В Национальном художественном музее открылась выставка польского фарфора XVIII – XX веков

В Национальном художественном музее открылась выставка польского фарфора XVIII – XX веков

Национальный художественный музей открыл выставку польского фарфора XVIII – XX веков – из собрания Верхнесилезского музея в Бытоме.

Подобную выставку в Беларуси можно увидеть впервые – музейные работники из областных городов специально съехались Минск, чтобы оценить фарфор мануфактур Прушкова, Глиницы, Ратибора, Туловиц, Болеславца и других. В XVIII веке все они, как и производители фарфора и фаянса в Западной Европе, переживали расцвет, внедряли новые технологии. Княжеские и королевские фамилии поддерживали эксперименты в области керамики, в том числе польский король Август II Сильный. Именно он в 1710 году основал в Мейсене первую европейскую мануфактуру. А в самой Польше производство фарфора было начато в 1790 году.

Афиша_Польская-керамика-XVIII-XX-вв

Сейчас эта прекрасная нестареющая коллекционная керамика воспринимается не только как произведения декоративно-прикладного искусства, но и как исторические артефакты. Обсуждение экспозиции очень скоро перешло к волнующей белорусских специалистов теме: увы, у нас нет национальной школы фарфора, но есть «исторический» фаянс, и совместными усилиями нескольких музеев можно было бы показать целостное, последовательное развитие отрасли у нас в стране. Кроме того, в белорусских музеях есть археологическая керамика – так что экспозиция может получиться очень интересной.

Афиша_Польская-керамика-XVIII-XX-вв_3

А польская коллекция после 25 марта переедет из Минска в Витебск. На будущее музейщики вместе с руководством Польского института решили подобную практику – прокат крупных выставок в областных музеях – распространить как можно шире.

Афиша_Польская-керамика-XVIII-XX-вв_2

***

Напомню, что по соседству с польской керамикой экспонируется портрет Владислава Сырокомли (Людвика Кондратовича) кисти Адама Шемеша. Его непременно следует увидеть: это классический романтический портрет, выполненный в лучших традициях старых мастеров.

Писатель и художник были добрыми знакомыми, оба родились в Беларуси, оба связали свою судьбу с белорусской культурой, краеведением, с Вильней.

Стихи и очерки Сырокомли, посвященные Несвижу и Минску, как и творчество Шемеша – портрет Станислава Монюшко и композиции по мотивам произведений Мицкевича, сближают авторов в глазах современного зрителя.

Выставка одной картины, представленной Литовским художественным музеем, будет открыта целый год.

Мнения

Вверх