Барометр турбизнеса: молодые руководители не собираются посыпать голову пеплом из-за кризиса

Барометр турбизнеса: молодые руководители не собираются посыпать голову пеплом из-за кризиса

Тема экономического кризиса, без преувеличения, в последние несколько месяцев является в СМИ абсолютным хитом и постоянным лейтмотивом, без которого не обходится ни мало-мальски серьезный аналитический материал, ни обычная заметка. Сегодня TIO.BY решил выяснить, а что же думают о кризисе те, за кем будущее, – то есть молодые руководители туристических компаний и проектов. Как реагируют молодые турбизнесмены на вызовы времени, какие инструменты, тактику и стратегию используют, чтобы в это непростое время не просто выживать, но и развивать бизнес? Взгляд молодых на кризис – в нашем «барометре».

сазыкин

Евгений Сазыкин, директор туристической компании «Вояжтур»:

– Я расцениваю кризис как объективную реальность. По-моему, важно отдавать себе отчет в том, что ситуация не изменится – ни в ближайшее время, ни в долгосрочной перспективе. Все вокруг говорят о кризисе, ожидая или подразумевая, что он закончится, и ситуация изменится к лучшему. А я считаю, что мы должны научиться работать в условиях кризиса. Научиться предлагать свои услуги иначе, на другом уровне, чтобы они были востребованы у клиентов. Что бы ни происходило в экономике, мы должны расти над собой, совершенствовать свой продукт.

На мой взгляд, кризис – это не повод для демпинга, как полагает множество компаний, идущих на снижение цен. Они решаются на этот шаг, чтобы как-то протянуть, сохранить рентабельность хотя бы на уровне затрат – в надежде на то, что ситуация в экономике изменится. А уж когда кризис закончится, вот тогда-то к порогу офиса выстроятся очереди туристов, и деньги потекут рекой! Не тешьте себя иллюзиями, такого не будет! Зато своими нынешними действиями эти компании приучают клиента к скидкам, а это чревато. Хотелось бы какой-то консолидации на рынке в этих вопросах.

А для себя мы стратегию определили: учиться и предлагать новый продукт в таком виде, в котором он нужен на рынке. Мы постоянно развиваемся и все равно понимаем, что отстаем, что наш продукт мог бы быть лучше. Современный потребитель, путешественник имеет широкий доступ к онлайн-технологиям: он может воспользоваться системой бронирования отелей, авиабилетов. Мы должны предлагать такой продукт, который будет конкурентоспособным и выигрышным даже по сравнению с тем, что доступно клиенту, вооруженному технологиями. Причем ни в коем случае не стремимся к тому, чтобы наш турпродукт был дешевле! Нигде в мире нет такого, чтобы в ресторане самообслуживания клиент заплатил больше, чем в том, где его обслуживает официант! Тем не менее люди ходят не только в рестораны самообслуживания… И мы хотим предложить туристам такой продукт, от которого он не сможет отказаться.

Ksenia-Demjachenko

Ксения Демьяченко, директор туристической компании «Анна Турс»:

– Мне кажется, по сравнению с летними месяцами работать стало все-таки проще. Стабилизировался курс, и теперь мы можем покупать валюту – это два больших плюса, которые значительно облегчили нашу работу. Сейчас мы снова можем работать с корпоративными клиентами. Еще летом наши партнеры могли расплачиваться с нами только белорусскими рублями, но мы-то не могли расплачиваться белорусскими рублями с поставщиками услуг! А вот теперь мы спокойно взялись за организацию поездки на выставку в Китай: завод перечисляет нам рубли, мы покупаем валюту – и все счастливы!

Ощутимый минус – клиентов стало меньше. Но это прогнозируемый сезонный спад, а клиентов, покупающих дорогие экзотические туры, никогда не бывало много.

Я считаю, что ничего ужасного не происходит! В любом случае нужно работать, осваивать новые технологии, предлагать туристам новые туры, новые направления, новые варианты. Тем более что их подсказывает сама жизнь. Появились новые удобные стыковки во Вьетнам через Киев – можно предлагать туристам путешествие в эту страну. Можно использовать лоукост-авиакомпании, летающие из Вильнюса. Нужно лучше работать! Я во всяком случае не вижу никаких поводов для того, чтобы посыпать голову пеплом!

Галина Воробьева1

Галина Воробьева, директор туристической компании «ЭлиоТревел»:

– Я отношусь к кризису философски! Я сейчас жду второго ребенка, а вы же знаете, что дети рождаются тогда, когда их родители уверены в завтрашнем дне. Может быть, эта уверенность несколько пошатнулась у кого-то, но, думаю, не слишком сильно. Да и в работе я не замечаю особого спада. Может быть, можно говорить о том, что сегмент низкобюджетных туров значительно уменьшился, если не ушел совсем. Но мы никогда не занимались эти сегментом. Недавно я общалась с коллегами, которые в свое время делали ставку именно на недорогие короткие поездки в Киев, Санкт-Петербург – сегодня эти туры практически не продаются, на этом совсем невозможно заработать. И если бы у них не было других направлений деятельности, пришлось бы закрываться.

Наша компания всегда ориентировалась на других клиентов – VIP-путешественников. А они как летали, так и летают. И летний сезон, кстати, мы отработали очень неплохо: те, кто планировал отдыхать, заранее откладывали деньги на поездку, так что неожиданное исчезновение валюты из обменников их планы не нарушило.

масурновский

Евгений Масурновский, руководитель портала Traveling.by:

– Тот, кто говорит, что кризис открывает новые возможности, в определенной степени лукавит. На самом деле понятно, что поле для деятельности сокращается. Когда нет денег, то плохо всем – и потребителям, и продавцам. Сокращение спроса ведет к экономии, у компании не остается средств на развитие и улучшение качества услуг. Если приходится снижать цены, это отражается на качестве продукта.

В то же время кризис способен нести для рынка оздоравливающую функцию. Неповоротливые, нетехнологичные компании вынуждены будут уйти. Туризм не исключение. Влиять на устойчивость и выживаемость турфирмы сейчас будут не ее размеры или возраст, а способность оперативно реагировать на ситуацию.  Несмотря на некоторую стабилизацию, очевидно, что «временные трудности» в экономике будут появляться периодически и нужно готовиться к различным сценариям – от небольшого восстановления спроса до серьезного падения числа туристов. Причем частота таких перепадов явно будет увеличиваться, и тут без мобильного управления компанией не обойтись. В этом плане кризис несет пользу, не позволяя расслабиться и заставляя искать свежие идеи, занимать новые или освободившиеся ниши.

На вопрос, каким туристическим компаниям сейчас легче, крупным или небольшим, «старым» или молодым, однозначного ответа скорее всего нет. На мой взгляд, сейчас слагаемыми успеха для белорусской туркомпании являются: 1) свой продукт, 2) зарубежные партнеры, 3) постоянные клиенты. Все применимо как на выезд, так и на въезд.

Также хотелось бы отметить, что в этом «кризисном» сезоне еще больше проявился следующий тренд – туристы ищут не более дешевый отдых, а возможность сделать привычный отдых дешевле. А это разные вещи. Этот тренд уже уловил ряд компаний, которые предлагают, например, тот же отель, но с перелетом в страну назначения авиакомпанией-лоукостером. Это я к тому, что кто-то снижает  цены, а кто-то ищет новую возможность. У вторых гораздо больше шансов. 

Мнения

Вверх