Украинцам показали образцы биометрических паспортов

Украинцам показали образцы биометрических паспортов

В течение 2016 года DMC-компаниями, гостиницами, объектами, государственными структурами на российском рынке было осуществлено множество действий по привлечению внимания к городу Минску как MICE- дестинации.

Это были фам-трипы для агентств и клиентов, коллективные и индивидуальные презентации в Москве для российских MICE-компаний, воркшопы в Москве и Минске, публикации в российских СМИ.

Внимание к Минску явно повысилось, но говорить об увеличении потока заявок рано. Такая работа должна проводиться постоянно и более активно, если не агрессивно, но...

В ходе взаимодействия с участниками рынка выяснилось несколько внутренних и внешних проблем, которые тормозят процесс развития, и это проблемы системные.

Первая причина. Непонимание своей роли, наличие претензий друг к другу и отсутствие доверительного взаимодействия между гостиницами, DMC-компаниями и объектами. Каждый из участников рынка по-разному воспринимает свою и чужие роли на рынке. Некоторые гостиницы считают, что DMC-компании недостаточно участвуют в создании добавленной стоимости туристического продукта и живут на комиссионных процентах от отелей. При этом отели забывают, что, кроме оперативной деятельности, DMC «вкладываются» в продвижение дестинации, посещая выставки, презентации, воркшопы.

Комментарий Владимира Разуванова, заведующего кафедрой менеджмента туризма и гостеприимства Института туризма БГУФК:

«В данной ситуации имеет место типичная проблема «безбилетника» (англ. free rider problem), широко известная и обсуждаемая в среде экономистов. Причем в данном случае «безбилетниками» являются именно гостиницы – зачем платить за то, что сделают другие, в данном случае – туроператоры, ивент-агентства, государство, частные активисты, которые «никуда не денутся» – им все равно где-то нужно размещать гостей (кстати, кроме гостиниц еще и перевозчики – «Белавиа», БЖД). Причем даже если какая-либо отдельная гостиница станет активно участвовать в продвижении: оплачивать участие в выставках, спонсировать фам-трипы, оказывать финподдержку туроператорам, то она окажется в невыгодном положении – другие-то не «платили», поэтому у них больше возможностей снизить цены и сделать свое предложение более «интересным» для гостей. Да и гостей понять будет можно, когда они предъявят претензию своему туроператору – мол, в соседней гостинице дешевле… Поэтому обычно или платят все, или не платит никто. И именно поэтому в мире так распространен туристический сбор, именно поэтому многие крупные туроператоры сами являются собственниками гостиниц (TUI), авиакомпаний (Thomas Cook), именно поэтому так важна роль государства именно в продвижении деcтинаций (государство может эффективно решить проблему неплательщика путем налогов и санкций)».

Вторая. Экспансия российских MICE-агентств во взаимодействии с гостиницами напрямую. В этой ситуации роль белорусских DMC-компаний уменьшается и сводится только к сервисному обслуживанию. Пропадает мотивация заниматься продвижением дестинации, идет уход работы на выездной туризм, замыкание на внутренних локальных процессах и интересах. В этой ситуации должна расти функция повышения добавленной стоимости – создание интересных программ и событий, но это уже область ивент-компаний.

Третья. Локализация интересов участников рынка и отсутствие согласованной координирующей, финансовой и маркетинговой роли государственных органов. Каждый из участников рынка преследует свою коммерческую выгоду, и что бы мы ни говорили об общих интересах, смотрит на рынок только через призму собственных интересов. Это с одной стороны оправдано, но и говорит об определенной стадии формирования отрасли. Частные интересы, отсутствие понимания и роли на рынке (первая причина) не дают посмотреть на развитие отрасли и рынка сообща, в интересах друг друга. Государственные органы, городские, отраслевые и республиканские, решают «более важные» вопросы, и такому сектору как туризм, уделяется недостаточное внимание.

Комментарий Владимира Разуванова:

«Отдельно остановимся на проблеме доверия. Доверие, что вселяет некоторый оптимизм, не является статичным явлением, некоторой данностью – оно может развиваться. Так, в конце 1990-х годов, согласно социологическим опросам (Россия), уровень доверия между людьми составлял не более 1012% (около 90% людей на вопрос «Можно ли доверять другим людям?» отвечали отрицательно), при этом подобные опросы, проведенные в среде бизнесменов показали обратное – бизнесмены доверяют друг другу (и это в криминальные 1990-е!!!). Причиной этому было то, что они вынуждены были взаимодействовать друг с другом (иначе бизнеса не сделать), и доверие «выкристаллизовалось» в процессе этих встреч – сформировались механизмы обеспечения гарантий, учета общих интересов. Поэтому всем игрокам туристического рынка необходимо во что бы то ни стало пытаться взаимодействовать, и как можно больше – искать контакты, точки общих интересов (как малогрупповых, так и более широких) – только в этом случае возможно развитие въездного туризма. (Справочно: рост индекса доверия на 1 пункт обеспечивает рост экономики более чем на 0,5%. На всякий случай – прогноз экономики Беларуси на 2017 год (Всемирный банк) – минус 1%)».

Четвертая. Недостаточное количество и качество креативных программ на объектах туризма, отсутствие их позиционирования и продвижения. Часто клиенты говорят: «Почему мы должны к вам ехать? Что у вас делать?» Это говорит о том, что в Беларуси недостаточно интересных предложений, они не отработаны, а также слабо продвигаются. В свою очередь это завязано на туристский поток, объекты не всегда имеют ресурсы для продвижения, и тем более на создание интересных программ – не хватает туристов, финансового потока. Получается замкнутый круг.

Пятая. Мало информации, статистики, анализа, продвижения, взаимодействия с международными площадками и институтами, создания условий для привлекательности дестинации. В стране не систематизируется информация о количестве мероприятий, их тематике, причинах проведения и выбора площадок, конкурентоспособности, финансовым расходам и недостаткам в их проведении. Слабый анализ внешней конкурентной среды, страна (город) не участвует в международных тендерах на проведение конференций, симпозиумов, слабое взаимодействие и участие в международных ассоциациях и специализированных выставках. Не ведется целенаправленная работа над улучшением климата и продвижением для проведения мероприятий. Это могут быть: снижение тарифов на авиаперевозки и проживание (особенно на стадии развития рынка), безвизовый въезд для делегатов, целенаправленная работа с клиентами, другое. Необходимо создание конгресс-бюро или сообщества по MICE туризму.

Эти пять причин высказаны не для того, чтобы заниматься самобичеванием, а для того, чтобы обнаружить проблемы, над которыми надо работать. Беларусь – «молодой организм» в области MICE, и ему надо развиваться. За 2016 год сделано очень много, выявлены проблемы, набиты шишки, о стране узнали, остается их взять на вооружение и двигаться дальше. Всему свое время.

Что же делать и какие решения могут быть на ближайшее время?

1. В связи с тем что рынок разобщен, наиболее реальный сценарий – объединение, восстановление доверия и формирование бюджетов по целям (интересам), по продуктам, по событиям в виде локальных групп, территориальных кластеров, частно-государственных проектов. Ключевую роль на себя могут взять драйверы рынка.

2. Создание условий, согласованных программ и стимулирование развития  MICE-направления на различных уровнях: индивидуальном (ценовые, клиентские), локальном (события, продукты) и государственном (визы, функции конгресс-бюро, продвижение) уровне.

3.  Создание эффективных и действенных механизмов привлечения клиентов в Беларусь. Это креативные программы, события, работа с  клиентами, PR в интернете, ценовые акции и т.д.

Процесс развития MICE-туризма начался, осталось его перевести из категории инициатив и энтузиазма в прагматичную системную работу. Время покажет.

Мнения

Вверх