Мечты белорусского инкаминга: гостиницы, туалеты, IТВ

Мечты белорусского инкаминга: гостиницы, туалеты, IТВ

Белорусское правительство активно декларирует намерение стимулировать экспортную деятельность, акцентируя внимание на экспорте услуг. Именно экспорт услуг уже сейчас позволяет Беларуси в некоторой степени нивелировать размер отрицательного сальдо внешней торговли товарами: за последние шесть лет объем экспорта услуг вырос в 2,2 раза. Одной из составляющих экспорта услуг является и экспорт услуг туристических.

Не секрет, что наша страна покупает продукции больше, чем продает, и разрыв между импортом и экспортом стремительно увеличивается: в прошлом году дефицит внешней торговли составил 9,6 млрд долларов, превысив показатели 2009 года на 32,7%; та же тенденция прослеживается и в нынешнем году.

Министерство экономики признает, что программы импортозамещения не всегда приводят к сокращению отрицательного сальдо внешней торговли, и делает ставку на экспорт услуг: это, пожалуй, едва ли не единственная сфера, демонстрирующая положительные показатели. В 2010 году положительное сальдо внешней торговли услугами составило 1,7 млрд долларов.

Согласно Национальной программе развития экспорта на 2011–2015 годы, экспорт товаров за пятилетку необходимо увеличить в 2,2 раза, экспорт услуг – не менее чем в 3 раза. К 2014 году Беларусь должна выйти на нулевое сальдо внешней торговли, а в 2015 году – обеспечить положительные показатели в своей внешнеэкономической деятельности. Также ставится задача за 5 лет увеличить экспорт туруслуг в 3,5 раза – то есть до 24 млн долларов.

Оставим в стороне рассуждения о реальности подобных установок и поразмышляем о том, что могло бы сделать государство для роста экспорта туруслуг – иными словами, для успешного развития въездного туризма. Специалисты турбизнеса сходятся во мнении, что успехи данного направления невелики даже по сравнению со странами-соседями – Литвой, Польшей, Украиной – и скептически относятся к повсеместно декларируемой поддержке государства.

«Прежде всего чиновникам нужно тщательно обдумывать принимаемые решения и не заниматься вредительством, – комментирует директор компании «Виаполь» Галина Потаева. – Для турфирм, которые занимаются приемом, существенные трудности создало закрытие гостиницы «Беларусь», не нуждавшейся в срочной реконструкции. Изъять 900 гостиничных мест из бедного отелями города – значит просто убить туризм. В Минске туристов, условно говоря, принимают две с половиной гостиницы: отели такого класса как «Европа», «Минск», Crowne Plaza не подходят для размещения туристических групп. Можно сказать, что сейчас сфера приема развивается не благодаря, а вопреки. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, необходимо составить четкий бизнес-план с акцентом на маркетинговой составляющей. В первую очередь нужно определить, где и сколько гостиниц должно быть открыто, где построить рестораны и туалеты. К примеру, обед туристической группы, как правило, запланирован на час дня – значит, в 120-150 километрах от Минска должно работать хорошее кафе. Не стоит забывать о кафе и ресторанах вблизи туристических объектов, а также о создании оригинальных сувениров. Рецепт создания достойной инфраструктуры прост: посредством налоговых льгот нужно обеспечить благоприятные условия для частного бизнеса в этой области. Пока белорусскому инкамингу остается только мечтать о том, чтобы приблизиться к масштабам соседних стран – Польши, Украины, Литвы».

Исполнительный директор компании «Мастер Путешествий» Игорь Чернозипунников уверен, что начинать нужно с рекламы туристического потенциала нашей страны, и первым шагом в этом направлении должно стать возвращение национального стенда на международную выставку ITB в Берлине. «ITB – это, пожалуй, наиболее значимая туристическая выставка, она даже важнее лондонской: именно здесь встречаются все крупнейшие операторы, поддерживают связи с партнерами, – комментирует Игорь Чернозипунников. – Если страна не представлена на Берлинской выставке, она попросту отсутствует на туристической карте мира. Нашего стенда нет на ITB уже три года – выводы напрашиваются сами собой. Руководство отрасли не всегда выбирает наиболее перспективные направления для рекламы туристического потенциала Беларуси. К примеру, белорусский стенд был представлен на выставке в Израиле – это неплохо, однако туристы этой страны, как правило, приезжают в Беларусь самостоятельно, минуя турфирмы, – у многих из них здесь есть друзья и родственники».

Директор компании «БеларусТурСервис» Геннадий Левшин уверен, что въездной туризм находится в плачевном состоянии: в той или иной степени в Беларуси представлены бизнес-поездки и транзит, однако мотивированные туристические потоки почти полностью отсутствуют. Более подробно о проблемах инкаминга и способах их решения, предлагаемых Геннадием Левшиным, читайте в рубрике «Мнение».

Новости

Вверх