Во второй раз в Беларуси вручена Национальная театральная премия, и в новом сезоне зрители смогут оценить все лучшее, что создано на сценах страны.

Это «Пиковая дама» (Гродненский областной театр кукол; лучшие спектакль, режиссерская работа, женская роль: Олег Жюгжда, Лариса Микулич), «Пан Министр» (ТЮЗ; лучшая мужская роль: Александр Полозков), «Выкраданне Еўропы, альбо Тэатр Уршулі Радзівіл» (Театр им. Янки Купалы; лучшее музыкальное оформление спектакля и лучшая работа хореографа-постановщика: Андрей Зубрич и Наталья Фурман), «Венчание» (Республиканский театр кукол; лучшая работа художника-постановщика: Татьяна Нэрсисян), «Одноклассники» (Могилевский областной драматический театр; лучшая постановка по произведению современного белорусского автора: Екатерина Аверкова и Юлия Чернявская). Всего 16 номинаций и 3 диплома.

В кулуарах Премии режиссеров Екатерину Аверкову и Олега Жюгжду единогласно называли «лучшими», «надеждой», «достойной сменой».

В то же время коллеги, те самые 112 академиков, тайным голосованием которых решалась судьба номинантов, не скупились на критику. Судьбе национального белорусского театра был посвящен «круглый стол», где собрались представители многих театральных коллективов республики, причем некоторые приехали в Минск без приглашения на премию, а по собственной инициативе. Обильно цитировали Гете и Станиславского, Рощина и Канта. «Мне болит…» было основным посылом лучших выступлений – Ричарда Смольского, Бориса Луценко, Алексея Дударева, а ведь все они известные и «народные», у них-то все могло бы в шоколаде…

Однако нет. Театральную элиту беспокоит тот факт, что театр актерский и режиссерский уступает место директорскому, менеджерскому. Это означает, что приоритеты художественного творчества отступают перед кассовыми, театр превращается в развлечение.

Соответственно, современный зритель становится случайным, он – не театральный и не воспринимает искусство. А со случайным зрителем искусство не развивается.

Театр задыхается от невнимания к нему прессы и критики – нет оценки работы актеров и режиссеров, нет стимулирующего резонанса с общественным мнением. А ведь без национального театра нет нации – этот тезис классиков не раз звучал в обсуждении.

Если до 12 лет ребенок не научился ходить в театр, не успел привыкнуть к театру, он потерян как зритель – на мысли о том, что детский театр должен находиться на особом положении и цепочку от «самых маленьких» до молодежных студий нужно восстановить, специально остановились многие театральные деятели.

Единственный ответ, который искусство может дать обществу и его перманентным кризисам, – хороший спектакль. Но бедность у нас не столько материальная, сколько духовная. И если режиссер не знает, «про что спектакль», то зритель будет только развлекаться, а актер не сможет настроить на осмысленное творчество свой единственный инструмент – самого себя. Так уходит актерская школа, театр переживания, зрительская культура.

И все-таки Национальная театральная премия делает свое дело: она мобилизует профессиональное сообщество, заставляет его оценить и переоценить свою работу, формулирует критерии и выбирает лучшие спектакли, делая это в быстро меняющемся контексте современного искусства.

Многие спектакли из числа номинантов и призеров мы рекомендовали читателям в «Афише «ТиО» и подробно рассказывали о них, например, о «Венчании» в Республиканском театре кукол.

А вот «Одноклассников» в постановке Екатерины Аверковой (Могилев) автору этих строк удалось посмотреть непосредственно в ходе просмотров Национальной премии. Пьеса Юлии Чернявской, пожалуй, один из лучших опытов современной белорусской драматургии, где автор не боится повседневности и не прячется от ее проблем. Герои пьесы узнаваемы, но лишены лакировки, привычного антуража: белорусский ученый, ставший профессором в Германии; его менее удачливая коллега и одноклассница, мама взрослого сына-аутиста; немецкая студентка, пытающаяся увязать реалии западной ментальности своего народа и странности любимого преподавателя. Персонажи второго плана, включая соседку героини и дочь главного героя, в какой-то момент становятся в первый ряд – со своей правдой, бедой, мечтой и нерешенными вопросами. А решений нет, это просто жизнь, где за строчками псевдолирики из социальной сети кроется глубокая драма каждого дня, каждого поступка.

Режиссерское решение спектакля очень органично, сценография как будто очищена от лишних, стандартных подробностей. Ну и финал, разумеется, открытый.

Итак, подведены итоги, вручены награды. В будущем году нас ждут интересные премьеры. А белорусский художественный театр стоит того, чтобы за него побороться, и в новом сезоне по этому пути пойдут новые спектакли и, конечно, мы, зрители.