В Минске решали, «надо ли городу передать все вопросы въездного туризма»

В Минске решали, «надо ли городу передать все вопросы въездного туризма»

Я наблюдаю за этой историей практически с самого начала и, естественно, фильтрую все ту разнообразную, часто противоречивую информацию, которая постоянно поступает ко мне из различных источников, в том числе, как вы понимаете, и из инсайдерских. И не вижу в самой идее создания вышеозначенной структуры «политической воли» городских властей капитально улучшить дела с въездным туризмом в Минске. Начальным толчком все-таки послужил простой, как валенок, факт, хотя мы этот факт совместными усилиями пытаемся выворачивать и запудривать и так, и этак. Факт состоится в том, что последние месяцы в Минске катастрофическая недозагрузка гостиниц. И если частные средства размещения не так уж сильно волнуют город (хотя большинство приватного, в основном, российского, капитала пришло в эту отрасль тоже, между прочим, не просто так – а под нажимом конъюнктурных обстоятельств, связанных с ЧМ по хоккею!), то коммунальная гостиничная собственность приносит огромную головную боль. Десятки гостиниц, принадлежащих городу, вступили в строй в прошлом году. Это новенькие, с иголочки, площади, в которые вложены немалые средства, которым еще и кредиты надо выплачивать, а они стоят либо полупустые, либо пустые (как-нибудь вечерком прогуляйтесь по Чижовке!). Как это все загружать, когда то ли рухнул, то ли присел на время российский въездной вектор, на который делалась вся ставка? А между прочим, еще десятки отелей будут открыты в этом и следующем году. И это не шутки!

Я всегда считала и продолжаю утверждать, что идеи рождаются не в головах, они витают в воздухе. По моим сведениям, в данном случае Андрей Шорец, мэр Минска, «из воздуха» извлек идею создания в городе некой структуры, которая профессионально помогала бы продвигать (а, возможно, и прямо продавать) минские гостиницы на международных рынках, ну и заодно все это способствовало бы в целом въездному городскому туризму. Обсуждая идею, столичный мэр провел даже несколько кулуарных встреч с лидерами белорусского инкаминга. Ну, а следующим шагом стал круглый стол, который прошел вчера в гостинице «Европа». Мероприятие называлось «Туристическо-гостиничный холдинг Минска: необходимость создания, функции, пути развития».

Самого мэра на мероприятии, правда, не было. Был заместитель председателя горисполкома Андрей Доморацкий. И стояла табличка с именем еще одного заместителя  Игоря Карпенко, впрочем, Карпенко тоже не было. Гостиничное хозяйство города было представлено директорами средств размещения, находящихся в коммунальной собственности (исключение составлял лишь Йеспер Франсл, генеральный директор «Ренессанс Минск»). «Лобби» турбизнеса состояло из глав компаний «Виаполь», «Вокруг Света», «БеларусТурСервис», «Дитриб» и РСТО. В общем, на мой взгляд, довольно конструктивный круг профессионалов отрасли, городских хотельеров и заинтересованных чиновников.

Единственное, что хочу попутно подчеркнуть – очевидная узость круга наших фирм, занимающихся сегодня инкамингом  в городе и стране в целом.  И это не потому, что бизнес не хочет зарабатывать на приеме. Будем смотреть правде в глаза  по большому счету, нечего и некому продавать. Турпродукт прирастает, но слабыми темпами, которые, к тому же, в последнее время явно замедлились. И это проблема турфирм или все-таки города и страны? Гостиницы в период чемпионата по хоккею были заполнены, потому что гости понимали, зачем они едут в страну. А сегодня зачем им ехать?! Гостиница сама по себе мотивацию для поездки не создает!

Сразу скажу, что собственно до прямого обсуждения «необходимости создания, функций и путей развития туристического-гостиничного холдинга Минска» мы так и не дошли. Непонятным оказалось, ЧТО именно и, в принципе, НАДО ли вообще что-то создавать в условиях тех проблем, которые мы имеем сегодня с въездным туризмом в целом, и в Минске – в частности.

О проблемах говорили представители турбизнеса. Галина Потаева («Виаполь»), Игорь Чернозипунников («Дитриб»), Игорь Мищенко («Вокруг Света»), Геннадий Левшин («БеларусТурСервис»), Валентин Цехмейстер (РСТО). Тут и коммерческие вопросы, которые порой неразрешимой стеной вырастают между гостиницами и национальными операторами (отели готовы стоять пустыми, но цену «ниже себестоимости» опускать не решаются), и наши застаревшие въездные «болячки», которые никак не решает государство (например, визы), и свежие напасти, которые Нацбанк подкинул то ли по недосмотру, то ли, чтобы уж окончательно добить въездной туризм (чтоб не мучился?). По крайней мере, именно так трактуют профессионалы необходимость указания цен в рублях на сайтах, предназначенных для въездных туристов.

За гостиницы в основном «отдувался» директор гостиничного комплекса «Виктория» Борис Крицкий. Его выступление было очень эмоциональным, правдивым. И после этого рассказа, я, извините, буду еще больше сомневаться в словах некоторых городских чиновников о том, что в Минске «нет убыточных гостиниц». Конечно, можно охарактеризовать положение дел в отельном секторе как угодно, но вот что сказал господин Крицкий: «Каждый день начинается с головной боли – что делать?.. За 9 месяцев количество российских гостей уменьшилось в 4 раза!... За два месяца с трудом вышли на загрузку чуть более 30%!.. «Четверки» продаются по цене «троек»… Все последнее время делим туристов, снижая цены, в результате – недополученные доходы и, как следствие,  неплатежи!..»

В общем, как прямо высказался, отельный сектор устами Бориса Крицкого: «Надо городу передать все вопросы въездного туризма!» Потому что, по словам того же г-на Крицкого, в прошлом году в город приехало около 400 тысяч туристов, а для заполнения гостиниц надо больше миллиона!

Дальше, честно говоря, мне писать нечего. Потому что – как именно это сделать («передать все вопросы въездного туризма»!), то есть какая структура могла бы взять на себя такую функцию и чем именно она должна была бы заниматься,  вопрос более чем туманный. И в рамках вчерашнего круглого стола он рассмотрен не был. Ясно, что на базе информационно-туристского центра Минска в его нынешнем виде никакой ни «живенькой» коммерческой, ни «всемогущей» государственной структуры не построишь. Изначально центр создавался как информационный «орган» с небольшими маркетинговыми полномочиями. Очень много есть хороших примеров в соседних странах различных «конвеншн-бюро», бюро по продвижению города в целом, как, например, Live Riga, которые можно было бы взять за образец, создав что-либо подобное у нас. Но готовы ли мы к этому  с учетом тех нерешенных странных  и текущих, и фундаментальных проблем, которые имеет белорусский въездной туризм и которые не знакомы, скажем так, ни одной соседней стране, в которой туризм развивается не только быстрее, но и как бы «по-другому»?

Подводя итоги, Андрей Доморацкий отметил безусловную конструктивность разговора. Мне показалось, во всяком случае, он понял, что плясать в том вопросе, который мы попытались обсудить, надо «от печки». Сегодня белорусский въездной туризм, и столичный в том числе, испытывает ряд проблем, без решения которых невозможно перейти, наконец, на некий новый уровень. Потому что и вчера мы испытывали те же проблемы, и позавчера. И, как видим, простым введением в строй новых гостиниц эти проблемы не решились. Какая новая структура должна заниматься «новой» идеологией въездного туризма в столице – это пусть решает город в зависимости от того, насколько он действительно заинтересован в притоке туристов в Минск. По словам профессионалов турбизнеса, даже при тех во многом странных (по общепринятым европейским меркам) условиях, которые мы сегодня имеем, многое можно изменить в лучшую сторону. Было бы желание…

Мнения

Вверх