Руководство музея «Несвиж» не против аттестации экскурсоводов от турфирм для проведения экскурсий по замку

Руководство музея «Несвиж» не против аттестации экскурсоводов от турфирм для проведения экскурсий по замку

17 сентября на нашем сайте была опубликована статья «Туроператоры: «Мы прокляли все на свете, с тех пор как был отреставрирован Несвижский замок!». Напомним, что в публикации речь шла о проблемах, с которыми сталкиваются туристические фирмы, отправляя группы экскурсантов в Несвижский замок, – недостаток экскурсоводов в замке, невозможность забронировать экскурсию в необходимый день и так далее. Наша публикация не осталась незамеченной. Министерство культуры решило собрать все заинтересованные стороны на «круглый стол», чтобы обсудить проблемы и найти компромиссы. В «круглом столе» участвовали представители Министерства культуры, Мирского замка и Несвижского дворца, а также туристических компаний «Виаполь», «Галар Экспо», «Мастер путешествий» и другие.

Директора музейных комплексов, многих заинтересованных туристических компаний, а также сотрудники музеев и других популярных туристических объектов собрались вместе, чтобы обсудить возможности более рациональной организации туристических потоков, культуру обслуживания на данных туристических объектах, а также улучшение ее качества. 

Начал совещание заместитель министра культуры Беларуси Тадеуш Стружецкий. Он отметил, что открытый в конце 2010 года замковый комплекс «Мир», а в нынешнем году и дворцово-парковый ансамбль «Несвижский замок» по праву являются сегодня неотъемлемой частью всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Поэтому к данным объектам предъявляются соответствующие требования. «Это не рядовые проходные музеи, которые могут посещать неконтролируемые массы туристов. Если в 2010 году «Несвижский дворец» посетили 134,9 тысячи человек, в 2011-м – 169 тысяч, то только за январь–сентябрь 2012 года – 302,5 тысячи человек, что почти в два раза больше прошлогодних результатов. А такие потоки влекут за собой проблемы с организацией», – подчеркнул Тадеуш Стружецкий.

Данную тему продолжил в своем выступлении директор Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж» Сергей Климов. В частности он подчеркнул, что по строительному проекту музея-заповедника в его залах максимально может находиться до 400 человек, но в связи с колоссальным потоком приходится впускать до 850 туристов за один раз.

«Нарекания на то, что у нас не хватает экскурсоводов, – беспочвенны. По проекту, в музее-заповеднике должны работать 16 экскурсоводов, а количество человек в туристических группах должно быть равно 25. У нас работает сейчас 17 экскурсоводов и заведующий сектором, плюс для некоторых vip гостей экскурсию провожу я сам. Эта проблема связана с тем, что основной поток туристов приходится на пятницу, субботу и воскресенье. Если бы группы были распределены по дням недели равномерно, проблемы не оставалось бы.

Но проблема есть. И мы пытаемся ее решить. Какими путями? На данный момент уже работает 35 аудиогидов, и сейчас мы объявили тендер на закупку еще 70. Тендер завершится через 10 дней, и, думаю, к ноябрю они у нас будут. Также мы занимаемся разработкой QR-кодов, благодаря которым те посетители, кто будет приходить к нам с андроидами, подойдя к туристическому объекту во дворце, смогут просканировать информацию и, таким образом, слушать текст и просматривать изображения».

Также Сергей Михайлович отметил, что с целью ослабления нагрузки на дворец, была написана программа экскурсии по валам и подземелью. Однако осуществить данную идею пока не удалось, так как в строительном проекте дворца не указано, разрешено ли в данном месте проводить туристические экскурсии.

«Мы пришли к выводу, что в следующем году туристические потоки нужно упорядочить. В этом году мы пускали всех, но 302 тысячи – это колоссальные перегрузки для объекта, – подчеркнул Сергей Климов. – Летом в некоторых залах возникла серьезная угроза безопасности предметов. Из-за большого количества посетителей повышается влажность воздуха и в результате страдают залы дворца. Поэтому сейчас мы прорабатываем вопрос об установке трех турникетов, что позволит ограничить поток. Работа будет осуществляться по такому принципу: посетителям будет выдаваться электронный билет на полтора часа посещения. Они могут входить или выходить из комплекса, но в их распоряжении будет полтора часа».

Сергей Климов также подчеркнул, что «Несвижский дворец» готов идти навстречу туроператорам и создаст возможность аттестации экскурсоводов от туристических фирм для проведения экскурсий на территории замка. «Мы уже разработали положение об аттестации, и для экскурсоводов с большим стажем, работающих корректно, мы ее проведем. Такая аттестация будет выдаваться на год, но при этом музей будет устанавливать время, в которое будет приезжать данный экскурсовод со своей группой», – прокомментировал Климов. Что касается квалификации экскурсоводов в музее-заповеднике, Сергей Михайлович отметил, что в целом это люди подготовленные. Однако, безусловно, им еще нужно работать над собой.

Высказался он также и о проблеме, связанной с невозможностью дозвониться в музей-заповедник. «На обслуживании телефонных звонков находятся четыре человека, которые, кроме приема заказов, также занимаются выпиской платежных документов, что занимает время. Поэтому мы применяем следующую модель работы: с понедельника по четверг с 10.00 до 15.00 операторы занимаются приемом заказов, после этого времени телефоны не работают. Но вскоре у нас появится автоответчик, что позволит своевременно получать необходимую информацию о стоимости билетов, времени работы и т. д. Также будет возможность записывать разговоры, чтобы избежать грубости и хамства при общении с оператором».

Тему продолжила директор музейного комплекса «Мир» Ольга Попко. «На 1 октября этого года мы приняли 213 тысяч туристов, и хотя их количество у нас не такое большое, как в Несвижском дворце, проблемы примерно те же. К нам также регулярно приезжают неаттестованные экскурсоводы, которые стремятся проводить экскурсии на территории. И хотя официально существует запрет, экскурсии все равно проводятся. У нас повсюду стоят камеры, и это видно. Но неаттестованный экскурсовод не может рассказать о вещах, которые мы приобрели для замкового комплекса недавно, да и в целом дает не совсем верную информацию. При этом если бы к нам с просьбой принять туристические группы обращались хотя бы на неделю раньше, мы бы могли всех обслужить. По поводу аудиогидов нас не ругают, а больше хвалят. И это действительно очень выгодно для работы музея. Стоит услуга всего 10 000, и при этом туристы не скапливаются в одном месте, а рассредоточиваются по комплексу, слушая интересующую их информацию».

Далее слово было дано туристическим фирмам. Первой выступила сотрудница туристической компании «Галар-экспо» Юлиана Петрович, которая отметила, что данная встреча является очень полезной, так как дает возможность обсудить накопившиеся проблемы и прийти к конструктивному решению. «Возможно, сотрудницы, которые принимают звонки, еще не имеют достаточного опыта и не совсем понимают, как данная система должна работать. Было бы хорошо организовать для них специальные курсы, где они могли бы научиться работать эффективнее», – предложила Юлиана.

Заместитель директора компании «Мастер путешествий» Ирина Якубицкая в свою очередь отметила, что «данные проблемы существуют, но все они в принципе решаемы. Однако хочу обратить внимание на один момент. Заказчик, в данном случае московский туроператор, ставит нас в узкие рамки. Договора заключены на год вперед, и нам нужно выполнить их до конца. Сейчас мы понимаем, что совместить Мир и Несвиж становится все сложнее. Но до конца действия договоров мы обязаны давать московским туристам два объекта: утром Несвиж, а во второй половине дня – Мир. Поэтому аудиогиды, я считаю, – отличный выход из положения. И если Несвижский дворец начнет их использовать, мы сможем закрыть очень многие вопросы».

С коллегой согласилась и руководитель турфирмы «Виаполь» Галина Потаева. Помимо этого, она также предложила внести в работу Несвижского дворца и Мирского замка несколько изменений. Например, работать по предоплате и предоставлять возможность сокращенных экскурсий.

Также на встрече обсуждался вопрос о выступлении различных музыкальных групп и народных коллективов на территории туристических объектов. Как отметил Тадеуш Стружецкий, не каждый профессиональный или любительский коллектив может выступать в объектах наследия ЮНЕСКО, здесь также должны быть установлены определенные стандарты. Поднимался вопрос об изменении входного билета в Несвижский дворец, а также об увеличении времени работы музея-заповедника.

Итоги «круглого стола» подвел Тадеуш Стружецкий. Он подчеркнул, что все вышеописанные проблемы являются решаемыми, и после их разрешения на достигнутом останавливаться нельзя. В частности, он выразил надежду на то, что музей-заповедник  «Несвиж» отлично презентует себя в Польше и будет активно работать на привлечение в страну иностранных туристов из европейских стран.

Новости

Вверх