Дискуссия на TIO.BY. Обсуждаем проект Belarus N: ЗА и ПРОТИВ

Дискуссия на TIO.BY. Обсуждаем проект Belarus N: ЗА и ПРОТИВ

 

 

Надежда Суслова, обозреватель туристического портала TIO.BY:

Belarus N: сюрпрызаў не будзе!

(Взгляд скептика)

Вчера в отеле «Виктория Олимп» состоялась пышная презентация проекта  Belarus N, который, как заявили авторы и организаторы, «преобразит «Неизвестную Беларусь» и покажет миру «Новую Беларусь».

По словам заместителя генерального директора РУП «Производственное объединение «Беларуснефть» Сергея Каморникова, этот проект «направлен на развитие туристического потенциала нашей страны». В подготовке проекта приняло участие коммуникационное агентство «Группа НЭФ».

Суть Belarus N заключается в следующем: в стране существует разветвленная сеть АЗС, сегодня их 546 на разных направлениях. По замыслу идеологов проекта, эти заправки в ближайшем будущем должны стать настоящими туристско-информационными центрами, с помощью которых внутренний и въездной туризм будет развиваться невиданными темпами. В амбициозных планах: подключение к процессу предприятий малого и среднего бизнеса, агроусадеб, музеев и так далее. Будет создан глобальный интернет-портал, где туристы не только получат информацию о туристических возможностях страны, но и смогут забронировать и оплатить тур.  Предполагается также появление рейтинга отелей, усадеб и объектов. Планируется создание неких тематических туров со включением объектов и достопримечательностей. Задуман даже конкурс для журналистов, победитель которого получит машину (!). И все это – в кратчайшие сроки. Присутствующим показали чудесный ролик-мультик с прекрасной песней, где припевом служат слова: «Гей! Ты не чакай, сюрпрызаў не будзе!» Послушав все это, я подумала, что да, на самом деле, сюрпризов здесь ждать нечего. Появилось много вопросов, некоторые озвучу здесь.

1. Машины у меня нет, и не предвидится. Таких, как я, достаточно много. Значит, «безлошадная» часть населения страны уже пролетает мимо проекта, как чайка над тазиком.

2. На мой взгляд, компания «Беларуснефть» задумала этот проект, чтобы поднять свой экологический имидж. Как ни крути, заправка – она заправка и есть.

3. Совершенно непонятно, кто будет заниматься разработкой тематических маршрутов, продекларированных на презентации. Был в качестве примера показан «Сырный маршрут» с посещением Музея сыра, дегустацией сыра, площадкой для сырного фондю и пр. Кто эти люди? Мне кажется, разработчики проекта далеки от реалий туризма. На практике никто из них не пробовал открыть какой-либо частный музей, ибо для этого нет законодательной базы. А согласовать площадки для фондю? Фантастика! Кроме того, создание грамотного туристского маршрута – дело долгое и кропотливое. Профессионалы туризма подтвердят.

4. Удивительно, но факт: недавно заместитель министра спорта и туризма Михаил Портной заявил, что скоро в Беларуси появится глобальный интернет-портал, на котором будут и объекты, и турфирмы, и агроусадьбы, и бронирование… Идея уже одобрена в правительстве. И теперь еще один такой же сайт? На сегодняшний день можно перечислить десятки сайтов с подобным наполнением. Где смысл?

5. Непонятным оказался вопрос о рейтинге объектов, достопримечательностей, усадеб, гостиниц и пр. Если весьма популярный портал Trip Adviser свой рейтинг основывает на отзывах путешественников, то здесь предполагается некая комиссия из неких личностей, которые и будут «третейскими судьями». А судьи кто? Известно, что любой человек пристрастен: одному нравится одно, другому другое. Это дело вкуса. Значит, рейтинг заведомо будет необъективным.

6. Очень «впечатлил» тезис «путешествие должно начинаться на АЗС». Смело, но не соответствует действительности. В представлении большинства соотечественников АЗС – это место с очень плохим кофе, засохшими бутербродами и «одноочковым» туалетом, куда заходить страшно. Туристы, как белорусские, так и зарубежные, называют эти сортиры «запах Родины» и стараются по возможности туда не заглядывать. Поменять имидж АЗС – вот насущная задача.

7. И последнее. К сведению авторов проекта: за свою долгую жизнь в туризме мне приходилось много раз сталкиваться с желающими преобразить «Неизвестную Беларусь» и показать миру «Новую Беларусь». Уверяю вас, дорогие друзья, не с заправок нужно эту работу начинать, отнюдь не с заправок…

Сергей Плыткевич, директор международного фонда поддержки дикой природы «Красный бор»:

Почему проект Belаrus N имеет хорошие шансы повлиять на развитие туристического бизнеса в стране?

(Взгляд оптимиста)

В отличие от Надежды Сусловой, которая познакомилась с проектом Belаrus N  во время презентации, у меня была возможность пообщаться с авторами идеи чуть раньше и получить  больше информации. Безусловно, имея за плечами двадцатилетний опыт издания туристической газеты, общения с профессионалами турбизнеса, я вижу некоторые слабые места этого проекта. Но в данной ситуации мне хочется говорить не о них, а о той помощи, которую могут получить инициативные люди, если эта идея будет реализована.

Первое и самое главное. В проекте задействована мощная государственная компания, которая может быть настоящим локомотивом для развития туризма, хотя напрямую к нему и не имеет отношения. Но и «Белагропромбанк» к туризму не имел отношения, но насколько весомой оказалась его роль в увеличении количества сельских усадеб в стране! Соответствующая программа, возможность получить дешевый кредит подтолкнули многих инициативных людей зарегистрироваться владельцами усадеб. Кто-то, конечно, слегка хитрил, но было много и тех, кому такая помощь была просто необходима, кто реально принимает у себя туристов. Точно так же, на мой взгляд, может быть и с проектом Belаrus N. Участие в нем бесплатное, владельцам агроусадеб, руководителям туристических фирм предоставляется еще один инструмент для продвижения своего продукта. Что в этом плохого?

Если вы имеете готовый туристический маршрут или в принципе готовы его разработать, то почему не воспользоваться открывающейся возможностью? Ведь понятно, что инициаторы проекта Belаrus N, сделав столь масштабную презентацию, заинтересованы в том, чтобы идея была реализована, они будут делать все возможное, чтобы продвигать маршруты участников проекта. В данном случае интересы инициативных людей в регионах совпадают с интересами руководителей крупной государственной коммерческой структуры, так как и тем, и другим нужен хороший результат. Понятно, что критерии этого результата разные – у кого-то это полученная прибыль, а у кого-то улучшившийся имидж. Но и те, и другие заинтересованы в увеличении количества  клиентов.

Я пока ничего не могу сказать об идее оплаты тура прямо на заправке, думаю, скорее всего она не приживется, но зато полностью поддерживаю инициативу использования автозаправок как рекламных площадок для продвижения туристического продукта и торговых точек по продаже сувенирной продукции. Более того, уже сейчас ограждения некоторых автозаправок можно использовать как выставочные площадки, и я готов там разместить экспозицию снимков с ближайшими достопримечательностями. Кстати, отмечу, что современных автозаправок в Беларуси становится все больше, и кофе там хороший, и туалеты цивилизованные.

Так что будущее у этого проекта есть. Только зависит оно от всех нас…

Мнения

Вверх