<p>Превращать обычный маршрут общественного транспорта в туристический — довольно модно</p>

В декабре 2012 года Белорусская железная дорога отметила 150 лет со дня своего основания. В этом году исполнится 140 лет с того времени, как было завершено строительство Либаво-Роменской магистрали, которая прошла по территории Пуховщины.

Сегодня услугами железнодорожного транспорта пользуется подавляющее число жителей района. Электричка — самый удобный, безопасный и дешевый способ попасть в столицу, сообщают «Пухавiцкiя навiны».

Путешествие длиною в 1 час 20 минут является привычным для пуховчан, но довольно скучным для тех, кто вынужден  ездить часто.  Однако любую поездку можно сделать яркой и насыщенной, представив себя не просто пассажиром, а туристом. За окном поезда мелькают населенные пункты, в истории каждого из которых есть достойные внимания факты. Даже если ограничиться пределами нашего района, то железнодорожный туристический маршрут  Пуховичи–Седча получается достаточно любопытным. Здесь найдется повод вспомнить древние легенды, авантюрные истории, примеры мужества и героизма наших земляков, то, чем может гордиться Пуховщина, поразмышлять о перспективах развития края. А своеобразным гидом или путеводителем может стать наша газета. Предлагаем такой вариант экскурсии по Пуховичскому району на электричке.

Пуховичи. О том, как появилась станция Пуховичи, существует довольно забавная история. Дворяне Игуменского повета хотели, чтобы Либаво-Роменская  железная дорога прошла через Игумен (ныне — Червень) и очень просили об этом влиятельных людей в губернском Минске, так как уже смогли убедиться, что наличие такой магистрали положительно сказывается на экономическом развитии региона. Но проектировщики решили, что железнодорожная магистраль пройдет через местечко Пуховичи, в направлении которого линию в скором времени и начали вести. Но вскоре в дело вмешался отставной министр внутренних дел Лев Савич Маков. Он очень захотел, чтобы железная дорога прошла через Марьину Горку, где находилось его поместье, и сделал для этого все возможное и невозможное, наверное, тоже. Строители нарушили проект, но, чтобы избежать неприятностей, на схеме дороги оставили «проектное» название, а на здании Марьиногорской станции прикрепили вывеску, на которой значилось, что это… Пуховичи. Усадебный дом Макова и сегодня виден из окна поезда. На территории  его бывшей усадьбы находится УЗ «Областной детский центр  медицинской реабилитации «Пуховичи». Лев Савич Маков своим воистину авантюрным поступком реально изменил судьбу  Марьиной Горки, которая без железной дороги вряд ли когда-нибудь стала бы городом.  Этим он заслужил благодарность от пуховчан.

Техникум. Здесь находится одно из старейших учебных заведений сельскохозяйственного профиля в республике — УО «Марьиногорский государственный ордена «Знак Почета» аграрно-технический колледж имени В.Е. Лобанка», который был основан в 1876 году. А через дорогу от него видна деревня Новоселки, описание которой есть в одном из популярных этнографических трудов XIX столетия, посвященных Беларуси, —  книге знаменитого ученого,  путешественника и писателя Павла Михайловича Шпилевского «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю», впервые изданной в 1858 году. В ней сказано: «Новоселки очень красивое местечко, лежит на довольно возвышенном берегу реки Цитовки, омывающей село во всю длину его. Здесь есть госпиталь для бедных, учрежденный предками Ратынского, и содержится пособиями помещиков: при госпитале, кажется, есть какая-то школа для детей». В Новоселках в то время проживало много вольных людей — торговцев и ремесленников. Известно, что среди них были особые умельцы, делавшие музыкальные инструменты.

Между Техникумом и Вендежем находится деревня Лядцо. С одним из ее жителей связана легенда об обретении  Марьиногорской чудотворной иконы. События, о которых эта легенда повествует, относятся к веку шестнадцатому. Согласно преданию, в деревне жил поселянин Сидор, который многие годы страдал какой-то хронической болезнью, и никто не мог излечить его. Утешение он находил только в молитве. Однажды во сне ему явилась Богоматерь и обещала совершенное исцеление, если он поставит крест и дом молитвы на холме, на котором собирается народ для служения языческим богам. Сидор исполнил волю небесной заступницы. Он построил часовню на месте бывшего капища и поместил в ней образ девы Марии. Холм, где появилась новая святыня, стал называться  Марьиной горой, и добрая слава о марьиногорской часовне разнеслась по всем окрестностям. Но противники православия вскоре сожгли ее. Однако образ Богородицы остался цел и невредим, его нашли на пепелище. Так наш район обрел свою святыню.

Вендеж. Если выйти на этом остановочном пункте и пройти пару километров вдоль канала в сторону деревни Антоново, можно попасть на место, которое стало своеобразной визитной карточкой нашего района — в географический центр Беларуси. Вычислили эту точку в конце XX столетия. В мае 1996 года вблизи деревни Антоново был установлен специальный геодезический знак.

Дричин. В Беларуси известно много огромных камней самых причудливых форм и размеров, которые принес сюда последний ледник 15 тысяч лет назад. Многие из них в древности стали культовыми объектами и служили местом поклонения языческим богам. Предания говорят о том, что в нашем районе подобные памятники существовали в Марьиной Горке и в окрестностях Пережира.  Один из таких валунов лежал когда-то и недалеко от деревни Дричин в урочище Старое Болото. Согласно местной легенде, под ним было закопано много золота и оружия.  До наших дней он, как и другие священные камни, не сохранился. А удалось ли кому-нибудь добыть клад, спрятанный в этом месте, легенда умалчивает.

Отмечены окрестности Дричина и яркими событиями, связанными с первой российской революцией 1905–1907 годов. На территории Дричинского  сельсовета расположена деревня  Сетча, где в конце апреля — начале мая 1907 года взбунтовались крестьяне.  Недовольные низкой заработной платой, они пришли в имение Онуфрево, принадлежавшее помещику Янишевскому, и заставили сезонных рабочих прекратить работы. Представители власти не смогли усмирить уговорами недовольных крестьян, и для разгона повстанцев был направлен отряд конной полиции. Крестьяне возвели баррикады и, вооружившись кольями, дубинами и камнями, выступили  против  полицейских. В беспорядках принимало участие около 500 человек. В результате столкновения было ранено 6 человек, некоторые повстанцы арестованы.

Руденск. У него богатая история и очень интересные перспективы. Поселок стал развиваться благодаря строительству  железной дороги. Во время Первой мировой войны в августе-сентябре 1915 года на станции зафиксированы революционные волнения солдат Западного фронта. В годы Великой Отечественной здесь действовали подпольщики, а в окрестностях на железной дороге часто совершали диверсии партизаны бригады «Беларусь».

Некоторое время Руденск был центром района. Сейчас поселок включен в перечень городов–спутников Минска. Он привлекателен в качестве города-спутника по многим параметрам, в том числе и тем, что рядом находится Минская ТЭЦ-5 — самая молодая электростанция Белорусской энергосистемы и первая большая тепловая электростанция в СНГ, введенная в эксплуатацию после распада СССР. В минувшем году здесь был осуществлен пуск энергоблока ПГУ-400, который является наиболее крупным и эффективным из эксплуатируемых в настоящее время на электростанциях Белорусской энергосистемы. Коэффициент его полезного действия составляет около 57 процентов против 3840 процентов на  эксплуатируемых турбоустановках.

Из Руденска можно попасть в городской поселок Свислочь, где находится ОАО «Завод горного воска» — современное предприятие по производству широкого ассортимента нефтехимической продукции для различных   отраслей  промышленности. В  последнее время на этом предприятии начали активно осваивать суперсовременные нанотехнологии — проводят исследования в области нановолокон, которые можно использовать в медицине. В минувшем году совместно с Национальной академией наук Беларуси и представительством Международной инженерной академии в Беларуси ОАО «Завод горного воска» презентовал «умный бинт». Была представлена технология электроформования нановолокон биополимера хитозан с целью производства на его основе перевязочных материалов.

Равнополье. Когда смотришь из окна поезда на окрестности деревни, сразу понятно, почему она так называется.  Вокруг действительно раскинулось ровное поле — никаких заметных возвышенностей или оврагов. В начале XIX столетия эти места входили во владения Ошторпов, хозяев  широко известной в то время усадьбы в Дукоре. Можно представить себе жизнь крестьян на землях этих довольно жестоких помещиков, если полагаться на слова эпиграммы польского поэта-юмориста Легатовича, написанной после смерти Ошторпа-младшего: «…смерть Ошторпа в Дукоре произведет большую перемену: господа перестанут пить, а мужики начнут есть…».

Рыбцы. Согласно сведениям из книги «Память. Пуховичский район»,  деревня пострадала в годы Великой Отечественной войны. В январе 1943 года ее сожгли гитлеровцы, погибло 108 жителей.

Зазерка. Недалеко от этого остановочного пункта находится известное не только в нашем районе предприятие, связанное с сельскохозяйственной наукой —  РСДУП «Экспериментальная база «Зазерье»  РУП «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по механизации сельского хозяйства». Научные изыскания здесь начали проводить еще в 1931 году, когда была основана селекционная станция, где занимались выведением новых сортов сельскохозяйственных культур — зерновых, зернобобовых и картофеля. И работали на станции преданные своему делу люди.

Рассказывают, что когда началась война и стало известно о планах гитлеровцев  вывезти в Германию наиболее ценные гибридные материалы, ученые решили им помешать. Они объединились в подпольную группу, которую возглавил Петр Иванович Альсмик.

Весной 1942 года подпольщики перенесли семенные участки с центра совхоза на окраины, спрятали опытные экземпляры семенных сортов картофеля и зерновых, ценную аппаратуру, архивные материалы.  Для этого в подвале картофелехранилища выкопали яму, обили ее досками, обложили соломой. Сделали около тысячи бумажных пакетов,  расфасовали в них семена и перенесли все в хранилище.  Весной 1944 года Альсмиком очень заинтересовались гитлеровцы. Минский подпольный горком партии помог Петру Ивановичу и его супруге уйти в партизанскую зону. После войны он продолжил научную работу, стал академиком, вывел 10 высокоурожайных сортов картофеля.

Седча. То, что мы сегодня знаем как «остановочный пункт Седча», когда-то было железнодорожным разъездом «Пережир». Здесь интересно уже то, что в одном месте вдоль железной дороги расположились два разных населенных пункта: с той стороны, где находятся билетные кассы, — деревня Седча, с противоположной — Пережир. Жители Седчи когда-то занимались торфопереработкой — здесь работал участок торфопредприятия «Сергеевичское». Пережир — поселение более старинное. Первые упоминания о нем относятся к XVI столетию. Когда-то известно оно было далеко за пределами Пуховщины благодаря двум валунам — Демьяну и Марье, о которых совсем недавно мы вспоминали на страницах газеты.

Это последняя остановка в Пуховичском районе. Дальше начинается Минский район.

Конечно, обо всем  сразу рассказать невозможно. Здесь собраны только самые известные факты, касающиеся различных эпох. Но можно построить рассказ и по-другому — отдельно о Великой Отечественной войне,  или об интересных людях, которые жили и живут в наших деревнях и поселках, о современных промышленных и сельскохозяйственных предприятиях. Получатся экскурсии тематические.

Надеюсь, что найдутся люди, которых  «зацепит» эта идея, и в течение года совместными усилиями мы сможем подготовить несколько тематических блоков, в которые войдут мало известные пока факты.  Тем более, что превращать обычный маршрут общественного транспорта в туристический — довольно модно сейчас. Пишите нам!

Наталья  ПАРХОМЧИК