за­порож­цам, и часть из них сог­ла­силась «по­гулять по Бе­лой Ру­си». Мы ин­те­ресу­ем­ся, оз­на­ча­ет ли это, что ге­рой бе­лорусс­ких ка­заков выс­ту­пал про­тив са­мих бе­лору­сов.
 
«Про­тив ве­ролом­ной по­лити­ки, — го­ворит Вла­димир. — Ведь, ес­ли взгля­нуть в ко­рень это­го сло­ва, «ве­роломс­тво» — это ло­мать ве­ру. Де­ло да­же не в ка­толи­циз­ме. Пус­кай бы они у се­бя мо­лились в кос­те­ле, а пра­вос­лавным да­вали мо­лить­ся в сво­их церк­вях. Но ведь это­го не про­изош­ло. На­саж­да­лась уния ог­нем и ме­чом. В Ви­тебс­ке был епис­коп Кун­це­вич. Пра­вос­лавных, ко­торые не пе­реш­ли в уни­атс­тво, он поп­росту запретил хо­ронить. Их те­ла рва­ли со­баки и кле­вали во­роны. Лю­ди, са­мо со­бой, бун­то­вали. Мно­гие при­мыка­ли к Гар­ку­ше или гет­ма­ну Ло­боде». 
 
На за­меча­ние, что пра­вос­лавная и ка­толи­чес­кая церк­ви всег­да ис­ка­ли точ­ки соп­ри­кос­но­вения, Вла­димир от­ме­ча­ет: «А это шаг к эку­мениз­му. Эку­менизм под­ра­зуме­ва­ет под со­бой встре­чу ан­тихрис­та, ког­да сот­рутся все гра­ни и гра­ницы. Чи­тай­те Свя­тое пи­сание. Ни в ко­ем слу­чае не долж­но быть ни­како­го сме­шения. Ес­ли в свое вре­мя Рим ре­шил, что мо­жет внес­ти из­ме­нения в дог­ма­ты хрис­ти­анс­кие, из­ме­нить Сим­вол ве­ры еди­ной, ко­торый был  ут­верж­ден на Седь­мом Все­ленс­ком со­боре, это его пра­во. Пус­кай так и пос­ту­па­ет. Но ни в ко­ем слу­чае не ле­зет со сво­им ус­та­вом в чу­жой мо­нас­тырь. Пра­вос­лавная ве­ра от­то­го и пра­вос­лавная, что пра­виль­но сла­вит Бо­га. Нуж­но прос­то по­читать пи­сания свя­тых от­цов. Объеди­нение всех гра­ниц, как го­сударс­твен­ных, так ре­лиги­оз­ных и эт­ни­чес­ких, — это се­мимиль­ный шаг к при­ходу ан­тихрис­та, ко­торо­му все на­роды бу­дут пок­ло­нять­ся и его воз­лю­бят». 
*
zoo_1
*
zoo_2
*
zoo_3
*
zoo_4  
 *
Мы на­мота­ли вок­руг вольеров уже не один круг. Чи­жовс­кий зо­опарк — ма­лень­кий. И, как все хо­рошее, быст­ро за­кан­чи­ва­ет­ся. Ока­зав­шись у вы­хода, ин­те­ресу­ем­ся у ко­ман­ди­ра, ка­кими глав­ны­ми ка­чест­ва­ми дол­жен об­ла­дать бе­лорусс­кий ка­зак.
 «Наш вер­ховный ата­ман Ни­колай Дмит­ри­евич Ула­хович все вре­мя пов­то­ря­ет, что не важ­но, ро­довой ты ка­зак или нет. Глав­ное, что у те­бя есть же­лание сде­лать что-то по­лез­ное, ого­нек в серд­це и за­дор в гла­зах», — го­ворит Вла­димир и пе­речис­ля­ет 10 ка­зачьих за­пове­дей. (Дер­жи сло­во. Сло­во ка­зака — креп­ко. Ка­зак — во­ин по ду­ху и пло­ти сво­ей…). На­пос­ле­док он по­казы­ва­ет фо­тог­ра­фию на сво­ем мо­биль­ном те­лефо­не. На фо­тог­ра­фии си­дят двое маль­чи­шек в ка­зачьем об­мунди­рова­нии. Это де­ти Вла­дими­ра, ко­торых он уже вос­пи­тыва­ет по ка­зачьим тра­дици­ям. С ут­ра об­ли­ва­ет хо­лод­ной во­дой, по вы­ход­ным во­дит в воск­рес­ную шко­лу. А стар­шень­кий, ко­торо­му семь лет, уже и сам хо­дит в зо­опарк — учит­ся сед­лать ло­шадей. Сво­их де­тей Вла­димир на­зыва­ет «ка­зача­тами». 
Вячеслав Корсак

Мнения

Вверх