Поставский фотограф Андрей Мацур: «Я люблю фотографировать свой город!»

Поставский фотограф Андрей Мацур: «Я люблю фотографировать свой город!»

Пока многочисленные владельцы фотокамер привозят гигабайты фотоснимков из дальних странствий, поставский фотограф Андрей Мацур ходит по улицам родных Постав, ловя объективом мгновения обычной жизни любимого местечка, и утверждает, что снимать родной край ему намного интереснее, чем самое экзотическое «забугорье».

Андрею 37 лет. Он родился в деревне Ковзаны Поставского района. Серьезно увлекся фотографией шесть лет назад. Его приоритеты в творчестве – жанровая и репортажная фотография. С 2011 года он возглавляет в Поставах фотоклуб «Светосила», объединяющий талантливых молодых фотографов.

В январе 2013 года Андрей представил свою поставскую серию на суд минских коллег. Его выставка в НФК «Мiнск» прошла под названием «Простой, но необычный городок». Сегодня TIO.BY знакомит читателей с талантливым фотографом и его работами.

– Андрей, почему – «простой»? Поставы – исторический город, был владением знаменитого рода Тызенгаузов, здесь сохранились историческая планировка и несколько действительно интересных, небанальных памятников. Ему есть чем привлечь и туристов, и любителей отечественной истории. Не всем белорусским местечкам так повезло!

  И все-таки для большинства людей Поставы – типичный провинциальный городок. «Исследуя» его с фотоаппаратом в руках, я не пытался показать отпечатки новшеств и достижений, оставленные знаменитыми земляками, историческими персонами. Я фотографировал город, который вижу каждый день, шагая по его улицам. Обычную городскую жизнь, протекающую в наше время, но на фоне исторических или архитектурных «декораций» прошлого. Да, мне хотелось показать преемственность традиций, но сделать это сугубо фотографическими средствами. Увы, не все белорусы хорошо знают историю, не все слышали о Тызенгаузе… Я не вижу смысла дополнять выставку историческими фактами и справками в виде комментариев. Для меня Поставы – город, где я провожу много времени, работаю, общаюсь с друзьями, строю планы на будущее… Разумеется, мне очень льстит тот факт, что у города богатая многовековая история, но для меня он необычен по-своему – на уровне чувств и ощущений, личных переживаний… Я люблю фотографировать свой город!

27

33

47  

Вспорхнули вспугнутые кем-то голуби, а за ними в туманной дымке проступают очертания великолепного неоготического костела… Бьется на ветру постиранное белье, детские колготки и носочки…

4

12  

Строго взирает на сияющий крест над куполом старой церкви обязательный в каждом белорусском райцентре Ильич.

1_2

 8

6  

18  

Горожане перемещаются по городу не только на автомобилях, но и на более доступных для них транспортных средствах – мотоцикле или велосипеде, а вот мальчишка тащит на берег из Задевского озера, что в черте города, тяжелую деревянную лодку.

30

17

Пройтись по выставке работ народных мастеров в поставском Доме ремесел «Стары млын» – совсем не то же самое, что увидеть в обычном дворике улыбающуюся старую женщину за прялкой: босые ноги на земле, рука привычно тянет нитку. Кстати, сам автор считает этот снимок самым ярким, эмоциональным во всей серии.

23

– Этот кадр я сделал в центре города. Разве не удивительно? Такое не каждый день и не везде увидишь! – комментирует Андрей Мацур.

Поставы в фотообъективе Андрея Мацура захвачены врасплох. Это не парадные фотографии. Его снимки – это мгновения, теплые, настоящие, живые и выразительные. 

Наверное, и правда: чтобы так снять город, нужно в нем жить, знать и любить его. И не за что-то конкретное: богатую историю или памятники, а – просто так, как любят близкого человека.

– Андрей, а в путешествия фотоаппарат берете? Есть ли замыслы снять какой-то определенный город, памятник?

– Путешествую не так часто, как хотелось бы. Разумеется, всегда беру с собой фотоаппарат, достаточно много снимаю, но это все на уровне «на память». Поскольку, если серьезно работать над какой-то темой, нужно не раз вернуться в какой-то город или место, чтобы сделать тот самый, настоящий кадр. Не всегда есть возможность вернуться в Рим или Вену... Мне кажется, нужно какое-то время пожить там, чтобы город тебя подпустил к своим тайнам, секретам. С Поставами у меня тоже так было: казалось бы, я знал о городе все, но понадобилось два года, чтобы снять тот материал, который вылился в выставку. При этом есть некое чувство незавершенности, ощущение, что это только начало работы над фотографическим проектом. Поэтому поездки «за бугор» считаю не очень  продуктивными в плане удачных кадров. Иногда это что-то вроде красивых открыток, привезенных из путешествия... Например, гондола в Венеции. Для белоруса, который там никогда не был, – это экзотика. Но таким кадром ты никого не удивишь, таких снимков в мире миллион! Поэтому надо или снять так, как до тебя никто не снимал, или вообще не браться за это безнадежное дело! Чтобы показать ну хоть ту же Венецию в своих фотографиях, нужно прочувствовать этот город, его уклад жизни. И уже потом начинать строить свой «фоторассказ». А  на это нужно время, иногда не один год. Мне гораздо интереснее снимать родной край!

– И где уже побывали?

– Бываю во многих местах, но при этом часто не хватает времени на то, чтобы вернуться в нужное место в нужное время за «тем самым» кадром. Поэтому снимаю там, где ближе и удобнее! Сейчас я много путешествую по Мядельскому и Поставскому районам. Во-первых, я понял, что совсем не знаю свою страну, все на уровне каких-то обрывочных справочных данных. На многие места и события я никогда не смотрел через объектив, а стоит! Везде идет жизнь, везде есть сюжеты, везде красивая природа – снимай, не ленись! Во-вторых, нет временных и визовых ограничений, языкового и денежного барьера, а также достаточно легко рассчитать, какая будет погода и когда будет нужный для съемки свет. Бери и снимай! Кто-то может сказать, что все давно уже снято, но я так не считаю. Было бы желание, сюжеты обязательно найдутся! Поэтому для меня съемка родного края на первом месте! Наверное, потому, что я белорус.

Фотографии Андрея Мацура можно увидеть на сайте фотографа.

Мнения

Вверх