Туристический кластер «Северные Афины» создается в Сморгонском районе

Туристический кластер «Северные Афины» создается в Сморгонском районе

Сегодня будет проведена (а завтра показана по ТВ) торжественная церемония вручения российской кино и телепремии «Золотой орел».

Предлагаю вашему вниманию представление фильма, который мне видится главным фаворитом, а также все номинации «Орла».

"КАК Я ПРОВЁЛ ЭТИМ ЛЕТОМ"

How I Ended This Summer, Россия, 2010, 124 мин., R. Реж. Алексей Попогребский («Коктебель», «Простые вещи»); в рол.: Григорий Добрыгин (Павел Данилов), Сергей Пускепалис (Сергей Гулыбин)

Жанр. Психологическая драма с элементами приключенческого триллера.

4

Название. Первоначально оно было банальным – «Последний день», но потом возникла идея использовать стилистический приём анаколуф. Это риторическая фигура, состоящая в неправильном грамматическом согласовании слов в предложении. И, право, обидно, что название в мировом прокате – «How I Ended This Summer» – не совсем адекватно.

Персона. Многие специалисты заявляют, что в российском кино, наконец-то, возникла «новая волна», а ее лидером, как правило, называют Алексея Попогребского (род. 7 августа 1972 г.). Он сын сценариста Петра Попогребского, известного, например, по «Особо важному заданию» (1980 г.), фильму, который должен был посетить каждый советский школьник. А вот ленты Алексея, кстати, выпускника факультета психологии МГУ, едва ли интересуют и идеологические органы, и массового зрителя. Это типично арт-хаусные работы, дающие основания ассоциировать их с бессмертными творениями А.Тарковского. По крайней мере, об этом много говорилось во время фестиваля в Берлине. И если вы еще не видели «Как я провёл этим летом», то не настраивайтесь на развлечение. Попогребский заявляет, что отдал этой картине 3 года жизни и на данном ее этапе сделал все, на что способен, поставив именно такой фильм, какой задумывал.

Замысел. Попогребский изначально решил, что действие его фильма будет происходить далеко от Москвы. Причем, как в концептуальном плане, так и исходя из практических соображений. Дабы оторвать съемочную группу от нравов и забот мегаполиса. Дальним Севером Алексей грезил с детства и целенаправленно искал, как место действия, так и подходящий ему сюжет. Действующая (на ней пребывает 5 человек) полярная станция Валькаркай, расположенная на Чукотке, буквально поразила режиссера тем, что географически и топологически – это очень интересное место, являющее собой отдельный мирок. Даже добраться туда – испытание (6 часов на вездеходе от Певека, самого северного города России), а к местам некоторых сцен и вовсе – риск. Режиссер рассказывал, что когда в 2007 году впервые с коллегами дошел до станции, то пришлось лезть по скалам и «более жуткой прогулки не было. В следующий раз мы уже плыли туда на надувной лодке, и причаливали к скалам». Поэтому и подбор членов группы был соответствующим: «Мы спрашивали, готовы ли они жить в сыром бараке без отопления, и если у собеседника загорались глаза, – это был наш человек. С другой стороны, была опасность набрать романтически настроенных студентов, но в итоге народ набрался опытный. Кто-то снимал на Камчатке, кто-то, как Пускепалис прожил 9 лет в соседнем районе Чукотки». К слову, женщин в группу не брали принципиально.

2

Реализация. Благодаря автономности съемочной группы удалось снимать в сюжетной последовательности. И съемки продолжались те же три месяца, что и действие картины. При этом сценарий совершенствовался по ходу съемок, а актера Добрыгина намеренно не знакомили с сюжетом, чтобы ему было проще играть неопытного человека в неоднозначной ситуации. Когда же ему потребовалось воспроизводить отчуждение, Григорий был отправлен «одичать». Жил в 12 км от группы в комнате его героя и пользовался его одеждой. Ныне считается солидным снимать на пленку, но «Как я провел этим летом» фиксировался на цифру, под что было отлажено производство, тем более, что солнце светило по 23 часа в сутки. Съемки велись едва ли не документальным методом наблюдения. Например, чтобы точнее передать весь спектр эмоций героя, часами убивающего время за компьютерной игрой «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля», Григория посадили за компьютер и сказали “рубиться”, забыв про камеру. А потом из многих часов выбрали необходимое. Создатели фильма в охотку эксплуатировали местные особенности. Это ярко проявилось в сцене, по ходу которой герои переливают солярку. Важно было показать, что они очень разные. Старший живет в согласии с природой, а младшего она чаще раздражает. Это чувство можно и сыграть, но реальность всерьез усиливает сцену с помощью вдруг надутых ветром из тундры полчищ комаров. Сергея как бывалого они не кусают, а Григорий ощущает себя не в своей тарелке. Как только сцена закончилась, кровососы улетели. А ведь будь это прописано в сценарии, пришлось бы тратиться на … дрессировщика. По мнению режиссера – самое страшное — это не полярная станция, а соседствующая с ней воинская часть ПВО – «реальный конец света, закрытый в 1994 году. Сложно представить, что за ужасы могли здесь твориться». Именно на ее территории Павел прыгает по бочкам и крутится на радарах. В фильме есть и «обнаженка», а происходит она в старейшем строении Валькаркая – бане, построенной в 1935 году.

PDVD_005

PDVD_008

О сюжете. Опытный полярник Сергей Гулыбин относится к своему ремеслу с уважением и ответственностью, к чему можно отнести и определенную косность в использовании новой техники. Иногда, особенно в условиях дурной погоды, казалось бы, можно и «просачковать» замеры, но он понимает, что это оскорбление профессии метеоролога. Вполне объяснимо, что Сергей с некоторым предубеждением относится к прибывшему практиканту Павлу Данилову. Тот почти не расстается с наушниками «дебильника», часами сидит, уткнувшись в монитор компьютера, и не хочет есть немудреную стряпню от босса, предпочитая готовить самостоятельно. Павлу не нравится, что Сергей активно привлекает его к «бессмысленным» заготовкам топлива и в нарушение инструкции надолго уходит на моторной лодке в воды океана, чтобы наловить рыбы. Так что без определенной степени дедовщины не обойтись. Правда, не понятно, почему Павел воспринимает ее настолько серьезно, что трагически сказывается на развитии событий? Вдруг, насыщая фильм приметами классического триллера, в котором с героями случается уйма опасностей. Павел мог и утонуть в ледяных водах, и стать добычей огромного белого медведя, и получить губительную дозу радиации… А провоцирует такую ситуацию телеграмма, которая несомненно сильно бы расстроила Сергея. Только почему Павел решает, что уместнее будет утаить, лишив коллегу возможностей влияния на процесс, я, честно говоря, до конца не понял. Хотя преподнесено все настолько здорово, что буквально рвет душу…

1

Пускепалис. Образ Гулыбина создавался непосредственно под Сергея Пускепалиса, который сыграв лишь несколько киноролей («Простые вещи», «Скоро весна»), стал одним из наиболее авторитетных российских актеров. Он родился 15 апреля 1966 года в Курске в семье литовца и болгарки. Окончил Саратовское театральное училище и РАТИ. Срочную службу проходил в ВМФ. Много работал в провинциальных театрах, чаще как режиссер. Уже год, как возглавляет Ярославский театр драмы. Кинокарьера Пускепалиса развивается по восходящей. К его чести, он не спешит разменять возникшую популярность на материально выгодные, но проходные роли.

3

Добрыгин. Григорий на 20 лет моложе Пускепалиса, а после главной роли в «Черной молнии» стал кумиром. Вот после этого в прессе стали муссироваться факты из прошлого Добрыгина. И то, что 2 года учился в семинарии Церкви Адвентистов Седьмого дня, и то, что был лицом гей-журнала «Квир». Так что Григорию, по мере нарастания его популярности, стоит подумать, как правильно себя позиционировать. А родился он 17 февраля 1986 года недалеко от Петропавловска-Камчатского. В детстве учился в Академии хореографии при Большом театре. Ныне и получает образование в РАТИ, и работает в театре, и много снимается. Мечтает поучиться в Лондоне. Но планы формулирует скромно: «Моя цель не завоевать Голливуд, а расширить актерские возможности».

5

Прочая информация. Для российского кино сам факт попадания в конкурсную программу МКФ в Берлине является событием. А то, что сразу 3 участника группы вернулись домой с «Серебряными медведями» стало настоящим праздником. Г.Добрыгин и С.Пускепалис удостоились наград за лучшую мужскую роль, а оператор Павел Костомаров – «за выдающийся вклад в искусство».  Номинации на премию «Золотой орел»: фильм, режиссура, сценарий, Пускепалис, съемки и звук минчанина Владимира Головницкого, с которым мне доводилось вместе работать. Сборы в России $0,6 млн. Бюджет $2,5 млн. Рейтинг IMDb – 7,2/963 голоса. Мужская оценка на 0,9 балла выше женской. ***

****

****

НОМИНАНТЫ ПРЕМИИ "ЗОЛОТОЙ ОРЕЛ" ЗА 2010 ГОД

Лучший игровой фильм

 
«БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ»

Продюсеры: Игорь Угольников, Рубен Дишдишян, Владимир Заметалин.
Режиссер: Александр Котт.
Производство: киностудия «Беларусьфильм», кинокомпания «Централ Партнершип»  по заказу телерадиовещательной организации Союзного Государства.

«КАК Я ПРОВЕЛ ЭТИМ ЛЕТОМ»

Продюсеры: Роман Борисевич, Александр Кушаев.
Режиссер: Алексей Попогребский.
Производство: телеканал "Россия", кинокомпания "Коктебель", при поддержке Министерства Культуры Российской Федерации,при поддержке Правительства Чукотского Автономного округа.

«КАНДАГАР»

Продюсеры: Валерий Тодоровский, Илья Неретин.
Режиссер: Андрей Кавун.
Производство: Студия «Рекун-Синема» по заказу телеканала «Россия».

«КРАЙ»

Продюсер: Константин Эрнст.
Режиссер: Алексей Учитель.
Производство:  Первый Канал, ТПО "Рок", ЗАО "Телешоу" при финансовой поддержке ОАО "РЖД".

«ОВСЯНКИ»

Продюсеры: Игорь Мишин, Мария Назари.
Режиссер: Алексей Федорченко.
Производство: кинокомпания "АпрельМИГпикчерс", фонд "Медиамир" при участии кинокомпании "29 февраля".

 

PDVD_000

Лучший телефильм или мини-сериал (до 10 серий включительно)


«ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ»
8 серий

Производство: РВС-Санкт-Петербург.
Продюсеры: Юрий Сапронов, Андрей Смирнов, Дмитрий Месхиев.
Режиссер: Антон Сиверс.

«КОТОВСКИЙ»
8 серий

Производство: кинокомпания «Синемафор», группа компаний «Star Media».
Продюсеры: Александр Робак, Максим Лагашкин, Артём Доллежаль, Влад Ряшин.
Режиссер: Станислав Назиров.

«ПЕЛАГЕЯ И БЕЛЫЙ БУЛЬДОГ»
8 серий

Производство: Студия «Мороз-фильм» по заказу «Централ Партнершип».
Продюсеры: Рубен Дидишян, Арам Мовсесян, Сергей Даниелян, Юрий Мороз.
Режиссер: Юрий Мороз.

 

Лучший телевизионный сериал (более 10 серий)


«ВОЛЬФ МЕССИНГ. ВИДЕВШИЙ СКВОЗЬ ВРЕМЯ»
17 серий

Производство: Студия «Фаворит-Фильм» по заказу кинокомпании «Централ Партнершип».
Продюсеры: Рубен Дишдишян, Арам Мовсесян, Сергей Даниелян, Анатолий Чижиков.
Режиссеры: Владимир Краснопольский, Валерий Усков.

«ИСАЕВ»
16 серий

Производство: Студия «Дед Мороз» по заказу «Централ Партнершип».
Продюсеры: Рубен Дишдишян, Арам Мовсесян, Сергей Даниелян.
Режиссер: Сергей Урсуляк.

«Я ВЕРНУСЬ»
12 серий

Производство: ООО "ПРОФИТ", ООО»Студия Слон».
Продюсер: Сабина Еремеева, Игорь Толстунов.
Режиссер: Елена Немых.

 

Лучший неигровой фильм

«ВИКТОР АСТАФЬЕВ. ВЕСЕЛЫЙ СОЛДАТ».

режиссер: Андрей Зайцев.

«ИЛЬЯ ГЛАЗУНОВ. ЗА СТОЙКОСТЬ ПРИ ПОРАЖЕНИИ»

режиссер: Сергей Мирошниченко.

«СВЯЩЕННЫЙ ОГОНЬ ХИМБА»

режиссер: Сергей Ястржембский.

 

Лучший анимационный фильм 

«БЕЛКА И СТРЕЛКА. ЗВЕЗДНЫЕ СОБАКИ»

Студии "Центр Национального Фильма" и "ЦНФ-Анима", при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Режиссеры: Святослав Ушаков, Инна Евланникова.

«НЕПЕЧАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ»

Студия «Пчела».
Режиссер: Мария Муат.

«ЦИКЛ «РАССКАЗЫ А.П. ЧЕХОВА» (сезон 2010 г.)

НО Фонд социально-культурных программ «Губерния».
Режиссеры: Наталья Мальгина, Сергей Серегин, Павел Сухих, Оксана Холодова.

 

Лучшая режиссерская работа 

Алексей Попогребский

«Как я провел этим летом»

Алексей Учитель

«Край»

Алексей Федорченко

«Овсянки»

Лучший сценарий

Алексей Попогребский

«Как я провел этим летом»

Александр Гоноровский

«Край»

Денис Осокин

«Овсянки»

 

Лучшая женская роль в кино

Аньорка Штрехель

«Край»

Екатерина Климова

«Мы из будущего 2»

Оксана Фандера

«Про любоff»

 

Лучшая женская роль на телевидении

Светлана Иванова

«Вербное воскресенье»

Полина Кутепова

«Пелагея и белый бульдог»

Мария Шукшина

«Террористка Иванова»

 

Лучшая мужская роль в кино

Сергей Пускепалис

«Как я провел этим летом»

Александр Балуев

«Кандагар»

Владимир Машков

«Край»

 

Лучшая мужская роль на телевидении

Дмитрий Дюжев

«Вербное воскресенье»

Евгений Князев

«Вольф Мессинг. Видевший сквозь время»

Владислав Галкин

«Котовский»

 

Лучшая женская роль второго плана

Юлия Пересильд

«Край»

Валерия Ланская

«Рябиновый вальс»

Мария Звонарева

«Человек у окна»

 

Лучшая мужская роль второго плана

Андрей Панин

«Кандагар»

Владимир Машков

«Кандагар»

Виктор Сухоруков

«Овсянки»

 

Лучшая операторская работа

Павел Костомаров

«Как я провел этим летом»

Юрий Клименко

«Край»

Михаил Кричман

«Овсянки»

PDVD_018

(по версии авторов фильма "Овсянки" так должна приукрашваться невеста).

Лучшая работа художника постановщика

Владимир Филиппов

«Воробей»

Евгений Качанов

«Иванов»

Наталья Кочергина

«Маленькие трагедии»

 

Лучшая работа художника по костюмам

Наталья Дзюбенко,
Ирина Вострикова

«Иванов»

Лидия Крюкова

«Маленькие трагедии»

Татьяна Разумовская

«Человек с бульвара капуцинок»

Капуцинок

Лучшая музыка к фильму

Андрей Карасев

«Овсянки»

Евгений Дога

«Рябиновый вальс»

Юрий Потеенко

«Черная молния»

 

Лучший монтаж фильма 

Мария Сергеенкова

«Брестская крепость»

Иван Лебедев

«Как я провел этим летом»

Елена Андреева,
Глеб Никульский

«Край»

 

Лучшая работа звукорежиссера

Филипп Ламшин,
Анатолий Белозеров

«Брестская крепость»

Владимир Головницкий 

«Как я провел этим летом»

Кирилл Василенко,
Елена Титова,
Нелли Иванова

«Овсянки»

 Лучший зарубежный фильм в российском прокате

«АВАТАР» (Avatar)
режиссер: Джеймс Кэмерон

Двадцатый век Фокс

«АЛИСА В СТАНЕ ЧУДЕС» (Alice in Wonderland)
режиссер: Тим Бертон

WDSSPR

«ВВЕРХ» 3D (Up 3D)
режиссер: Пит Доктер, Боб Питерсон

WDSSPR

Мнения

Вверх