<p>Большинство витебских улиц до сих пор носит названия, присвоенные им во времена Советского Союза. Городская ратуша возвышается на улице Ленина, вечерний променад от расположенной в историческом здании гостиницы «Эридан» до восстановленного храма на Успенской горе туристы совершают по пешеходным Советской, Суворова и генерала Крылова. По мнению ученых, это вносит диссонанс в исторический облик города.</p>

Большинство витебских улиц до сих пор носит названия, присвоенные им во времена Советского Союза. Городская ратуша возвышается на улице Ленина, вечерний променад от расположенной в историческом здании гостиницы «Эридан» до восстановленного храма на Успенской горе туристы совершают по пешеходным Советской, Суворова и генерала Крылова. По мнению ученых, это вносит диссонанс в исторический облик города.Когда в Витебске появились первые названия улиц, какими они были, как их переименовали и были ли попытки вернуть их исторические имена, корреспондент TIO.BY узнал у профессора, доктора филологических наук, заведующей кафедрой общего и русского языкознания ВГУ имени П. Машерова Анны МЕЗЕНКО на встрече в Духовском круглике.

«Великие» названия первых витебских улиц

Первое упоминание об одной из витебских улиц приходится на конец XV века. «Ее название в архивах мне не встретилось, – признается Анна Мезенко, – но в работах исследователя Ольги Левко она называется Пробойной. Предположительно улица проходила от Верхнего замка к Нижнему, согласно описаниям, там, где сегодня стоит городской универмаг». К слову, многие историки утверждают, что улицы в городе появились еще в XI-XII веках. С этим сложно поспорить. Сомнения скорее вызывает утверждение, что в те времена они уже имели названия. По словам Анны Мезенко, это маловероятно.

Второе официальное название одной из улиц Витебска было зафиксировано в 1522 году и звучало как Великая дорога уличная – сегодня это улица Замковая в центральной части города. К слову, она одна из немногих, которой вернули первоначальное имя. Однако прежде на долю этой улицы выпали многочисленные переименования. Недолго побыв Великой дорогой уличной, она стала просто Великой. Затем получила название Замковой. В XVII-XVIII веках ее переименовывают в Доминиканскую – улица вела к месту, где находился Николаевский собор. Храм переходил от одной конфессии к другой, одно время принадлежал и доминиканцам, от ордена которых и пошло название улицы. (Николаевский собор находился на нынешней площади Свободы. Восстановление храма на одной из центральных площадок Витебска предусмотрено генеральным планом, однако работы не начинают из-за отсутствия финансирования. Сейчас на площади Свободы устроен паркинг. – Я.Ш.). В XIX веке улице возвращают название Замковой. В 1922 году в течение нескольких месяцев она именовалась улицей Троцкого, в 1923-м – опять стала Замковой, а после убийства Кирова в 1934 году улице присваивают имя советского политического деятеля. Вновь Замковой улица стала в 1973 году накануне празднования 1000-летия города. Это название она носит до сих пор. 

Название третьей улицы – Великой Илемницкой – в архивных документах встречается в 1592 году. «Это значит, что улица вела в сторону села Илемница, – объясняет Анна Мезенко. – Называть улицу по населенному пункту, в направлении которого ведет улица, – это один из важнейших принципов номинации улиц у многих народов мира. Может встречаться и такой вариант – улица называлась по названию места, откуда прибыл человек, который на ней поселился». Позже Великая Илемницкая стала Смоленской, а теперь витебчане знают ее как улицу Ленина.

Задуновская или Задунайская?

От всех остальных веков XVI отличается тем, что названия улиц начинают привязывать к микротопонимам – посадам, ручьям, рощам, ключам, порогам. Так, сегодняшняя улица Толстого получила название по посаду Подвинье, по территории которого она проходила, и была Подвинской. «Кстати, в Витебске есть одна особенность, – делает небольшое отступление Анна Мезенко. – Витебчане всегда очень живо реагировали на события, происходящие в мировой истории. И в Минске, и в Гомеле, и в Гродно есть улицы Толстого, но в Витебске она появилась на следующий день после смерти классика».

Улицы Большая и Малая Богословские, названные по Богословскому посаду, сегодня стали одной улицей Коммунистической. Улица Богородицкая теперь носит имя генерала Крылова, а нынешняя улица Суворова в XVI веке называлась Узгорской. От посада Задунавье получила название улица Задуновская – теперь это проспект Фрунзе, названный после его смерти в 1925 году. «Посад назывался Задунавье, – поясняет Анна Мезенко. – Он в свою очередь получил название от ручья Дунай, который до сих пор впадает в Витьбу. Слово «дунай» – диалектное, изначально у славян обозначающее большое скопление воды. Можно представить, каким большим был ручей в XVI веке, что от него пошло название целого посада! Иногда Задуновскую улицу связывают прямо с Дунаем. Это неправильно, ведь тогда улица называлась бы Задунайской».

Были в Витебске и такие любопытные названия, как посад Песья Полянка – теперь это переулок Янки Купалы, и около восьми Сокольницких улиц – с тех пор трассировка улиц изменилась, и на их месте построен университет имени П. Машерова. Имена улицам дало княжеское увлечение охотой, в частности – соколиной и с гончими. Сложно представить, но когда-то Сокольницкие улицы считались далеким пригородом, а теперь былое место их расположения считается одним из центральных мест Витебска.  

XVII-XVIII века – расцвет церковных названий

Если в XVI веке улицы назывались по населенным пунктам, в направлении которых они вели, то в последующие два столетия улицы станут носить имена объектов, которые на них находились. Наиболее важными в то время считались культовые строения, соответственно, XVII-XVIII века дали самое большое количество церковных названий. В Витебске, который радовал приезжих богатством храмов, могли встречаться улицы с одинаковыми названиями, поскольку отдельные святыни также назывались одинаково. Например,  в городе было несколько церквей в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Покровских улиц, соответственно, тоже было несколько – одна из них находилась на месте нынешней Шубина (Покровский храм здесь до сих пор сохранился), вторая улица Покровская находится в квартале, где жила семья Марка Шагала. В свое время улицу переименовали в улицу Дзержинского, потом чуть было не назвали в честь Марка Шагала. Получался каламбур: Марк Шагал жил на улице Марка Шагала. Наконец, в 90-е годы улице возвращают историческое название – Покровская. Сегодня на ней расположен дом-музей Марка Шагала. Такое явление, когда одно и то же название улицы могло появляться в разных частях города, характерно и для других городов, в частности – для Москвы. Правда, последняя обладает несопоставимо большими размерами.

На первых городских планах XVII-XVIII веков можно увидеть одинаковые улицы, названия которых носят более приземленный характер. Так, в Витебске было несколько Грязных улиц. «Как только видите улицу Грязную, – подсказывает Анна Мезенко, – знайте, что рядом был рынок. В те времена это были самые грязные места в городе». В Витебске одна из Грязных улиц находилась возле нынешнего Смоленского рынка.     

В XVII-XVIII веках появляются названия улиц по профессии людей, которые на ней проживали, – улица Гончарная, например. А в начале XIX века улицы называют по профилю завода или фабрики, которые на них работали, – улица Свечная, Кирпичная.

В Витебске было 24 Городокские улицы!

Во второй половине XIX века улицы начинают называть в честь людей. В начале следующего столетия это явление становится массовым. «Но самая главная примета ХХ века заключается в номерных названиях улиц, – продолжает профессор педагогического университета. –  К примеру, 1-я Городокская, 2-я Городокская и так до двадцати четырех. В Витебске было 12 улиц Молотова, 8 Сокольницких улиц. Номерные название во многом сохранились и теперь. Этим мы отличаемся от остальных городов Беларуси – не совсем удачная «визитка» города. Когда улица названа в честь человека и повторяется несколько раз, получается тиражирование личности». Объяснение такому подходу к названию улиц есть. После войны разрушенный Витебск очень быстро восстанавливался, росли целые микрорайоны. Надо было придумать названия сразу нескольким десяткам улиц, и выход искали в нумерации. К слову, подобный принцип номинации очень распространен в США. «Но он все равно отличается от нашего, – говорит Анна Мезенко. – Американцы используют так называемую филадельфийскую модель: с одной стороны улицы пронумерованы, а с другой – им присвоены имена. Причем имена американских президентов. А мы, к сожалению, даже не всех своих князей в названиях улиц увековечили…»

Сходства и различия

В урбанимике Витебск имеет нечто общее со многими городами, в частности с Санкт-Петербургом. Среди славян именно в Питере впервые появились линии – на Васильевском острове их до сих пор 12. В Витебске в районе Песковатиков тоже было 12 линий, правда, теперь их осталось меньше. Но если в Северной столице России линией называли одну сторону улицы, то в Витебске одна линия обозначала и правую, и левую ее стороны. Эти различия говорят о том, что местные жители стремились к самоидентификации и вовсе не считали себя, к примеру, русскими. «Очень многие говорят, что Витебск и Могилев – это уже не Беларусь, – оспаривает мнение многих Анна Мезенко. – На старых планах Витебска есть Русский посад – теперь это район железнодорожного вокзала. Есть и улица Русская – она проходила предположительно там, где сейчас Фрунзе поворачивает на Смоленскую. Раз давали такие названия, значит, витебчане отграничивали себя от русских».

Есть в Витебске особенности, которые он делит с Минском. В частности, это обилие названий улиц в честь участников Великой Отечественной войны – в названиях увековечены воины-освободители, партизаны, даже целые армии.

Поразительно, как названия улиц может стать своеобразной фишкой города. Так, из 370 улиц Рогачева 120 названо в честь космонавтов. Больше всего названий в честь белорусских писателей зафиксировано в Минске. А в Витебске имена классиков носит всего 3-4 улицы, и это вопреки тому, что Витебская земля богата писателями и поэтами. Впрочем, это может быть одним из резервов для названий новых улиц, ведь город постоянно растет.  

Есть в Витебске еще одна особенность – в городе всего 11 улиц, носящих женские имена. Из них пять названо в честь жены Ленина – улица Крупской, 2-я улица Крупской, 4-я улица Крупской, 6-я улица Крупской и переулок Крупской. В названиях остальных запечатлены участницы войны – улицы Веры Хоружей, Виноградовой, Панковой, Зеньковой, Терешковой и Осипенко. К сожалению, в Витебске пока не поднимается вопрос о том, чтобы поставить памятник княгине Ольге – основательнице города. Возможно, ее имя стоит увековечить в названии улицы?

Из генералов – в крестьяне

ХХ век ученые называют самой печальной страницей в истории названия улиц, потому как начинаются их массовые переименования. Первая волна переименований случилась в 1918–1920-е годы. Тогда при изменении названий использовался принцип контрастности. Так, улица Дворцовая стала Советской, Генеральская – Крестьянской. Больше всего самобытных названий погибло в 60-е годы, когда уходили названия, считавшиеся неблагозвучными. Наконец, третья волна переименований пришлась на 70–80-е годы. «Мое отношение к переименованиям всегда было однозначным, – рассказывает Анна Мезенко. – Это самое плохое, что может случиться с названием, ведь нарушается связующая нить времен. Наш город относительно древний, а названия в историческом центре, кроме улицы Замковой, никак не вяжутся с нашей историей. Было бы хорошо вернуть исторические названия хотя бы в центральной части Витебска. В 90-х годах на волне белоруссизации, которая захлебнулась в очередной раз, была создана комиссия по названиям витебских улиц, и я в нее тоже входила. Свои предложения о возвращении старых названий мы публиковали в СМИ, и городские власти нас даже выслушали, но ничего не изменилось. Я думаю, что когда-то это произойдет. Россияне и украинцы, например, уже стараются опомниться и вернуть свидетельства старых времен».

Витебск остался без «Штанов»

Горожане интересуются историей улиц, порой даже из материальных соображений. Так, в западной части Витебска есть улица Золотогорская. Среди старожилов ходят легенды, что в горе, у подножия которой находилась улица, витебчане зарывали золото и серебро. «Улица не могла получить название от этого – такого принципа номинации просто не существует. А называется улица так, потому что ведет к Золотой горе (урочище Золотая Гора, часть лесопарка Юрьева Горка. – Я.Ш.). «Другой вопрос, почему гору назвали Золотой? – интригует собравшихся слушателей Анна Мезенко. И, чтобы предварить набеги на гору золотоискателей, добавляет: – В древние века золотыми называли объекты, куда свозили нечистоты. Удобрения считались золотом».

В целом же витебчане не отличались фантазией в названиях улиц. Если прибегнуть к сравнению, то в американских городах, например, можно частенько прогуляться по улице Поцелуев или улице Радости. Впрочем, были и в Витебске совершенно неожиданные названия улиц. Например, переулок Штаны. Он расходился в две стороны, образуя треугольник, и напоминал горожанам предмет мужского гардероба. Отсюда и получил свое название. Поскольку трассировка улиц была изменена, сегодня Витебск остался без «Штанов». В 1814-1815 годы, согласно описанию, эта улица находилась там, где сегодня расходятся улицы Чапаева и Лазо.   

Первый план Витебска забраковали

Те, кто интересуется урбанимикой, может уточнить названия улиц и узнать их расположение в разные годы на архитектурных планах города. Самый первый план Витебска датируется 1778 годом. Правда, первый блин вышел комом: в архитектурном отношении в плане были допущены ошибки, и его забраковали. Вторая попытка зафиксировать городские улицы, сделанная в 1838 году, оказалась более удачной. В плане насчитывалось 58 улиц и переулков. Правда, названия еще 16 улиц не были приведены.  Их установили путем опроса жителей при проведении переписи населения и по данным полиции.

План 1904 года, выполненный землемером Моисеевым, был сделан в цвете. Он включал в себя 350 названий улиц и переулков. На план 1922 года попало около 400 названий, но большинство из них было изменено большевиками. Последующие планы издавались в 1946 и 1996 годах. В современном Витебске около 900 названий линейных объектов протяженностью 330 км. Есть улицы длиной и в несколько сотен метров, и в несколько километров – например, Московский проспект или улица Горького.

Что лучше: номера или номерные названия?

Одна из недавних поездок к родственникам в подмосковный Зеленоград дала мне интересный повод для размышлений. В кулуарах Зеленоград называют «городом технарей» – именно здесь готовят одних из лучших программистов России. Сложно сказать, этот ли факт в итоге привел к тому, что в Зеленограде практически отсутствуют названия улиц. Вместо этого домам присваивают две цифры: первая обозначает номер микрорайона, вторая – номер самого дома. Моему вопросу о названиях улиц родственница искренне удивилась. «Зачем они нам? С цифрами ориентироваться в городе гораздо удобнее», – парировала она.  

Витебск неустанно растет, появляются новые микрорайоны, соответственно, новые улицы. Пускай в городе остаются номерные названия – все ж лучше, чем номера. А если фантазия иссякнет, всегда можно обратиться к ученым, которые с готовностью поделятся своими исследованиями и собственными наблюдениями. Так, предупредив вопрос о возможных путях расширения принципов номинации улиц, Анна Мезенко рассказала об урбанонимных традициях в отдельных странах, которые не нашли отражения в названиях витебских улиц.

Так, в США улицы называют в честь президентов. Мы могли бы увековечить имена своих князей, государственных деятелей. Сугубо американский подход называть улицы словами с переносным значением. Например, жить на улице Радости, назначать свидание на улице Поцелуев, совершать прогулки по улице Улыбки.

В Китае названия улиц нередко отражают конфуцианские моральные установки или воплощают пожелания счастья, здоровья, долголетия, спокойствия и процветания. Например, улица с пожеланием «Счастья тебе» или «Да будут дни твои долговечны!» Профессор Анна Мезенко считает, что в названиях новых объектов города могут быть использованы моральные установки, которые проповедуют, скажем, православие и католицизм.

Особенность польской урбанимики в том, что в ней присутствует много названий животных. «Я изучила 28 польских городов, и мне встретилось порядка 200 различных животных, – говорит Анна Мезенко. – Среди них были улицы Драконья, Кукушечья, Медвежья, Утиная и даже… Детеныша косули!» Поляки часто называют улицы по именам героев произведений польских писателей.

Стоит присмотреться и к болгарской традиции наименования улиц – по ним можно изучить, ни много ни мало, историю страны. Большинство улиц названо в честь исторических событий, происходивших на территории Болгарии. В названия болгарских улиц вписаны и многие топографические объекты страны.  

Но главное, сегодня мы сами вправе решать, на каких улицах жить и принимать туристов – на улице Ленина или Великой Илемницкой? Задуновской или Фрунзе? Богословской или Коммунистической?..

Анна Мезенко

Анна Мезенко 2

Справка TIO.BY: Пожалуй, сложно будет найти человека, который смог бы рассказать о происхождении витебских улиц больше, чем профессор, доктор филологических наук, заведующая кафедрой общего и русского языкознания ВГУ имени П. Машерова Анна Мезенко, которая занимается урбанимикой с 1983 года. За это время ей удалось поработать во всех областных архивах страны, в Центральном государственном архиве древних актов в Москве, в Московском военно-историческом архиве, где нашлось много материалов о Витебске начиная с XVIII века. Много сведений было извлечено из архивов Варшавы, Кракова, Вильнюса. Результатом исследований стали книги «Віцебшчына ў назвах вуліц» и «Имя внутригородского объекта в истории».